профессор Александр Павлович Лопухин

Адриан Ондрусовский

Адриан Ондрусовский (Андрусовский), преп. – Некоторые сведения об этом преп. подвижнике сообщаются, отчасти с его слов, в житии преп. Александра Свирск. (ум. в 1533 г.), составленном современником его иеродиаконом Иринархом в 1545 г., а также в сказании о Валаамских св. отцах (по рукоп. XVIII в.). Происходил он из Московских бояр Завалишиных, жил и подвизался в конце XV и в первой половине XVI в. „Аз убо родом есмь, говорил он о себе преп. Але-к. Свир., земли Московские, а имя мое Андрей нарицаюся; прислан же есмь в сию землю на поместие самодержавным государем, великим князем, Иоанном Васильевичем (Иоан. 3, – 1465 – 1505 г.), всея Русии Самодержцем“ – на пустынные и не заселенные берега Ладожского озера, в теперешней Олонецкой губ. Во время охоты, погнавшись за быстро убегавшим от него оленем, Андрей-Адриан углубился в непроходимую лесную чащу и неожиданно натолкнулся на уединенную хижину, в которой в полном отречении и удалении от мира подвизался преп. Алек. Свирский, создавший на месте этой хижины известный впоследствии Алек.-Свирск. м-рь. Боярин-помещик познакомился и сблизился с преп. Алекс., помогал ему в устроении монастыря, весь отдался его духовному руководительству и последовал его примеру: он отказался от своего богатого имения, удалился в Валаамову пустынь и, приняв иночество с именем Адриан, провел здесь несколько лет в подвигах общежития. Потом, с благословения преп. Александра, избрал для своего пребывания уединенное место на берегах Ладолсского озера и устроил здесь монастырь или пустынь с храмом во имя св. Николая, получившую название Николаевской-Адриановой (в 22 в. от г. Олонца, – пустынь ныне зашт.). Вел. кн. Василий Иоан. († 1534 г.) пожаловал грамотою милостыню из своей казны инокам Адриан. пустыни, повелевая впредь выдавать тоже, через каждые два года, и освободил монастырские ловли и тони от всяких пошлин; царь Ив. Вас. Грозный в 1546 г., также с особой грамотой повелел новгородским властям выдавать Андрусов. игумену и братии монастыря, вместо милостыни, ежегодно ругу – деньгами и съестными припасами. Преп. основатель Андрусовской пустыни, за святость своей жизни, был любим Грозным и удостоился, вместе с Григорием Пельшемским, быть восприемником от св. крещения, в 1549 г., дочери его Анны. Но, конечно, оказывая уважение личным добродетелям преподобного и щедрые милости, как ему, так и основанной им обители, Московские вел. кн. и цари руководились и не одним только чувством набожности и благочестия, так отличавшими их, но и видами прямо культурно-просветительными: такие обители, как Андрусовская, находились как раз на том пути, по которому политика Московских государей, еще со времени св. Александра-Невского, понемногу, но безостановочно подвигала русскую колонизацию (в этих, разумеется, а не в иных видах, и Московским боярам раздавались там поместья, как получил таковое, по его словам, и сам преп. Адриан, когда еще был мирским человеком), чтобы завершиться, наконец, через два почти века, прямым выходом к морю и устройством новой столицы Российского государства на берегах Невы. Андрусовская обитель, находившаяся, к тому же в близком соседстве со шведами, в данном случае, могла служит одним из маленьких, но надежных культурно – политических русских пунктов на этом пути. По преданию, преп. Адриану пришлось много пострадать от нападения разбойников – тех бездомных гулящих людей, из новгородской вольницы-ушкуйников, которые нередко появлялись вблизи монастырей, устроенных в глухих, непроходимых дебрях, – и двух из них он даже обратил на путь правый, но все-таки был убит разбойниками, а его обитель не раз подвергалась нападению и раззорению, кроме того, и со стороны шведов: свое культурно-просветительное значение она тем не менее выполняла твердо и неизменно, как и другие соседние с нею монастыри (Валаам. и Алекс.-Свирский). Преп. Адриан мученически скончался в 1549 году, память его 26 авг., а 17 мая перенесение мощей. Через 10 лет, в 1559 г., в одном правительственном акте он называется уже „преподобным чудотворцем“, „из чего можно заключить, что тогда уже совершалось ему местное празднование“ (Голубинский, Ист. канониз. свят., 109), а это показывает, каким высоким почетом за свои добродетели и подвижническую жизнь он пользовался у современников.

О преп. Адриане Андр. см. в Жит. преп. Алек.-Свир. – Новгор. Соф. библ. Соборник 1597 г. № 1357 л. 923 об. и 929; „Житие и подвизи», рук. XVII в. биб. Спб. дух. Ак.. № 276, той же библ. Устав Валаам. Монастыря № 285, (здесь Адриан назван Алекс.); Филарет, Жит. свят., 26 авг.; гр. М. Толстой, Расск. из рус. истор., изд. 5-е, стр. 346 (буквально списано из Филарета, но без указания на него).

А. Пономарев.


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Адриан профессор Александр Павлович Лопухин

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Прародители схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Sermons – Day Of Celebration For Creation Антоний, митрополит Су́рожский

4. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

5. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

6. Библейская энциклопедия – Луг, луга архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Слова и речи. Том II – Слово в день Воздвижения Креста Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Письма – 561. Всех считай за хороших, а себя за плохую. Пред Богом сокрушайся и плачь всегда о грехах Больше молчи – покойней проживешь преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Письма – Письмо № 173. Н.С. Фуделю Сергей Иосифович Фудель

10. Послания – Послание 117(305). Ипату (консулу) Захарии преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle