преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Буква П

Падение

«Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16)

Печаль родственницы вашей происходит при действии врага и от собственного ее неблагоразумия. «Праведник седмижды падает на день» (Ср. Пр., XXIV, 16), но не отчаивается; а принеся покаяние, пользуется душеспасительными уроками и мыслит, как бы впредь избежать падения, зная, что грешить свойственно человеку и что враг ни минуты не дремлет. А родственница ваша напрасно сетует о невозвратном прошедшем времени и думает о прежних ошибках, как будто нельзя было согрешить или что грешить не будет на будущее время. – По вере вашей и ее ко мне, недостойному, я посылаю ей отеческое прощение в сих исповеданных грехах и советую ей для облегчения своей печали и для пользы своего супруга молиться о нем и родителе своем. Надобно ей и впредь считать себя способною ко греху, и не тужить только о прошедшем горе, и скорбеть, а стыд, яко праведное наказание, с благодарностию принимать от руки нелицеприятного Судии и молиться Ему в часы уныния и скорби, веруя несомненно, что Он по неизреченному человеколюбию своему не попустит нам искуситься паче силы нашея.

Если упал, паки восстань

Вы пишите, что приехав от меня паки побеждаетесь и уклоняетесь в прежнее поползновение, о чем, может быть, и сокрушаетесь духом, и в отчаяние впадаете. Просите меня утешить чем-нибудь. Сколько Господь вразумит меня по вашей вере, не отрицаюсь написать вам чрез диктование.

Послушай учение св. Исаака Сирина, в 4-м слове учащего так: «Егда падем, да не забудем убо таковыи любви Отца своего, но аще и приключитися ему в различныя впасти согрешения, да будет не не радя о благом и течение своего преуспеяния не творя, и побеждаем паки да восстанием к подвигу на сопротивных своих и разоренного здания на всяк день начало основания да поминет пророческое слово св. отец, имея даже до исхода своего от мира, да не возрадуешися об мне сопротивниче мой, яко падох, паки бо аз восстану; и аще во тьме сяду, Господь просветит меня». Св. отцы написали таким же образом многое множество примеров.

Память смертная

Память о смерти научит внимать самому себе

Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, – покаемся и живы будем душою вечно.

Печаль

Научитесь противостоять печали

А теперь, по нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Ужели Милосердный и Правосудный Господь будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения, от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из нас осмелится равняться с Богоотцем и подумать, что он, подобно Давиду, столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний – тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, яко от Давида, потребовало возмездие, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? – Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует, и Своею кровию оживает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой волос главы нашей не погибнет (Деян., XXVII, 34). Печаль ваша непременно заслужит наказания – и не на другом ближнем нашем, а на вас самой оно явится, если сие продолжать будете во утешение врага.

Возверзим печаль на Господа

Но мы, матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется о нас к благоспешеству. И св. Исаак пишет в 50 слове: «Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных плоти твоея потребах. Аще же не веруеши, яко промышление о тебе творит Бог, сего ради печешися, кроме Его, о потребе твоей окаяннейшей, еси всяк человек. А почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает и не убоишися страха, нашедша на тя». Да усмотрим из писаний святых и духоносных мужей, заповедавших нам совершенно предаться в Промысел и волю Всемогущего Бога, Который, яко паче чадолюбивейший Отец, печется о нас и в душевных, и телесных нуждах.

Питание

Совет об умеренном приеме пищи

Удерживай себе от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи. Кажется вам, после десятидневного поста появился аппетит, – слава Премилосердому Господу Богу о всех воздаяниях Его нам!

Противо же чревонеистовства по возможности старайся удерживать себя. А особенно, аще хощеши исцелиться, всячески старайся пред матушкой отсекать свою треклятую волю во всем, и вскорости исцелишься от душетленной сей немощи. О сем благодари Премилосердаго Господа, что матушке возвестил вас принять по-прежнему, и не укосневай открывать все делаемые от врага помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит. Ежели страждешь от слабости и матушка Варвара видит полезным с чаем употреблять хлеб, то и я соизволяю и благословляю.

На сухоядение возьмите благословение у матушки

А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил не достает сорассудить, не зная потонку ваших дел и отношений между сестрами. Вы заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телесным движениям облегчение; однако, хотя я и согласуюсь с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие, проси матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, ежели же после усмотрите, что вы сим будете себе вредить (то есть гордиться), то она, не относясь со мною, может вам и паки сие оставить. Я не знаю, покажется ли для вас тяжелым не досыта наедаться. А как видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать, и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают. Как выше сказано, как матушка поблагословит, так и располагаю.

Плотские помыслы

Плотские поползновения врачуются покаянием и умеренностью

Вы оскорбляетесь и малодушествуете, что бываете побеждаемы плотскими поползновениями. ...Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и паки призвав в помощь молитвы отец и матушкины, воспрянем и да полагаем начало, и да окаеваем себя, и познаем свою удобь, поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытие и отомстит нашему всезлобному сопернику и восставит нас и утвердит наши слабые силы мужественно стати противу стрел и насильственных наветов его! И притом, по вере вашей и благому произволению, Господь дарует вам чувство ко истинному покаянию и улучит благопотребный и спасительный конец!

Вы пишите, что всегда желали бы во оном покое пребывать, но сие не по вашей еще мере желаете, – довольно вам и того, что вы, по крайней мере, ощутили хотя малую зарю благотишия и душевного покоя, о чем св. Великий Макарий Египетский пишет, что и совершенным не попускает Бог в сей жизни, дабы пребывать во видении или в действии благодати покоя; для того наиболее, ежели бы, находясь в видении, то отнюдь не согласились бы ко страждущим от страстей сострадать и подкреплять падающих. Св. Исаак Сирин в конце 79-го слова пишет подобное.

Покаяние

В чем состоит таинство покаяния

Вы знаете, что таинство покаяния состоит в оставлении тех слабостей, коими были мы побеждаемы, и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию. Не успокаивайтесь, считая себя грешною.

...когда видишь свои грехи и каешься об них, милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся от тяготы оных, призрит на тебя, и отженет от тебя все вражеские козни, и освободит тебя от страстей.

Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном

Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. Человеколюбивый и Премилостивый Господь по своему милосердию туне нам и сие дарует. Как мы с тобою наклонности имеем к тщеславию и гордыни, а потому нам и не даруется желаемое вами раскаяние и умиление; мы должны все сие со смирением навершать и считать себя хуже всей твари, и покойна будешь. Я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть в глубину пагубного отчаяния, но своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь на успеяние и совершенное спасение.

При уповании на помощь Божию кайтесь

Еще наносится тебе смущение, что будто бы не истинно раскаялась, и потому остаешься неисцеленною от страсти. Не прельщайся сим мнением, мы уверены, что ты ничего не скрыла и себя не оправдала, а дала вражиим помыслам себя смутить, о чем прочти у св. Иоанна Лествичника в 4-ой степени.

Мы удостоверяем, что все наказания являются попущением Божиим, чтобы иметь смирение. При уповании на помощь Божию кайтесь.

Мы должны каяться о грехах наших, нисходить в бездну смирения..

Против того никто не может спорить, что грехи требуют равнодостойного покаяния. Мы должны каяться о грехах наших, нисходить в бездну смирения, покаянием ввергать себя в пучину неизреченного Божия милосердия и щедрот и надеяться чрез заслуги Спасителя нашего получить прощение. Должны возбуждаться к смирению: когда случится какая скорбь или обида, прощать ближних и памятовать слова Спасителя, «аще же отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши» (Мф., VI, 14). О покаянии можете и сами читать у св. Иоанна Лествичника, св. Ефрема и у прочих. Все они обнадеживают грешников.

Покой

Покой достигается только смирением и терпением

Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие – три главные страсти, от которых побеждаемся

Вы скорбите о в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, а когда бы свой был, то были бы покойным. Однако ж это невозможно, чтобы на земли сей, исполненной греховных деяний, можно было бы совершенно какой-то покой сей доставить, по учению Господню, токмо смирением и кротостью, ибо Он учит так: «Научитеся о мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф., XI, 29).

Конечно, мы далеко еще от сего отстоим, напротив, мечемся в волнах мира сего, побеждаемые от страстей, а паче от главных трех: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Хотя и нельзя не иметь попечение человеку, живущему в мире, о деле, о детках и о общественных обязанностях, но все сие входит в сердце наше с желанием подражать миру в житейских положениях, от чего и мятемся.

Поминание на Проскомидии

Кого не следует поминать на Проскомидии?

О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию. Так же поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж дабы с такою разборчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, – подавайте на проскомидию о ближних ваших известных вам, в мысли старайтесь считать всех святыми (впрочем, не подражая их худым делам), являйте любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно не избежать фарисейского мудрования и онемения.

Поминание усопших

Кого нельзя поминать в церкви?

В июле месяце я, бывши в Пестушанской обители, лично виделся с Михаилом, много увещевал его и давал ему недостойные советы. Он и сам сознавал свое заблуждение и прельщение, и я просил усильно тамошнего духовника Виссариона, дабы они постарались наблюдать его во опасности сущего, но, по-видимому, не усмотрели, и погибель себе вечную принял, потому и поминать его отнюдь невозможно. А что вам пишут из пустыни, что его можно поминать только дважды в году, то поминовения учинены о тех, кои безызвестными смертями похищены, иные в море потонули, другие от разбойников умерщвлены, другие землею засыпаны и прочими неизвестными смертями (а не сами лишили себя жизни). А как над оными телами, по церковному чиноположению, погребение не учинено от неизвестности, то их два раза в год поминают по приданию св. отец.

Молодому человеку своя воля душетлительна и ведет в последствия наиболее пагубные. Вы возьмите в пример Михаила, в монастыре погибшего по своей воле, и хотениям следовавшего, и не послушавшего нашего хотя слабого совета.

Помыслы

Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть

Прискорбно мне слышать, что ты следуешь внушению своих помыслов и, исполняя их, готовишь себе гнев Божий. Я много раз тебе советовал вооружаться силою против злых, творящих пагубу помыслов: брань наша не к плоти и крови (Еф., 6,12). – А потому не слушай помыслов, если они в угодность плоти требуют греха, вспомни суд Божий и свою смерть, – тогда не только пить, но и есть не захочешь. Старайся воздерживаться, и Господь поможет ти.

Как избавиться от находящих помыслов, прелестей и коварства бесовского?

Брань и оружия дьявола велики против людей

Вы просите наставления, как вам избавиться от находящих помыслов, прелестей и коварства бесовского. Поистине, велика брань диавола: он имеет крепкие луки, пламенные стрелы, многоразличные сети, бесчисленные ухищрения и оружия, посредством коих ищет всячески нанести вред душе человеческой. Вы хотите совершенно и скоро вступить в воинство Царя Небеснаго, не устрашайтесь врага противляющегося всему доброму, но послушайте, сколько ободряют нас примеры Священнаго Писания. Рассмотрите воинов царей земных и сделайте из того полезные заключения. Земные воины имеют при себе таких помощников, которые сильнее и искуснее неприятелей их, не мало не страшатся врагов своих. Ежели они уверены, что помощники их непреоборимы, то забыв все ужасы, идут храбро на поле сражения, бьются мужественно и дотоле не оставляют места сражения, доколе победят врага своего и увенчаются лаврами. Но мы, когда идем по пути добродетели, то Бог сам сопутствует нам и обещается до скончания века утверждать нас в подвигах добродетели, «и се Аз с вами есть во вся дни до скончания века. Аминь». (Мф., XXVIII, 20). Так вы, не боясь отнюдь нападений вражиих «Восприимите щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукаваго разженныя угасите и шлем спасения восприимите, и меч духовный иже есть глагол Божий» (Еф., VI, 16–17).

Какие помыслы надо исповедовать

Помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет.

Послушание

Вы еще не постигли преблаженного послушания

Вы рассудите силу даяния и приятия; да еще, хотя мы и от неограниченной гордости нашей считаем себя старшими, да и вы писали некогда, что к послушанию законному и свидетельствованному готовы. Но почему мы так скоро забываемся? Писано есть, что «меньший от большего без прекословия благословляется» (Евр., VII, 7). От чего видно, хотя вы любовь к Богу и ближнему отчасти стяжали, но преблаженного послушания, и отсечения своей воли, и облегчения своего легкости течения, и пользы вкуса не постигли.

А впредь да полагаем начало на самом деле с помощию Божиею исполнять послушание, и от того блаженного деяния от Премилосердаго Господа Бога милости в чувстве сердца ожидать.

Без послушания никто не узрит Господа

Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос рекл о себе: «Снидох с небесе не да творю волю мою, но волю пославшаго меня Отца» (Ин., VI, 38). И хотя Он был Премудрый и Пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери своей и повиновался им. Спаситель наш оставил нам сей пример, коему мы должны следовать. И сказал ученикам своим и их последователям: «Слушаяй вас, и мене слушает, а отметаяй вас, мене отметает, а отметаяй меня, отметает пославшаго меня» (Лк., X, 16).

Ясно всякой видит, что послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства, от слова Никифора Астраханскаго о послушании. Святый Иоанн Лествичник пишет в 1-й степени своей Лествицы: «Прельстишихся убо возложившие уповать на самих себя, и возмнившие не обретати нужды о путеводителе». А в 4-й степени свойства же послушания суть сии. Послушание есть отвержение своего рассуждения, хотя бы кто и богат был оным. Послушание есть гроб воли и воскресение смирения. Послушание есть недоверенность себе самому во всяких добрых делах даже до конца жизни. Святые Отцы псалмопение против бесов почитают оружием, молитву – стеною, нелицемерные слезы – банею, а блаженное послушание назвали такой добродетелию, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

От послушания рождается смирение

От послушания рождается смирение, от смирения – рассуждение, от рассуждения – дар рассмотрения, от сей же – прозрение.

Проводить жизнь с послушанием и отвержением своей воли

Да благословит вас Господь проводить в разуме жизнь свою с истинным послушанием и отвержением своей воли, по учениям святых отцев, о чем советую прочесть у св. Иоанна Лествичника степень 4-ю, у св. аввы Дорофея «Слово, о еже не составлять свой разум» и у святого Симеона Новаго Богослова многие главы, из коих вы увидите необходимость в путеводстве других, а не своем.

Располагайтесь в совершенное повиновение

Что вы с помощью Божиею располагаетесь в совершенное повиновение – сие для вас и вообще для всех, по свидетельству св. отцев, душеспасительно. Вам сие известно уже довольно, чувство веры открыто вам, и более того, не неприятно же сие ваше расположение к нам о Господе. Господь да поможет вам, только же я вас не принуждаю к тому и, если вы собственно расположитесь, то и большее утешение возможете ощущать. Поручаю вас покровительству Божию и чрез искреннее советование матери Анфии, питаю себя надеждою, что вы поправите себя. Господь же да усовершит ваше благомудренное предложение и подвиг.

«Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22)

Мы должны считать себя худейшими и последними

Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание. Какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания и даже до того помысел твой простирается, что готов перейти в штатный монастырь, где надеешься от сего послушания избавиться. Но сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать во утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем, что все есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжевается. Без скорбей спастись невозможно. Ибо по писанному, «многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22), но скорби сии различные суть: одному сии, другому иного рода; одному телесные, а сему душевные; тому бедность, а некоторому поношение, иному болезни, – все же от послушания по великомудрому Промыслу Божию по силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине мы сочувствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда ты бы был в обители, избежал ли ты скорбей другого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие, то сие более бы тебя уловляло. Ты взираешь на будущее время и помышляешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения от помысла или противления ему? Одобрить – то значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А лучше предать сие совершенной твоей свободе, и дабы оная соображалась с волею Божией. Между прочим, можем сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь и избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там гораздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния? Мы не спорим, что спасение на всяком месте милосердием Божиим приобретается, и везде есть спасающиеся; не смеем приписать себе или нашему одному месту святость, но должны себя считать всех худейшими и последними. В бедственные наши времена видим порядок здешних штатных монастырей, пришедший в расстройство, отчего и внутреннее устроение находится в опасности, то и опасаемся, что не можешь иметь там мирного духа, а сие и есть велий вред душе и скорбь неизбежная. Впрочем, не должно, чтобы всегда на тебя будет падать жребий сего послушания – в обители людей довольно.

Пост

Всю праздничную седмицу можно есть скоромное

Мария Алексеевна вопрошает мою худость о том, что можно ли кушать ей всю седмицу праздничную скоромное. Ответствую: ежели не противно здоровью и желудку ее, то всячески можно, и церковь святая разрешает всем православным христианам, в гости же, ежели случится в позволительные дни, то и там можно употреблять. Не опровергаю воздержание, – оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. – Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.

Постриг

О постриге болящей

Постарайтесь исполнить долг любви христианской, упокоевая болящую по мере ваших сил и разума. Что касается до ее пострижения, то и на сие, аще воля Господня будет – то совершится или руками человек или ангелов, для наших потемненных очей невидимо в час исхода души. Произволение болящей Всевидящим Сердцевидцем принято, и ей надлежит вспоминать о Пимене многоболезненном и уповать на милость и Премудрость Господа нашего, могущего совершить ее желание средствами, от нас, малодушных и гордых, плотским смыслом сокрытыми.

Правило

О келейном правиле: на правило берут благословение у духовника;

оставление правила восполняется покаянием и смирением

Вы изволите писать о правиле келейном, и вы возусердствовали оное выполнить, а потом вспомнили, что святых отцы не повелели вам ничего не предначинать без совета предуспевших старцев, то вы по своему усердию заблагорассудили и мою худость предпочесть. Да будет вашей любви известно, что правило святыми отцами предложено монашествующим и прочим, желающим в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать, единственно для того, дабы призренным не быть; о чем явственно пишет преподобный Исаак Сирин в 11-м слове: «не от самих в день оне осудит нас Бог, ниже о праздности от молитвы, но за неоставление сих; внегда бо обрящут место, и внидут, и затворит двери чертога, тогда исполнят нас мучительнее и не чисто, яже под божественным ответом содержат делателей своих со отмщением земнующим и бываем подручницы оставления ради малых сих, яже Христа ради попечения сподобляются, яко же писано есть о премудрейших: яже не повинуя Богу свою волю, повинется сопернику своему». Вы не удивляйтесь сему, что вам попустилась леность и расслабление, но еще благодарите Господа, что не попустил вам самочинием себе управлять и высокомудрствовать, но единственно попустилось для того, дабы ты познал немощь свою и ничтожество и не мудрствовал бы, яже не подобает мудрствовати; но, по апостольскому завещанию, смиренными вести себя и прочее...

Однако когда свободное время позволит вам, и заблагорассудишь оное правильце выполнить, я сие почитаю за полезное и душеназидательное и, согласно с вышеозначенным св. Исаака выписанным, за св. послушание проходить, а когда по каким- нибудь обстоятельствам упустишь, исповедью восполнить. Должно вам разумевать и о воздержании всевозможно, против лености и сна понуждаться, призывая помощь Божию и молитвы св. отец и духоносных старцев. И паки, когда чем побеждены будем, – покаянием, и раскаянием, и самоукорением, по апостольскому совету, «с терпением да течем на предлежащие нам подвиги» (Ев., 12, 1).

Какими правилами руководствоваться, живя в миру, если в сердце вы решили поступить в монастырь

Умеренность необходима для новоначальных и для поступающих в монастырь.

Вы, прелюбезнейший, по своему неограниченному благорасположению и вере изволите вопрошать мою худость, какими вам правилами руководствоваться, когда жизнь ваша продолжится в мирском пребывании.

Но, о прелюбезнейший, ваш вопрос благопотребен и похвален. Я с моей стороны недостаточен, чтобы дать на сие ответ, да это претрудно и неудобно, поелику я ваших всех пренужных занятий не знаю, да и худо понимаю. А при том, отчасти из письма вашего видно, что вы по ревности своей и пылающему в сердцах ваших чрезмерному усердию жаждете во утверждение своего намерения принять побольше правил, чего читать и побольше поклонов класть.

Но я, хотя все худ и непотребен, но, живя в монастыре, уже сближаешься с народом, то отчасти испытал и многих видел сначала текущих и поползнувших. – То есть перелетали, много поклонов клали и от неумеренности свои чувства смутили и, отчаявшись, уклонились, и поползнулись, и не достигнули своего спасения – пали падением дивным и соблазн многим сделали. И я, непотребный, все сие соображая и своими скудоумным рассуждением воображая, напоминаю преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника и прочих, Духом Святым движимых, которые написали нам шествовать царским путем (то есть, умеренную жизнь себе избирать, умеренными правилами довольствоваться, – умеренному же и претрудне пребывающему деланию цены нет.

И преподобный Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет так: «Диавол влагает в послушников желание невозможных добродетелей, подобно безмолвникам приписывает он чужие подвиги. Загляни в помышления неискусных послушников и обрящешь там мысль заблужденную: обрящешь в них желание безмолвия, жесточайшего пощения, но развлекаемые от разных мыслей молитвы, совершенно славы суетной отвержение и забвение памяти, беспрестанного о грехах сокрушения, наикратчайшего безгневия, глубокого молчания и превосходнейшего целомудрия. Они при вступлении в иноческий подвиг, сих добродетелей по особенному Божию Промыслу не достигнув, напоследок, в намерении своем обманувшись, вовсе от него отпадают, ибо враг внушает им искать их прежде времени с тем, чтобы в довольном в оном обретении настоящего опыта не получат. Надеюсь, что вы по своему благоразумению не откажитесь мое от моего слабого предложение, которое, надеясь единственно на вашу веру и усердие, собираюсь преподать душе вашей некое советование и благонадежием себя питаю, что со тщанием и упованием будете оное проходить, то силен Господь и всемогущ уладить ваши чувства душевные и далее мало-помалу преуспеете.

Упущение правила сопровождайте смирением и покаянием

Молитвенное правило во время великого поста

Если случится Вам сделать упущение правила по какой-либо благославной вине, то сие совершайте со смирением духа и покаянием; но будьте же и осмотрительны, т.е. чтобы не лености ради сие было. Когда позовут вас в гости, если востребует сего необходимость, идите с миром Божиим, но скорее старайтесь возвращаться в дом ваш. Также и на брак не гнушайтесь идти, только с большею осмотрительностию: в сем случае будьте постоянны в поступках кротости и воздержания, не зазирая же и не осуждая поступки других, коль скоро заметите начало неблагоустройных глумлений, не ожидая дальних, извинившись, поспешайте домой. При том не на всякую просьбу на брак соглашайтесь, но более устраняйтесь, а ходите только на самые необходимые браки, т.е. к ближним родным или к благочестивым о Господе друзьям.

Если в доме будете совершать правило, то более означенного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного великаго поста две кафизмы Псалтыри в сутки. Но когда будете первою и последнюю неделю ходить в Церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно поклонов, скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные на ряду, а именно: Господи и Владыко живота моего и проч. Кроме ничего. Прочее Господь да вразумит Вас и просветит.

Упущение правила заменяйте раскаянием и смирением

Ежели что оставите из правил, то заменяйте раскаянием и смирением. Благодарите же Бога, что он вас обучил терпению; и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпения не только от внешних, но и от внутренних духов злобы, понуждающих к действию страстей или к отчаянию. Сами поучайтесь в учении св. отцев, но более в деятельных, а не с умозрительных, от которых вы уже пострадали, прежде времени взыскав оную, что даруется во время свое, по деланию и трудов и совершенном смирении.

Хотя и с принуждением, принимайтесь за правило и за чтение духовных книг.

Бог, видя ваше понуждение, пошлет свою помощь

Пишите вы о своих немощах, лености и нерадении и прочее и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и за чтение духовных книг. – Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою. Так что с покоем все будешь исполнять, но тогда уже будешь знать, что не своею силою, но Божиею помощию творишь. Когда же бы легко проходила какую-либо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленялась бы умом в высокоумии, а оное большой вред с мнимыми исправлениями принесло бы, нежели теперешнее неисправление, тут и по нужде имеешь мысль смиренною, не видя в себе ничего доброго, но не отчаиваясь, и от сего часть Божия есть, и получаешь прощение свыше тебе.

Прелесть

Что такое прелесть?

...Изволите ли знать, что есть прелесть. Прелести суть разнообразные имут действия, по мере возношения ума и сердца, помрачается ум и пленяется от занятия собой. Само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага-диавола – сие значит прелесть.

Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть.

Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти. Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!

Примирение

Употребите все средства к примирению

Вы, находясь в двоедушии и смущаясь помыслами, спрашиваете, писать ли вам к вашему мужу или нет? На сие ответствую: прежде всего вникните хорошо во глубину вашего сердца и рассмотрите себя, – в каком отношении к нему находитесь: мирны или нет, не подали ли вы причин к разрыву супружеских уз ваших?

Употребите все средства к примирению, – сие угодно пред Богом. Даже и тогда, когда б вы были и правы, но смирением вашим старайтесь с ним примириться и приобрести его, если уже не для себя, но для Бога. Не отлагая время, приступите к сему, и Господь вас не оставит.

Причастие

Смущение перед причастием попускается от врага

Вы изволите писать насчет вашего отлагательства к таинству исповеди и святому приобщению и что даже духовник казался вам страшен! Но однако Милосердный Всемогущий Господь изобличил томящего вас злокозненного врага, всевающего плевелы в вашу незлобивую душу, и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными. А потому положим начало при помощи Господней впредь не отлагать время за время, и день за день, но с усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к святым и животворящим тайнам!

Вы уже на самом опыте в день приобщения святых и животворящих таинств чувствовали душевную отраду, довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попускается, дабы мы при содействии дарованной радости и утешений не облегчили себя от трудов деяний и тесноты. Смирением и помощию Всемогущего Господа позволено нам победить и посрамить прегордого Голиафа!

Приготовление к причастию

О сем благодарение Господу Великодаровитому, что даровал вам чувство в Успенский пост к приуготовлению Святых и Животворящих Таинств! Но только жалко о том, что имела тонкое негодование на свою благодетельницу и искусительницу всего произволения и мудрования госпожу N, которая хотя и довольно по навету вражиему вас с маменькою во огорчение приводит, но от сего, кто расположится совершенно покровительству Всемогущего нашего охранителя и искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушании всех стропотных и язвительных произношений от противомудрствующего лица, претерпевши со благодушием все неприятности и оставшись при своем благостройном мудровании, воистину дерзаю рещи, что в подвиг ему вменится и приобряшет за сие себе значительное душе своей мздовоздаяние! Но только нам остается с вами молить и просить Премилосердаго Господа, дабы, по Своему неизреченному милосердию, даровал нам мужество и терпение.

Что вас совесть очень укоряла за принятие ее после причастия и более за то, что против чувств ласковость оказывали и что вы ту заутреню всю предрещали, – сие от врага всеобщего, потому что он ненавистник христианскому роду, а наиболее противу тех, кои хотят стяжать прияти внутрь защитителя и искупителя в виде тела и крови Господа нашего Иисуса Христа! То вы теперь и в будущее время, как познавши и испытавши на самом опыте его козни, брань и отягощения, опять старайтесь со тщанием и осторожностию приуготовляться.

А особливо яко девица, то и должна свои все чувства со всевозможностию хранить, а наиболее зрение и слышание. Ежели бы вы внимали себе и молитву устную держали – она бы вам не попустила заняться таковым бесчинным и соблазнительным смехом.

Но однако видите, как Господь милосерд, что и при таковом твоем худом приготовлении по приятии Св. Таинств ощутительно утешил и обличил внутренние скорби твои. А ежели старались приуготовлять себя по-надлежащему, то и сугубо утешены были! Это вам было попущено за ваше высокоумие и самомнение бесовским действом.

Смущение после причастия попустилось за самонадеянность

Господь да простит вас и дарует вам мир и спокойствие душевное. Что попустилось вам высокоумие, когда вы по принятии Св. Даров сподобились тишины и спокойствия и радовались, что уже можете понести испытание, – за каковое самонадеяние и пострадали смущением. Это пусть послужит поучением впредь не высокомудрствовать, но смирять себя, принимать все, что чрез помощь Божию получаемо.

Недомогание после причастия следует приписать своему нерадению или высокоумию

Поздравляем вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с принятием пречистых Таин Христовых, которые да будут вам во здравие души и тела.

Смотрите на смущение и болезни равнозначно, предавая все на волю Божию. У вас по принятии Св. Тайн сделалось в груди остановка – надобно приписать это своему нерадению или высокоумию. К смирению посылаются вам и другие действия, но никогда глубокому смущению себя не должно придавать. Смиритесь и не скорбите, – Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати.

Промысел Божий

Промысел Божий нами управляет

Вы пишете, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властию все существует, Он мертвит и оживит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Священное же Писание показывает нам, что Промысел Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Господь глаголет в книге пророк Исаии в 49 главе 15 стихе: «Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе».

Из сих слов видите, как Господь печется о нас. Если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, что и желаю видеть. За сим поручаю вас Покрову Божию и слову благодати Его.

Вручай себя и ближних Промыслу Отца Небеснаго: будь умереннее и не допускай сердца до безмерного и безрассудного огорчения.

С желанием тебе мира и спасения скажу тебе по сердцу: не должно столь много беспокоиться об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственная для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны не были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем, а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, – быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения. Тебе не должно и входить в посредство их, когда уже вступила в достойнейшее Божия самоотвержения звание. О них, посильно соболезнуя, говорить в душе своей: «воля Господня да будет» и возвергать печали на Господа, а себя стараться направлять о Господе. – Дорожи временем: оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем твой подвиг!

Промысел Божий устрояет все на нашу пользу

Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, устрояющий все на пользу и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, – а ты все винишь людей.

На описанные в последнем письме твои случаи писать подробно ни сил, ни времени не достает, а только видим все тебя обиженную и скорбящую о сем. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, – на сие устроение призрит Бог и будет надежда к исправлению.

Мы должны быть уверены, что Промысел Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями. Тебе хотелось в пути видеть меня, чтобы передать нечто недоконченное, но, видно, в сем не предлежало нужды и не было бы тебе пользы, – так и не исполнилось по Божию смотрению, после ты и сама сие усмотрела и успокоилась.

Проповедь

Об истинном даре проповедника

Что касается до наших обстоятельств, то они суть следующие. Мы благополучны, посетил нас, можно сказать, наш архипастырь, быв у нас довольно весел и благосклонен, а по совершении однажды Божественной литургии сказал братии назидательное слово. Не менее в нем касался постыдного любочестия мнимо благодушных, коих частию тогда было присутствие по причине его пребывания в пустыне. Это было в день рождения св. пророка и предтечи Иоанна, почему и тема слова была: «Чего ожидаете в пустыне видети?» и следующий за сим стих.

Если есть ныне в России подражающие св. Златоусту в простоте слога и прочих обильных дарах проповедника, так он никак не может быть по справедливости исключен толикого богоугодного общества. У него не было великолепных фраз, замысловатых троп, метафор, гиперболического слога, аллегории и прочих расположений красноречия, но богатейшая и святая простота, прямая истина и изящнейшая в чистосердечии скромность. Некоторые признавались, что когда он святую благодать сердца своего старался переливать в сердца слушателей, то так пленил дух предстоящих, что многие не имели уже других мыслей, поелику ни одного слова такого не было, которое было бы высокопарно, превыспренно или неясно. Вот истинный вития по определению премудрых! Такое слово интересно иметь. Весьма бы можно многим из кого письмо сие напомнить, одно слово – так оно действовало на сердца и духовные силы, что как бы не слово оно было, а трость духовного скорописца, написующего на сердце совет и волю Вышняго. Не радостно ли это в нынешнем времени, когда проповедники стараются более отражать свои знания на кафедрах, нежели сделать спасительное влияние средствами, чуждыми тщетной философии, – простотой и истиной.

«Прежде времени не судить, дóндеже приидет Господь, иже приведет во свете тайныя и объявит советы сердечныя» (Кор, IV, 5). Хотя мы можем в случае сем сказать и то, что рука Божия с нами, недостойнейшими, по мере нашего упования на Него. Однако не менее должно относить и к благодатной прозорливости мужа, украшенного верою и смирением. Он к дальнейшему утешению братии не обинулся сам служить и всенощное бдение. Сверх сего, дабы не ослабить пространством слов истину священно доброты кроткого пастыря, рассудили мы умолкнуть.

Хотя, поелику таков нам подобаше архиерей и не должно превозносить доблесть мужа мудрого «яко даре и прочие видят добрые дела Его и прославят Отца, иже на небесех» (Мф., V,16).

Прощение

Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть

Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению, простить обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «Аз же глаголя вам не противиться злу: но аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поимет тя поприще едино, иди с ним два. И еще аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословляйте клянущая вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся зло творящим вам ни за что и изгоняющим вы, яко да будите сынови Отца вашего, иже есть на Небесе; яко солнце свое сияет на злые и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.,V , 39–41, 44–45).

Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящие вам напасть. Такожде подтверждает св. апостол Павел, пишет к Римской церкви: «Ни единому же зла за зло воздающие, промышляющие добрая пред всеми человеки. Мир имейте, не себе отмщающие, возлюбленные, но дадите место гневу. Писано бо есть: мое отмщение, аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет брат твой, ухляби его. Сие бо творя, угли огненнии собираете на главу его. Той побежден бывает от зла, но побеждает благим злое» (Рим., XII, 17–21). И да видим, прелюбезнейшие, каковое нам утешение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. И возлюбленный Его ученик св. апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение вседневной Евангельской молитве (т.е. Отче наш) всегда читаем: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф., VI, 9, 12–13). Стих 14 и 15-й: «Аще бо отпущается и в главном согрешения наши, их отпустит вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешения ваши».

И приведя вашей любви от животворящего источника благотворное утешение и врачевание душам вашим, поручаю вас покрову Всемогущего Господа. Господь же Премилостивый да поможет вам, и да сохранит вас, и да покрыет вас от всех сетей вражиих.

Следует понудиться просить прощение

Просить прощения у Анны и во второй раз должно понудиться, но прежде следует умиротворить себя, – таковым образом молиться за нее тихо, каждое утро и вечер класть по три поклона, говоря «Спаси, Господи, и помилуй благодетельницу мою. С молитвами прости и мои согрешения». А в дополнение должна Анна сама себе виновную почитать во всем – умственно и чувственно, говоря сама себе: «Окаянная я, не умела сама себе внимать, распустила свои чувства: глаголание, зрение и слышание; и всеобщий враг увидел мое непотребство, представил моим глазам мечту на сестру Пелагию, будто бы она со страстию сообращается с молодым юношею и прочее... А потом и оклеветала ее. Старцу и старице за мои таковые грехи произошло смущение!» Когда сколько времени сие она подтвердит и увидит себя самою виновную, тогда Премилосердый Господь за исполнение сего Евангельского заповедания уврачует их сердца и смягчит ко умиротворению, тогда со благонадежием и дерзновением смело пойдет прощение просить, и те встретят с уважением!

Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и, хотя не сказано прямо, но все мирно – то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним. Господь ему возвестит и даст чувство более сострадательное.

Пьянство

Страсть пьянства попускается за гордыню, высокоумие или за нарушение совести против супружества

Брату вашему от полноты сердца желаю быть избавленным от пиянственной страсти. Сия страсть попускается или за гордыню и высокоумие или за нарушение совести против святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, понудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить и истинно раскаяться пред искусным духовником, и потом Господь ему и поможет.

«Пить до дна – не быть добрым» (рус. пословица)

Дай Бог, чтобы благочестие водворялось у вас в доме и ты бы на радостях перестал браться за рюмки. Знаем, и русская пословица говорит: «Пить до дна – не быть добрым». Я советовал и приказывал тебе как духовный отец перестать пить – худо, очень худо. – Себе наживешь беду, попадешь в кабалу; а то, брат, придется тебя по-монастырски поставить на поклоны, чтобы молил своего тезоименитого угодника, святителя Николая, дабы отлучил тебя от пиянства.

Как избавиться от недуга пьянства?

Прочитал ваше письмецо, которым описываете свою пагубную пиянственную страсть, которую питаете втайне. По многим моим вам советам, дабы исправиться вам, но, к несчастию, безуспешным, молитесь уже сами ко Господу Богу об избавления от сего мучительного ига. Может, подумаешь, что ныне не достоин и к Богу с молитвою приступить, когда сие достоинство будет? Недостоинство твое не повредит тебе, только и требуется от тебя, чтобы ты оставил прихоти свои и с покаянием прибегал бы к Отцу Небесному. И Господь, видя обращение твое, простит тебе грехи твои, идеже умножится грех, тамо преизобилует благодать. Осмотрись, Николай Николаевич. Всем нам подобает явиться пред судищем Христовым. Суду Божию, а не человеческому предстанешь, и ты не не радел о себе, любезный Николай Николаевич. Бог хочет тебя спасти, да будет же и твое хотение и спасешься, чего как себе, так и вам от всей души желаю.


Вам может быть интересно:

1. Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием – Письма к Фоме Николаевичу. преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

2. Письма – 1. Благословение на наступающий год преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

3. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ святитель Иоанн Златоуст

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ДОМ праведный Иоанн Кронштадтский

5. Письма преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

6. Письма старца и ответы на вопросы учеников схимонах Феодор Свирский

7. Письма преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов)

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского святитель Димитрий Ростовский

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Печаль святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle