Источник

Гадово колено

Гадово колено – одно из двенадцати колен израильских – занимало по ту сторону, т. е. к востоку от Иордана (Чис.32:32; Нав.13:8, в области Галаадской; Чис.32:29; Втор.3:12, 16) землю, лежащую между уделами Рувима на юге и Манассии на севере. Оно поделило с первым царство Ситона, царя аморейского, северная часть которого досталась ему (Чис.32:33; Нав.13:8–10, 21, 27). Границы его удела так описаны в Нав.13:24–28: «Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их: пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою, и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира, и на долине Беф-Гарам и Беф-Нимра и Сокхоф и Цафон, остаток царства Сигона, царя Есевонского; пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку». Граница точно обозначена с двух сторон. На юге она образует прямую линио, идущую от Иордана на запад через Есевон. Этим городом заканчивался с юга удел Рувима (Нав.13:17), причем на юге он отмечал и границу Г. колена. Г. колену принадлежали (Нав.13:25) следующее города: Иазер, Рамоф-Мицфы, Ветопим, Маханаим, Беф-Гарам, Беф-Нимра, Сакхоф, Цафон, Иогбег (Чис.32:34–36). Сыны Гада и Рувима, получив себе уделы, поправили и укрепили вместе древние крепости. Область, остававшаяся в течение некоторого времени неразделенной, была разделена между ними позже. Таким образом, колено Г. занимало по ту сторону Иордана территорию, состоявшую из двух определенных частей: равнины и горы. Первая занимала узкую долину, тянущуюся по течению реки почти во всю ее длину от Тивериадского озера до Мертвого моря. Это полоса земли – тесно сжатая между кустарниками, окаймляющими левый берег, и параллельной линией гор на западе. Изрезанная в обратном направлении многочисленными «вади» (оврагами), она, по мере своего приближения к югу, все более спускается ниже уровня Средиземного моря. Хорошо защищенная, согреваемая жгучим солнцем, с другой стороны освежаемая многочисленными водными потоками – она была очень плодородна. Из этой долины идет подъем к гористой полосе последовательными ступенями, – к горам Галаада, к их северной части той местности, что теперь называется Белка, к югу от Аджлуна. Многочисленные овраги и потоки перерезывают эту цепь. Часть их составляют притоки реки Иавока, впадающей в Иордан около древнего моста Дамиех. Вдоль его берегов почти по всему течению находится масса тростника и розовых лавров, цветы которых придают ему весною жизнерадостный характер. Вся страна представляет собою счастливое сочетание пахотной земли и прекрасных лесов. За исключением Фавора, леса которого значительно уменьшились, лесов Кармила и кустарников Баньи, восточная Палестина не имеет ничего подобного ей. Вместо обнаженных и сожженных стран, которые путешественник видит перед собою по ту сторону Иордана, он находит здесь, рядом с прозрачными ручьями, стремящимися с гор, рощи из дубов и теревинфов, к которым примешиваются сикомор, бук, дикая смоковница, – крутые покатости, покрытые листвой, зеленеющие долины. Весною это почти сплошной ковер цветов. Над плоскогорьем поднимаются вершины не менее как в 500 саж. Отметим только на севере Джебель-Гакарт (1085 м.) и в центре – Джебель-Оса (1096 м.). С вершины этого последнего, самого высокого и самого острого в Галаадской цепи, открывается роскошный вид на всю Палестину, на долину Иордана до вершин Ермона. У подошвы этой горы к югу находится самый важный город, столица округа – Эс-Зальт. В некоторых местах встречаются следы доисторических древностей, дольмены и другие очень интересные развалины.

Понятно, после данного обзора страны, почему она обратила на себя внимание сынов Гадовых, богатых стадами (Чис.32:1, 4). И теперь еще она служит источником пропитания бедуинам, когда в других местах не остается более ни былинки.

История. Когда Иаков отправлялся в Египет, семь сыновей Гада составляли основу колена (Быт.46:16). Во время переписи на Синае оно имело своим главою Елиасафа (Чис.1:4, 14; 2:14; 10:20) и насчитывало 45,650 ч., способных носить оружие (Чис.1:24–25). Оно занимало место на юг от скинии с Рувимом и Симеоном (Чис.2:14). Сообразно с порядком, установленным для походов и станов, оно принесло на жертвенник через своего князя такие же дары, как и прочие. колена (Чис.7:42–47). Среди соглядатаев Ханаанской земли его представителем был Геуил, сын Махиев (Чис.13:16). При второй переписи в равнине Моавской в нем насчитывалось всего 40,500 ч., таким образом, оказалась потеря в 5,150 ч. (Чис.26:15–18). После покорения земли, лежащей на запад от Иордана, Гад и Рувим, которые в продолжение многих лет стояли станами друг возле друга и не желали разделяться, просили себе в удел земли Иазера и Галаада, годные для пропитания их многочисленных стад. Можно было подумать, что они хотели немедленно же расположиться в этом уделе, нисколько не заботясь об участии в завоевании остальной Палестины (Чис.32:15). Этот эгоизм и отсутствие патриотизма живо задели Моисея и он серьезно увещевал их. Тогда просители, порешив искупить свою слабость смелостью, обещали быть первыми в сражениях, предварительно поместив свои стада в хорошо защищенных местах, а семьи в крепких городах, – без сомнения в тех, которые были отняты у аммореян (Чис.32:16–27).

Когда евреи, придя в обетованную землю, произносили в долине Сихемской свои благословения и проклятия, сыны Г. находились на горе Гевал для проклятий (Втор.27:13). Действительно, верно выполняя свое обещание, они шли во главе сынов Израиля (Нав.4:12), и их владения по ту сторону Иордана были утверждены за ними (Нав.13:24–28, 14:3). Г. колено предоставило левитам города Рамоф-Галаад, Маханаим, Есевон и Иазер (Нав.21:38–39; 1Пар.6:80, 81). Заиорданские воины были с честью отпущены И. Навином, который, в то же время, напомнил им о их важнейших обязанностях, что было далеко не лишне, так как они уходили довольно далеко от религиозного центра (Нав.22:1–6). Достигнув правого берега Иордана, они воздвигли большой жертвенник. Это обстоятельство произвело крайнее смущение в других коленах по сю сторону Иордана. Они поняли его, как восстание против божественного закона, как отступничество. Собравшись в Силоме, они отправили посольство в Галаад, которому сыны Гада выяснили, что они вовсе и не думали об отступничестве, а хотели только этим видимо укрепить и обеспечить в будущем свой тесный союз с Богом и остальным Израилем. Дело закончилось миролюбиво (Нав.22:34). Когда Давид скрывался в пустыне Адуллам или Энгеди (1Цар.22:1–4, 24:1–2), люди из колена Г., сильные и превосходные воины, оказывали ему свою помощь. Это колено принимало также участие при избрании Давида царем в Хевроне (1Пар.12:37). К концу царствования Ииуя, оно подверглось, как и другие заиорданские колена, разрушительному нашествию Азаила, царя Сирии (4Цар.10:32–33). Оно принимало вместе с ними участие в походе против агарян (1Пар.5:18–19) и вместе с ними было уведено в плен ассириянами (1Пар.5:26), причем их соседи аммонитяне завладели их землями и городами. При новом делении Святой земли, по прор. Иезекиилю, колено Г. занимало последнее место к югу (Иез.48:27, 28). В своем идеальном восстановлении святого города тот же пророк (Иез.48:34) располагает на запад «ворота Гадовы» с Асировыми и Неффалимовыми. Наконец, св. ап. Иоанн (Откр.7:5) помещает колено Г. между Рувимовым и Асировым.

Воинственный дух Гада, его роль в покорении Обет. земли, его храбрость в борьбе с воинственными соседями, доходившая до надменности, все эти характерные черты, отмеченные, хотя и очень обще и туманно, в пророчестве Иакова и в благословении Моисея. Первое (Быт.49:19) заключает в евр. подлиннике замечательную, но непереводимую игру слов о колене Г. Весьма выразительно и Моисеево благословение (Втор.33:20–21): «Благословен распространивший Гада; он покоится как лев и сокрушает и мышцы, и голову, он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя и пришел с главами народа и исполнил правду Господа и суды со Израилем». Таким образом, колено Г. – восточный лев, как колено Иудово – лев запада (Быт.49:9). Он сумел добыть себе прекрасный удел в покоренной стране, т. е. восточную часть Иордана, и представлял собою прекрасную стражу против арабских племен, часто нападавших на земли израильские. Они храбро шли во главе народа на покорение Ханаана. Их воинские доблести прекрасно выражаются в следующих словах: «из гадитов перешли к Давиду в укрепление, в пустыню люди мужественные и воинственные, вооруженные щитом и копьем, лица львиные – лица их, и они были как серны на горах... Меньший над сотнею, больший над тысячею» (1Пар.12:8–14). О подвигах этих героев говорит один случай, оставшийся в памяти всех: «Они-то перешли Иордан в первый месяц, когда он выступает из берегов своих, и разогнали всех бывших в долинах к востоку и западу» (1Пар.12:15). Заиорданские колена были всюду известны своими воинскими качествами (1Пар.5:18), которые развились у них особенно вследствие соседства арабов-грабителей.

Р. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle