Источник

Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской – первый церковный писатель, от которого дошло до нас святое толкование на Апокалипсис. О времени жизни его историки разногласят: одни относят к VIII или IX веку, а другие к V или VI в. из содержания его толкования можно выводить, что он мог до конца V века жить, так как в нем не упоминается ни о каких-либо событиях или личностях позже этого времени, между тем как с другой стороны, тот способ, как говорится им о гуннах, а также, и то, как Григорий Назианзин и Кирилл Александрийский сопоставляются с Папием и Иринеем как «старейшими», указывает на вторую половину названного века. Так как Андрей Кессарийский принадлежит еще к сравнительно раннему времени, то его свидетельство о том, что Апокалипсис признавали подлинной и боговдохновенной книгой такие древние писатели, как Папий, Ириней, Мефодий, Ипполит и другие важные личности, служит доказательством того, что эти древние отцы и учители церкви признавали Апокалипсис творением св. ап. Иоанна и что признание его принадлежности этому апостолу древнее отрицательного отношения к нему. Что касается метода истолкования, то Андрей Кесар. находит в Апок. тройственный смысл (соответственно троечастности человека, как состоящего из тела, души и духа, в назидание которому дана эта книга): смысл буквальный или важнее исторический, затем смысл тропологический (иносказательный), приводящий от чувственно воспринимаемого к тому, чтó может быть познаваемо только духовно, и, наконец, смысл аналогический, который раскрывает недоступные чувственному восприятию тайны будущего и вечной жизни (буква есть как бы тело, тропология или образность – душа и аналогия соотвествует духу). Аналогический смысл, по мнению Андрея Кес., есть главный в Апокалипсисе, почему и объяснение этой книги сопряжено с величайшими затруднениями. Главная его задача сводится к тому. чтобы, указать в истории исполнение содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, причем однако он признает, что такое указание возможно только отчасти, так как многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе, принадлежит еще неопределенной будущности. Замечательно, что по его толкованию вслед за царством Константина Великого должно наступить царство антихриста. Под восемью царями (Откр.17:10 и см.) он разумеет восемь мировых царств, и из них шестое есть римское, седьмое – царство Константина Вел. и восьмое – царство антихриста. Комментарии Андрея Кес. есть главное патристическое толкование на Апокалипсис, так как все последующие патристические толкования книги примыкают к нему и отчасти являются извлечениями из него с присоединевием лишь немногих новых объяснений и некоторых незатронутых им преданий.

Греческий подлинник с лат. переводом творения Андрея Кес. см. у Миня, Гр. Патр. 106, 199. Русский перевод – 1882, 1884 и 1889 гг. (вместе с старым славян. пер. Лаврентия Зизания).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle