Источник

Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский Алексей Афанасьевич – ордин. проф. Киевской дух. академии по кафедре церковной археологии и литургики, доктор церковной истории. Уроженец Астрах, губ., образование получил в Астраханской духовной семинарии и завершил в Казанской духовной академии, где прослушал курс лекций по церковно-практическому отделению, на IV курсе изучал гомилетику и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия. В том же 1882 г. допущен был к к чтению лекций в академии в звании приват-доцента при кафедре литургики, в 1883 г. получил степень магистра богословия. В 1889 г. перешел в Киевскую духовную академию, где был утвержден в должности доцента по кафедре церковной археологии и литургики; в 1896 г. удостоен советом Киевской дух. академии степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором академии. Для научных исследований проф. Д. был, по ходатайству совета академии, командирован на Восток (с 1 сент. 1887 г. по 1 сент. 1888 г.).

В богословской литературе проф. А. Д. известен очень многими трудами, преимущественно историко-литургического и археологического характера. Магистерскую диссертацию проф. Д. писал на тему «Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с примечаниями». Казань, 1884 г. Работать на эту тему автор начал, еще будучи студентом академии, и тогда уже его труд обратил на себя внимание совета академии своими достоинствами и был удостоен премии митроп. Иосифа. Задачей себе автор поставил описать все особенности богослужебных чинопоследований XVI в. и объяснить историческое происхождение этих особенностей; для этой цели были обследованы с редким трудолюбием рукописи Соловецкой, синодальной, типографской библиотек, Румянцевского музея, Троице-Сергиевой лавры, Волоколамского мон. и Московской дух. академии. Благодаря своему трудолюбию, автор оба подлежащие элемента своей темы «сумел обработать с совершенно достаточною полнотою и основательностью»; его сочинение дает «много нового и весьма ценного для науки о богослужении». И вообще, это сочинение является «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного богослужения в частности, как по новости и обилию обработанного в нем материала, так и по характеру обработки этого материала, вполне научному» (Из отз. доц. И. Красносельцева. Журн. сов. Каз. дух. акад. 1882 г., засед. 14 дек.). Литературная деятельность проф. А. Д. отличается неутомимостью; им помещено в дух. журналах множество статей, из которых заслуживают быть отмеченными особенно следующие: «Богослужение в русской церкви в первые пять веков («Прав. Соб.», 1882 и 1883 гг.); «Способы определения времени написания рукописей без определенных дат вообще и богослужебных рукописей в частности (Речь пред защитою диссертации. «Прав. Соб.», 1884 г. ХII); «Диакон Иван Федоров, первый книгопечатник» («Прав. Обозр.», 1883 г.); «Греческие нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской духовн. академии» (ib. 1885 г.); «Описание нежинских рукописей, поступивших в церковно­археологический музей при Киевской духовной академии» («Тр. Киев. д. ак.» 1885 г.); несколько статей в «Руководстве для сельск. пастырей» за 1885 г. – «Чин скрывания новобрачных» (№ 2), «Чтение Евангелий на шестой и в первые три дня страстной седмицы» (№ 8), «Вынос плащаницы на вечерне в великой пяток» (№ 9), «Выход священнослужителей на середину храма пред плащаницу для пения непорочных в великую субботу на утрени» (№ 10), «Вынос плащаницы и евангелия на утрени в великую субботу и хождение с ними кругом храма» (№ 10), «Чтение Евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение» (№ 13) и др.; «Вечерние светильничные молитвы» (ib. 1886 г., 33 и 36); «Утренние (светильничные) молитвы» (ib. 42); «Что нужно петь вместо стихиры: «Видехом свет истинный» в субботу пред Троицыным днем?» (ib. 10); «Путешествие по Востоку и его научные результаты», отчет о заграничной командировке в 1887–88г., с приложениями («Тр. Киев. дух. академии» 1890 г., отд. изд. Киев 1890 г.); «Современное богослужение на православном Востоке», историко-археологическое исследование, вып. 1, К. 1891 г.; «Библиотеки рукописей на Синае и Афоне»; «Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности архимандрита Макария (Сушкина), игумена на Афоне» («Стран.» 1892 г., II – 1893 г. V. Отд. от. 1894 г.); «Древнееврейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам» Каз. 1893 г.; «Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX – X вв.» («Прав. Соб.» 1889 г., III; отд. от. Каз. 1894); «Чин пещного действия. Историко-археологический этюд. 1894 г.»; «Патмосские очерки. Из поездки на Патмос летом 1891 г.» К. 1894 г.; «Типикон» («Тр. Киев. дух. ак.» 1896 г. XII); «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. I, ч. I. Типика. 1896 г.; «Православное русское паломничество на Запад (в Бар-град и Рим) и его насущные нужды». Киев 1897 г. (из «Тр. Киев. дух. академии» 1897 г.); «Архиепископ Елассонский Арсений и его вновь открытые исторические мемуары» («Тр. Киев. дух. академии» 1898 г. I); «Пандократорский Константинопольский монастырь XII в. и его Типик, данный императором Иоанном Комненом» («Тр. Киев. дух. академии» 1895, VIII); «К истории киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XIII столетия» («Тр. киев. дух. академии» 1899 г., I); «Незабвенной памяти профессоров А. С. Павлова и Н. Ф. Красносельцева» (ib.); «Древнейшие патриаршие Типиконы: Иерусалимский и Константинопольский» («Тр. Киев. дух. академии» 1901 г.). Описание восточных рукописей, ввиду его научной ценности, печаталось на казенный счет. Некоторые из перечисленных сочинений проф. А. Дмитриевского были удостаиваемы почетных отзывов и денежных наград. Так, за сочинение «Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X вв.» автору была присуждена юбилейная премия преосв. Макария в 1000 р.; за сочинение «Патмосские очерки» – Макарьевская премия в 800 р. («Журн. сов. академии» 1894 г., декабрь). Кроме того, ему принадлежат статьи в «Тр. Киев. дух. академии» за 1900 г.: «Новоизбранный патриарх Александрийский Фотий (Пероглу) (По личным воспомин.)» (V); «Последние дни, кончина и погребение высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого», за 1901 г.: «Недостатки современного церк.-религ. воспитания и причины, их породившие» и др. Вообще, проф. Дм. является одним из самых деятельных тружеников в области церковной археологии и его труды в этой области носят печать солидной эрудиции.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle