профессор Александр Павлович Лопухин

Глика Михаил

Глика Михаил – визант. писатель XII века, родился в первой трети этого столетия, вероятно, в городе Керкире и умер в конце его. В 1159 году Г. был запутан в какой-то политический судебный процесс и был осужден на заключение, из которого он написал императору Мануилу Комнину прошение в стихах на народном языке. Однако он был осужден на ослепление, которое, по-видимому, было совершено весьма снисходительно, так как впоследствии он, находясь в бедности и несчастии, вторично представил тому же императору некоторые произведения, именно – собрание народных пословиц с богословскими толкованиями в политических стихах, к коему, в качестве пролога и эпилога, присоединил похвалу и прошение (1164 г.). Спустя немного, он написал народную хронографию. Наконец, в 70–80 годах XII столетия он составил богословские и естественнонаучные рассуждения в ответ на письменные запросы различных лиц, в том числе и высокопоставленных, благосклонностью коих он пользовался. В написаниях рукописей с сочинениями Г. он называется секретарем (γραμματικο’ς). Такие немногие сведения известны о писателе. А из сочинений его видно, что он был человек образованный, но не имел того высшая образования, которое нередко встречалось в эпоху династии Комнинов. То, что в рукописях Г. называется ученейшим и мудрейшим, ничего не значит. Г. принадлежал по образованию к числу тех немногих лиц, которые были представителями народного обучения и светского направления. Они шли в разрез с общим течением тогдашнего просвещения, покоившегося на основе древнего классицизма. Но, с другой стороны, писатели народного духа ближе стояли к низшему духовенству и простому народу и были ему более понятны. Поэтому и сочинения Г.; как свидетельствуют многочисленные их рукописи, пользовались широким распространением.

Главный литературный труд Г. есть Хронография («Τοῦ κοροῦ Μιχαη’λ τοῦ Γλυκᾶ βι’βλος χρονικη’»). Она разделяется на четыре части, из коих в первой говорится о творении, во второй излагается еврейская и восточная истории, третья повествует о Римской империи до Константина Великого и четвертая рассказывает о последующих византийских императорах до смерти Алексея I Комнина (1118 г.). Г. много старается, как и говорит в предисловии, о сокращенном изложении событий. Оп и остается верен своему началу, хотя его труд и не во всех своих частях, представляет краткую общую историю: там, где речь идет о творении мира, или о богословских спорах, он становится пространным и допускает подробности. Сравнительно с другими византийскими хронографами, Г. имеет следующие особенности. Он задался целью написать для молодежи и остальных своих читателей книгу новую, какой еще не было в современной византийской литературе. Поэтому в выборе, расположении и обработке материала он соблюдает полную независимость от других хронографов – Феофана, Георгия монаха, Симеона и т. д. Ему одному принадлежит идея внести в повествование о творении те данные, которые заключал в себе современный Физиолог, и нужно признать вполне целесообразным его намерение оживить сухой хронологический рассказ сведениями, иногда мифическими, о животных. Кроме странностей Физиолога, он включил в свою хронографию сведения о камнях, растениях и животных, взятые у Элиана и из других источников. Таким образом, первая книга хронографии Г. не имеет никакого сходства с повествованиями Симеона и других о творении. Другую особенность труда Г. составляют весьма большие богословские рассуждения, заимствованные из церковных писателей, Эти рассуждения, в связи с сообщениями о природе, иногда даже закрывают общий хронографический характер труда. Третья особенность труда Г. – его увещательный оттенок. Г. не только в предисловии посвящает труд сыну своему, называя его возлюбленным чадом, но и на пространстве всего сочинения часто обращается к читателю со словами: «Обрати внимание, любезный, посмотри, ты должен знать» и т. д. Таким образом, Хронография Г. является как бы дидактическим руководством.

Исследование об источниках труда Г. значительно облегчается тем, что автор называет своих руководителей. В истории миротворения он ссылается на церковных писателей и отцов – Иустина Философа, Василия В., Иоанна Златоуста, Феодорита, Максима, Иоанна Дамаскина, Анастасия Синаита и других, менее известных. Разумеется, на первом плане у него были те писатели, которые имеют сочинения о шестодневе. Характерную особенность Г. составляете и то, что, наряду с общепризнанными творениями, он пользуется и народными легендарными, например, о Варлааме и Иоасафе. В описании исторических эпох Г. пользуется Кедрином, Зонарой и с 811 года Скилицей вместе-с Зонарой. Несомненно, он знал и рифмованную хронику Манасси, а также пользовался Михаилом Пселлом и даже монографиями, вроде жития патриарха Игнатия, составленного Никитой Пафлогонским. Пользоваиие Г. источниками буквальное, причем он иногда допускаете ужасные недосмотры.

Г. известен и богословскими своими трудами. Из них известны, прежде всего, письма догматического, герменевтического, нравоучительногоя и литургического содержаний, которые он писал в ответ на запросы современников. Общее их число в рукописях простирается до 92, но из них изданы только 29. В некоторых рукописях письма Г. приписаны Иоанну Зонаре, но это ошибка, легко изобличаемая сходством писем с Хронографией Глики по языку, любви к пословицам, подбору слов и т. п. Письма Г. адресованы большею частию неизвестным лицам, но имеются среди его корреспондентов и исторически известные деятели, например севастократор Мануил Комнин, сын императора Андроника, Андроник Палеог, Феодора, племянница императора Мануила и т. д. Второй богословский труд Г., хранящийся в рукописи (Paris., 160 saec. 16), делится на две книги, в одной из коих речь идет о божественном единстве и различии,. а во второй – о воплощении Бога Слова.

Наконец, Г. принадлежат вышеупомянутые прошение в стихах и сборник пословиц. Первое состоит из 581 политических стихов, обращено к императору Мануилу Комнину, по поводу заключения автора в тюрьму, описывает его бедствия и взываете о помиловании. Причина наказания автора не известна. Г. пишет свои стихи на народом языке, может быть, потому, что он нравился императору. Однако стихи не умилостивили Мануила. Тогда Г. представил сборник пословиц с богословскими толкованиями в стихах, опять на народном языке. Этот сборник очень любопытен и принадлежит к числу немногих памятников византийской паримиографии.

И. И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle