Источник

Монастырская библиотека

Первые пожертвования книгами в Троицкий Лютиков монастырь сделаны также ктитором оной Боярином, Дворецким и Оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово.

Так во вкладной книге под 172 годом записано, что он прислал в монастырь «дванадесят Миней месячных, да книгу Служебник». Да в том же году: «Прислал с человеком своим с Тимофеем Геннадиным к прежнему своему вкладу три книги печатных, Библию, Синодик, две Грамматики печатные при Архимандрите Вениамине.»

Во 175 году прислал вкладу же книгу «Евангельския беседы», рукописная, купленная им во Львове, о которой мы уже упомянули мимоходом, и наконец в той же вкладной книге записано, что «В 1680 году по преставлении Богдана Матвеевича Хитрово, во исполнение его приказания, жена его вдова Боярыня Мария Иоанновна дала в Троицкой Лютиков монастырь вкладу 15 книг в церковь Божию в вечное его поминовение и по прочих его родителех, при Архимандрите Константине.

Книга Апостол новоисправный в полдесть печатный.

Книга Беседы Апостольские, печатана в десть. Печати Киевской.

Книга Беседы на Деяния св. Апостол и послания св. Апостола Павла с толкованием. Писана уставом в десть.

Книга Кормчая в десть, печатная.

Книга Маргарит в десть, печатная.

Книга Дионисия Ареопагита с толкованием, писана уставом в десть.

Книга Кирилла Иерусалимского, в десть печатная.

Книга Скрижаль печатная в полдесть.

Книга Жезл Правления печатная в десть.

Книга Служебник новоисправный, печатный в полдесть.

Книга Мессии правдивого печатная в полдесть, печати Киевской.

Книга Труба Духовная, печатная в десть, печати Киевской.

Книга Торжественник, скорописной в десть.

Книга Учителя Самуила, скорописной в полдесть.

Книга Часословец малый, печат. в четверть.

Сверх этих книг, большинство коих уцелело и доселе, есть и другие, пожертвованные, как видно из надписей на них тем же благочестивым Боярином из своей домашней библиотеки, и потому справедливо будет сказать, что он и положил начало её образованию своими дорогими вкладами.

Приращаясь от времени до времени вкладами, поступавшими и от других лиц, преимущественно же от скончавшихся здесь Настоятелей, библиотека Троицкого Лютикова монастыря ныне содержит в себе около 300 номеров книг духовного содержания, в числе которых есть несколько рукописных, все весьма замечательные и немало старопечатных.

А) Рукописи

1. Первое место между ними бесспорно принадлежит рукописному Церковному Уставу XVI столетия в десть, писан полууставом, а оглавление и заглавные буквы киноварью. Особого заглавного листа нет, но после указания содержания глав, следует такое заглавие: «Устав церковней службы иже в Иерусалиме святыя Лавры преподобного и Богоносного Отца нашего Саввы, имея всю службу и Устав Церковный, сей же устав и служба бывает и в прочих сущих в Иерусалиме честных обителех.»

Внизу на полях на первых страницах сделана крупная надпись полууставом, означающая время пожертвования этой рукописи в Перемышльский Лютиков монастырь: «Лета

333 г. июня в 31 день дал сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новое «нагаи» Иоаннов сне медведе при Игумене Венедикте».

Время написания рукописи не означено, но определяется следующими данными: 1) В числе Русских Святых, упоминаемых в последовании церковного собрания «вселетняго», нет почивших позже 1474 года. 2) В той же главе под 1-м января на полях рукописи внизу приписано скорописью «в сий день творити память по Государе по Великом Князи Василии Ивановиче во иноцех Варлааме: служить по нем панихиду Архимандриту собором и литургию служити, корм большой торжественный и питие братиям из трапезы с выносом.» 3) В навечерии Рождества Христова, после указа как подобает многолетствовати Царя, в сем Уставе написано: «Сице убо творится в Царствующем граде во Святой Софии. В нашей же Руси подобает инако, но пременить глаголы, зане несть Царствия зде ни Царя; глаголати же сице подобает: многолетны сотвори Бог Князей наших на многа лета.»

И так, сими данными определяется, что этот Устав написан еще при жизни Великого Князя Василия Ивановича (†1513) и до принятия наследником его Иваном IV Васильевичем Царского титула (в 1546 году) и при том не ранее 1474 года, ибо в нем в числе Русских Святых упоминается Св. Исидор, Христа ради юродивый, скончавшийся в этом году. Одним словом: Устав сей написан между 1474 и 1513 годами. Где он написан? Надобно полагать на Юге в Митрополии Киевской59. К этому заключению нас приводят следующие данные. В навечерии Рождества Христова, после многолетствования Великого Князя, написано: «Посем же и Митрополиту рцем сице: многолетие устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея Руси имярек на многа лета.»

