Азбука веры Православная библиотека профессор Александр Павлович Лопухин Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I

Источник

Том I (А-Архелая)

Том:

II (Археология-Бюхнер)

III (Ваал-Вячеслав)

IV (Гаага-Донатисты)

V (Донаская епрахия-Ифика)

VI (Иаван–Иоанн Маронит)

VII (Иоанн Скифопольский–Календарь)

VIII (Кадниковские монастыри–Кахикст)

IX (Кармелиты–Koine)

X (Киннамон–Кион)

XI (Клавда–Книги апокрифические)

XII (Книги символические–Константинополь)

Содержание

Предисловие

Список сотрудников, статьи которых помещены в I томе или уже имеются в портфеле редакции для следующих томов. Бриллиантов Ив. Ив., кандидат богословия, п. инспектора С.-Петербургской духовной академии.

А

ААаронАахенАббатАббатиссаАббатствоАббревиаторыАбелярАбен-ЕзраАбиссинияАбрюцкий Д. С.АбульфараджАваддонАвана и ФарфарАваримАвваАввакирАввакумАввакум, св. муч.Аввакум, протопопАввакум (Честной)Авгарь Август – первый римский императорАвгустаАвгустин или Аустин, первый архиепископ кентерберийскийАвгустин (Виноградский), архиепископ московскийАвгустин (Сахаров)Августин епископ екатеринославскийАвгустина, сестра милосердияАвгустинцы и августинкиАвдаАвдалаиклаАвделайАвдикийАвдифаксАвдиесАвдий из двенадцати малых пророковАвдий св. муч.Авдий, первый епископ вавилонскийАвдиянеАвдонАвдон, св. муч.АвельАвелитыАвенир, военачальникАвенир, царь индийскийАверкий и Елена, свв. мучч. Аверкиева эпитафияАвессаАвессаломАвестаАвзоний АвивАвилинеяАвимелехАвиньонАвисагаАвитАвиафарАвияАвксентий св. муч.Авксентий, преп.Авксентий преп.Авксентий и ОнуфрийАвксентий, св. мучАвксентий – имя нескольких епископовАвксивий испов., еп. гор. Солона КипрскогоАвксивийАвксилийАвктАвлюцентАвраамАвраам, преп., еп. КиррийскийАвраам, св. муч.АвраамитыАвраамий и Коприй Печенгские, преп. Авраамий Болгарский, св. муч.Авраамий Галичский или ЧухломскийАвраамий Смоленский, преп.Авраамий, игумен Авраамий, еписк. СуздальскийАвраамий, инок Авран АврелианАвреяАвстралия Автоном АвтономистыАвудимАвундий АгавваАгавАгаг АгапаАгапит, имя двух папАгапит св. муч. римск.Агапит, еп. Синадский Агапит печерский преп.Агапит Агапий Агапий св. муч. Палестино-кесар.Агарь Агаряне Агапия Агасвер Агафангел св. муч.Агафангел (Соловьев), архиепископАгафий Агафия св. муч.Агафия св. муч., из числа Никомидийских мучч.Агафодор св. муч.Агафодор (Преображенский), епископ.АгафоклияАгафон преп. пустынник Египет.Агафон, папа рим.Агафон из числа 37, пострадавших во ФракииАгафон преп. Печерский чудотв.Агафон, новгород. священник XVI в.АгафоникАгафоника АгафоподАгафопусАггейАгендаАгиография и агиологияАглаий АгнаАгния Агн Агнец пасхальныйАгнец БожийАгнец литургическийАгноиты АгностицизмАгобардАгораАграфыАгриколаАгриппа Ад АдамАдам Бременский Адамиты Адвокат БожийАддааАдельбертАдеодатАдиафорыАдонаи АдонияАдопцианеАдраммелехАдрианАдрианАдриан ОндрусовскийАдриан ПошехонскийАдриан монзенский преп.Адриан, последний патриарх всероссийскийАерийАетииАетий св. мч. из числа 40 Севастийских мчч.АзаАзаданАзазелАзаилАзарийАзария Азат, св. муч., вместе с Симеоном еписк.АзбукаАзбуковникиАзинарииАзияАзотАифалАиалон АкадемииАкакийАкакий МилитенскийАкакий сотникАкакий МелитенскийАкакий св. муч.Акакий СинайскийАкакий ПтолемаидскийАкакий мученик в числе 40 Севастийских мучениковАкакий св. муч. вм. с Патрикием св. муч.Акакий ТверскойАкафистАквилаАквилеяАквилонов Е. П.Акепсим св. муч. и с ним св. мучч. ПерсидскиеАкепсим СирскийАкепсий пресвит.АкефалыАкибаАкила и ПрискиллаАкила Акила св. муч.АкилинаАкилина, св. муч.АкимитыАкиндинАколуфыАкоминат МихаилАкоминат НикитаАкрополит ГеоргийАкутионАлвианАлевтинаАлександр ВеликийАлександр ВалаАлександр ИаннейАлександрАлександр АлександрийскийАлександр КонстантинопольскийАлександр ИерусалимскийАлександр КоманскийАлександр ПиндскийАлександр, священномуч., иерей в СидеАлександр РимскийАлександр и АнтонинаАлександрАлександр НевскийАлександр преп. СвирскийАлександр преп. Ошевенский чудотворецАлександр преп. КуштскийАлександр имя восьми папАлександр ГалесАлександр – имя нескольких философовИмператоры Всероссийские Александр I, Александр II, Александр IIIАлександр КалужскийАлександра св. муч. и с нею семь женАлександра цар., св. муч.АлександрияАлександрийская школаАлександро-невская лавраАлексийАлексий митроп., св. и всея России чудотворецАлексий св. муч. ЦареградскийАлексий (Блинский)Алексий, архиеп. литовскийАлексеев П. А.Алексеев АлександрАлексей КомненАлеутская епархияАлимАлипийАлипий АдрианопольскийАлипий ПечерскийАлкимАлкуинАллаАллилуиаАллокуцияАлляцийАлмазов А. И.АлогиАлтарьАлфавитАлфей, имя нескольких библейских лицАлфейАлфийАлфионовАльберт ВеликийАльбертАльбигойцыАльтруизмАльфред ВеликийАльцогАмаликАмаликитянеАмандАмасия АмвонАмвросий АлександрийскийАмвросий МедиоланскийАмвросий (Зертис-Каменский), архиепископ московскийАмвросий (Подобедов), митрополитАмвросий (Протасов), архиепископАмвросий (Ключарев), архиепископАмвросий (Орнатский), епископ пензенскийАмвросий (Гренков)АмерикаАмессайАминьАммиан МарцеллинАммон или АммунАммон, преп. ПечерскийАммонитянеАммоний АлександрийскийАммонийАммун (Аммон)Амон (сокровенный)АмонАмонитАморийские мучч. 42АморреиАмосАмплийАмрафелАмфилохий, св. муч.Амфилохий св. епископ иконийскийАмфилохий, еп. Владимира-Волынского, угодник печерскийАмфилохий преп., игумен ГлушицкийАмфилохий (Константинович)Амфилохий (Шапошников), схимонахАмфилохий (Сергиевский) – казанский епископАмфитеатров Е.В.Амфитеатров Я. К.Амфиан, Виктор и дружина ихАмфиан и Едессий, брат егоАнабаптистыАнаклитАнаксогорАнаксимандр милетский, один из первых философов ионической школыАнаксимен милетский, третий философ ионической школыАнамелехАнанияАнанийАнания пресв., свящ.-муч.Анания, св. муч., пострадавший вм. с свящ.-муч. Симеоном и иными в ПерсииАнастасииАнастасийАнастасий СинаитАнастасийАнастасий, пресвитер АнтиохийскийАнастасий БиблиотекарьАнатолийАнастасий, имя четырех пап и одного антипапыАнастасий (Братановский), архиепископАнастасия Римляныня, преподобномуч.Анастасия (младшая) св. великомуч.Анастасия патрикия, преп. ЕгипетскаяАнатолий патриарх КонстантинопольскийАнатолий, патр. цареградскийАнатолий св. муч., постр. с Евстафием ок. 312 г. в НикееАнатолий, св. муч, постр. вм. с св. Георгием Побед.АнатолияАнатолий (Мартыновский), архиепископАнахоретыАнафемаАнафематизмаАнгелАнгелинаАнгильбертАнгийАнглияАндреев И. Д.Андрей св. апостолАндрей, имя многих восточных и западных святыхАндрей – архиепископ Кесарии КаппадокийскойАндрей, архиеп. Критский, св.Андрей св. преподобномуч., иже от КритаАндрей, Христа ради юродивый, св.Андрей БоголюбскийАндреэАндроникАндроник и АфанасияАндроник св. муч.АнектАнемподистАникитАникита св. муч., вместе с ИерономАникита (князь Ширинский-Шихматов), иеромонахАнимаидаАнинАнисияАнкираАнна, имя нескольких известных библейских женщинАнна, мать Пресвятой БогородицыАнна, первосвященникАнна, св. муч., пострад. вместе с еписк. НирсойАнна-ЯнкаАномеиАнсгарийАнсельм КентенберийскийАнсельм ЛаонскийАнсельм, епископ гавельбергскийАнтерАнтидикомарианитыАнтидорАнтиминсАнтиномизмАнтипа ИродАнтипа, священномуч. еп. ПергамскийАнтипа (Лукиан), иеросхимонахАнтипапаАнтипатрАнтипатр св. муч. из числа 9-ти св. мучч. в КизикеАнтитактыАнтитринитарииАнтифонАнтихристАнтихрист по учению расколаАнтиохАнтиох (противонесущий, греч.) св. муч.Антиох преп. СирийскийАнтиох – монах палестинской лавры св. СаввыАнтиохия в ПисидииАнтиохия в СирииАнтиохийская школаАнтонеллиАнтонин ПийАнтонинАнтонин (в мире Андрей Иванович Капустин)Антонина св. дева муч., при ДиоклитианеАнтонина, св. муч., вместе с Александром св. муч.АнтонианеАнтонианцыАнтонийАнтоний великийАнтоний ПечерскийАнтоний римлянинАнтоний СийскийАнтоний, муч. литовскийАнтоний Андрейкович НовгородецАнтоний ПадуанскийАнтоний ЛебрийскийАнтоний (Смирницкий), архиепископАнтоний (Зубко), архиепископАнтоний (Амфитеатров), архиепископАнтоний I (Рафальский), митрополит с.-петербургскийАнтоний, митрополит С.-Петербургский и ладожский, первенствующий член Св. СинодаАнтоний (Храповицкий), епископАнтоний (Медведев), архимандритАнтоний (Путилов), игуменАнтропоморфизм и АнтропопатизмАнфимАнфирАнфиса вместе с др. мученицами от арианАнфиса преп. игумения и 90 сестер ееАнфияАнфусаАпеллий или АпеллАписАпионАпокалипсисАпокрисиарийАпокрифыАполлинарийАполлинарийАполлинарияАполлинарианствоАполлонАполлоний ТианскийАполлонийАполлонийАполлонияАполлосАполлос, мученикАпологетикаАпологетыАпостолАпостолАпостольские братьяАпостольские мужиАпостольские постановленияАпостольские правилаАпостольский символАпостольский соборАпостольское величествоАпотактикиАппелляцияАравияАравиянеАрадАрамАраратАраторАргентинаАрелатАреопагАретаАрефаАрефаАримафеяАрис АристархАристейАристидАристинАристионАристовулАристовулАристоклийАристотельАриаднаАрианАрианствоАрий, еретикАрий св. муч.Aрий Монтан БенедиктАркадийАркадийАркадийАркейАрменияАрменопулАрминианствоАрмия спасенияАрндтАрнобийАрнольд БресчийскийАрнольдистыАрнон, рекаАрнонАрнульфАроносАрпилаАррианАрсакАрсений великий преп. Егип.Арсений преп. ЛатрскийАрсений преп. КерКирскийАрсений – патриарх КонстантинопольскийАрсений, монах афонского монастыря св. ФилофеяАрсений св., архиеп. сербскийАрсений преп., Новгородский затворникАрсений, еписк. тверскойАрсений Коневский (Коневецкий), преп.Арсений преп. КомельскийАрсений ГрекАрсений ГлухойАрсений СухановАрсений ЧерноевичАрсений (Мацеевич), митрополитАрсений (Брянцев), архиепископ казанский и свияжскийАрсений (Иващенко), епископАрсений (Москвин), митрополитАрсений (Минин), иеромонахАрсеньев Иоанн Васил., свящ.АртаксерксАртема (один из 70 апостолов)Артема (муч. из числа 9 мучч. Кизичских)АртемидаАртемийАртемий ВеркольскийАртемияАртемон епископАртемон, св. великомуч., пресвитер Лаодикии сирийскойАртемон, или Артема, основатель антитринитарной сектыАртоболевский И. А.АрфаксадАрхаизмыАрхангелАрхангельская епархияАрхангельские Епархиальные Ведомости 1885 – 1899 гг.Архангельский А. И.Архангельский А. П.Архангельский Н. П.АрхелайАрхелая

Дополнение

АверкийАвраамий, св. священном., еп. Арвильский или ПерСидскийАвраамий препод.Авраамий затворник преп. и Мария блаж., племянница егоАвраамий ПалицынАвраамово лоноАвстрияАдвентистыАдвокат церквиАзарьинАзарияАзат, св. муч., вместе с НирсойАнакатарзисАнания преп.

 

 

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. В него входят статьи по всем богословским наукам, как

I. Св. Писание и Библейская история и археология.

II. Основное, Догматическое и Нравственное богословие.

III. Церковная история – всеобщая и русская.

ІV. Обличение инославия, раскола и сектантства.

V. Каноническое право и церковноприходская практика.

VI. Литургика, агиология и церковная археология.

VII. Проповедничество и его история.

VІІІ. Философия и педагогика в пунктах соприкосновения их с богословием.

Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина

Предисловие

Предлагая вниманию благосклонных читателей первый том пред принятого нами обширного издания, считаем не лишним кратко изложить те побуждения, которыми руководился издатель, а также и те начала, которые легли в основу издания.

Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро осваиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не появлялось ни одного «Богословского словаря» – не только такого, который заслуживал бы это название, но даже и вообще никакого. Были лишь попытки издания Библейского словаря; но этого рода словари, как обнимающие лишь одну специально библейскую область знания, по этому самому не составляют Богословской Энциклопедии, долженствующей обнять всю область богословского знания, в которую библейские предметы входят лишь как часть, и потому потребность собственно в Энциклопедическом Богословском словаре не только доселе не удовлетворена, но не делалось далее и попыток к ее удовлетворению. В виду этого редакция и сочла весьма полезным и благовременным предложить своим читателям Богословский энциклопедический словарь, в который войдут статьи по всем предметам богословской науки – от Св. Писания и Догматического богословия до литургики и канонического права включительно, с присоединением и вопросов философии и педагогики, насколько они соприкасаются с областью богословия. За образец мы берем знаменитую «Реальную Энциклопедию» Герцога (теперь уже выходящую третьим изданием), и хотя не имеем возможности воспроизвесть ее во всем объеме ее почти двадцати больших томов, но все-таки надеемся дать по образцу ее Богословскую Энциклопедию, которая, стоя на высоте современной богословской науки и будучи приспособлена к потребностям нашего православно-русского духовенства, может дать некоторое удовлетворение давно чувствуемой потребности.

К участию в этой энциклопедии нами привлечены все более или менее известные у нас богословские силы. При этом считаем своею нравственностью обязанностью выразить глубокую признательность своим сотрудникам, которые с большою готовностью откликнулись на призыв редакции и щедро делились плодами своей учености и мысли. Из приложенного ниже списка (далеко еще не полного) видно, что в нашем издании приняли участие представители всех духовных академий, а также и некоторых университетов, и та отзывчивость, с которою все они отнеслись к нашему изданию, с несомненностью показала как чувствуемую всеми потребность в подобном издании, так и достаточность наличных сил для его исполнения. Это изобилие сил между прочим повлияло и на самый характер Энциклопедии. Первоначально мы имели в виду издать лишь краткий справочный словарь, в котором сообщались бы лишь самые сухие энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Но с одной стороны – заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно, а с другой – характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя на встречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большой Энциклопедии – в том объеме, в каком она и является в своем первом, предлагаемом теперь благосклонному вниманию читателей, томе. Конечно, это неизбежно усилило труды и расходы редакции; но не смотря на это, мы надеемся безостановочно вести это крупное издание, которое по нашему плану будет закончено в пять лет (в 1905 г.). В виду тех трудностей, с которыми связаны подобного рода издания, такой срок, думаем, отнюдь не очень продолжителен, и во всяком случае он далеко короче тех периодов, в которые обычно исполняются подобного рода издания1.

О характере и задаче самого издания с достаточностью могут свидетельствовать те правила, которые выработаны редакцией в руководство сотрудникам. Правила эти гласят:

1) Православная Богословская Энциклопедия не задается специально-учеными целями, так как имеет в виду удовлетворить насущную потребность широкой публики и прежде всего нашего духовенства в обстоятельной справочной книге по всем богословским предметам.

2) Поэтому изложение предметов в ней должно быть популярным в лучшем смысле этого слова, т. е. не вдаваясь в сухую ученость, доступную и интересную только для ограниченного круга ученых специалистов, должно давать сущность предмета в общедоступной форме с такими подробностями, которые могут возбуждать интерес и соответствовать потребностям знания всякого богословски образованного человека.

3) Но 2-м пунктом не исключается требование того, чтобы в популярном изложении давалось последнее слово науки, так чтобы словарь мог стоять на уровне современного знания и служить выразителем передового движения отечественной богословской мысли и науки.

4) За образец «Правосл. Богословской Энциклопедии» принимается «Реальная Энциклопедия» Герцога (3-е издание), и обработка предметов может идти параллельно и с помощью статей этой энциклопедии преимущественно в предметах, относящихся к области общехристианского и особенно западно-христианского знания, но с тем непременным условием, чтобы весь материал подвергался переработке в интересе православно-богословской мысли, а по таким предметам, как догматика, православно-восточная и русская церковная история, агиология, литургика и др. подобные науки, вполне самостоятельно.

5) Так как «Правосл. Богословская Энциклопедия» по предположению должна состоять из десяти томов по 30 – 35 листов каждый и следовательно по объему по крайней мере в два раза меньше Энциклопедии Герцога, то и статьи для нее должны в своем объеме сообразоваться с этим масштабом, причем однако предметы, имеющие особый интерес для православно-русского общества, могут в своем объеме отступать от этой нормы и иногда даже превосходить объем статей немецкого прототипа.

6) Хотя издание предназначается для широкой публики, но сообразно с 3 пунктом, выдвигающим научный интерес, к каждой более или менее значительной статье присоединяется указатель важнейшей литературы по данному предмету – иностранной и особенно русской, так чтобы словарь мог служить сподручной справочной книгой и для людей науки.

7) Язык должен быть сжатый, но ясный, и в нем следует избегать употребления таких иностранных слов и терминов, которые легко могут быть заменены чисто-русскими.

Из настоящего первого тома читатели могут убедиться, насколько осуществлены в нем эти требования. Во всяком случае, редакция с доброй совестью может сказать, что она не щадила ни труда, ни расходов на то, чтобы издание сделать таким, которое соответствовало бы умственным и практическим потребностям общества, особенно нашего православно-русского духовенства. В этих видах обращено особенное внимание на разработку вопросов по христианской апологетике и обличению раскола и ересей, чтобы дать в руки пастырей готовый материал к защите истин религии и православия против нападения на них со стороны неверия и лжеучения всякого рода. В церковно-практическом интересе весьма обстоятельно излагаются и вопросы литургические, а также дается полный словарь всех святых православной церкви с необходимыми сведениями из их жизни и деятельности. Наконец в удовлетворение ближайших практических потребностей духовенства особенно подробно излагается история епархий, притом иллюстрируемая большими подробными картами (как образец см. карту Архангельской епархии) и изображением главнейших учреждений, как кафедральные соборы, духовные семинарии и пр., с портретами епархиальных архипастырей. Конечно, как во всяком новом деле, а особенно таком крупном, в издании неизбежно окажутся разные недочеты, недосмотры и погрешности. И редакция, вполне сознавая их, надеется на снисходительность читателей к этим неизбежным недочетам и примет все меры к томи, чтобы по возможности устранять их в будущих томах, для чего с признательностью воспользуется всеми указаниями, какие может сделать серьезная и благорасположенная критика.

А. Л.

Список сотрудников, статьи которых помещены в I томе или уже имеются в портфеле редакции для следующих томов.

Бриллиантов Ив. Ив., кандидат богословия, п. инспектора С.-Петербургской духовной академии.

Бронзов Александр Алдр-ч, магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.

Беляев Александр Дмитр., доктор богословия, профессор Московской духовной академии.

Владимир архим., магистр богословия, старший член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета.

Глаголев Сергей Серг., магистр богословия, профессор Московской духовной академии.

Глаголев Александр Алдр-ч, доцент Киевской духовной академии.

Елеонский Фед. Герас., доктор богословия, б. заслуженный профессор С.-Петербургской духовной академии.

Жукович Пл. Ник., магистр богословия, профессор С.-Петербургский духовной академии.

Кедров Сергей Ив., магистр богословия, преподаватель Московской духовной семинарии.

Керенский Влад. Александр., магистр богословия Казанской духовной академии.

Корольков Иоан. Ник., прот., магистр богословия, профессор Киевской духовной академии.

Лепорский Петр Ив., н. д. доцента С.-Петербургской духовной академии.

Львов Аполлин. Ник., кандидат богословия, управляющий архивом Св. Синода.

Марков Ник. Фед., кандидат канонич. права С.-Петербургского университета, пом. юрисконсульта при Св. Синоде.

Мироносицкий Порф. Петр., магистр богословия, редактор журнала «Народное Образование».

Пальмов Ив. Саввич, магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.

Папков Александр Александр., кандидат С.-Петербургского университета, автор исследований о братствах и др.

Петровский Александр Вас., магистр богословия, преподаватель С.-Петербургской духовной семинарии.

Покровский Ник. Вас., доктор церковной истории, профессор С.-Петербургской дух. академии и директор Археологического института.

Пономарев Александр Ив., магистр богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии.

Пономарев Павел Петр., магистр богословия, доцент Казанской духовной академии.

Родосский Алексей Степ., Библиотекарь С.-Петербургской духовной академии, автор многих учено-библиографических трудов.

Рождественский Александр Петр., магистр богословии, доцент С.-Петербургской духовной академии.

Рункевич Степ. Григ., магистр богословия, секретарь Св. Синода.

Самуилов, Вячесл. Никандр., магистр богословия, обер-секретарь Св. Синода.

Светлов Пав. Яковл., свящ., магистр богословия, профессор Киевского университета.

Смирнов Петр Сем., магистр богословия, доцент С.-Петербургской духовной академии.

Соколов Вас. Александр., доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии.

Соколов Ив. Ив., магистр богословия, преподаватель С.-Петербургской духовной семинарии.

Соколов Ив. Павл., кандидат богословия, пом. инспектора С.-Петербургской духовной академии.

Тураев Борис Александр., магистр истории, приват-доцент С.-Петербургского Императорского университета.

В этот список не вошли все те сотрудники, которые выразили свою готовность принять участие в Энциклопедии по предметам, имеющим войти в следующие тома.

* * *

1

В виде справки не лишне сообщить, что «Реальная Энциклопедия» Герцога даже в своем третьем издании (следовательно, при массе готового обработанного материала, нуждающегося только в подновления!), начав выходить в свет с 1896 года, за пять лет дошла только еще до 7-го тома, так что для окончания всего издания потребуется около 15 л. Большая римско-католическая энциклопедия (Кirchenlexicon) Ветцера и Вельте, начав выходить (во 2-м издании!) с 1882 года, теперь – через 18 лет – доведена только до буквы Т, входящий в 11-й том. Наконец, даже краткий богословский словарь Мейзеля (Kirchliches Handleхiсоn von Мeusel), начатый в 1887 г., закончился (в шести томах) лишь в 1900 году, следовательно – чрез 13 лет. В виду этого назначаемый нами пятилетний срок для православно-русской Богословской Энциклопедии, не имеющей для себя никаких подготовительных работ и принужденной не только разрабатывать сырой материал, но даже вырабатывать и самые план и метод, есть крайне незначительный.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle