архимандрит Леонид (Кавелин)

I. Местоположение и вид обители

Курская Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь находится в Курской Губернии и уезде, расстоянием от Губернского города Курска в 27 верстах на север.

Коренной пустынь сия называется от явившейся здесь в 1295 году при корне одного дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, издревле называемой Курская, по области, к которой принадлежит место явления.

Коренная пустынь расположена на реке Тускарь, на одном из нагорных холмов её правого берега; холм этот, находясь между двумя глубокими лесными логами или оврагами, представляет вид древнего городища, верхняя площадь которого имеет небольшую покатость от запада к востоку к реке и оканчивается обрывом или крутизной в несколько сажень.

Береговое возвышение, по обеим сторонам Обители, поросло лесом; лес этот издревле называющийся Богородицким, оканчивается с севера и юга глубокими оврагами, которые составляют естественные грани монастырских владений; за ними расположены: с севера, село Долгое, с юга, деревня Служня, входившие до 1764 года в число монастырских вотчин.

Белостенные здания Обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из за них, как белая лилия из корзины зелени. Особенно хорош вид на монастырь с противоположного лугового берега р. Тускарь. Отсюда она разом открывается взору всею красотой своих зданий: на первом плане новый Соборный пятиглавый Храм Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры, напоминающий собою две лучшие церкви нашей Северной Столицы: (Благовещенскую конно-гвардейскую и Егерскую). Позади его высится одинакового стиля столпообразная с шатровым верхом колокольня; золоченый крест её высоко блестит в воздухе. Близ Храма видно начало крытых сходов к нижнему источнику или кладезю, где явилась чудотворная икона. Самые сходы скрыты от глаз деревьями, которыми порос весь скат монастырского холма, но за то ясно видна нижняя шатровая церковь во имя Живоносного Источника, древнейшее здание обновленной обители, память усердия к ней первого Русского Фельдмаршала из Русских, Графа Бориса Петровича Шереметева.

Река, отделяя от себя рукава и заливы, перед самою обителью образует три полуострова: один луговой прямо против монастыря и два по сторонам его; за первым, на лёгком береговом возвышении, расположена деревня Будановка, за нею встает красивая дубовая роща, среди которой виднеются скирды хлеба, на дальнем горизонте тянутся, перемежаясь лесками поля, коими так славится Курская хлебородная область. Правый полуостров отчасти покрыт кустарником; за ним река, расширяясь постепенно, образует пруд, в конце которого видна монастырская мельница. На левом полуострове монастырский огород обсаженный деревьями; отсюда река уклоняется к северо-востоку, и, протекая извилинами по лугу и мимо Будановской рощи, теряется вдали.

Не менее живописен вид монастыря с Севера и особливо с одной из двух расположенных в этой стороне пасек (пчельников). Отсюда кроме Соборного Храма и колокольни, видно высокое здание больничного корпуса, над которым высится трибун с главкою и крестом, означающие место теплой церкви; рядом с этим корпусом, начинаются величественные крытые сходы, ведущие к нижней церкви Живоносного Источника и наконец в низу, на берегу реки, самая Церковь. Этот вид особенно замечателен, напоминая собою береговые Афонские Обители; для полного сходства с ними, недостаёт лишь висячих балконов или будочек, которыми усеяны наружные стены тамошних монастырей; а тому кто не был на дальнем Афоне, вид Коренной Пустыни с этой стороны, живо напоминает Русский Иерусалим – Киев и именно Киево-Печерскую Лавру с её сходами в ближние и дальние пещеры.

Горный кряж, покрытый лесом и прорезанный вдоль лесистыми же оврагами, у подножия которых местами бьют ключи чистой холодной воды, довершает сходство этой прекрасной пустыни с Афонскими Обителями; но еще более роднит их мысль, что и эта лесистая гора, подобно Афонской, составляет жребий Божией Матери, как место Ея особенного, благодатного присещения, где уже без малого 600 лет не прерываются хвалебные гласы пений в честь Царицы неба и земли.

И ныне чудотворная Икона Ея, имеющая с 1618 г. пребывание в Курском Богородицком Монастыре, каждое лето в 9-ю пятницу по Пасхе с торжеством, при многочисленном стечении народа, переносится крестным ходом в Коренную Пустынь и остается в ней до 12 сентября (8-го сентября день храмового праздника обители), привлекая сюда богомольцев не только из Курской области, но и со всех сторон России.

Райские красоты южной природы, благоухание немолчной молитвы, благоприятно действуют на душу посетителя этой по истине «красной пустыни». Скоро скрываются здания её из глаз простившегося с ней после богомолья путника, но местоположение обители и назидательная память о ней твердо запечатлевается в благочестивых сердцах; свидетельством этого служит то, что большинство православных богомольцев и странников на пути с Севера, Запада и Востока, в колыбель Православия, родной Киев, считают священным долгом посетить и Коренную пустынь, как место явления чудотворной Иконы Знамения Божией Матери Курская, с наименованием которой соединено не мало благознаменательных исторических воспоминаний, не только местных, но и общих, дорогих для всего Русского народа.



Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

Вам может быть интересно:

1. Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

2. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – IV. Крестный ход на Крещатик в день Св. Владимира. Андрей Николаевич Муравьёв

4. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

6. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

7. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

8. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Праздничный отдых христианина – Март месяц. 25-й день. Благовещение Пресвятые Богородицы протоиерей Григорий Дьяченко

10. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

Комментарии для сайта Cackle