В главе 96 между прочим сказано: «Спаси Господи и помилуй, иже повсюду в Православных сущих обители и Печерскую Лавру иже в Киеве, и прочия вся Русския монастыри».

Первообразом этому Уставу, по всем вероятиям послужил список переведённый с Греческого на Славянский, где-нибудь в Болгарии; к этому заключению приводит нас одно место, где говорится: «Архимандрит да не изгонит из монастыря никого же, токмо аже будет Павлокианин (Ересь особенно укрепившаяся, как известно в Болгарии). Мы сличали этот Устав с древнейшим печатным, изданным под названием Церковного Ока в 1634 году в Москве и нашли в рукописном следующие разницы: в нем в числе так называемых Марковых глав недостает первых 52 глав, а храмовых глав нет вовсе (кроме одной под заглавием: «егда в коей обители два храма.» Но за то есть более 25 глав, которых нет ни в первопечатном Уставе, ни в последующих: главы эти все касаются иноческого жития. Но есть несколько и таких, которые имеют более общее значение. Такова например глава, заключающая в себе: послание Преподобного Отца нашего Никона о тайных книгах.

Для ближайшего ознакомления с рассматриваемой нами рукописью выпишем Русских Святых, которые упоминаются в сем Уставе: «в последовании церковного собрания вселетнего.»

Какие из Русских святых упоминаются в сем Уставе.

Месяц сентябрь

19 числа новоявленных мученик Князя Федора и Давида, и Константина новых чудотворец60.

20 числа «в той же день Святых новых мученик исповедник великого Князя Михаила Черниговского и Боярина его Федора.» 61

25 преставление преподобного и Богоносного Отца нашего Игумена Сергия, обители Живоначальной Троицы.62

Октябрь

1-го. В той же день Преподобного Отца нашего Савы иже над Вышерою рекою жившего нового чудотворца.63

2-е. Память Святаго блаженного Андрея, иже Христа ради юродивого.64

Ноябрь

Преподобного Отца нашего Варлаама Хутынского Чудотворца Новгородского.65

Декабрь

21. Иже во Святых Отца нашего Петра Митрополита нового чудотворца святейшна Метрополия роукыа.66

В службе положенной по Уставу накануне Рождества сказано: «По отпусте же (вечерни) и есть литургия или несть, поют братия тропарь празднику, Слава и ныне кондак празднику; по окончании тропаря и кондака, абие канонарх став на среди церкви славить Царя, глаголя, всегласно сице:

Многолетно, сотвори Бог святое царство их на многа лета. Паки се глаголет по ряду. Многолетно сотвори Бог, державное и святое царство их на многа лета. Таже еще Патриарха. Сице убо творим в Царствующем граде во святой Софии: Многолетно сотвори Бог Богом венчанное, Богом нареченное, Богом соблюдаемое державное и святое царство их, на многа лета. В нашей же России подобает инако, но пременить глаголя, зане несть царствия зде, ни Царя, глаголати же сице подобает; Многолетные сотвори Бог Князи наших на многа лета. Таже сице многолетны устроит Бог, благородные и Христолюбивые и Богом избранные Князя наша на многа лета.

Посем же и Митрополиту рцем сице: Многолетне устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея России имярек на многа лета.»

Февраль

12-го. Преставление Отца нашего Алексия Митрополита нового Чудотворца Русского.67

Март

30. Иже во Святых Отца нашего Ионы Митрополита всея России нового Чудотворца.68

Апрель

26. Память иже во Святых Отца нашего Стефана Епископа Перми.69

Май

2.Перенесение мощей св. мученик Князей Русских Бориса и Глеба.

3.Преподобного Отца нашего Феодосия Печерского первого начальника общему житию в России.70

7. Преподобного Отца нашего Антония Печерского.

14. Святого Исидора Христа ради юродивого Чудотворца Ростовского.71

22. Преподобного Отца нашего Никиты Столпника Переяславского Чудотворца.72

25. Обретение честного тела Святого Отца нашего Леонтия Епископа Ростовского.73

Июнь

9. Преставление Преподобного Отца нашего Кирилла Игумена Белоозерского, процветшего в постницех Русской земли нового Чудотворца.74

Июль

2. Против сего числа на полях другой рукой написано: «В сий же день перенесение мощей Преподобного Отца нашего Сергия Чудотворца Радонежского.75

11.Успение Преподобной Княгини Ольги бабы Великого Князя Владимира Киевского.

15. Успение и Святаго и Равноапостольного Великого Князя Владимира Киевского, нареченна во св. крещении Василий просветитель земли Русской св. крещением.

24. Св. Праведных страстотерпиц Князей Русских обою братья по плоти Бориса и Глеба, во Святом крещении наречена Романа и Давида.

Август

24. Перенесение честных мощей иже во святых Отца нашего Петра Митрополита всея России нового Чудотворца.76

26. В той же день празднуем последование похвально встретение иконы Владимирской Пресвятой Владычицы нашея Богородицы от нашествия безбожного Агарянского поганого Царя Темир Аксака.77

Содержание приписки, сделанной на полях устава, мы уже видели в 1-м отделе Истории обители.

2. Беседы Евангельские, толкование Св. Иоанна Златоуста, в листе большого формата, писана полууставом мелким, красивым и убористым письмом, заглавные буквы и заставки киноварью, на 942 страницах, из коих до 547-ой следуют беседы на Евангелие от Матвея, а от 547 и до конца, на Евангелие от Иоанна; от Матвея 90 бесед написаны на 37 листах, а от Иоанна 88 на 32 листах. В начале тех и других бесед помещены изображения Св. Евангелистов, раскрашенные красками и золотом.

Из предисловия видно, что книга эта «переведена бысть от Эллинского премудрейша языка на русский язык в лето 7032-ое в матери градов в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Великом Князе Василие Ивановиче всея Руси Самодержце во 20-е лето Господарства его и при Священном Господине Данииле Митрополите всея Руси, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самого того Святителя, во второе лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшего Максима, его же сам той Самодержец своим Царским посланием от Святые горы призва, мужа вельма мудра во всех трёх языцах, великом и риском и величайше мне русско не токмо, но и творити мирою и роски и ам вииски78 и во всех благоискусна суща, и много от человек нынешнего времени отстояща мудростью и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес был, ангельский хлеб присно ему ядущу, таков аз нарицаю божественных писаний прочитании питающихся (в конце), но молим вы и нас не забывайте пишущих сия и его же трудом и потом сия преведеся многогрешного инока Селивана обители Живоначальныя Троицы и Преподобного Чудотворца Сергия.»

Надпись внизу по листам: 1761/1533 июня в …., сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по Указу великого Государя ходили великие и полномочные послы Окольничий и Оружейничий и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово дал сию глаголемую книгу беседы Евангельские в Перемышльский уезд в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Лютиков монастырь по Отце своём Матвее Елизаровиче и по матери своей по иноке схимнице Парасковии по родителех своих в вечное поминовение; а кто сию книгу из дому Пресвятыя и Живоначальныя Троицы украдёт или продаст, или кому в чем заложит, и тому судит Бог на втором страшном своём Христове Пришествии.»79

Надпись в конце книги: «До зде скончася книга слов блаженного Иоанна Златоустаго глаголемая беседа на Евангелие Иоанна в лето от воплощения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1606-е.»

В самом низу: «Василие священник на тот час град Дрогобыча, при храме святыя и живоначальныя, и нераздельныя Троица,»

3. Беседы Св. Иоанна Златоустаго на деяния Святых Апостолов и на послания святого Апостола Павла с толкованиями. Книга в лист большого формата писана полууставом XVII столетия на 945 страницах. В кожаном переплёте. Надпись по листам: «Лета 7187/1679 книга беседы Апостольские Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а по обещанию его Боярина быть ей у Троицы в Лютикове монастыре.» Другой руки надпись: «Сия книга Апостол толковый Дьяка Ивана Пескова». В начале рукописи: «Списание лет по возвращении Святого Апостола Павла, изъявляюща время всех путей его, и откуда послания своя писаше.»

На 3 странице исчислены «толковщики Апостольские», а внизу на той странице толкование некоторых слов: янкира – якорь, мелхи – Царь, седек – правда, салим – мир, керста – гроб.

От 4 до 14 страницы «Чудеса Св. Апостол.»

На 14 странице: «Сказание известно написанным в книге сей.» Далее следует самый текст.

4. Сборник, в коем первое: Книга Дионисия Ареопагита в лист, писана полууставом на 177 страницах. Как видно из предисловия переведена на Славянский язык Сербским монахом Исайей: споспешением и ексодом или откупом Преосвященного Митрополита Богоспасаемого града Серакир Феодосием в лето 6879-ое (1571).

«Соверших же, говорит о себе переводчик, ту книгу в злейшее всех злых времён, тогда егда во гневе Божии Христиане Западных стран бяху, и подвиже Деспот Углеша все Сербское и Греческое войско, и брата своего Волконина Краля, и иные Вельможи многие, негде до 60,000 избранного войска и пойдоша в Македонии на изгнание Турок, не судивше, яко гневу Божию никтоже мощен противу стати. Тех убо не изгнавше, но сами от них убиени быша, и тамо кости их падоша, и непогребены пребыша, и многое многое множество ови убо в острии меча умроша, овоже в запленении ведено бысть. Нецый их и гонзнувше приидоша, и толико нужда и зло люто облия вся грады и страны Западные, елико ниже уши слышаста, ниже очи видеста, по убиении бо мужа сего храброго Деспота Углеши, просыпашася Измаильтяне и полетеша по всей земли якоже птицы по воздуху, и овех убо от Христиан мечем закалаху, овех же в запленение отваждаху, а оставших смерть безгодно пожже, от смерти же оставшия, гладом погублена быша. Таковый убо глад бысть во всех странах, яков же не бысть от сложения мира, ниже потом таковый, Христе милостивый, да не будет; а ихже глад не погуби, сих попущением Божиим волци нощию и дню нападающе снедаху, увы умилен позор бо видети: оста земля всех добрых пуста, и людей и скотных населий, не бе Князя, ни вожа, ни наставника в людех, ни избавляющего, ни спасающего, но вся исполнишася страха Измаилитского и сердца храбрая доблественных мужей в жен слабейшая сердца преложишася, в то бо время и племя Сербских Господей седми мню рад конец прият, и воистину тогда ублажаху живыи прежде умерших, и веруйте ми не аз иже невежда, но всему есмь, но он премудрый в Еллинех Ливаний, не бы могл писанием представити нужду, иже постиже Христиан Западных страны.»

Надпись внизу по листам: «лета 7187/1679 марта в 12 день сия книга Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а быть ей в Перемышльском уезде Живоначальныя Троицы в Лютикове монастыре.»

б) Вторую половину этого Сборника составляет книга называемая Цветослов. В предисловии к благочестивому читателю неизвестный составитель этой книги смиренно поведает, что он собрал её из многих Божественных Писаний: от Евангелия Иисус Христова, от Святых Богословцев вселенских учителей, наипаче же от бесед Евангельских и Апостольских, якоже трудолюбная пчела, с цветов разумного раю, собирах духовную сладость, и составих книгу сию учительскую далее говорит: «многие болезни на души и труды на теле подъях книги ради сия, но аз, заключает он, много потрудихся, вы же в трудех моих почивайте и теми услаждайте души ваша....»

Всех слов 11, последнее недописано.

5. Сборник или жития Св. Отец рукопись в лист, писана скорописью XVII столетия.

Внизу по листам надпись: «7184/1676 марта в 21 день сия книга глаголемая Соборник боярина Богдана Матвеевича зовомого Иова Хитрово, а написана сия книга в ней же многих Святых великих Отец душеполезные жития по его Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича вере в нынешнем же во 184/1676 году, а по обещанию его быти сей книге в Перемышльском уезде у Троицы в Лютикове монастыре по родителех его во веки неподвижно.» Приводим оглавление:

Сказание главизнам в книге сей

Месяца сентября в 1-й день слово Святого и Преподобного Отца нашего Симеона Столпника…1.

Месяца того же в 6-й день сказание чудес великого Архистратига Михаила...2.

Месяца того же в 8 день слово на Рождество Пресвятой Богородицы…4.

Месяца того же в 14 день слово на Воздвижение Креста Господня…4.

Слово о обретении гвоздия, ими же прибиша Господа...5.

Месяца того же в 23 день слово, на зачатие Иоанна Крестителя и отца его Захарии…6.

В той же день слово о зачатии Иоанна Крестителя.

Месяца октября в 6 день деяния Св. Апостола Фомы, и како созда палату Цареву...7.

Месяца того же в 26 день мучение Св. и славного Великомученика Димитрия...8.

Чудо Св. Димитрия еже виде слуга его пришедша к нему Ангелы.

Месяца ноября в 26 день чудо бывшее Святым Великомучеником Георгием о змии…9.

Месяца июля в 24 день страдание и страсть и похвала Св. Великомученик Бориса и Глеба...10.

Месяца ноября в 1-й день житие и чудеса Св. безмездник Космы и Дамиана...11.

Месяца того же в 8 день слово похвальное Св. Архангела Михаила и Гавриила…12.

Слово иже во Святых Отца нашего Николы, о житие его, и о смерти его, и о хождении его, и о погребении его…13.

Месяца декабря в 25 день иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустого слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа...14.

Слово Иоанна Златоустого на Богоявление Господне...15.

Месяца июня в 29 день деяния и мучение Святых Апостол Петра и Павла...16.

Иже во Святых Отца нашего Андрея Архиепископа Критского слово на Рождество Пресвятые Богородицы...17.

Месяца сентября в 9 день слово Св. Козмы похвальное Св. Праведным Иоакиму и Анне...18.

Месяца того же в 11 день житие преподобной Феодоры Александрийской…19.

Месяца того же в 19 день житие и чудеса благоверному Князю Фёдору Ярославскому…20.

Месяца того же в 20 день мучение Св. Евстафия Плакиды…21.

Месяца того же в 20 день Св. Великомученика Благоверного Князя Михаила и Боярина его Федора Черниговских...22.

Месяца того же в 25 день житие преподобного Сергия Радонежского Чудотворца...23.

Месяца того же в 25 день житие преподобной Ефросинии. ..24.

Месяца того же в 26 день слово на преставление Иоанна Богослова…25.

Месяца октября в 1-й день слово на Покров Пресвятые Владычицы нашея Богородицы…26.

Месяца того же в 29 день слово на преставление преподобного Авраамия Ростовского Чудотворца...27.

Месяца ноября в 6 день слово на память преподобного Варлаама Новгородского Чудотворца...28.

Месяца того же в 16 день мучение Св. Апостола Матфея...29.

Месяца того же в 17 день преподобного Игумена Никона. ..30.

Месяца того же в 23 день слово похвальное благоверному Князю Александру Невскому…31.

Месяца того же в 22 день слово о убиении Благоверного Князя Михаила Тверского...32.

Месяца того же в 23 день слово Климента Папы Римского 33.

Месяца декабря в 17 день слово на скончание трёх отроков, Анании, Азарии и Мисаила...34.

Месяца того же в 21 день житие иже во Святых Отца нашего Петра Митрополита Киевского...35.

Месяца того же в 27 день мучение первомученика Стефана…36.

Месяца января в 17 день сказание и житие преподобного Отца Антония Римлянина...37.

Чудо преподобного Антония и обретение бочки.

Месяца того же в 30 день слово на Собор Трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого...38.

Месяца февраля в 11 день житие преподобного Димитрия, иже на прилуце, Вологодского Чудотворца...39.

Начало повести Алексия Митрополита…40.

Месяца мая в 8 день житие и деяние Иоанна Богослова…41.

Слово на преставление Иоанна Богослова…42.

Месяца мая в 9 день перенесение мощей Николы Чудотворца...43.

Чудо Св. Николы о Василии сыне Агрикове…44.

Месяца того же в 14 день житие и подвиге и отчасти чудес Исидора Христа ради юродивого Ростовского Чудотворца...45.

Житие Святителю Леонтию Ростовскому…46.

Житие преподобного Никиты Столпника Переяславского…47.

Повесть о житии Святых Чудотворцев Муромских благоверного Князя Пётра Февронии…48.

Месяца июня в 9 день житие и подвизи преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца…49.

Месяца июля в 8 день Св. Прокопия Устюжского повесть душеполезна…50.

Месяца того же в 8 день повесть о явлении Чудотворной иконы Св. Богородицы иже в Казани…51.

Месяца того же в 20 день похвала Св. Пророка Илии…52.

В той же день житие и преставление преподобного Отца нашего Авраамия Городецкого Чудотворца…53.

Месяца того же в 25 день преподобного Отца нашего Макария Желтоводского и Унжеского Чудотворца…54.

Месяца августа в 1 день поучение Евангелие от Матфея...55.

Месяца того же в 15 день слово на Успение Пресвятой Богородицы...56.

Месяца августа в 16 день слово на пренесение нерукотворенного образа Господня...57.

Повесть полезна о иконе Пресвятые Богородицы Владимирская...58.

Слово похвально на освящение храма Великомученика Георгия...59.

6. Учителя Самуила обличение на Иудейские блужения – рукопись в четвертку. Дана по завещанию Богдана Матвеевича Хитрово 7184/1676 года. В конце сей книги написано: «Повелением Архиепископа Геннадия преложил на Русский язык Митя толмач лета 7009/1502 году Николая де-Лира на богоотметных Иудеев.»

7. О чиноположениях Церкви рукопись в лист на 50 страницах. На первом листе надпись: «О чиноположении Церкви, из книг от армии Протоиерея Бажанова переписана в Киеве на винтер-квартире, идучи с полком к Турецкой границе к городу Хотину 1783 года в месяце январе.»

В той же книге: «Последование в неделю Православия» в конце оного замечено: «Печатано в Московской Типографии 1767 года месяца февраля, а переписано 1793 года месяца июля 12 дня.»

Далее статья о мироварении; в конце замечено: «Переписано тогда, когда я по Указу находился при свидетельстве Синодальной ризницы, будучи в Московском Казанском Соборе Протоиереем в 1775 году.».

8. Месяца июня в 27 день служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над Свенским Королем Каролом вторымнадесят и воинством его содеянной под Полтавой в лето от воплощения Господня 1709-ое в 1/4 долю листа, писано скорописью.

9. Историческое сведение о Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре из ближайших источников почерпнутое и всем благодеющим сей обители посвященное, собранное в 1829 году Архимандритом Филадельфом рукопись в 1/4 д. листа, на 75 страницах.

10. Выпись с Перемышльских писцовых и межевых книг письма и меры и межевания Стольника Еремея Ларионовича Пятова, да подъячева Григория Зернова, в 193/1685 году данная Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря Архимандриту Моисею с братией на их монастырские вотчины впредь для вотчинного их владения и для сыску беглых крестьян и бобылей, по их челобитью в нынешнем во 193/1685 году. Тут же выпись с книг Воротынского уезду письма и меры и межевания Михаила Петровича Свечина, да подъячева Саввы Рогачева 194/1686 году данная тому же Архимандриту Моисею с братией на приписную их вотчину (бывшего Архангельского монастыря) для вотчинного их владения. Обе эти выписи писаны в 1/4 д. листа, переплетены в одной тетрадке и хранятся в библиотеке на память прошлого быта обители.

В) Старопечатные книги

1) Избранные поучения иеромонаха Кирилла Тринквилиона. Печ. в Рохманове 7128/1679 года в лист. Положил Василь Богданов сын Гулчаков 1646 года.

2) Трефолой за месяцы март, апрель и май. Печатан в Москве 7146/1638 года в лист. Надпись по листам: «Лета 7147/1639 сентября в 22 день дал сию книгу Шаровкина монастыря старец Иона Чичерин при Архимандрите Моисее. »

3) Полуустав. Печатан в Москве 7148/1640 года в лист. Помета по листам: «Дал инок схимник Иона Иванович Чичерин чрез племянника своего Федора Михайловича Толочанова.»

4) Житие Преподобных Сергия Чудотворца и ученика его Преподобного Никона Московской печати 7155/1647 в лист и тут же присоединено житие Пр. Саввы Звенигородского другой печати (крупнее и внизу надпись: в лето 7154/1646).

5) Лествица Иоанна Лествичника с толкованиями, Московской печати 7155/1647 года в лист.

6) Евангелион (четвероевангелие). Печатан во Львове вторым изданием 7156/1648 г. в лист. Надпись по листам: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Року 1659 купил сию книгу рекомую на имя Евангелие Престольное раб Божий Лаврентий до села Стоянец церкви и быть ей в церкви Успения Пресвятыя Всепенорочныя нашей Богородицы и приснодевы Марии за спасение, за отпущение грехов своих, а неотъемлемо от церкви Святой, которой бы мел Священник за ней служити повинен за него Господа Бога просити и преставльшихся сродников его поминати раба Божия Андрея и рабу Божию Анну и Пана Ивана Беражецкаго интралектора илонскаго. Купив злотых 30. «

7) Славянская Грамматика Максима Грека. Печатана в Москве 7156/1648 четверть листа. Прислана от Богдана Матвеевича Хитрово.

8) Кормчая Московской печати 7161/1653 в лист. Дана по завещанию Боярина и Дворецкаго и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово и по листам подписана им своеручно.

9) Служебник Московской печати 7163/1655 в четверть с предисловием о исправлении церковных книг и письма Паисия Патриарха Константинопольского к Патриарху Никону 2 экземпляра, по другой без предисловия и письма.

10) Требник Московской печати 1658 года в лист.

11) Октоих в 2-х книгах Московской печати 7164/1666 года в лист. Дан вкладу от Богдана Матвеевича Хитрово при Архимандрите Вениамине лета 7180/1672. Другой Октоих такой же, в коем по листам написано: «7182/1674 года июля в 17 день по Указу Великого Государя дан из Приказа Большого Дворца Перемышльского уезду Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря в церковь Святителя Алексия Митрополита, что в Калуге на монастырском их подворье.» Из чего видно, что сей монастырь имел в Калуге свое подворье, но когда и по какому случаю оно отошло от монастыря, неизвестно.

12) Меч Духовный или проповеди Епископа Черниговского Лазаря Барановича, Киевской печати 7174/1666 года в лист.

13) Жезл Правления, Московской печати 7174/1666 года из книг Богдана Матвеевича Хитрово.

14) Служебник Московской печати 1668 года в 1/4 д. листа. Напечатан благословением Вселенских Патриархов и Святейшего Патриарха Иоасафа. Надпись по листам: «7184/1676 года октября в 29 день дал сию книгу Служебник в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря Архимандрит Вениамин.»

15) Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, или разговор между Жидом и Христианином о пришествии Мессии, соч. Иоаникия Галатовскаго, писана на Юго-Западном наречии. Киевской печати 1669 года в четверть. Надпись по листам: «Его пресветлого Царского Величества Стольнику Полковнику и Наместнику Серпуховскому благородному Его милости Пану Артемону Сергеевичу Матвееву сия книга есть дарована.» Другая надпись: «187/1679 году марта в 12 день сия книга Мессия правдивый Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а быть ей по его обещанию в Перемышльском уезде Живоначальныя Троицы в Лютикове монастыре, по ево родителях во веки неподвижно.»

16) Служебник Московской печати 7176/1668 года в четверть. Дал 7184/1676 сего монастыря Архимандрит Вениамин.

17) Пентикостарион или Триодь Цветная Московской печати 1670 года в лист. Из надписи по летам видно, что дан в сей монастырь в 7180/1672 по Указу Великого Государя Алексея Михайловича из Приказа Большого Дворца.

18) Книга деяний и посланий Святых Апостолов Московской печати 1671 года, по листам надпись: лета 7180/1671 году января 10 дня сею книгою глаголемою Апостол, великий Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал Боярина и Оружейничего и Наместника Ржевского Богдана Матвеевича Хитрово.» (Надпись, надобно полагать, сделана Царем собственноручно.) Другая надпись: «7189/1681 года января в 10 день сию книгу глаголемую Апостол Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово жена его боярыня вдова Марья Иванова дала вкладу в Перемышльский уезд Живоначальныя Троицы по реклу в Лютиков монастырь и за сей вклад пожаловать Архимандриту с братией молить великого Бога о здравии и спасении рабы Божией Марины, за упокой поминать по Синодику того монастыря.»

19) Триодион или трипеснец Московской печати 7181/1672 года в лист. Дан в сей монастырь по Указу Царя Алексея Михайловича из Приказа Большого Дворца при Архимандрите Вениамине.

20) Трубы Словес или проповеди на дни нарочитыя праздников, Архиепископа Черниговского Лазаря Барановича. Киевской печати 7182/1674 года в лист. Из надписи по листам видно, что этот экземпляр прислан в 1675 году Богдану Матвеевичу Хитрово за своеручною подписью сочинителя, а в 1679 году по обещанию Богдана Матвеевича назначена к отдаче в Троицкий Лютиков монастырь, куды и поступила по его кончине.

21) Пролог в двух книгах Московской печати 7185/1677 года в лист. Дал вкладу лета 7191/1683 Калужанин Старец Макарий с сыном своим Старцем же Кириллом.

22) Апостол. Московской печати 1679 года в лист. Надпись по листам: «Сия книга глаголемая Апостол Пречистыя Богородицы Доброго монастыря Св. Архимандрита Филарета келейная ево, а подписал сию книгу того же монастыря клирошанин монах Евфимий по его веленью.»

23) Обед душевный или слова на Воскресные дни Иеромонаха Симеона Полицкаго. Московской печати 7190/1682 года в лист.

24) Типикон или Устав Церковный. Московской печати 7190/1682 года. Дан 7192/1684 января 14 от вдовы Марьи Ивановны по муже ея, по Иове Матвеевиче зовомом Богдан Хитрово.

25) Цвет духовный Московской печати 7195/1687 в четверть.

26) Минея общая Московской печати 7195/1687 года в лист. Дана в 7196/1688 году по Стольнике Сергее Александровиче Хитрово при Архимандрите Моисее II.

27) Ирмологий Московской печати 1687 года в 1/4 листа. Из надписи по листам видно, что дана вкладу 1705 года сентября 2 дня от Старца сей же обители монаха Макария, при Архимандрите Моисее.

28) Часослов Московской печати 7196/1688 года в лист. Дан в том же году вдовой Ириной Васильевной по муже своём по Сергее Александровиче Хитрово в вечное поминовение при Архимандрите Моисее II.

29) Требник Московской печати 1689 года в лист. Дан 7198/1690 года по Сергее Александровиче Хитрово, от жены его Ирины Васильевны, при Архимандрите Моисее II.

30) Минея в 12-ти книгах. Московской печати 1693 года в лист. Внесена 7202/1694 года при Архимандрите Моисее II от разных лиц, а именно: за март месяц от Стольника Князя Савина Горчакова; за апрель от Стольника Василия Ивановича Хитрово; за май от Стольника Софрония Алферьевича Хитрово; за июнь от жены Стольника Ивана Ивановича Бутурлина Акилины Петровны; за июль и октябрь от Гостя Гаврила Романовича; за август от Думного (Дворянина) Аврама Ивановича Хитрово; за сентябрь от Окольничего Ивана Савостьяновича Хитрово; за ноябрь от Стольника Ивана Васильевича Золоторева; за декабрь и январь от Стольника Ивана Михайловича Кашаева; за февраль от Стольника Ивана Ивановича Бутурлина.

31) Евхологион Московской печати 1698 г. в лист.

32) Евангелие толковое Феофилакта Архиепископа Болгарского. Московской печати 1698 года в лист.

33) Книга Преподобного Ефрема Сирина. Московское издание 1701 года в лист.

34) Псалтырь следованная Московской печати в лист, без выходного листа. По листам надпись: «1704 года мая в 30 день дал вкладу в Перемышльский уезд в дом святыя Живоначальныя Троицы того же монастыря Архимандрит Моисей, Псалтирь со возследованием по родителе своём в вечное поминовение.»

35) Триодион и Пентикостарион в лист, Московской печати без выходного листа, присланы обе из Москвы при Архимандрите Антонии Горском в 1750-х годах, первая от Московского купца Семена Васильевича Прокофьева, а вторая от Московского жителя Василия Иванова сына Нечаева.

36) Библия (Елисаветинская) Московской печати 1751 года в лист большого формата, присланная при Указе из Крутицкой Духовной Консистории в 1755 году.

37) Служебник в лист Киевской печати 1755 года. На заглавном листе надпись: «Из числа книг от армии Протоирея Федора Баженова, куплена в Киевопечерской Лавре в 1783 году июня 3 дня идучи в Польшу в третий раз. Данъ 3 р. 40 коп.»

* * *

59

Разделение Российской Иерархии на Митрополии Московскую и Киевскую совершилось в 1415 году.

60

Преставися в лето 6807 (1299).

61

Преставися 6653 (1245).

62

Преставися в лето 6900 (1392).

63

Преставися в лето 6969 (1461).

64

Преставися в лето 454.

65

Преставися 6751 (1243).

66

Преставися в лето 6834 (1326).

67

Преставися в лето 6886 (1378).

68

Преставися 6969 (1461). А в прологе под 13 июня.

69

Преставися в лето 6904 (1396).

70

Преставися 1079 года.

71

Преставися 6982 (1474).

72

Преставися в лето 6694 (1186).

73

Преставися 1164 года.

74

Преставися в лето 1428 года.

75

Преставися в лето 6935 (1427).

76

Преставися 6987 (1479).

77

Установлено 6903 (1395).

78

То есть ямбически. Эти строки выписаны для показания правописания подлинной рукописи.

79

Пересмотревши довольно монастырских и церковных библиотек, считаю не излишним заметить, что к сохранению большинства древних книг Археологии должны считать себя обязанными подобным сему прещениям благочестивых вкладчиков. Мне случилось в бытность на Афоне получить в подарок от Настоятеля одной из Святогорских обителей нужную мне печатную книгу. Приехав в Россию и рассматривая эту книгу я нашел в ней надпись по листам, что тот, кто изнесет эту книгу из обители, будет судиться за отчуждение её из оной с Великомучеником Георгием, и это понудило меня отослать подаренную мне книгу обратно, туда, куда она была первоначально пожертвована.


Источник: Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря / [Предисл.: I.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - [Калуга, 1862]. - 146 с. (Авт. установлен по Рус. биогр. словарю).

Комментарии для сайта Cackle