протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого поста

Великий, в частности, говорит, что не следует «истощать и расслаблять тела неумеренными изнурениями», а надлежит разумно сочетать «соразмер­ное питание тела и воздержание». Такое благоразумие, по его словам, необходимо для того, чтобы беспрепятственно исполнять возложенное на нас послушание и усердно работать, деятельно служа ближним.

Строгость поста неуместна во время болезни. Даже по строгим монашеским уставам для больных пост послабляется или отменяется в зависимости от тяжести недуга. Но болезнь не должна служить благовидным пово­дом для самоугождения, тем более что при некоторых заболеваниях употребление постной пищи полезнее, чем вкушение скоромных яств.

Для людей преклонного возраста мера поста не может быть такой же, как для молодых и здоровых. Немощи старости не следует усугублять неумеренной ревностью в подвиге поста. Хотя пожилые люди, опытно познав пользу строгого поста, хотят обычно усугублять воздержание, но подвиг сверх силы может оказаться бременем неудобоносимым. Здесь снова уместно вспомнить наставление св. Василия Великого, который со­ветует в подвиге поста «не простираться до того, что выше силы».

Люди, полные сил, наоборот, могут постепенно усугублять свой пост, ограничивая понемногу количество пищи, как наставляет преп. авва До­рофей. Но при этом не следует доводить себя до изнеможения, при кото­ром нельзя было бы нести надлежащим образом свое служение.

Для тех, кто не имеет опыта многодневного поста, но кто хотел бы положить начало этого подвига, важно знать, что трудными бывают первые дни поста. В течение этих дней может возникнуть желание оставить пост, потому что тяготение к пище кажется непреодолимым. Одна­ко необходимо преодолеть себя, и тогда победа над собой принесет отраду. Воздержание от пищи – дело не столь трудное. Гораздо труднее изба­виться от худых привычек и греховных стремлений. Но чтобы очистить сердце от скверны греховной, надлежит пройти через подвиг воздержания. Необходимо начинать с малого, чтобы достигнуть большего.

С этими размышлениями о благотворности поста, дорогие братья и сестры, встретим Великий пост. «Постное время светло начнем». Начнем его с духовной радостью, возблагодарив Господа за то, что Он даровал нам возможность дожить до этого времени подвига. С надеждой на помощь Божию вступим на поприще поста. Облечемся, по зову св. Церкви, во «всеоружное воздержание», чтобы освободиться от греховных навыков и пороков, сотворить достойные плоды покаяния и удостоиться с чистым сердцем душеполезно совершить св. Четыредесятницу. Аминь.

Проф. прот. Ливерий Воронов

Слово на Литургии

В Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. Произнесено в храме Л Д А 19 февраля (ст. ст.) 1990 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Празднование, которое Святая Церковь ныне совершает, носит название Торжества Православия. Оно установлено в связи с великой духовной победой Церкви над ересью иконоборчества, которая волновала христиан­ский мир на протяжении более столетия. Константинопольский Собор 842 года, под председательством святого патриарха Мефодия, восстановил гонимое и утесняемое иконоборцами почитание святых икон: почитание, существовавшее в Церкви с апостольских времен и провозглашенное в ка­честве догмата православной веры святым Седьмым Вселенским Собором. Это радостное событие отмечено было в следующем 843 году большим церковным торжеством, и тогда же решено было посвящать его памяти ежегодно первый воскресный день Великого поста.

Поскольку, однако, ко времени победы над иконоборчеством Церковь в длительной борьбе с различными ересями авторитетно разъяснила и точно определила на семи Вселенских Соборах основные истины или дог­маты православной веры, то празднуемое ныне событие стали впослед­ствии называть уже не просто торжеством восстановления иконопочитания, а торжеством святого Православия вообще.

Словом «Православие» обозначается истинная вера, ни в чем не отсту­пающая от Божественного Откровения, дарованного Церкви в Священном Писании и хранимого Ею в живом потоке Священного Апостольского и святоотеческого предания.

Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос, Сам наименовавший Себя Божественной Истиной и Жизнью (Ин. 14,6), вверил бесценное сокровище истинной веры Своим ученикам и апостолам, а через них Своей Святой Церкви, заповедав всем верующим, особенно же архипастырям и пастырям, хранить ее неповрежденно, передавая евангельское благовестие от поколения к поколению.

Господь даровал Церкви и необходимую для исполнения этой заповеди Божественную помощь. Он обещал Сам невидимо, но неотлучно пребывать в ней до скончания века (Мф. 28,20), будучи – по прекрасному выражению приснопамятного митрополита Московского Филарета – «ее сердцем, или началом благодатной жизни, и ее главой, или правящей мудростью». А после Своего славного воскресения и вознесения на небо Он ниспослал на нее Божественного Освятителя Церкви – Духа Святого, от Отца исхо­дящего – Духа истины, Который наставляет ее на всякую истину (Ин. 16,13).

Но даровав Церкви все потребное для жизни и благочестия (2Петр 1,3), Господь предупредил всех Своих последователей, что сохранение истины будет сопряжено для них с испытаниями и подвигами, ибо со временем явятся многие лжеучители, которые, произвольно искажая или подменяя истину, будут тем не менее выдавать себя за истинных последователей Христа. «Многие, – сказал Он, – придут под именем Моим и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: „Вот здесь Христос”, или „там” – не верьте... Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 5. 23. 25).

Истины веры или догматы Православия выражены в догматических определениях святых Вселенских Соборов, особенно же в том Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем во время Божественной литургии или слышим при совершении других богослужений. Здесь кратко, но точно говорится об основных предметах нашей веры: о Боге Едином в существе, но троичном в Лицах, о воплощении и иску­пительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви с ее спаситель­ными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века.

Чистая и несомненная вера в эти и другие исповедуемые Церковью богооткровенные истины являются жизненной необходимостью для каждого из нас. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Да одно без другого, в сущности, и невозможно. Святой Кирилл, архиепископ Иеру­салимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Дог­маты без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия» (Слово огласительное IV, п. 2).

Догматы – это не просто отвлеченные, умозрительные истины, которые достаточно воспринимать и усваивать одним лишь умом. Нет! Это разум­ные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный отечественный догматист епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягаю­щим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», то есть делается своего рода духовным самоубийцей. На святых Вселенских Соборах собирались епископы многих местных церквей, как свидетели единой богопреданной веры. Здесь раскры­вались и изъяснялись необходимые подробности православного вероучения. То же, в известной степени, делали и великие Отцы и Учители Церкви в своих личных бессмертных творениях. И долг тех, кто хочет быть под­линно православным богословом, – самым внимательным образом и с вели­чайшим уважением относиться к священному церковному и святоотече­скому преданию, помня, что его носителями были не просто образованные и ученые люди, но люди высокой нравственной чистоты, обладавшие ценнейшим духовным опытом, прославленные Богом за их верность истине и благочестивую жизнь.

Православие не есть предмет нашей гордости или превозношения над другими людьми. Оно есть дар незаслуженной нами великой милости Божией. И мы всегда должны помнить, что твердую и непостыдную надежду на спасение мы имеем лишь при том условии, если незыблемо и благоговейно храним истинную православную веру. «Вера наша, – писали в одном из своих посланий Восточные патриархи, – не от человека и не чрез человека, но чрез откровение Иисуса Христа, которое пропове­довали божественные апостолы, утвердили святые вселенские соборы, пере­дали по преемству великие мудрые учители вселенной, и запечатлели своей кровью святые мученики... И мы передадим ее в грядущие поколения совершенно такой же, какой сами приняли, без всякого изменения, дабы и они подобно нам непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков».

С тех пор как святой равноапостольный великий князь Владимир, крестившись сам, позаботился о всенародном обращении к истинной православной вере наших отдаленных предков-язычников, наша великая страна на протяжении тысячелетия именовала себя Святой Русью.

После крещения Руси Русская Православная Церковь стала заботли­вой Матерью русского народа. Она вносила дух мира и нравственной чистоты в его семейные и общественные отношения. Она заботилась о его образовании и духовном просвещении. Она устраивала при монастырях благотворительные заведения для вдов, сирот и убогих людей. Она облег­чала народные страдания в годины стихийных бедствий, внутренних междо­усобиц, вражеских нашествий.

Она всегда была со своим народом, возбуждая в нем горячую любовь к Отечеству, призывая его к жертвенной патриотической и миротвор­ческой деятельности. Вот почему многие и многие поколения русских людей с благоговением произносили слово «Православие», считали вели­ким бедствием оставить своих детей некрещеными, почитали за честь для себя носить имя православного христианина.

Постараемся же и мы быть достойными тех, кто в течение тысячи лет свято берег на священной земле нашей Родины бесценное сокровище Православия. И молясь о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей, вознесем ныне, в день памяти о Торжестве Православия, нашу усердную молитву и о том, чтобы Господь «возвратил сердца отцов детям» (Лк. I, 17) и помог православным родителям так воспитать своих детей и внуков, чтобы и они в свое время смогли завещать грядущим поколениям: всем сердцем любить и нерушимо сохранять нашу Святую Православную Веру. Аминь.


Источник: Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого поста // Вестник Ленинградской духовной академии. М., 1990. №01. С. 83–86

Комментарии для сайта Cackle