Требуются волонтёры

профессор Александр Павлович Лопухин

Авраамиты

Авраамиты. 1. Ветвь павликиан (см. под этим словом). 2. Деистическая секта, возникшая в Богемии в конце XVIII века, исповедывавшая ту веру, какой держался Авраам до своего обрезания, принимала учение об одном Боге и бессмертии души, и из Св. Писания – десятословие и Молитву Господню. Так как детям их не позволено было воспитываться в вере родителей, то секта исчезла в том же поколении, в каком и возникла.

Авраамий, св. священном., еп. Арвильский или Персидский. – В пятый год царствования перс. царя Сапора II, св. Авр., епископ гор. Арбеллы (в мал. Азии), во время жестокого гонения на христиан, был взят под стражу и отдан в распоряжение „старейшины волхвов» – огнепоклонников жрецов языческих. Они потребовали, чтобы св. Авр., отрекшись от Христа, принес жертву богам огня и солнца, и, когда он мужественно исповедал свою веру во Христа, заключили его в темницу, а затем подвергли истязаниям. „Какое безумие, оставляя Творца всех Бога, поклоняться творению, созданному Им“! говорил он своим мучителям. Среди жестоких мучений св. мученик взывал к Богу: „Господи, Иисусе Христе, помози рабу своему, яко на Тя упова душа моя“ и молился за своих мучителей: „Господи, не постави им греха сего, не ведят бо, что творят»! Усекнутый мечем, св. Авр. скончался „в веси (местечке) глаголемой Фельман (Θέλμαν)», в 344 или 347 – 8 г. Память его 4 февр. О гонении на христиан в Персии, в которое пострадал св. Авр., – в Истор. Созомена кн. 2 гл. 8. – В Мен. В. под 4 февр.: Ἀβραανίου τοῦ ἀγίου ἱερομαρτυρος Ἀβρααμίου τοῦ Περσου и говорится, что он был епископом одного из городов в Персиде – μιᾶς πόλεως τῶν ἐν Περσίδι. В Древних сл.-рус. Прол. (не стишных) память его полагалась на 5 февр., с таким надписанием: „В тот же день (5 февр.) память священномуч. Авраамия Персиянина“ (Хлудовск. Пр. XIII – XIV в. № 189, Новг. Соф. № 1324, перг. XIII – XIV в., Новг. Соф. XV в., № 1328), или: „в тот жень мучен. Авраамья, еписк. Перьского“ – Сп. Прил. перг. Прол. XIV в., Новг. Соф. 1539 г. № 1327, – и сообщалось дословное чтение о св. Амвр. на 4 февр. из Мен. В. Кроме того, рядом с этим чтением помещалось другое также об Авр., под заглавием: „мученье Авраамья, епископа Рувинского“ (­ Арвильского): здесь св. Авр. называется еписк. Рувийским, называется по имени и „старейшина волхвов“ – архимаг, который принуждал его отречься от Христа – Эдельфор, но в остальном сказание согласно с Мен. В. и относится несомненно к св. Авр. Арвил. (см. Сп. – Прилуц. Прол., на 5 февр.). Это последнее чтение находится в греческом стишном Синаксаре (у Никодима, Ζυναξας) и в печатном славян. Прол. на 4 февр.: Μνὴμη τοῦ Αγ... Ἀβραανιου Ἐπισκόπου Αρβήλ τῆς Περσίδος: „память святого священном. Авр., еп. Арвильского, страны Персидския“ (ср. А88. februar. 4 tom. I соl. 467 – о памяти св. Авр. в греч. Мин. на 4 февр.). В Чт. Мин. Макария, под 4 февр., помещены оба чтения – из Менолог. Вас. (­ не стишн. слав. Прол.) и из стишн. Прол., но ни в одном из них не называется имя жреца, мучившего св. Авраамия (Новг. Соф. № 1320). В Чт. Мин. Димитрия Рост. кратко указывается лишь память: „в той же день (4-го февр.) память св. священном. Авраамия, еп. Арвильского, Персидские страны, за Христа но многом биении во главу усеченного“.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle