Азбука веры Православная библиотека архимандрит Леонид (Кавелин) Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни


архимандрит Леонид (Кавелин)

Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни

Содержание

Предисловие

I. Местоположение и вид обители II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой III. Историческое обозрение Коренной Пустыни а) Период первый. От 1597 до 1618 года Дьяк Патрикей Насонов б) Период второй. От 1618 до 1764 года в) Период третий. От 1704 по 1862 год Период Самостоятельного Существования Обители и Постепенного её благоустройства В том Монастыре: Вторая церковь Третья церковь Четвёртая церковь Ризница А) Церковные Священнослужебные сосуды Б) Кресты напрестольные В) Кадильницы Г) Церковные Священные книги разные Д) Священные одежды Во оном Монастыре Кельи и прочее каменное и деревянное строение Описание курскаго кореннаго общежительнаго монастыря, с показанием во оном всех строений, а именно: IV. Настоящее состояние Обители А) Храмы и другие здания Б) Прочие здания внутри обители В) Здания вне монастыря Г) Сады, пасеки и огороды Д) Гостиницы Е) Отдаленные принадлежности Монастыря Ж) Достопримечательные церковные вещи и ризница 3) Кладбище V. Степень, преимущества и устав монастыря VI. Настоятели Коренной Пустыни А) Настоятели первого периода (1597 – 1618) Б) Настоятели второго периода (1618 – 1764) В) Настоятели третьего периода (1764 – 1862) VII Монастырские угодия А) Чем владел Монастырь до 1764 года I II III Б) Владения монастырские после 1764 года VIII. Крестный ход и Коренная ярмарка  

 
Предисловие

Летом 1862 года, случилось мне посетить Коренную Рождество-Богородицкую Пустынь, пользующуюся издавна и вполне заслуженной известностью в нашем Отечестве, как место явления чудотворной Иконы Знамения Божией Матери Курской, так и по знаменитой Коренной Ярмарке, бывающей близ этой Обители в 9-ю пятницу после Святой недели.

По желанию достопочтенного Настоятеля Обители О. Архимандрита Ювеналия Половцева, пользуясь свободным временем, я занялся рассмотрением монастырского архива, с целью составить историческое описание сей обители. Оказалось, что архив монастырский начиняется лишь с 1764 года, то есть, с того времени, как пустынь эта, бывшая до 1764 года приписной к Курскому Богородицкому Монастырю, сделалась самостоятельной; для собрания же сведений о начале Обители и состоянии её в период её зависимого существования, пришлось заглянуть и в архив Курского Знаменского монастыря. Таким образом, предлагаемое вниманию читателей «Историческое описание Коренной Пустыни» составилось из сведений о сей Обители, извлеченных из двух монастырских архивов, и частью из других письменных и печатных источников, каковы например: «Рукописное сказание о явлении и чудесах чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, no исконному нарицанию Курская», рукопись, составленная в XVII столетии и в более или менее верных списках довольно распространённая в Курской губернии. Из печатных источников назову: «Описание Курского Наместничества С. Ларионова 1785 года» (Курск) и, «История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения пресвятой Богородицы Иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском Монастыре и его Настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, Грамот Царских и Патриарших, такожде и из рукописного Летописца в Курском Знаменском Монастыре находящегося», (на 55 страницах 1792 г. изд. в Курске).

Желаю, чтобы это описание, составленное мною из усердия к Святой Обители, по желанию и с содействия ея просвещенного Настоятеля, послужило для жителей города Курска к искреннейшему сближению с его родной Святыней, а для дальних посетителей и Богомольцев, посещающих эту Пустынь, преимущественно в летнее время, к ближайшему ознакомлению с нею.

В заключение обращаюсь к читателям сего описания, и во первых к Отцам и братиям сей Святой Обители, словами древнего нашего летописца: «Отцы и братия! Еже где описах, или переписах, или недописах, чтите, исправляя Бога деля, а не кляните, паче же и помяните в своих Святых молитвах многогрешного».

1862г. И. Л.


Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

Вам может быть интересно:

1. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

2. Описание Иоанно-Предтечева псковскаго монастыря митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Краткое сказание о Климецком монастыре архиепископ Игнатий (Семенов)

4. Историческое описание Короцкого женского общежительного монастыря Валдайского уезда, Новгородской епархии архимандрит Геронтий (Кургановский)

5. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря архимандрит Пимен (Благово́)

6. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь Иван Васильевич Баженов

7. Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь в Ростове Великом Андрей Александрович Титов

8. Повествование о Дабра-Либаносском монастыре Борис Александрович Тураев

9. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря протоиерей Сергий Смирнов

10. Новоспасский монастырь: с видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении Иван Михайлович Снегирев

Комментарии для сайта Cackle