Источник

Герман св., архиеписк. Казанский

Герман св., архиеписк. Казанский, ум. 1567 г., происходил из древнего боярского рода Полевых-Садыревых, из рода князей Смоленских, и родился в г. Старице. Отец его Феодор имел значительные земельные владения около знаменитого Волоколамского монастыря, в который он и пожертвовал одну из своих вотчин. Сыну своему, по имени Григорий, Феодор дал наилучшее воспитание, так что Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву. Иночество Григорий принял в Волоколамском монастыре, где уже подвизались двое из рода Полевых, Серапион и Симеон, и где принял пострижение и отец Григория-Германа, Феодор, с именем Филофея. Игуменом этого монастыря в то время был Гурий, впоследствии первый архиепископ Казанский. По благословению Гурия Г. трудился над списыванием книг; так им списаны евангелие и богородичник. Здесь же Г. сблизился с блаж. Максимом Греком, который жил в монастыре в заключении; Г. внимательно слушал его и читал его литературные произведения.

В 1551 году Г. был выбран братией Тверского Старицкого монастыря в архимандриты себе и был посвящен в этот сан епископом Тверским Акакием. Пробыв два с половиною года в Старице, Г. вернулся в Волоколамский монастырь. В 1553 г. архим. Г. был на Московском соборе против Матвея Башкина, причем последний отдан был ему на увещание и был заключен в Волоколамском мон. На соборе 1555 года, когда Гурий был избран в архиепископа новоучрежденной кафедры в Казани, Г. поручено было устроить монастырь в г. Свияжске, чтобы этот монастырь был центром просвещения христианского для татар горной волжской стороны. Г. ревностно занялся устройством монастыря, построил каменный храм в честь Успения Божией Матери, с колокольнею, и кельи для монахов. Под колокольней была его тесная келья, не более трех квадратных аршин, с одним окном. Насколько просто жил архим. Г., видно из того, что он сам занимался починкой своей одежды; иглы, нитки и наперсток его хранятся при его гробнице. Скоро монастырь Г. наполнился иноками и прославился в окрестностях святостью жизнью настоятеля его и широкою его благотворительностью, так как был весьма богат. Царского жалованья монастырю шло 500 руб. денег, 500 чет. ржи, столько же муки ржаной, пшеницы 200 чет., муки пшеничной 100 чет., круп гречневых 50 чет., кроме того, были и земельные владения. Так как монастырь должен быть центром христианского просвещения в татарском крае, то св. Г. позаботился о собрании книг в монастыре; при нем было собрано, как видно из писцовых книг 1568 г., 152 книги разного содержания. Св. Гурий имел к Г. неограниченное доверие, поручил ему суд над всем духовенством Свияжского края и освободил Свияжский монастырь от своего суда. В 1564 году св. Гурий скончался и на его место избран был Г., принявший посвящение 12 марта в Москве. О деятельности св. Г. в сане архиеп. Казанского известно очень немногое. При нем заложен был Иоанно-Предтеченский монастырь в Казани и Троицкий монастырь в Чебоксарах, а в Казанском Зилантовом монастыре введено общежитие с целью увеличения числа братии и учеников, получавших в обители образование. Не внешними громкими делами прославился Г., а высокими христианскими добродетелями, в которых он вполне подражал святому своему предшественнику по кафедре. О святости его сохранилось замечательное свидетельство князя Андрея Курбского, современника его и друга. «Г., пишет Курбский, был человек светлого рода, и сколь велик телом, столько и разумом, муж чистого и святого жительства, исследователь священных писаний и ревнитель по Боге в трудах духовных. Не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но человек простой, истинный и непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

Эта характеристика Курбского находит себе очевидное подтверждение в обстоятельствах последнего года жизни Г. В Казани Г. пробыл только около двух лет, так что и времени не имел совершить какие-либо крупные начинания. В 1566 году, после отказа митрополита Московского Афанасия от святительского престола, царь Иоанн Грозный, питавший уважение к Г., избрал последнего на митрополичью кафедру и приказал ему занять митрополичьи палаты. Г. в то время был в Москве, ходатайствуя за князя Воротынского. Видя необузданную жестокость царя, Г. прежде утверждения своего в новом сане решил наедине переговорить с царем, чтобы убедиться, можно ли будет затем влиять на него и сдерживать порывы гнева его. Однажды царь посетил его в митрополичьих палатах. Г., и ранее настойчиво отказывавшийся от высокого сана, заговорил о том же и теперь, и при этом, по словам Курбского, «напоминал тихими и кроткими словесы, что суд Божий и истязание нелицеприятное каждого человека о делах, как царей, так и простых». Вернувшись в свои палаты, царь пересказал эти слова опричникам. Алексей Басманов и другие опричники убедили царя, что Г. хочет взять над царем такую же власть, какую имели прежде Алексей Адашев и Сильвестр. Тогда Иоанн сказал Герману: «еще и на митрополию не возведен еси, а уже меня невольею обязуешь», и приказал изгнать его из дома митрополичьего. В Казань его не отпустили, а держали в Москве, хотя и не лишили кафедры. В Москве он и скончался 6 ноября 1567 г.; погребен был в церкви св. Николая Мокрого, а в 1592 году граждане Свияжска испросили у царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова разрешение перенести останки св. Г. в Свияжск. В Свияжске их освидетельствовал митроп. Каз. Гермоген и нашел их нетленными, причем произошло несколько чудесных исцелений. По поручению Каз. митрополита Лаврентия (1657–1673 г.), монах Свияжского Успенского монастыря Иоанн написал житие св. Г. с чудесами и надгробным словом.

Источники и пособия: Житие монаха Иоанна в рукоп. гр. А. С. Уварова, № 792. Содержание его изложено у Елисеева в жизнеописании Гурия, Варсонофия и Германа. Казань. 1847 г. Акты арх. эпск. I. 261. Ист. акты. I. 354, 411. Филарет, Русские святые, т. 3. Энц. Лекс. Спб. 1838 г. т. I. Ключевский, Древнерусские жития святых, стр. 342.

А. Кремлевский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle