Источник

Григора Никифор

Григора Никифор замечательный византийский церковно-общественный деятель и писатель. Он родился в 1295 году в городе Ираклии Понтийской, где первоначально и учился под руководством своего дяди, местного митрополита Иоанна. В юношеском возрасте он прибыл в Константинополь, где и примкнул к группе замечательнейших византийских богословов. Константинопольский патриарх Иоанн Гликис, к которому Г. питал чувство сыновней любви, преподавал ему риторику и настолько полюбил его за благородство души, что в 1320 году возложил на него составление своего завещания, не имея возможности сам исполнить это вследствие болезни. Большое влияние на образование Г. имел весьма просвещенный современный муж логофет Феодор Метохит, «живая библиотека, по выражению Г., в которой можно было наводить справки по каким угодно вопросам»; Метохит обучал его преимущественно астрономии, а Г., в свою очередь, объяснял его детям сочинения древних писателей. Наконец, молодой ученый получил доступ к императорскому двору и обратил на себя благосклонное внимание императора Андроника Палеолога (1282–1328 гг.); в 1325 году Г. имел случай представить императору свой хорошо исполненный им проект исправления юлианского календаря, но Андроник не согласился произвести реформу под тем предлогом, что будет трудно убедить и склонить народ к признанию нового календаря. Когда Андроник Старший был лишен власти (1328 г.), то Г., как политический его друг и союзник, потерял все свое имущество, какое собрал в Византии, но от изгнания спасся, хотя другие его единомышленники, в том числе и Метохит, были удалены в ссылку. После этого несчастья Г., занимавшийся до этого времени преподаванием наук, отказался от звания народного учителя, несмотря на большое число желавших слушать его, стал проводить уединенную жизнь и всецело предался астрономическим и философским занятиям. Но через несколько времени он опять возвратился к прежнему образу жизни по обстоятельствам, совершенно неожиданным. В Византию прибыл из Калабрии монах Варлаам (см. о нем) и вызвал здесь большую смуту в умах еретическим своим учением. Возмущенный сильными нападениями Варлаама на византийских ученых, Г. вышел из своего уединения и вступил с ним в диалектический спор; одержав над ним победу, Г. был восстановлен императором в прежнем своем достоинстве и чести и снова, под влиянием посторонних убеждений, принял на себя обязанность народного профессора. В своем преподавании Г. преимущественное внимание обращал на естественные науки и астрономию. Это и дало повод одному из противников Г. клеветать на него, будто он не имеет никакого знания в области языка, так как вращается всецело в области кругов и линий, и будто вся его мудрость и заключается в диаграммах и чертежах. Но спор с Варлаамом заключал в себе семена новых осложнений, которые впоследствии принесли Г. много огорчений. После смерти Андроника Старшего (133–21 г.), возникла попытка устроить соединение церквей западной и восточной. Два легата римского папы прибыли с этой целью в Константинополь в 1333 году. Патриарх Исаия возложил представительство от греческой церкви в этом деле на Г., который, будучи светским человеком, превосходил всех иерархов богословскими познаниями и красноречием. В рассуждения вмешался и Варлаам, который, хотя прежде принадлежал к римской церкви, теперь письменно высказался против римских легатов. Вместе с тем, возник горячий спор о существе и энергии Божества, отодвинувший вопрос об унии на второе место, и Г. опять явился сильным противником Варлаама. Собор 1341 года не водворил мира и спокойствия, а когда престол занял Иоанн Кантакузин (1347 г.), страсти противников достигли высшей степени развития, вследствие вмешательства в спор самого императора. Наконец, на соборе 1351 года восторжествовали мнения Г., за которого высказались патриарх и многие из высшего клира. Однако в письмах Г. к друзьям, жившим в Трапезунде и Кипре, сообщается, что он борется за права свои, лишился благосклонности императора и заключен в знаменитом монастыре Хора, в котором и содержался очень строго; лишь через два года он был освобожден из этого заключения. Но враги Г. не дремали и снова оклеветали его пред императором в том, будто он в своих сочинениях неодобрительно отзывался о Кантакузине; он опять впал в немилость и, вероятно, снова подвергся заключению. Причина несчастий Г. в последние годы его жизни состояла в том, что он расходился в богословско-философских воззрениях с св. Григорием Паламой, главным противником Варлаама Калабрийского, и вел с ним весьма жаркую полемику по вопросу о существе и анергии Божества и о Фаворском свете (см. выше о варлаамитах, т. III). Известно, что учение Паламы утверждено церковью. Год смерти Г. в точности не известен; ввиду того, что его «История» доведена до 1359 года, полагают, что этот год был последним в жизни Г.

Сочинения Г. относятся почти ко всем областям византийских знаний, преимущественно же к богословию, философии, астрономии, истории и грамматике. Полный обзор всех сочинений Г. невозможен как по многочисленности их, так и потому, что очень многие из них хранятся в рукописях. Главный литературный труд Г. есть «Римская история». Здесь в тридцати семи книгах описываются события от 1204 до 1359 года. События, совершившиеся между 1204 –1320 гг. Г. описывает кратко в семи книгах, дополняя Пахимера. И в остальных книгах нет равномерности в рассказах и описаниях: повествуя о богословских спорах, Г. вдается в подробности, в историческом труде не вполне уместные. Здесь сказалось личное пристрастие автора, горячего участника движения, стремившегося изложить как бы свои воспоминания о пережитом. Наблюдается некоторое пристрастие историка и в характеристике Андроника Старшего с одной стороны, а с другой – Андроника Младшего и Иоанна Кантакузина, при которых Г. не имел прежнего благополучия. Последние книги (с 18-й) своей истории Г. написал, находясь в заключении и по слухам. Разумеется, эта часть не во всех подробностях достоверна, тем более что написана в очень короткий срок (40 дней). Последние книги ниже предыдущих и в литературном отношении: здесь нет той отделки языка и слога, какая наблюдается в первых книгах. Но, несомненно, Римская история Г. есть источник первостепенной важности для ознакомления с гражданской и церковной историей Византии с 1204 до 1359 года.

Из богословских трудов Г. известны, прежде всего, те, которые были направлены против исихастов и защитника их св. Григория Паламы. Из них на первом месте надо поставить «Десять полемических слов» (Δέκα λόγοι αντιρρητικοί καί στηλιτεοτικοί), за которыми после 1347 года последовали еще восемь. Так как все они еще не изданы, то точная характеристика их невозможна. Издан только диалог «Флорентий, или о мудрости», имеющий своим содержанием спор Г. с Варлаамом, который произошел в 1330 и 1331 году. Г. выводится здесь под именем Никогора, а Варлаам под именем Ксенофана, Диалог написан в сатирическом тоне и имеет цель осмеять Варлаама, который надмевается своим энциклопедическим образованием, а между тем не знает самых простых начал науки. Диалог имеет важное историко-литературное значение, так как изображает любопытный исторический факт, рисует литературные обычаи XIV века и показывает направление главнейших научных и литературных течений того времени. Г. написал и некоторые герменевтические труды, один в форме диалога по вопросу, создал ли Бог человека смертным или бессмертным, а также собрание изречений из больших и малых пророков и из книги Иова с толкованиями, пролог к эпизоду с Сусанной; но и эти труды все не изданы. Издан только его комментарий на сочинение «О сновидениях» Синесия Киринийского, где сделаны замечания по поводу отдельных мест и фраз, без внутренней связи. Далее, Г. известен и синаксарными своими трудами. В рукописях сохранилось достаточное число синаксарных житий, которые были составлены Г. для чтения в церкви в дни памяти тех или иных святых. Но многие из них были, по распоряжению императора Кантакузина, преданы огню, когда составитель их впал в немилость. Из них изданы лишь мученичество св. Кодрата, епископа Коринфского, и житие императрицы Феофаны, супруги Льва VI Мудрого. В рукописях сохранились жития Константинопольского патриарха Антония Кавлея, Михаила синкелла Иерусалимского, митрополита Ираклийского Иоанна, дяди автора и др.

Сочинения Г. по остальным отраслям науки, разрабатывавшимся в Византии, хранятся еще в рукописном виде в различных библиотеках востока и запада. Число их весьма велико, как видно из простого перечисления, далеко неполного, сделанного Boivin’ом в Бонском издании истории Г. (предисловие, стр. 44–58). В ряду этих сочинений имеются диалоги, молитвы, похвальные слова, риторические упражнения, речи, завещания, некрологи (Григория Метохита) утешительное слово императрице по поводу смерти митрополита Филадельфийского Феолипта, надгробные речи, биографии, грамматические исследования (об орфографии), комментарии (на Одиссею Гомера), схолии, астрономические рассуждения (о смеющихся над астрономией, о том, как нужно делать астролябию), ямбические стихи. Наконец, Г., как и многие другие замечательные византийцы, оставил богатое собрание писем, которые, прежде всего, заслуживают издания. Но, ввиду того, что из богатейшего учено-литературного наследия Г. в печати издана лишь небольшая часть, окончательное и всестороннее суждение о нем, как писателе, высказать невозможно. Несомненно, лишь, что это был колоссальный представитель византийской учености, типичный византийский энциклопедист, мощный, талантливый носитель византийского ученого духа эпохи Палеологов.

Литература: 1) История Г. в трех томах издана в боннской серии Corpus scriptorum Byzantinorum. 1829–30 г. 1855 г. Перепечатано у Миня, Patrologia. graeca, t. 148 и 149. Здесь помещены и другие сочинения Г., изданные в разное время и разными учеными. Русский перевод «Истории» издан при Спб. духовной академии. 1862 г. О других изданиях сочинении Г. см. 2) Karl Krumbacher, Geschichte der byzantinichen Litteratur. Zweite Auflage. München. 1897 r. 3) Проф. А. Л. Лебедев, Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века. Издание I. Москва, 1892 г. 4) Ф. И. Успенский «Очерки по истории византийской образованности». Спб. 1892 г. 5) Епископ Порфирий Успенский, «История Афона». Часть III. Отдел 2. Спб. 1892 г. 6) П. А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Спб. 1899 г. 7) Подробности об иностранной литературе см. у Крумбахера, указ. соч.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle