Источник

Заповеди церковные

Заповеди церковные. В «Православном исповедании кафолической и апостольской церкви восточной» называется «девять, наиболее важных, церковных заповедей». Они таковы в частности. «Первая предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы церкви во все воскресные и праздничные дни, т.е. слушать утреню, литургию, вечерню и поучение». «Вторая предписывает ежегодно соблюдать четыре определенные поста», т.е. Рождественский «великую Четыредесятницу», Петров, или «Апостольский», и Успенский, – так же – «пост в среды и пятки, но не в субботние и воскресные дни, исключая субботу великую, пост 14-го сентября, 29-го августа». «Кроме того, церковь положила не поститься: со дня праздника Р Хр. до святого Богоявления, во всю Светлую неделю, в неделю по Пятидесятнице и в неделю блудного, именуемую также предвозгласною и сырною». Третья состоит в том, чтобы духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, кои исповедают нас как отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасении нашем. Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные. Четвертая предписывает нам «четыре раза в год исповедовать грехи свои пред священником, а преуспевающим в благочестии и святой жизни – каждый месяц; простолюдинам же – хотя один раз в год, именно в святую Четыредесятницу. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедью свою совесть и приобщиться св. тайнам, приняв наперед св. елеосвящение». Пятая запрещает «неопытным в познании Св. Писания и наук читать книги, написанные еретиками, слушать богохульное их учение, вступать в разговор и иметь обращение с ними». Шестая «предписывает молиться всеблагому Богу о всяком звании людей», именно «за духовных» представителей церкви «и за весь причт», далее – «за Государя» и за все светское начальство, «за воинство, особливо же за благодетелей церквам и пекущихся о распространении веры кафолической и православной», затем – «за усопших, которые скончались в вере православной, также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере православной прежде конца своей жизни». Седьмая «предписывает посты и моления, назначаемые особо митрополитом или епископом в своей епархии, по какой-нибудь нужде (для отвращения праведного гнева Божия, угрожающего Его народу, для избавления или от язвы, или голода, или войны, или бездождия, или для исцеления больных, или утешения скорбящих)», причем «все жители той епархии» должны поступать согласно подобному распоряжению. Восьмая запрещает «мирским людям похищать имения и деньги церковные, и употреблять их на собственные нужды. Духовные предстоятели должны на имение церковное заготовлять утварь и все нужное для церкви; также – питать и одевать служащих церкви, бедных и странных. Несправедливо также или мирянам, или архиереям, управляющим какою- нибудь церковью, присвоять себе деньги и другие движимые ее вещи, кои поступают в нее по завещанию или приносятся в дар, и обращать их в свою пользу, дабы сим не причинить насилия и крайнего оскорбления благочестивому чувству жертвователя». Наконец, «девятая заповедь предписывает, чтоб браки не совершались во дни, запрещенные церковью; также чтоб православные христиане не присутствовали на непозволенных играх и зрелищах, и чтоб не следовали языческим обыкновениям, но, сколько возможно, воздерживались от них». Значение этих заповедей весьма велико. Давшая их церковь, заявила себя в этом случае чадолюбивою матерью, заботящеюся о спасении своих чад и ради этого старающеюся дать им наставления в возможно большем числе случаев их жизни. Она, как мы видели, воспитывает этими заповедями уважение ее чад к ней самой, т.е. церкви, к ее представителям, к ее достоянию, – призывает и приучает христиан к воздержанию, к заботам об улучшении их внутреннего мира, – охраняет их чистоту, предостерегая от языческого и еретического влияния, – возбуждает в них любовь ко всем, призывая молиться даже за еретиков и раскольников. Если б христиане следовали спасительным советам своей матери-попечительницы, тогда они стояли бы на должной высоте, чего, к сожалению, нельзя сказать теперь, когда целиком или по частям нарушаются решительно все девять церковных заповедей, а особенно 1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 9-я. Эти заповеди вызывались теми или иными потребностями жизни, вполне приложимы и ко всякому времени, и заслуживают самого глубокого и благоговейнейшего к себе внимания чад Христовых.

А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle