Источник

Буква Б

Безмолвие

Безмолвное жительство устрояет Господь

Вы также пишите, что смущались немного о том, что Вам пришлось сожительствовать с необузданными девицами, а хотелось одной безмолвствовать. Ежели бы Вам на пользу было сие мнимое безмолвие, всячески бы Вас Бог привел к нему. А Вам еще самой нужно учиться нравственность образовать ко смиренномудрию, и самой, от своих словес устыдившись, полагать благое начало и саму себя укорять и окаевать. Когда придет время безмолвного жительства, тогда всячески Господь и устроит. А теперь прежде послушание, а потом безмолвие. Вы не воображайте в себе, что Вы можете сестер врачевать, но по вере их чрез Вас и нас, недостойных, невидимо благодать Божия врачует, и умиротворяет, и вразумляет.

Благословение

Сделанное без благословения приносит вред и смущение

Вы описываете Ваш самочинный, без благословения, ответ по случившейся нужде. За вольное Ваше признание Премилосердый Господь да простит Ваше согрешение; впредь же нужно умудряться: иногда, по-видимому, покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному служит. Желаю Вам благодушествовать во всем и приходить от силы в силу, всегда держаться покорно заповедей Божиих.

Блудные помыслы

Блудные помыслы попущены за грехи осуждения

Что Вам попущением Божим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение Вам попустилось не просто, но за презорство. Видно, в мнениях своих других тайно осуждала и зазирала – а посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и повергает в таковые безместные и скаредные помышления и воображения. Но мы, сим событием наказавшись и до изнеможения утомившись, яко уязвленные и израненные, прибегнем к всеистинному врачу душ и телес наших, Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующие и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество. Да просим Всемилостивого Бога, дабы Сам Он отомстит сопернику нашему, соблазнителю диаволу, за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети.

А как Вы по своему благорасположению и неограниченной вере к моему окаянству заблагорассудили вопросить меня, скудоумного, как себя предостерегать в таковых случаях, я, хотя и крайне недостаточен в таковых последствиях преподавать приличествующие советы, довольно уверен, что Ваша вера, спомоществующая нашему недостоинству, может умилостивить Великодаровитого Господа ниспослать свыше невидимо помощь и здравый разум, каким образом бодрствовать и охранять себя от вышеупомянутых соблазнительных помыслов и наругательных мечтаний бесовских!

Я Вам уже сказал, что груб и неискусен, но вспомнил достоблаженного батюшку, покойного отца Феодора: он моей худости довольно пересказывал многие повести святых отцев, на Украине жительствующих во время старца его блаженного Онуфрия, а также и от начтения богодухновенных книг святых отец, из коих, сколько могу, при содействии благодати Господней Вашей любви написать понуждаюсь. Во-первых, дочь моя, при помощи Божией должны всевозможно тщатися вины отсекать, то есть дабы только внимать себе и своему спасению. Когда кто к Вам приидет и, по действу и наущению всеобщего врага, начнет Вам произносить пустые слова и события, то Вы, судя по значительности ее, ежели не можете сократить разговор, то должно стараться уши себе заложить или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать, – и мысленно просить Господа, дабы сохранить нас от такого яда душетлительного. Тогда так начнете поступать и в прочих подобных случаях, а ту, которая наполняла Ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны, по заповеди Господней, любить и сожалеть, а произносимые нелепости презирать и ненавидеть до зела. И благостию Господнею даруется Вам чувство охраняться от осуждения и памятовать св. пророка Давида: «От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба твоего» (Пс.18:13–14).

Итак, как выше сказано, когда от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет и нечувствительно будет утверждать нас и охранять: невидимо отражать бесовские действия и мечтания, а внутри нас укреплять силы душевные, и действие молитвы воскрылять, и память смертную напоминать, и будущие мздовоздания, и вечные муки! Сими душевными чувствами поражаются и истребляются прилоги скверных помыслов.

Я почти уже и не имам, что Вам рещи, потому сей союз только единому Богу возможно во единомыслии и единомудрии соединить, ими же весть своими неисследимыми судьбами, ее уврачевать, и благодушием Вас одарить, и ей благое к достодолжному повиновению чувств даровать! Но только еще хоть мало потерпим и, по апостолу, задняя да забываем и с терпением тецем на предлежащий нам подвиг (Ср. Фил.13:13–14). И точно, себя да почитаем достойными таковых скорбных попущений грех ради наших.

Избегайте соблазнов: лучше обрести тихое пристанище

А что Вы на свадьбе, хотя соблазнительных самых последствий и не видали, однако значительно Ваш душевный храм (то есть, все чувства) оскверняли представлениями, а потому и впредь должны мы с тобою от таковых событий познавать, каково около свадебных сообращений и какой огнь блудных вожделений восприемлет силу свирепствовать в наших мнениях и чувствах. Обдумайте хорошенько, не решиться ли Вам oт пристрастных котлов и сластей С.-Петербургских (или, можно сказать) египетских, решительно поудалиться к тихому пристанищу, и, так упразнясь, уразумеете истинный путь в вечные обители!

Блудные помыслы врачуются покаянием и самоукорением

Еще упоминаете, что иногда побеждаетесь блудною мыслью и сребролюбием, – не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только ангельскому чину, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием и укорением себя ко врачу Небесному. Человеколюбивый Господь мало того, что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришед на землю, стал призывать грешников, дабы никто из нас не отчаивался о своем спасении.

Блудная брань врачуется покаянием

Жалуетесь на брань и что не поредку побежденною бываешь, и от сего часто унынию придаешься. Вам возвестила матушка преподавать на каждое по 50 поклонов, то, хотя Вам кажется и малозначительной епитимья к удовлетворению, но Вы да помните свое звание послушницы, и не должны составлять ни в чем свой разум! Довольна будь заповеданием и со страхом и умилением проходи данное.

А что на Вас воздвинута или попущена блудная брань, то о сем напомяну твоей любви в 4-й части «Добротолюбия» в «Слове о рассуждении» пишет св. Кассиан Римлянин словеса св. Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему: «Не дивися, чадо, ниже отчаявайся, аз бо в толицем возрасте и седине сый, а зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаявайся убо о толицем разжении, еже не только человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием».

Вы, по благости Всемогущего Создателя нашего и Искупителя, свое желание получили и от прежних всех своих грехов тайною поста и покаянием очистились! Но теперь, хотя и побеждаетесь, изъясняйтесь немедля матушке и посрамляйте себя пред ее святынею, – она налагает на Вас, что ей Господь возвестил, а Вы, исправляя оное и сокрушаясь сердцем, не почитайте себя уже мнимою девицею, но почти уже блудницею. За молитвы матушки да и ленивого какого-то батюшки силен Господь все исправить и даровать конец благотребный и спасти! И, кажется, довольно Вам на сей счет спокойствия.

Богатство

В монастыре не следует заботиться о стяжании богатства.

О желании стяжать богатства, Вы опомнитесь – это явные вражие козни. Вы обязаны помнить, что обет положили не иметь стяжания.

Богатство для тебя вредно

Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя. Написав сие, надеемся, что и укоризну примешь от нас лучше похвалы.

Болезнь

Испытания даются по силе

Сердечно сокрушаясь о Вашей болезни, постигшей было Вас, вместе же и утешаюсь, видя на Вас благоволение Господа нашего Иисуса Христа. Мне остается только просить Вас не изнемогать в таковых посещениях свыше, но продолжать благодушествовать с несомненною верою, что силы Ваши и предложение известны Господу. Выше сего не обременитесь искушениями. Не безызвестно Вам, что где искушение, там треба быть и терпению, а где терпение, там и заступление благодати и милость.

Спаситель во образе больных благодеяния приемлет

Нам нужно в находящих скорбях терпеть и благодуществовать,– известно, что все пройдет. И первое: надо от соблазнов мирских понуждаться удаляться: чего не видишь и не слышишь, того и не похочешь. Память Божия сильна тебя от всего сохранить, ежели потщишься помнить смертный час исхода души от тела.

Всещедрый Отец наш и Искупитель Иисус Христос во святом Своем Евангелии Пречистыми Своими устами рек в Матфее в главе 25-й, зачале 106-м о Втором Своем Пришествии: «Егда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своея. И соберутся пред Ним вси язы́цы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалках бо, и дасте Ми ясти; возжадах и напоисте Мя; странен бех и введосте Мене; наг и одеясте Мене; болен и посетисте Мене; в темнице бех и приидосте ко Мне». Тогда отвечают Ему праведницы, глаголюще: «Господи! когда Тя видехом алчуща» и прочее (Мф.25:31–37). И подале, отвещав, Царь рече им: «Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому от братий Моих меньших, Мне сотвористе» и прочее (Мф.25:45).

Виждь: Сам Спаситель наш во образе больных благодеяние приемлет. А потому и должно нам по силе и возможности прилежать к заповедям Владыки нашего творения. Вашей любви во время продолжения той добродетели попустилось испытание по навету всеобщего врага диавола, который всякой заповеди по своей древней злобе тщится препятствие устроить, дабы отвлечь вас от душеспасительной и животворящей заповеди. Святый Иоанн Златоуст, вселенский учитель, и святый Исаак Сирин пишут так: «Несть та добродетель, ейже не последует зло».

Несение креста спасительно

Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются.

Уверен, что крест ваш тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но после раскаиваетесь и к благодарению приклоняетесь, не ведая судеб Божиих, устраивающих все вам на пользу. Должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою: ежели бы Бог вас не любил, не послал бы обеим вам такого креста – болезни и страдания. Не был ли угоден Богу Иов праведный? Но некие нестерпимые болезни были ему посланы.

Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются. Св. Иоанн Златоуст страждущих болезнями уподобляет мученикам. Что более таковой чести? Советую вам – будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей. Бог силен устроить сие вам на пользу.

Болезнь побеждается не роптанием, а благодарением Богу

Дочь Ваша, Анна Ф., пишет к Вам, что она нездорова и о сем благодарит Господа Бога, – се достоинство истинной христианки, сей чудный пример и нас, грешных, научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роптанием побеждается болезнь, но благодарением Господу Богу. Воистину таковые услышат Пресладчайший глас: «Отпущаются тебе грехи твоя, востани и ходи (Мф.9:5)». А что Вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то буди любви Вашей известно, что сие предприятие Ваше не может быть вредным спасению Вашему (когда будете себя хранить от иных зол), – на сие и аз многогрешный соизволяю и благословляю.

Премилосердый Господь все попускает на пользу и в назидание душевное

Благодарение Всепремилосердому Господу, что Вы и все Ваше семейство здоровы и благополучны. Хотя Александра Григорьевна телесно и нездорова, но душевные ее чувства сооживляются в здравый рассудок; и потому-то Дух Святый чрез св. пророка и царя Давида во псалме изрек: «Броздами и уздою востягаеши не приближающихся к тебе, Господи!» (Пс.31:9). И св. апостол Иаков в соборном послании пишет так: «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение; терпение же совершенно да имать действие, яко да будете совершенне и всецели, ни в чемже лишени. Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит же верою, ничто же сумняся» (Иак.1:2–6). И св. апостол Павел пишет к Коринфской церкви: «Сколько наш внешний человек тлеет, столько внутренний обновляется» (2Кор.4:16). Мы, сорассмотря все вышенаписанное, должны все попускаемое принять от Создателя нашего со благодарением: какового бы рода ни была болезнь, хотя бы и мнимая чахотка.– Но все Премилосердый Господь попускает в пользу нашу и в назидание душевное.

Понуждай себя чувственно и мысленно терпеть находящее страдание

Хотя мы с тобою и лишены настоящей тризны послушания, но Премилосердый и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию браздами и уздою востягивает Вас, не приближающуюся к Нему, наложив на Вас крест нести терпеливо Ваши болезни. По совету нашего недостоинства понуждай себя повсечастно продолжать чувственно и мысленно терпеть находящее страдание и благодарить Всемилостивого Врача душ и телес наших.

Неужели только человек единым своим деянием может когда-нибудь получить вечное блаженство? Едиными заслугами и страданием дражайшего нашего Господа и Искупителя милость и дары человечеству даруются. Потерпите мало находящее с благодарением и терпением, и вас Всемилостивый Господь туне спасет, и дарует вам вечное блаженство, и в лики всех святых учинит.

Милосердием Божиим и горькое в сладость претворяется

Изволите писать благодарение Всемилостивому и Великодаровитому Господу, даровавшему Вашей любви ношение креста, т.е. болезни, за то, что Вас Всевышний Творец утешает и от недостойных уст и сообращений отвращает. Но милосердием Его и горькое в сладость претворяется! И мы, непотребные, о таковом Вашем чувствовании сорадуемся, потому что согласуем с преданиями святых отец.

Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы Вам и сердечные очи

А что Вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасение единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы Вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. – И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. – Тогда воистину ощутим внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое Ваше желание ко вечности наполнится.

Мы грешим пред Богом, поэтому и должны всегда каяться. За все приносите благодарение, а ропота остерегайтесь

Вы пишите, что болезнь Ваша возобновилась, просите и желаете, чтобы Господь открыл Вам ее причину. Мы грешим пред Богом, почему и должны всегда каяться. Все случившееся с нами происходит по Его Святой воле к наказанию нашему или к вразумлению. Впредь покоряем себя Его Святой воле, ибо Он хочет всем спастися и в разум истины прийти и к сему ведет, за что приносите Ему благодарение, а ропота остерегайтесь.

За скорби и болезни благодарите Господа, что не забыты Им

Сострадаем Вам в немощах Ваших душевных и телесных, всей душою бы желали Вам помощи, но не имеем ни власти, ни сил. Премилосердый наш Создатель весть, что нам есть на пользу; ради сего и наказует нас, да избавит от будущих болезней. Бог тайными и недоведомыми образами различно наказует погрешающих из благочестивых, да предоставит непорочными великому судищу, да здесь наказав, тамо вменит в награду. Итак, за посещение Вас болезнями и скорбями благодарите Бога, что Вы не забыты им. Вы сами сознаете свое грехопадение, раздражение, рвение, зажение ближних и прочее, – за все сие и попускается Вам страдать.

Лучшее лекарство от болезней

В болезни не советуем лечиться, а лучше исполняйте заповедь св. апостола Иакова: «Болеет ли кто в вас, да призовет пресвитеров церковных, и сотворят над ним молитву, помазавши его елеем во имя Господне,– и воздвигнет его Господь от одра болезни; и аще грехи буде сотворил, отпустятся ему» (Иак.5:14–15). Это лекарство гораздо лучше и надежнее.

Сила Божия в немощах совершается (Ср. 2Кор.13:4).

Через болезни очищается духовный Ваш человек.

Письма Ваши нам показывают, что сила Божия в немощах Ваших совершается (Ср. 2Кор.13:4). Кто бы мог столько дней без пищи пробыть, ежели бы не сила Божия укрепила. Также и при Ваших немощах есть укрепление Божие. Благодарите Бога, что чрез тление и изнурение состава Божьего очищается духовный Ваш человек, хотя Вы и видите себя в неисправности, о чем не оставляете сожаления и сколько можно хранитесь от падения. Так же воздержитесь от ропота. Все случаи принимайте посланными Вам от Бога.

Болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство

Господь невольно скорбями и болезнями нас спасает, сводя с противного пути и к Себе провожая. Истинно св. Павла восклицание: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто испыта ум Господень» (Рим.11:33 ). Уповайте на милость Божию: болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство, – сим облегчайте скорбь Вашу, приносите Господу благодарение: аще бы не любил, не посещал Вас сими страданиями. Он подает изнемогающим Вашим силам крепость дотоле, доколе Ему угодно будет продлить Ваше испытание. Мы же желаем Вам терпения и облегчения от болезни, вручая Вас в покров Божий.

В немощах познавайте любовь Божию

Нельзя ни к чему другому отнести Ваше положение, как к отеческому о Вас Божию Промыслу, охраняющему Вас в болезнях Ваших. Познавайте из сего любовь Божию, приносите Ему благодарение, видите, что Он хочет Вашими скорбями избавить от будущих. Сею надеждою успокаивайте себя. В слабостях и поползновениях да простит Вас Господь, и мы, недостойные, посылаем прощение и благословение.

Брак (супружество)

Богатство жениха состоит не в имениях многих, но в доброй совести

Писанием Вашим извещаете Вы меня об открывающейся для дочери Вашей Марии судьбе поступления в поприще супружеской жизни и просите на сие моего благословения.

С моей стороны не отвергаю сего предприятия. Хотя он и не богат, но ежели добрый человек, да благословит Господь. Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды, и Бог силен даровать им нужное и довольное. Ежели будет на сие воля Божия, то Он и устроит дело сие к совершению, – помолитесь Господу и предайтесь в волю Его святую.

Обрядов неприличных и сборищ неблагообразных делать не советую: исполнить сей пустой обычай против законной совести значило бы то, что поклонитесь идолу. Порицания за сие опасаться отнюдь не должно. Никто из здравомыслящих не признает на сие укоризны, а разве из ветреных кто дерзнет, но на сие нечего смотреть.

Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога

Приятное Ваше писание имел счастие получить и прочитать, из коего вижу непреклонное желание Вашего сына Димитрия совокупиться законным браком. Что же касается до отказа у господ Гровых, в сем не изволите огорчаться, видно, не судьба сим благословением родительским приступить к сему Священному Таинству. Всячески Премилостивый Господь устраивает судьбу по Своей воле: бракосочетание и бывает благоприятно, но не токмо сочетающимся по семейству, но всем, и потому и ожидается, чтоб было по воле Всемилостивого Господа. Кажется, по нашему слабому рассуждению, ожидала судьба Марию из Свечнина поступить в ваше семейство. Что же касающееся до приданого деньгами, прошу Вас и молю не настаивать; Вы должны в семейство присовокуплять не деньги, но человека благонравного, ко утешению Вам служащего.

Что племянник Иаков, это молодой и неопытный человек, свой голос и мнение свое предлагает, то, может, объяснить ему, чтобы он при таковых случаях более молчал, нежели самомышление Вам предлагал и настаивал. Когда же по Вашему изъяснению чувство сердечной благожелательности к Свечнину дому, то сие, кажется, предзнаменование соединения Вашего с ними родственного союза. В прочем поручаю Вас покрову Всемилостивого Господа.

Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного

Крестьянской женщине, ежели ей возможно у меня быть, то пусть побывает, а ежели не позволяет время, то должно троекратно помолится Богу. Ежели она после моления почувствует себя жалеющую, то познавайте, что есть на сие воля Божия. Равно и тогда, когда за кого пожелает выйти. А ежели после моления почувствует страх и смущение, за кого она идет, то пусть опасается за того идти. А равно и другие, – ежели будет жених, пусть так же помолится.

При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей

Я почитаю за нужное дать Вам совет, а именно: маменька Ваша приготовляет Вас к поприщу новой жизни, желает Вас выдать в замужество, но, как мне известо, Ваши родители едва ли могут сделать ошибку в избрании супруга – советую Вам расположиться на их волю по заповеди сей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли». Сия заповедь явно указывает небесную славу для получения земного блаженства тем, кои чтут обоих родителей в благом деле, что они Вам стараются доставить. А при оказании Вашего послушания родителям надеждою питаю себя, что Вы будете утешать родителей благонравным образом жизни. И так, вручаю Вас Покрову Божию и слову благодати Его и дерзаю испрашивать на Вас Божие благословение.

Брань

В чувственной брани, как воины, закаляемся испытаниями

По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани – Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями. Пишет о сем один духовный муж: «Егда искушения различны, и страсти, и немощи, и недоумения обымут нас, тогда наипаче утверждаются в вере о Господе и не отчаиваться подобает, да не повинишася врагу твоему, еже отступати от подвига и уклонитися в отчаяние. И аще тебе сие случится, да веси яко завидяй сатана приложению доброму твоему, так вооружился на тя, ты токмо не унывай, поверь, и посетит тя вскоре Господь тайным утешением Своей благодати».

В числе сих заключается и та брань, о коей ты пишешь, что всякий день страдаешь, о коей можно еще тосковать, что попущена за явною твою гордость о прежде бывшем утешении. Врачевство сему – смиренномудрие сердца. Св. Исаак и прочие многие святые отцы пишут: «Аще не будет человек утомлен страстями душевными и телесными, не может умудриться в бранях, познать своей немощи и смирения». Итак, не отчаиваясь в милости Божией, читай книги более деятельные и подражай их учению, и в немощах смиряйся! Премилосердый же Господь да просветит тебя на правый путь и укрепит на оном.

Внутренняя брань побеждается терпением, самоукорением и смирением

Извне война, а внутри сугубая и преопасная – для таковой пребедственной брани пренужно Вам нудиться поставлять победу, а именно: терпением, самоукорением и смирением. Что Вы описываете свои прежние привычки, чтобы всем благодетельствовать, а как попустилось Вам оскудение для Вашего смирения, то и нужно Вам содержать себя во умеренности и других угощать одними словами.

Вы находитесь в брани по причине нерадения и за оставление смирения

Вы находитесь в брани по причине Вашего нерадения и за оставление непобедимого оружия – смирения, которым все страсти и страхи рушатся.

Брань попускается для смирения

О восстающей же на тебя брани не смущайся, старайся сопротивляться, а не желай этой болезни, ибо во оной не только сама, но и другие страдают. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением. Дочь, видим, что ты не желаешь поработиться страсти, но сие попускается, чтобы сознали свою немощь и смирились, и не дерзали бы судить других, в сем немоществующих. Видя себя в такой неисправности, понудь иметь себя хуже всей твари и наносимые скорби от служащих принимай, яко достойной не только таковых, но и больших. Не вини их, что они причиняют расстройство твоему здоровию, но себя укоряй. Да даст тебе Господь стяжать истинное смирение и научиться успокоению своей совести.


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle