Источник

Письма к монашествующим

117. О поступлении в монастырь. Возложите все упование на Господа Бога

В рассуждении благого намерения вашего оставить шумный и суетный мир и удалиться в монастырь, равно насчет вклада на церковь денег, вы можете предполагать, как вам заблагорассудится – и Господь силен устроить вас. Что же касается до уступки вашему папеньке деревни, то на сие я с своей стороны никак не могу дать вам совета.

О прочем же возложите упование ваше на Господа Бога и Той по своей благости да укрепит вас, и поможет вам во всяком благом деле, и простит вам всякое согрешение вольное и невольное, и по времени всячески устроит вашу участь во благопотребный и душеспасительный конец!

118. Все в руках Божиих

Скорбно слушать, а скорбнее видеть и иметь такое нерасположение, но молю вас – не рыдайте и не стените от глубины сердца своего ни мало. Вы знаете из Евангелия, что «без воли Божией ни влас главы нашея не погибает». (Ср. Мф. 10:29; Деян. 27:34).

Мы все в руках у Бога, как брение у скудельника: «Якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею», – так Бог говорит у Иеремии пророка (Иер. 18:6). Может быть, Господь предвидел, что полезнее вашему сыну «идти тесным путем, нежели пространным» (Ср. Мф. 7:13–14), и затем поставляет ноги на нем, но и обижающие не будут пользоваться чужим, аще потеряют более сами своего. По словам Господа, что нет милости не сотворшему милость, но «в какую меру мерит кто другому, в туюжде возмерится и ему» (Мф. 7:2). Вы да будьте подражателями заповедям Божиим.

119. В чем состоит таинство покаяния

Вы знаете, что таинство покаяния состоит в оставлении тех слабостей, коими были мы побеждаемы, и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию. Не успокаивайтесь, считая себя грешною.

7 февраля 1836 года.

120. Скорби попускаются за согрешения перед Богом

К крайнему сожалению, вы так сделались нетерпеливы, злы и малодушны, как вы сами описываете свое положение. Жалеем очень. Просим и молим впредь на таковые вещи не дерзать, но внимать себе самой, своим немощам, душевным и телесным, и всячески стараться претерпевать находящие приключения, скорбные и неприятные, и вменять оные, что попущены за наши мысленные и чувственные поползновения и согрешения пред Богом, коими терпением со благодущием и упованием очищаются наши согрешения. Сам Спаситель наш Иисус Христос Своими пречистыми устами изрек во св. Своем Евангелии: «В терпении вашем стяжите (то есть обучите) души ваши" (Лк. 21:19). Господь Премилостивый да вразумит, да просветит ваш смысл и разум к познанию истинного богомудрия и к творению Его святых животворящих заповедей, и да простит тебе вся согрешения ваша вольные и невольные.

10 ноября 1837 года.

121. О принятии сестры на откровение. При выборе игумении следует полагаться на волю архипастыря. В скорбях будь благодушна и проси от Господа терпение. Искушение попустилось от злокозненного врага, потому что открывала не все помыслы

Приятное ваше писание получили сего года января 21-го и содержанию по возможности вняли – на что отвечаем: за сношение вам в письмах с госпожою Вениаминою, ежели до искусу истяготитесь, не опасайтесь, что выйдет ваша переписка к нам в публику от нее, – предоставляем сие на вашу совесть и согласие. Мы не имели и прежде нужды запрещать, уважая вас и несходствия ваши в нравах – искус вас всего лучше поучит, когда вы недовольны в письме решением.

Что же касается до ее дарований по обширным вопросам, просим вас судить умеренно. Она желает к вам относиться во всем и просит нас, дабы мы постарались вас склонить на сии ее предложения. Но мы на таковые вещи духу не собираем не токмо убеждать, но ниже предлагать. А ежели Премилосердый Господь дарует вашему сердцу таковое мужество к понесению ее немощей душевных и телесных, на сие мы воспрещать тоже не имеем: ежели Премилосердому Господу будет угодно и вам обоим на пользу и на созидание, то даст ей искреннейшую веру к откровению помыслов и деяний, а вам преподаст дух мужества к понесению ее немощей. Но о сем просим тебя ей не объяснять, но ожидать от нее должного усердия, и тогда, как вашему сердцу Бог возвестит, то и употребляйте с ней.

Крайне малодушна и легкомысленна, она более нужды в вас имеет для поддержки. Что вы хотя отчасти ее принимаете и утешаете, за это тебе Сам Господь составит. Выше сил не требуется, и того ради вас не принуждаем к принятию ее, так и ее не привлекаем к вашей святыне, чтоб предалась, по этой части есть в сердцах благомыслящих некое таинство, извещающее тайно, к кому веру иметь и открывать свои немощи. Когда б сего не было от Бога дано, то пребедственное было бы наше состояние.

Ваше выражение неприятно, и душевредно, и похоже на ропот на Премилосердаго Бога, в сем раскаемся пред Богом – впредь да положим начало таковых слов не произносить; вы, матушка, помните то, что «ему же дано будет много, много и взыщется, и вeдевый раб волю Господина своего и не творивый биен будет много» (Лк. 12:47–48). Не вам должно быть самодовольным во сем преподанном от Премилосердаго Бога, он Един весть, что кому положить.

О выборе же игуменьи, когда паче чаяния случится, то смотри, препочтеннейшая мати, никого не выбирай, не употребляй своей воли, хотя тебе предвиделась достойна и при дарованиях – но полагайся на волю архипастыря. А если хотя малейшую употребишь, то искушения не избежишь. Это мы и прочие довольно на опыте видели: кто кого изберет, та первой будет пить чашу искушения от притеснений. А если паче чаяния самою вас избирать будут, то всячески старайся отрицатися от сего великого ига – когда же убедят по принуждению, то Всемогущий Господь всесилен спомоществовать нести неудобоносимое бремя. А когда кто примет хотя бы малейшее желание и усладится оным любоначалием, тому помощи Божией мало бывает – посмотри 4-й части Добротолюбия святого Никиты Стефата 2-й сотницы, 58-ю главу, которая о сем достойно показывает, – и довольно будет тебе в предосторожность.

Священников принимать вам продолжать советуем по-прежнему, но помалу: старайся уменьшать, а не умножать. Подлинно, ежели бы ты была пустынница или бы жила нестяжательно, как долженствует настоящему монаху, но мы живем, как и прочие, просто и в изобилии, то по-простому и поступать должно. Когда же это заведено было, то вдруг общение прекращаться – подашь вину вражды. Также и матушке игуменьи по заведению посылай, когда имеешь. Но прибавлять поудержись.

А когда пойдут искушения, тогда опять станешь остерегаться – для того мы выше написали вам, что искус вас поучит. В сниспосылаемых скорбях будь благодушна; тогда будь готова, когда начнутся. А что вы мудрствуете от непознания своих немощей, – вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпение. Премилосердый Господь, видя нашу немощь с тобой, преподал вдохновение, но не думай, чтоб не последовало перемены, но ожидай по тишине бурю и волнение.

Сестру Надежды Яковлевны, жалости достойнейшей, старайтесь всевозможно примирить, а особенно попросить Екатерину Яковлевну, чтобы она взяла меры и мужество обходиться с ней поблагосклоннее и не преподавала бы ей вин к винам. Это случилось искушение бедной Екатерине, по нашему мнению, за то, что она взяла Надежду с собой в монастырь: по человеческому едва ли собственное желание в Надежде было. Кажется, это искушение попустилось ей ради того, дабы вперед знала и могла бы дать совет сестрам, стремящимся с собою привлекать прочих. Однако силен Всемогущий Господь ее вразумить и просветить, но, матушка, по возможности постарайтесь ей советовать, дабы она не попускала в себе совершенную радость злокозненному врагу. Мы при сем для нее прилагаем выписочку с писаньицем, но только известите ее, что враг ожесточением пленил и таковую силу взял оттого, что она, видно, не все помыслы открывала, видно, ее дома враг-завистник мало-помалу довел до такой злости. Когда вразумится при помощи Божией, то это ей послужит ко искусу.

Да вразумит Премилосердый Господь и просветит ваши незлобные сердца к познанию козней диавольских, да усовершит течение вашей жизни в благопотребный и спасительный конец.

Препочтеннейшая Екатерина Яковлевна, желаем о Господе радоваться и просим вас не унывать и не удивляться, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих немощей, дабы мы не мудрствовали и не думали нечто о себе, но смиряли бы и отдавали бы себя под крепкую руку Божию, и потщались исповедовать свои помыслы.

Январь 1817 года.

Валаамский монастырь, скит.

122. О состоянии здоровья старца. Болезни приводят к раскаянию

При сей приключившейся оказии, по обязанности моей, заблагорассудил по вашей любви изъявить мое обычное благорасположение с пожеланием вам благоназидательнейших успехов и душевного спокойствия.

А при том уведомить кратко о своем здоровье: мы, слава Премилосердому Господу, поколе долготерпящему премногие грехи наши, еще находимся, хотя и при слабом и дряхлом положении, но в частном движении! Холера в Калуге начала свирепо укладывать в постель и умерщвлять, да еще к несчастию, часть жителей сделалась против полиции и медицинского правления. Господь избавил от сопротивления в виде бунта и кровопролития. Ежели усилится болезнь, то оцепят войском, запрут въезд и выезд! Но да будет воля Господня во всем, и, якоже ему угодно, то и да устрояет.

Из Борисовской пустыни пишут, что слобода Борисовская в пребедственном положении: довольно значительно народа умирает, Борисовская слобода заперта – ни входа, ни выхода не позволяется, монастырь атакован оцеплением, черноризцов никуда не выпускают. Обстоятельства принуждают их безмолвствовать и, ввиду многих падших в жертву смерти и мучительной болезни, многие приходят в благое чувствие и истинное раскаяние. А особенно жительствующие в монастыре старцы и послушники к нам грешным пишут, что на всякий день и час ожидают смерти.

123. Понуждай себя чувственно и мысленно терпеть находящее страдание. Перенесение обид от начальства. Отчаяние – душевредно

Хотя мы с тобою и лишены настоящей тризны послушания, но Премилосердый и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию браздами и уздою востягивает вас, не приближающуюся к Нему, наложив на вас крест нести терпеливо ваши болезни. По совету нашего недостоинства понуждай себя повсечастно продолжать чувственно и мысленно терпеть находящее страдание и благодарить Всемилостиваго врача душ и телес наших.

Неужели только человек единым своим деянием может когда-нибудь получить вечное блаженство? Едиными заслугами и страданием дражайшего нашего Господа и Искупителя милость и дары человечеству даруются. Потерпите мало находящее с благодарением и терпением, и вас Всемилостивый Господь туне спасет, и дарует вам вечное блаженство, и в лики всех святых учинит.

Когда вы уже так слабы и не можете равнодушно от ярости переносить все обиды от начальства, то, сознав свою немощь, о сем умолчи и предоставь их Промыслу Всемогущего Господа, Который лучше нас с тобою попечется о них. Мужайся, и да крепится сердце твое во благодати Господней,– и Господь вас утешит!

А что вам бывает воображение, что мое недостоинство, когда сижу со своими собратиями, представляется вам в виде Христа со Своими учениками апостолами, и ты от сего приходишь в чувство слез, и приходит отчаяние, что вы лишены сего по разности пола, то, по-видимому, хотя бы и должно быть сие чувство полезным, но отчаяние опровергает, что сие от божественного: благодатное действие никогда во отчаяние никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (Ср. Гал. 5:22).

124. Милосердием Божиим и горькое в сладость претворяется. Не принимать в сердце малодушия из-за смерти духовника. Удаляйтесь от празднословия. Совет об умеренном приеме пищи.

Изволите писать благодарение Всемилостивому и Великодаровитому Господу, даровавшему вашей любви ношение креста, т.е. болезни, за то, что вас Всевышний Творец утешает и от недостойных уст и сообращений отвращает. Но милосердием Его и горькое в сладость претворяется! И мы, непотребные, о таковом вашем чувствовании сорадуемся, потому что согласуем с преданиями святых отец.

Но как первое письмо нас утешило благодарностию и упованием на всемогущий Его Промысл, то второе ваше письмо, противоположным малодушием наполненное, опечалило! Не помалу удивляемся вашему скорому переменению чувств. Кажется, вы бы должны только из одних происшедших с вами событий понять, сколь милосердным и сколь неисследимым Промыслом невидимо руководствовались о вашем назидании душевном.

Дерзаю напомнить твоей любви, что вы в начале вашего входа в св. обитель по своему младоумию присоединились ко именитым великого старца ученицам и по вашей вере получили разрешение своим недоумением, и сею привязанностию вели переписку с нами. Я, по своему жестокосердию и грубому поведению, отторг вас от вашего удовлетворения и отрады душеназидательной. Но что же неужели вас Премилостивый Господь оставил? – Нет, но даровал вам святого и смиренного достопамятного старца отца Афанасия, а по кончине ученика отца Макария. Но еще, сверх вашего чаяния, и меня, всескверного, по вашей слепой вере и объяснениям. Вам, видевшим на самом опыте таковые особенные Божеские спомоществования, кажется, стыдно малодушествовать: ежели и последует смерть моя, хотя я по своему нечувствию предполагаю еще несколько пожить и начало благое своей жизни положить, но при всем том, хотя и недостоин, но полагаюсь и должен полагаться на волю Всемогущего Промыслителя нашего Иисуса Христа и на отеческие и ваши молитвы.

Мать Нектария, хоть неоспоримо довольно занята собою и тщеславием недугует, коим побеждаема, что сама от кого из полезных получит и другим с проповеданием раздает. А сама, бедненькая, с пустыми руками всегда остается и малодушествует. Хотя она и до избытка проповедует слово Божие, а сама неключима бывает, но только вас прошу и молю ей сие для предосторожности келейно напоминать и от празднословия удалять, для сих святых дней канонов не давать, поклонов и поста, но потерпеть до предпраздника Богоявления Господня и тогда можете и поклонами и постом врачевать.

Удерживай себе от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи. Кажется вам, после десятидневного поста появился аппетит, – слава Премилосердому Господу Богу о всех воздаяниях Его нам!

25 декабря 1828 года.

125. Не малодушествовать, а благодарить Бога за скорби и неприятности. Во всем почитать себя виновной и молить Господа о даровании раскаяния. Не оставлять церковную службу. Избегать ропота, как тлетворного яда. Перед матушкой отсекать свою волю

Видим, что и поднесь вы еще не успокоились, но малодушием преодолеваемы!

Но позвольте же вам, яко преискреннейшей дочери, сказать да и для лучшего уразумления и понятия вашу любовь вопросить: cкажите, пожалуйте, неужели вы мните, что сии попущения без Божия мановения попущены? Воистину, нам должно благодарить Премилосердаго Господа, вся премудро о нас, бедных, строящего и врачующего души наши, недугующие тщеславием и гордостью! Во утверждение же и утешение помещаю здесь св. Исаака Сирина от 35-го слова: «Путь Божий крест повседневный есть, никто же бо на небо взыде со ослабою. Сей бо путь вемы Господь». И оканчивается: «Иже всем сердцем издавшаго себе Богови, никогда же хочет Бог беспечальна быти. Сие же есть Господь пещися о истине. Но и от сего разумеется, яко от Бога промышляем есть, егда пошлет ему присно печали». И паки от 36-го слова в конце: «Весть Господь, яко несть мощно в покое телесном сущим пребывати в любви Его». И сего ради возбрани их от покоя и сласти того». И от 37-го слова: «Всякаго человека пользует искушение. Аще бо Павла (апостола) пользует искушение, всяки уста заградятся, и повинен будет в сем Богови. Подвижницы искушаются, да преложат богатству своему; слабые, да от вредящих сохранят себя; спящие, да на возбуждение уготовятся; далече сущии, да поклонятся Богу; свои же – да со дерзновением вселятся». Итак, сии выражения богодухновенного мужа увещевают нас ко благодушию и мужественному терпению! А посему вы обязаны не токмо не малодушествовать, но и благодарить Всемилостиваго Бога за все надлежащие скорби и неприятности, и с упованием просить от Господа терпения, и говорить слова св. пророка Давида: «В скорби помянухом тя, Господи, и в мале наказание твое нам» (ср. Пс. 26:8–9; Ис. 26:16).

Вам приходит рассуждение, что, ежели бы вам удалось в тишине заняться с моим недостоинством и переговорить нужное, то решила бы все недоуменности и во всем успокоилась. Но, о мати и дочь, ежели бы только такое средство вам на пользу было, то всячески Премилосердый Господь всемогущею своею благодатию устроил сие! Но он, яко всеведец, своими неисследимыми судьбами устроевает всегда лучшее и полезнейшее!

Хотя ваш поступок не похваляем, потому что св. Макарий Великий пишет: «Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет», но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество. А что я говорил у нее по праздникам вам обедать, то для некоего умиротворения и дабы вдруг не подать повод к явному разрыву. Уже сие само собою отказывает, что сей мой совет несовместен. Хотя вы ошибку не прилучшую сделали, что на среду Анну выставили, но однако потому благодушествуем, что лжи не прибавляли. Просить прощения у Анны и во второй раз должно понудиться, но прежде следует умиротворить себя, – таковым образом молиться за нее тихо, каждое утро и вечер класть по три поклона, говоря: «Спаси, Господи, и помилуй благодетельницу мою. С молитвами прости и мои согрешения». А в дополнение должна Анна сама себе виновную почитать во всем – умственно и чувственно, говоря сама себе: «Окаянная я, не умела сама себе внимать, распустила свои чувства: глаголание, зрение и слышание; и всеобщий враг увидел мое непотребство, представил моим глазам мечту на сестру Пелагию, будто бы она со страстию сообращается с молодым юношею и прочее... А потом и оклеветала ее. Старцу и старице за мои таковые грехи произошло смущение!» Когда сколько времени сие она подтвердит и увидит себя самою виновную, тогда Премилосердый Господь за исполнение сего Евангельского заповедания уврачует их сердца и смягчит ко умиротворению, тогда со благонадежием и дерзновением смело пойдет прощение просить, и те встретят с уважением!

Еще вам извещаю что хотя наша смутительная буря поутихла, но по зависти и внушению злокозненных предлогов, преосвященный чрез о. строителя отказал Мелании Ивановне поместиться для жительства в новопостроенной кельи, а назначена жить общею гостиницею. Она нашла ту же самую квартиру, в которой при вас была с Феодосией. Слава Премилосердому Господу, что сверх всякого чаяния мирна и покойна, благодушествует, и нас навещает.

Вам, матушка, советуем церковную службу достаивать и понуждать себя к оной; я, недостойный, подтверждаю ее благой совет, чтобы вам ходить и достаивать. А от ропота себя, яко тлетворного яда, удерживать. И в сем много не предавай себе смущению и отчаянию. У вас внутри и вне возобновились противные действия, потому что они внутри укрывались и таились, а как пришло нечаянно действие яростной части и огорчение со рвением, то сими винами открылись и вознеистовились. Но да прибегаем по Бозе к Единой предстательнице и покровительнице всеобщей нашей заступнице Пресвятой Богородице и Деве Марии! И Та своими всесильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни телесные и душевные!

Противо же чревонеистовства по возможности старайся удерживать себя. А особенно, аще хощеши исцелиться, всячески старайся пред матушкой отсекать свою треклятую волю во всем, и вскорости исцелишься от душетленной сей немощи. О сем благодари Премилосердаго Господа, что матушке возвестил вас принять по-прежнему, и не укосневай открывать все делаемые от врага помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит. Ежели страждешь от слабости и матушка Варвара видит полезным с чаем употреблять хлеб, то и я соизволяю и благословляю.

17 сентября 1830 года.

126. Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы вам и сердечные очи. Наказание получаем за самоволие

Писаньице ваше из С.-Петербурга я удостоился получить, и прочитав, содержанию оного внял. Благодарю вас за памятование и доброжелательство о моем окаянстве.

Что вы по своему неограниченному усердию изволили ожидать мою худость, то, видно, за премногие грехи мои, я оказался недостоин поклониться угодникам Божиим, преподобным печерским чудотворцам и вашу святыню лицезреть и собеседовать. Но, слава Всемилостивому Господу Богу, всегда лучшее о нас строящему, и да будет имя Его благословенно отныне и до века!

А что вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасение единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. – И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. – Тогда воистину ощутить внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое ваше желание ко вечности наполнится.

Что же касается до жалости достойной нашей племянницы Марьи, которая, что спеть и спела, то и пожинать будет свои плоды прекословия и преслушания. Нам с тобою должно сожалеть и молить Всемилостиваго Бога, дабы Он всемогущею своею десницею изволил ее от греховного жительства, и хотя, по Писанию, «браздами и уздою востягнут к покаянию» (Пс. 31:9) не приближающихся к Всемилосердому Господу, Спасителю и Искупителю нашему! И аще Господь не созиждет ее всю, мы можем над оной трудиться. Видим мы, сестрица, из самых событий и опытов, сколько вы со своей стороны сострадали и все способы употребляли, дабы ее остепенить и в чувство достодолжное привести, дабы она хотя мало пришла в страх Божий; но, как видно из последствий, все ваши дела, усильственные старания остались тщетными и служащими вам к поношению.

За нашу прежде употребленную волю и самосмышления это продолжается в наказание, а как теперь ты искусилась в сем примечательном поступке, то можешь и других советом снабжать в предосторожность. Впрочем, да не унываем, покаянием и слезами наполняем сии проступки.

О себе же и о своем положении вас уведомляю. Я, cлава Премилосердому Господу, доколе долготерпящему премногие грехи мои, хотя и при всякой слабости и дряхлости, но еще жив и слабое движение на своих ногах продолжаю и роскошную жизнь препровождаю: чай пью после обеда пред вечернею почти каждый день и пищу хорошую употребляю до избытка.

Пребываю с моим достодолжным высокопочитанием и братскою любовию вашего преподобия, прелюбезнейшей моей сестрицы и благодетельницы покорный слуга и недостойный богомолец.

127. Что значит «отвержется себе»? (Лк. 14:27)

В письме к бедной сестре Ефросинии помещу от Евангелия для опровержения начатой ей жизни, ни с чем не сообразной: «Аще кто не отвержется себе и не возьмет креста своего и всего имения, и сродников и в след меня не пойдет, не может быти мой ученик» (Лк. 14:27). Что значит – «отвержется себе»? О сем святой толкуют явственно, – что оставить волю свою и все хотение свое и предаться в тризну послушания, – вот и выполнение спасительной заповеди.

А она кому повинуется, хотя и пишет, что любит с духовными жить, да не известно, какового она духа. Ежели же она скажет, что я предала себя во всем батюшке о. Мелетию и пред ним всю волю свою отсекаю, на что ей скажем, что сие невозможно в точности: во-первых, в рассуждении различия нашего пола и, во-вторых, с ним не живши, нельзя все повсечасные помыслы открывать и наставления приличествующие и предохранительные принимать, дабы удаляться от этих поползновений повсечасных; в-третьих, хотя он старец и высокой жизни, но пустынник, и с нами различествует в жительстве, а потому по свойству нашего искуса не может нам от опыту преподать, сам не искусившись в таковом повиновательном жительстве. Словом сказать, смотреть на его трезвенную жизнь можно, а постановления к нам не годятся: видно, хотя и свят, да не искусен, – частно можно пользоваться, а не совершенно.

О сем св. Исаак Сирин пишет так: «Вопроси невежду во искусе бывша, нежели премудраго от начтения или от наслышки» и прочее. Но довольно нам в доказательство привести свой опыт. Она пишет, что живя шесть недель в доме и непрестанно наслаждалась богодухновенными наставлениями св. старца Мелетия было довольно время о многом пренужном и посредственном трактовать, а особливо о предосторожностях сообращения с юными. Но что же, так много пользовавшись, скоро позабыла или совсем не напуствована; почему ж она в Новоржевске с купеческою дочерью было запуталась. Она наслаждалась шесть недель от о. Мелетия поведениями о небесном, не с предохранением, как побеждать страсти.

128. Враг за сердечную молитву восстает на тебя, но ты не покоряйся! В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ничего не отвечай врагам, а только молись за них

Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии в главах Марка Подвижника о мнящихся от дел оправдатися в главе 88-й сказано: «Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолился, тогда велия злобные искушения наносит». Проще сказать, враг за сердечную молитву восстает на тебя и хочет отвратить от оной, но ты не покоряйся ему. Искушение это милостию и помощию Божией пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враг злохитрый может с своей стороны представить тебе много возражений. Просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Св. Лествичник пишет: «Именем Иисуса бей ратников, – несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси».

Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что Святейший Сын Божий во время Своей земной жизни с грешниками ел и жил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженного, и дозволил явленной в городе блуднице прикасаться и лобызать Пречистые Свои нози. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, излучает многих и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Манасия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то додерзают все грешники кающиеся, тем более, что Манасия, окованный железными узами, как бы невольно каялся: не могши преклонить телесных колен, преклонял только колена сердца (Ср. 2Пар. 33). Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая в помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир грешных спасти. А бестолковые толки вражеские, делать нечего, потерпи и понеси, – чрез это стяжевается опытность духовная. Знай и твердо помни.

129. Отвращайтесь от помыслов превозношения. Упущение правила заменяйте раскаянием и смирением

Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах. Когда в оных приносите покаяние и себе зазираете, приняты будете Богом лучше, нежели великие труды и подвиги, понесшие с высокоумием и мнением о себе. – Гордостные помыслы отвергайте, помните слово Божие: «Аще и вся повеленная сотворите глаголите, яко рабы неключими есмы; еже должни быхом сотворити, сотворихом» (Лк. 17:10). Мы еще и много преступаем повеленного нам; конечно, враг не престает приносить помыслы высокоумия, дабы осквернить наши дела, но мы должны отвращаться и памятовать, что мы делаем не своею силою, а Божиею помощию. Когда же похвалимся, то лишаемся помощи Божией и познаем нашу немощь.

Ежели что оставите из правил, то заменяйте раскаянием и смирением. Благодарите же Бога, что он вас обучил терпению; и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпения не только от внешних, но и от внутренних духов злобы, понуждающих к действию страстей или к отчаянию. Сами поучайтесь в учении св. отцев, но более в деятельных, а не умозрительных, от которых вы уже пострадали, прежде времени взыскав оную, что даруется во время свое, по деланию и трудов и совершенном смирении.

130. Хотя и с принуждением, принимайтесь за правило и за чтение духовных книг. Бог, видя ваше понуждение, пошлет свою помощь. В чувственной брани, как воины, закаляемся испытаниями. Смиренномудрие сердца врачует страсти

Пишете вы о своих немощах, лености и нерадении и прочее и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и за чтение духовных книг. – Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою. Так что с покоем все будешь исполнять, но тогда уже будешь знать, что не своею силою, но Божиею помощию творишь. Когда же бы легко проходила какую-либо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленялась бы умом в высокоумии, а оное большой вред с мнимыми исправлениями принесло бы, нежели теперешнее неисправление, тут и по нужде имеешь мысль смиренною, не видя в себе ничего доброго, но не отчаиваясь, и от сего часть Божия есть, и получаешь прощение свыше тебе.

По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани – Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями. Пишет о сем один духовный муж: «Егда искушения различны, и страсти, и немощи, и недоумения обымут нас, тогда наипаче утверждаются в вере о Господе и не отчаиваться подобает, да не повинишася врагу твоему, еже отступати от подвига и уклонитися в отчаяние. И аще тебе сие случится, да веси яко завидяй сатана приложению доброму твоему, так вооружился на тя, ты токмо не унывай, поверь, и посетит тя вскоре Господь тайным утешением Своей благодати».

В числе сих заключается и та брань, о коей ты пишешь, что всякий день страдаешь, о коей можно еще тосковать, что попущена за явною твою гордость о прежде бывшем утешении. Врачевство сему – смиренномудрие сердца. Св. Исаак и прочие многие святые отцы пишут: «Аще не будет человек утомлен страстями душевными и телесными, не может умудриться в бранях, познать своей немощи и смирения». Итак, не отчаиваясь в милости Божией, читай книги более деятельные и подражай их учению, и в немощах смиряйся! Премилосердый же Господь да просветит тебя на правый путь и укрепит на оном.

131. Милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся. Пока не смиришься, не будешь свободной от брани. Не отчаивайся, но возверзай грехи на милосердие Божее

Удивляемся вашему малодушию и сожалеем о вас. Вы, прочтя показанные вам главы, более отчаялись, что жизнь ваша не согласна со Святым Писанием. Надобно о сем точно соболезновать, но с раскаянием и смирять себя, а не малодушествовать и раскаиваться, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что изволил из тьмы в свет привести. Что делать, если и неисправны, – не отчаиваться, а читать святых отец, хотя понемногу. Видя свою неисправность, все-таки зазришь себя; а не читав, не будешь себя зазирать и не будешь смиряться. То еще бы было хуже, когда б видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу – это была бы явная погибель. Ты, может быть, и прежде была на сем пути; но когда видишь свои грехи и каешься об них, милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся от тяготы оных, призрит на тебя, и отженет от тебя все вражеские козни, и освободит тебя от страстей. А доколе не смиришься, не думай быть свободной от брани; в брани же случается победа и побеждение, а Бог зрит на наше произволение и на смирение, а по оным получаем и помощь или оставление. Св. Петр Дамаскин, исчисляя семь деланий телесных, говорит: «Начинает ум зрети своя согрешения, яко песок морской; и сие есть начало просвещения души и знак здравия ея; добродетель видит свои грехи, но не добродетели, а грехи видя, не отчаевается, а более смиряется, и милость Божия и осеняет человека». И Григорий Синаит пишет, что «аще не будет человек побежден и порабощен всякой страсти, не может иметь себя худше всех. Первое смирение рождается от добродетели, а сие последнее от грехопадения, однако ж не мешает милости Божия. Тот же cв. Петр Дамаскин, восставляя от отчаяния, пишет: «Обаче не подобает нам отчаиваться, несущим якоже подобает быти. Зло убо сие, яко согрешим, убо человече, что же Бога прогневляеми и неразумна, и немощна вменяеми его, ежели не может спасти души твоей сотворивый, толикии его же видими тебе ради мир. Аще же глаголеши, яко и сие, паче осуждениями есть, яко и Его снисхождение. Покайся и приимет Господь покаяние твое, якоже блуднаго и блудницу. Аще же сие ни можем, но по навыкновению согрешив в них, в них не хотел еси. Ими смирение, якоже мытарь, и довлеет ти во спасение, ибо и не покаяне согрешит и не отчаивайся, понуждь иметь себя хуже всех тварей и не дерзай осудить или укорить какого-то человека. Аще и дьяволу в согрешении повинуюся, но паки страха ради Божия преслушает врага, понуждающаго его к отчаянию, и от чего часть Божия есть». Подобное сему сама читай и прими от сего утешение души своей, но не отчаивайся отнюдь, а возверзай на милосердие Божие грехи свои.

132. Во всем оставляй свой разум. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. О борьбе с блудными помыслами

За вольное твое сознание в хвастовстве прощение вам даруется. Что на вашу прежнюю записочку не мог к вашей любви отписать, в том вы меня не вините, разве вы не помните духоносного Павла апостола: «Темже хотехом приити к вам, аз убо Павел, единою и дважды: и возбрани нам сатана» (I Фес. 2:18). Когда же таковому Христоносцу попущением Божиим мог возбранить сатана, я же, окаянный, что только могу подумать в предуспеянии своем. Жалуетесь на брань и что не поредку побежденною бываешь, и от сего часто унынию придаешься. Вам возвестила матушка преподавать на каждое по 50 поклонов, то, хотя вам кажется и малозначительной епитимья к удовлетворению, но вы да помните свое звание послушницы, и не должны составлять ни в чем свой разум! Довольна будь заповеданием и со страхом и умилением проходи данное. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. Человеколюбивый и Премилостивый Господь по своему милосердию туне нам и сие дарует. Как мы с тобою наклонности имеем к тщеславию и гордыне, а потому нам и не даруется желаемое вами раскаяние и умиление; мы должны все сие со смирением навершать и считать себя хуже всей твари, и покойна будешь. Я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть в глубину пагубного отчаяния, но своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь на успеяние и совершенное спасение.

А что на вас воздвинута или попущена блудная брань, то о сем напомяну твоей любви в 4-й части «Добротолюбия» в «Слове о рассуждении» пишет св. Кассиан Римлянин словеса св. Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему: «Не дивися, чадо, ниже отчаявайся, аз бо в толицем возрасте и седине сый, а зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаявайся убо о толицем раждежении, еже не только человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием».

А что вы принужденною находитесь других сестер очищать и помыслы принимать, хотя воистину не твоей меры сие дело, но только и благонадежия, что сие принужденною продолжать за послушание. По изъяснению Лествичника, «сама в тину погрязшая, других предостерегай, дабы и они в таковой тине не погрязли». К тому же и другим объясняя и увещевая к целомудренной жизни, своих словес устыдишься и сама положишь начало ко исправлению своей греховной жизни. Что же касается до вашего мнимого спокойствия духа, то я, непотребный и младоумный, не могу в тонкости постигнуть ваших чувств и не могу с вашими высокими выражениями согласоваться, что вы по своей слепой вере возвышаете мою унылость. Однако возвращаюсь рассуждать о всех теперешних приползновениях благодушия. В чем вы, яко человецы, отчасти и сомневаетесь по моему скудоумному мнению. Вы, по благости Всемогущаго создателя нашего и искупителя, свое желание получили и от прежних всех своих грехов тайною поста и покаянием очистились! Но теперь, хотя и побеждаетесь, изъясняйтесь немедля матушке и посрамляйте себя пред ее святынею, – она налагает на вас, что ей Господь возвестил, а вы, исправляя оное и сокрушаясь сердцем, не почитайте себя уже мнимою девицею, но почти уже блудницею. За молитвы матушки да и ленивого какого-то батюшки силен Господь все исправить и даровать конец благотребный и спасти! И, кажется, довольно вам на сей счет спокойствия.

Также и о Маше и Дуняше справедливо по их благому намерению, неужели Премилосердый Господь не имеет сил и чрез вас, недостойнейшую, привести их в здравое чувство и во благоназидательность и спасти.

И от многого малое написав твоей любви, Господь же Премилостивый да просветит тебя, да умудришься в смирении, и паче сих много недостойным написаньицем да поможет, и да сохранит, и покрыет от всех сетей вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз недостойный посылаю тебе мое отеческое прощение и благословение. Молитвами наших святых отец и матерей мир Божий да почиет на вас.

133. Во всем спомоществовать м. игуменьи и не принимать худые помыслы против нее. Безмолвное жительство устрояет Господь. В монастыре не следует заботиться о стяжании богатства

Вы всегда располагаетесь благодарить Премилостиваго и Великодаровитаго Господа, что «не по грехам вашим воздал есть вам» (Пс. 102:10), но не по изреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! – Сие чувствование благоискуссными отцами одобряется, потому что с Божественным Писанием согласуется. Также и ока хранимыми иметь, дабы и паки не впасть в малодушие, не опровергается.

Враг вам влагает злые и душевредные помыслы, почто старица твоя ныне игуменья и что велика тщета ходить во игуменские келии – сии помыслы происходят от праздного сердца, самосмышленных воображений и явной гордости. Вы видно забыли, что матушка наша, а наипаче ваша, и слышать не хотела, дабы быть игуменьей, когда Премилостивый Господь предызбрал ее в сие тяжкое иго, – она от Божиего Промысла избрана. Силен Бог спасти ее и всех сестер, со благорасположением и любовию послушающих Его. И вы, дочь, скоро забыли, что как похвалами превозносились противомудрствующие и ратующие; что ежели бы только попустилось им, то бы и нехотя выгнали вас из благотишной и святой обители и не могла и матушка вами заняться. По мере веры, Бог силен ее подкрепить, вразумить и просветить. А не так, как ты высокомудрствуешь! Потому вы и должны по возможности сил своих во всем матушке спомоществовать, в чем только можешь. А что у нее каковые дела с кем происходят, вам не нужно во оное вникать и любопытствовать, а если по прилучению узнать нечаянно случится, то должна хранить и никому о сем не произносить, равным образом, ежели сама матушка игуменья заблагорассудит вам что-либо открыть в виде совета.

А когда предприятиями до изнеможения борима, при Божией помощи помолись Господу, чтобы выбрать подходящее матушке время. Если придешь и увидишь, что ей есть с кем заниматься, то вы должны матушку попросить, дабы она соблаговолила в свободное время вас известить, и Господь Милостивый силен ей возвестить и вас уврачевать и утешить.

Вы сами видите, что с вами уже во время таковой нужды (то есть, когда матушке не удается вами заняться), бывает особенно Божие посещение, так как вы сами объясняете, что иногда приходят таковые чувства и радость сердца со благонадежием и упованием на Господа, и потом чувствуете значительное облегчение в совести своей, как будто и матушке объяснились, а особенно, когда хоть мало поплачешь. Кажется, вы не должны иметь сомнение, пoелику писано многими святыми, что Господь помогает произволяющим и с простотою ищущим наставление. А за неизменением человеческой помощи (то есть старца или старицы) Бог невидимо Своею благодатию врачует, утешает и просвещает.

Вы также пишете, что смущались немного о том, что вам пришлось сожительствовать с необузданными девицами, а хотелось одной безмолвствовать. Ежели бы вам на пользу было сие мнимое безмолвие, всячески бы вас Бог привел к нему. А вам еще самой нужно учиться нравственность образовать ко смиренномудрию, и самой, от своих словес устыдившись, полагать благое начало и саму себя укорять и окаевать. Когда придет время безмолвного жительства, тогда всячески Господь и устроит. А теперь прежде послушание, а потом безмолвие. Вы не воображайте в себе, что вы можете сестер врачевать, но по вере их чрез вас и нас, недостойных, невидимо благодать Божия врачует, и умиротворяет, и вразумляет.

Что касается до ваших домашних поползновений, кои за гордость попустились во измождение плоти, да со смирением притекаем к Премилостивому Господу, Единому могущему неисцелимые язвы и страсти врачевать, как о сем преподобный авва Аполлос единому страждущему брату говорил, что «сия страсть врачуется не толико человеческим тщанием, елико человеколюбием Божием и милосердием...»

О желании стяжать богатства, вы опомнитесь – это явные вражие козни. Вы обязаны помнить, что обет положили не иметь стяжания. Слава Богу, о родных вам, кажется, надо благодушным быть: как бы они теперь не жили, но все лучше первобытного. Я, непотребный, о них теперь благодушествую и утешаюсь, что так Господь о них устроил. Вы напрасно мнение принимаете, дабы к вам они не приехали на ваши хлебы.

134. Плотские поползновения врачуются покаянием и умеренностью. На сухоядение возьмите благословение у матушки. Каждому по вере даруется

Вы оскорбляетесь и малодушествуете, что бываете побеждаемы плотскими поползновениями. ...Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и паки призвав в помощь молитвы отец и матушкины, воспрянем и да полагаем начало, и да окаеваем себя, и познаем свою удобь, поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытие и отомстит нашему всезлобному сопернику и восставит нас и утвердит наши слабые силы мужественно стати противу стрел и насильственных наветов его! И притом, по вере вашей и благому произволению, Господь дарует вам чувство ко истинному покаянию и улучит благопотребный и спасительный конец!

Вы пишете, что всегда желали бы во оном покое пребывать, но сие не по вашей еще мере желаете, – довольно вам и того, что вы, по крайней мере, ощутили хотя малую зарю благотишия и душевного покоя, о чем св. Великий Макарий Египетский пишет, что и совершенным не попускает Бог в сей жизни, дабы пребывать во видении или в действии благодати покоя; для того наиболее, ежели бы, находясь в видении, то отнюдь не согласились бы ко страждущим от страстей сострадать и подкреплять падающих. Св. Исаак Сирин в конце 79-го слова пишет подобное.

А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил не достает сорассудить, не зная потонку ваших дел и отношений между сестрами. Вы заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телесным движениям облегчение; однако, хотя я и согласуюсь с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие, проси матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, ежели же после усмотрите, что вы сим будете себе вредить (то есть гордиться), то она, не относясь со мною, может вам и паки сие оставить. Я не знаю, покажется ли для вас тяжелым не досыта наедаться. А как видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать, и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают. Как выше сказано, как матушка поблагословит, так и располагаю.

А что вам Господь невидимо даровал на самом опыте познать, что каждому по мере веры даруется и облегчение совести, и отрада души, – воистину сие так! Господь же Премилостивый да вразумит вас во благоназидательное любомудрие, и да поможет вам, и да простит тебе вся согрешения твоя вольная и невольная.

25 мая 1832 года.

135. Духовное руководство. Проводить жизнь с послушанием и отвержением своей воли

Прежде писали вы, что имеете более расположение по духу к мат. Леониде, а теперь пишете, что, рассмотрев, находите полезнее к матери Тавифе, в чем и я с моей стороны согласую, и матушка игумения на сие соблаговолеет.

Да благословит вас Господь проводить в разуме жизнь свою с истинным послушанием и отвержением своей воли, по учениям святых отцев, о чем советую прочесть у св. Иоанна Лествичника степень 4-ю, у св. аввы Дорофея «Слово, о еже не составлять свой разум» и у святого Симеона Нового Богослова многие главы, из коих вы увидите необходимость в путеводстве других, а не своем.

В сознанных вами предо мною своих немощах да простит вас Господь, и да укрепит впредь на благое.

17 августа 1835 года.

136. Терпением, самоукорением и смирением побеждаются волнения

Писаньице твое получил и содержанию оного внял. Вы пишете, что обуреваемы искушениями и имеете желание мою худость лично видеть и объяснить свои немощи. К прискорбию, не улучили телесного, то, о дочь, да весть твоя любовь, что Премилостивый Господь по терпению вашему всячески вас соблаговолит и возвестит сердцу матушки игумении исполнить ваше благоразумное назидательное намерение и утешит вашу душу.

Насчет твоего волнения – терпением, самоукорением и смирением тецы, и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, киевских чудотворцев и св. мученицу Фамаиду, и воспоминай час смертный, и за их молитвы утишится волнение.

Поручая вас покровительству Всемогущего, и Господь Премилостивый да поможет тебе, и да сохранит, и да покрыет тебя от всех стрел вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз многогрешный посылаю отеческое прощение и благословение.

137. Как исцелиться от пагубных помыслов и мечтаний. Помогать ближнему во исцелении душетлительного недуга. Откровение помыслов посрамляет вражие недуги

О пользе страждущей не знаю, что следует сказать, есть ли некая надежда: аще Господь восхощет – исцелит, если не будет скрывать, хотя пред Вашею святынею, законопреступные и пагубные помыслы и мечты. Конечно, ей теперь трудно сим безмятежным средством руководствоваться всецело: всеобщий враг многажды тщится воспущать откровение, яко врачевство, для всех почти вообще необходимое. Сверх того, наипаче вашу любовь прошу и молю не оставлять участия в исцелении болезнующих душетлительным недугом. Ваше участие в ее исцелении, можно сказать, нелицеприемно. Что есть по Бозе жизнь бессмертной ее души, которая без назидания вашего живого почитания может быть всеподлинно мертвою? Поэтому очень нужно для нее ваше попечение, за которое истинно Господь Бог вас не оставит. Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь вашу.

Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведении отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражии козни обличать и посрамлять. И все непременно повторять пред вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала.

25 января 1833 года.

138. Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности. Надо молиться о послании искусного духовника. Всячески избегайте ропота

Писаньице ваше мы при письме матери Тавифы исправно получили. Слава Всепремилосердому Господу, даровавшему вам здравие и благоденственное пребывание, и дабы Всемилостивый и Великодаровитый Господь по своему неизреченному милосердию соблаговолил бы вашей любви преподать Свою благодать для рассуждения и понятия, всеваемых от всеобщего врага диавола различных козней на прельщение нас и юных сестер в различные его сети.

Но дабы вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих вашему любомудренному наставлению, вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается, но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и, видно, что не так искусным духовником, коим вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердаго Господа и Бога, дабы послал вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердаго Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по вашей вере и усердию удостоит вас таковым духоносцем и вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие вас утешением неоцененным.

Позвольте мне вам сказать повесть, бывшую в наши времена в 1810-м году. Была в Орловской епархии в Севском Троицком девичьем монастыре схимонахиня старица Ксанфия, преподвижная и примерная всей обители и преумнейшая, у нее были ученицы, из коих теперь одна генеральская дочь важной и богатой фамилии в Орловском монастыре игумения, имя ей Серафима, говорят, что строгой жизни-то оная старица. Она, как и я вам советую, молила и просила Бога, дабы послал ей Господь такового старца, который бы мог решить все ее недоуменности. Господь и послал ей чудным образом нашего всеобщего батюшку, отца Феодора. Он во всю свою жизнь мало из монастырей, в коих живал, выезжал, а разве от настоятеля пошлется за великую нужду, то поедет, и то с опаством возвращался в свою обитель, но для нее Бог так устроил, что во время бытности в Белобережской Пустыни архиерея вышло по вражиему действу искушение на отца Феодора, и он просил уволить его. И архиерей сказал: «Приходи в Севск, там дам бумагу». С тем намерением пришел в дом архиерея, там духовник наступательно уговаривал и прочие, но не успели. Архиерей спросил у батюшки Федора: «Что же ты, был ли в девичьем монастыре?». Он сказал: «Не был». – «Поди за послушание поутешь стариц». И он пошел к игумении, и она с великою просьбою отвела его ко схимонахине, а сама от них ушла. Они занимались 4 часа, она все плакала, потом его уволили в здешние пределы.

А мне, грешному, поручено было ей что нужно решать во блага, и посоветовали вашей любви по вашему благорасположению и дарованию, дабы, по возможности ваших сил, принимать вышеозначенных сестер, в начале благоговеющих и имевших, по-видимому, некоторый страх Божий и благопокорность к повиновению и послушанию. Но, как видно, она не старалась и не понуждала себя по-надлежащему прилагать и возвизать теплоту к теплоте, и верою, и упованием предуспевать к деланию заповедей Господних, коими едиными очищается и оживляется душа и предуспевает в мужа совершенного, т.е. в бесстрастии к любви! Но впали в самомнение, и от оного в помрачение и в уныние.

Итак, о прелюбезнейшая, при таковых событиях и деяниях, приключившихся как с вашим преподобием, что даже являлось и малодушие со оскорблением, и потом до коего они довели вашу душу своими прекословными деяньями и поступками. Но да помнит твоя любовь, что означено в Божественном Писании: «Вы сильнии носите немощи немощных», и паки: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Итак, о предостопочтеннейшая, уже когда вы почувствовали в себе таковые немощи, как-то ропот, а наиболее клясть и произносить в лице оные. Мы, недостойные, рассуждая сии ваши поступки, почитаем вредным общение для обоих душ ваших: вам потому вредно, что сами себя вяжете – все ее клянете, в том числе себя клянете, тако ж и ее в ужас и ко отчаянию сею клятвою приводите, и для того святыми отцами запрещено всячески произносить по всякой вине. И вас просим – впредь положить начало всячески удерживать себя от такового душетлительного навыка, по псалмопевцу Давиду, хотя смутихся и не глаголати и проч. – Но принимать вам сестер, а особливо Мавру, уже не дерзаем более советовать. Вам решительно советуем, дабы во время искушений ненавистник всеобщий роду Христианскому, а особливо монашескому, не вовлекал ропот и оскорбления, но возлагаем все сие на Всемогущего Господа, который един всесилен и немощных восставлять и одарять обилием мужества и дарованием здравого разума против козней вражиих! И Той, ежели возвестит сердцу, дабы их принимать и утверждать против находящих, то продолжай с благодушием и мужеством. А когда паче чаяния почувствуешь дух стеснения и в сердце боязнь, то лучше сознавать и оплакивать своего мертвеца и внимать наиболее своему спасению. – Пoелику от нас только требуется то, что нам дано талантов. И дабы сим состраданием к сестрам умножать и приносить плоды с достодолжным тщанием, и дабы за нерадение наше не быть истязаемым во время страшного суда.

Препоручаю вас и приверженных к твоей любви сестер в покровительство Всемилостиваго Бога и всесильной Его деснице, и Той да управит ваше жительство по вашему благому намерению по Его всесвятой воле, и да ниспошлет свыше на вас Свою благодать руководствовать и вразумлять вас во истинный и непрелесный разум, и получать благопотребный и спасительный конец. А мы, ничтожные, пребываем навсегда желающими вашего преуспеяния и совершенного спасения.

6 марта 1828 года.

139. Не страшитесь восприять на себя великий образ схимы. Отношение к начальству. Возверзим печаль на Господа

Ваша превосходная вера и благоприятные ваши молитвы понудили нас, худейших, позабыть свое ничтожество и за послушание ответствовать. Вы изволите писать, что крайняя печаль непрестанно снедает вас, а причины предоставляете богословные: во-первых, что вас многие убеждают, дабы вы потщились восприять святый великий ангельский образ, то есть схиму, но боязнь устрашает ваше сердце при внятии чувств величества сана. Ежели кто из благоразумных и опытных старцев воспросит нас с тобою и скажет: мы наслышаны, матушка, что вы страшитесь восприять на себя великий образ схимы, дабы вам в будущем веке не было в осуждение в рассуждении ваших слабых сил и слабого произволения.

Но скажите же, пожалуйте, какой вы должны ответ воздать за настоящий восприятый вами образ и данные при оном обете? Можешь ли ты или могла оные исполнять своими естественными силами? Притом вникни, как велика разница в обетах схимнических и манательных пострижениях – воистину, мало обрящем разницы. Когда мы с тобою станем с осторожностью и со рассмотрением на вопросы старцев ответствовать, то обрящем малую разницу в данных обетах при пострижении в мантию против схимнического: как в мантию даешь обет сохранить себя в девстве до кончины жизни нашей и иметь нестяжание – сии два пункта вышеестественные, мы их без Божией помощи соблюсти не в силах, да и прочее все, если со смирением и терпением не будем прибегать к Премилосердому Господу, и просить, и молить Его всемогущей помощи, то мало может стоять против мысленного Амалика. Итак, мы, хотя непотребные, но советуем, – возвергни всю свою участь на помощь Всемогущего Господа, согласись на совет стариц и прочих благомыслящих лиц приять душеполезное таинство!

Вы рассудите, что уже вы лет отчасти пожилых, и в монастыре пожили время не малое, да и пословица есть – глас народа согласуется с гласом Божиим! Ежели сказать откровенно, м. Тавифе с Божией помощию годок-другой можно еще поискуситься и тогда на сие таинство решиться. В дополнение сего вы извольте прочитать Иоанна Лествичника, выписано моей рукой по батюшкину совету в 12-ти главках, и там увидите явственно, чтобы не отрицать Божественного звания и не извинять недостоинством, как ваша любовь. Извольте выслушать, что пишет о сем св. Симеон Фессалонитский (от главы 360-й) – на его писаниях подробных ныне вся Церковь утверждается: «Несовершенный образом сим да совершится, да несовершен и без совершеннейшаго отыдет тайно совершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо и первее ко крещению косни бяху и погрешиши Ему. Но якоже не крестивыйся несть христианин – так и не совершившийся образом сим не будет монах». И еще о сем уразумеешь от учителей церкви, а паче от Василия и Григория, яже о крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и покаянии да будут. «Не достигнет же монах быти на кончине своей, да бывает: велик бо есть сей дар, царска есть печать сия, второе есть крещение, от грехов очищает, подает благодать, вооружает и знаменает, отъемлет от врагов церкви, представляет, и друга сотворяет Его». Да вникнем, как нам св. Симеон архиепископ Фессалонитский советует не коснеть – восприять образ монашества, т.е. схиму, и не отлагать.

А что вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь нам попущена, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу – смирению. И от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаеваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже достигли пристанища и необуреваемые прибыть возможем. До конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнуть совершенства, но на сем свете совершенства не обретется, – только Премилосердый Господь един совершен есть среди труждающихся всечестно с простотою, беззлобием и смирением, вдавшихся в Его совершенную волю и промысл, хотя и при смерти сподобляет Своими щедротами в совершенство!

А насчет слабости матушки игумении и в случае перемен, порядка и обстоятельств нам не должно смущаться – все сие состоит в руце Господа, создавшего нас и искупившего дражайшей Своею Кровию, Той всячески печется о нас и промышляет. Но мы, малодушные и младенствующие умом, от забвения и нечувствия не имея достодолжной веры, влагаем в себя помыслы малодушия и отчаяния, которые погубляют души наши. Но мы, матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется о нас к благоспешеству. И св. Исаак пишет в 50 слове: «Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных плоти твоея потребах. Аще же не веруеши, яко промышление о тебе творит Бог, сего ради печешися, кроме Его, о потребе твоей окаяннейшей, еси всяк человек. А почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает и не убоишися страха, нашедша на тя». Да усмотрим из писаний святых и духоносных мужей, заповедавших нам совершенно предаться в Промысл и волю Всемогущего Бога, Который, яко паче чадолюбивейший Отец, печется о нас и в душевных, и телесных нуждах.

16 декабря 1828 года.


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle