Азбука веры Православная библиотека архимандрит Леонид (Кавелин) Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни


архимандрит Леонид (Кавелин)

Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни

Содержание

Предисловие к первому изданию 1847 года.

I. Местоположение Обители II. История Оптиной Пустыни Отдел I. От основания обители в XV столетии до обновления ее после Литовского разорения, то есть, до 1630 года Отдел II. 1680 – 1724 Отдел III. 1724 – 1764 Отдел IV. 1764–1796 Отдел V. От 1796 года до настоящего времени Духовная грамота Об изданиях Оптиной Пустыни III. Степень монастыря и число братства IV. Чиноположение или устав обители О старчестве V. Здания обители Святые храмы 1. Введенский Собор 2. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери 3. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери 4. Церковь во имя пр. Марии Египетской и св. Праведной Анны 5. Церковь кладбищенская, во имя всех Святых Колокольня Ограда Другие монастырские здания Здания внутри монастыря Здания вне монастыря VI. Достопримечательные св. иконы и другие церковные вещи Святые иконы Кресты Потиры и ковчеги VII. Монастырская библиотека VIII. Чем ныне владеет монастырь 1) Земли 2) Монастырские хутора 3) Четыре мельницы IX. Кладбище X. Настоятели Оптиной Пустыни XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни 1. Архимандрит Мелхиседек Духовное завещание 2. Иеромонах Геннадий 3. Иеродиакон Палладий 4. Иеродиакон Мефодий 5. Игумен Антоний 6. Схимник отец Карп слепой 7. Андрей Андреевич Петровский 8. Иеросхимонах Феодот  

 
Предисловие к первому изданию 1847 года.

Козельская Введенская Оптина Пустынь принадлежит к числу древнейших обителей нашего Отечества: она считает ныне уже четвертое столетие со времени своей известности (письменной) и, по преданию, пятое со времени основания. Судьбы сей обители разнообразны и занимательны для любителей отечественной старины, поучительны и назидательны для ревнителей праотеческого благочестия. Основанная отшельником Оптой, возрожденная незабвенным Платоном и утвержденная боголюбивым Филаретом, она в настоящее время, как по своей наружной лепоте, так и по внутреннему благоустройству, справедливо может назваться «Лаврою Калужской Епархии», подобно тому, как, некогда, высокопреосвященный Платон, митрополит московский и калужский, выражался о любимой им Песноше, называя эту обитель «второй Лаврой своей епархии».

Доселе еще ни один из путешественников – описателей – не полюбопытствовал взглянуть на святыню Оптиной Пустыни, не удостоил даже помянуть ее имя в своих записках. Причины этому, без сомнения, те же самые, по которым до нашего времени не более 50 иноческих обителей имеют свои отдельные описания, хотя необходимость приступить к подобным описаниям Православных обителей, сообразно со всеми критическими требованиями, уже давно сознана всеми.

Род мой с незапамятных времен имеет оседлость в Козельском уезде, в близком расстоянии от Оптиной Пустыни. С малых лет привык я преклоняться перед ее святынею и потом посещал и обозревал ее не раз, в разные эпохи моей жизни.

Предлагаемое здесь описание, плод недавнего посещения моего обители в минувшем 1845 году, да будет жертвою, приносимою от меня, отчизне моих предков и, вместе, выражением личного моего усердия к святой обители отшельника Опты!

При составлении сего описания, я старался, по мере возможности, удовлетворить тем критическим требованиям, которые были высказаны одним из известнейших археологов в статье: «Исторические заметки» (номера 26 и 27 Северной Пчелы 1846 года). Ясно, что эти требования не могут быть одинаково приложены к описанию каждой обители по многим, не зависящим от описателя, причинам, которые столько же могут быть основательны и уважительны, сколько справедливы и полезны для соображения, при трудах этого рода, заметки почтенного археолога.

В заключение всего, долгом считаю принести искреннюю мою признательность иноку Оптиной Пустыни, Петру Александровичу Григорову (издателю известных всем любителям духовного чтения писем задонского затворника Георгия) за его просвещенное и деятельное содействие к успешному совершению моего настоящего труда.

Л. Каверин.


Источник: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни : Описание монастыря, с прил. портр.... / [Л. Кавелин]. - 4-е изд. - Москва : тип. М.Г. Волчанинова (б. М.Н. Лаврова и К°), 1885. - 240 с.

Вам может быть интересно:

1. Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига архимандрит Леонид (Кавелин)

2. К истории казанских монастырей до 1764 года профессор Иван Михайлович Покровский

3. История русской словесности. Часть 2. Отдел 3. Литература в царствование Александра I профессор Иван Яковлевич Порфирьев

4. История стенописи Успенского собора в Москве Александр Иванович Успенский

5. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории церкви и государства с I по IX в. профессор Василий Фёдорович Кипарисов

6. Летопись происходящих в расколе событий за 1896 год профессор Николай Иванович Субботин

7. Кир Батнский сирийский церковный историк VII века Александр Петрович Дьяконов

8. Синодальный художник Алексей Антропов Николай Васильевич Покровский

9. История Российской иерархии. Часть 5 епископ Амвросий (Орнатский)

10. [Рец.] Иеромонах Иосиф. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия профессор Иван Гаврилович Троицкий

Комментарии для сайта Cackle