профессор Александр Павлович Лопухин

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V. Донская епархия – Ифика

 ЕвхерийЕвхологийЕвфалия 

Евхологий

Евхологий – соединение Служебника с Требником, является одною из древнейших богослужебных книг греческой церкви. Его прототипом можно считать собрание молитв Серапиона, епископа тмуитского, IV в. (изданы проф. Дмитриевским), и более обширное собрание молитв и последований в VIII кн. Апостольских Постановлений. В ней мы находим чин литургии, молитвы крещения, миропомазания, посвящения в разные степени клира, погребения умерших, утренние и вечерние молитвы священника и несколько молитв на разные случаи. В VII в. сборники этого рода были уже известны под именем Е. и заключали в себе такого рода молитвы, как, напр., над давшим обещание и не исполнившим его. Так, в 141 ответе Анастасия Синаита прямо говорится, что в Е. находилась молитва, которою священник разрешает связавшего себя клятвою. От VIII-IX в. сохранились уже рукописные Е.; ими являются Е. из собрания преосвященного Порфирия Успенского, вывезенный им с Синая, и Е. Барбериновой библиотеки в Венеции, изданный Гоаром в 1547 г. Е. пр. Порфирия состоит из следующих статей: литургий Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров с присоединением 27 заамвонных молитв на праздники и нарочитые дни; вечерних и утренних молитв священника в теперешнем их составе и особых молитв суточных служб так называемого трехантифонного состава; чина крещения младенцев с заклинательными молитвами, чина крещения и миропомазания в великую субботу, чина освящения воды накануне Богоявления, чин бракосочетания, ряда молитв требничного круга, заклинаний над больными и бесноватыми под именем Василия Великого и Златоуста, краткого месяцеслова, начиная с 4 декабря, с указанием чтений из Апостола на главные праздничные дни по Минее и Триоди. Е. Барбериновой библиотеки, рукопись унициального письма, в 562 стр., 71 1/4 дюймов в длину и 5 дюймов ширины, близко подходит по своему составу к Е. пр. Порфирия. Он содержит литургии В. Великого, Златоуста и преждеосвященных даров, молитвы вечерни, полунощницы, утрени и хвалитные псалмы, чины крещения, освящения воды, мира, храмов, чины хиротоний, пострижения в монахи, обручения и брака и, кроме того, множество молитв на разные случаи, молитвы пред трапезою и после нее, молитвы хотящим плыти, во время бездождия, молитвы над больным, на освящение елея для болящего, молитвы над оскверненною пищею, об одержимых демонами, молитвы при пострижении волос младенца, на братотворение и т. п. (полное перечисление всех статей Барберинова Евхология у Bunzen’a, «Hippolytus und seine Zeit.», В. II., S. 535–7). Из Е. позднейшего времени известны изданный тем же Гоаром Е. Крипто-Ферратской библиотеки XI в., Евхологий XI-XII в. из Севастьяновского собрания в Румянцевском музее № 15–474, Барберинов второй XIII в. Но особенно богатое собрание Е. дал проф. Дмитриевский во втором томе «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (Киев 1901). 162 изданные им Е. излагают состав служб и различных последований восточной церкви за время, с первой половины XI ст. по XVI в. Они знакомят с богослужебною практикою не только трех восточных патриархатов: константинопольского, александрийского, иерусалимского, но и некоторых важнейших монастырей древней Византии. Представляя поразительное богатство литургического материала, они важны также и в том отношении, что содержат неизвестные до настоящего времени чины. Первое место среди изданных проф. Дмитриевским Е. занимаешь Парижский Е. .№ 213 с датою 1027 г. По словам издателя, ему принадлежит второе место после Барберинова Е. VIII-IX в.; он во всех отношениях выше кодекса Крипто-Ферратской библиотеки XI ст. (см. подробнее об этом у Дмитриевского, Описание, II т., предисловие, стр. I-XII).

А. Петровский


 ЕвхерийЕвхологийЕвфалия