Источник

Знаменский Петр Васильевич

Знаменский Петр Васильевич – бывший заслуж. ордин. проф. Казанской дух. академии по кафедре русск. церк. истории, доктор церк. ист., плодовитый и высокоталантливый писатель по истории русск. ц.; родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона, в 1836 г.; образование получил в Нижегородск. дух. семинарии и Казанск. дух. академии. По окончании академии вторым магистром в составе VIII курса в 1860 г., З. был назначен в Самарскую семинарию преподават. философии; через год (22 авг. 1861 г.) переведен в Казанск. акад. бакалавром математики; наконец, в 1862 г. 12 мая состоялся перевод его на кафедру русск. истории, на которой он уже утвердился окончательно; 19 марта 1866 г. З. был возведен в звание экстраордин. проф., а 20 дек. 1868 г. в звание ординарного; в 1873 г. удостоен степени доктора богословия; в 1897 г. вышел в отставку, с честью послужив родной академии в течение 36 лет. Кроме прямых обязанностей, З. в академии имел посторонние должности библиотекаря Соловецкой (в 1865 г.) и фундаментальной (1865–70 г.) библиотек, помощн. ректора по церк.-историч. отделению и члена правления; вне академии состоял преподав. истории общей и русской в училище девиц духовн. звания (1863–66 г.) и в Родионовском институте благор. девиц (1864–1873 г.).

Заслуги З. как профессора и как ученого нашли себе оценку в адресе, поднесенном ему академической корпорацией по случаю оставления им службы в академии («Прав. Собеседн.» 1897 г., II, 698–705). Студенты считали лекции З. как бы «праздником». «Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у П. В.» Его глубоко интересные чтения «очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его». Таким же историком-художником, живописателем прошлой жизни является З. и в своей учено-писательской деятельности, в многочисленных своих печатных трудах, доставивших ему «всероссийскую известность». С самого начала в числе первых он усвоил себе тот, тогда еще новый, метод научного исследования, по которому история не является только биографией высоких лиц и рассказом о громких событиях, набором фактов без внутренней связи и идейного освещения. Историк восстановляет прошлую жизнь общества и народа во всей совокупности составляющих его единиц, подмечая внутренние движущие идеи и господствующие течения этой жизни и, соответственно этому, выбирая и группируя факты. Так, прошлая жизнь восстает пред нами в живых образах и ярких картинах. С таким характером историка-живописателя является З. в своих печатных трудах. Таково прежде всего его «Руководство к русск. церк. истории», удостоенное в 1-м издании (Казань, 1871) Макарьевской премии. Через это «Руководство», издававшееся несколько раз с добавлениями (Казань – 1876, 1880, 1886 и 1888) и переделанное потом в «Учебник» для дух. семинарий (Спб. 1896), проф. З. является учителем духовного юношества всей России. Меткие характеристики, живописные очерки, художественность изложения делают «Руководство» хорошей книгой для чтения вообще. С неослабевающим интересом прочтутся всяким, кто хоть сколько-нибудь интересуется вопросами истории, два других капитальных исследования проф. З. – «Приходское духовенство со времени реформы Петра», Казань 1873 г. (докторская диссертация), и «Духовные школы в России до реформы 1808 г.», Казань 1881 г. Наконец, в «Истории Казанской дух. академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–70 г.)», Казань – т. 1, 1891 г.; т. II, 1892г.; т. III, 1892г., – талантливое перо профессора еще одушевлялось глубокой любовью к предмету исследования и воспособлялось яркой памятью историка о той жизни, которой отчасти прямым свидетелем, отчасти живым носителем преданий он был. Отсюда, живые сочные краски, которыми написана, так сказать, прямо с натуры прошлая жизнь родной академии во всей ее жизненной правде. Помимо этих капитальных трудов З. написано до 50-ти журнальных статей. До сих пор он не перестает дарить любителей истории своими талантливыми очерками, помещаемыми им преимущественно в «Правосл. Собеседнике». Так, в этом журнале за 1902 г. помещена его интересная статья «Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни». Вот список других (кроме указанных) трудов З. в хронологическом порядке: «История Российская В. Н. Татищева в отношении к русской церк. ист.» («Труды Киевской дух. акад.» 1862 г.); «Исторические труды Щербатова и Болтина в отношении к русской церк. ист.» (там же); «Заметки касательно устройства древн. Новгородской епархии» («Прав. Собеседн.» 1863 г., т. I); «Еще статья о новой книге по поводу народоправств Костомарова» («Время» за 1863 г., кн. 4); «Законодательство Петра Вел. относительно духовенства» («Прав. Соб.» 1863 г., т. II и III); «Церк. вотчины при Петре В.» («Прав. Соб.» 1864, 1); «Законодательство Петра относительно чистоты веры и церк. благочиния» («Прав. Соб.» 1864, III); «Очерки из истории славян. мифологии» («Нижегород. Епарх. Вед.» 1865 и 1866 гг.); «О борьбе Христа с язычеством в России» («Прав. Соб.» 1865, II); «Религиозное состояние черемис Козмодемьянского края» («Прав. Обозр.» 1866 г., окт.-ноябрь); «Горные черемисы Казанского края» («Вестн. Европы» 1867 г., кн. 12); «Приходское духовенство на Руси» («Прав. Обозр.» 1866 и 1867 гг. и отдельно); «Казанская семинария в первое время ее существования»( «Прав. Соб.» 1868, II); «Иоанн Неронов» («Прав. Соб.» 1869, I); «Описание Седмиозерской пустыни» («Прав. Соб.» 1869, III); «Речь при отпевании покойного проф. И. П. Гвоздева» («Пр. Соб.» 1873, III); «Сто лет тому назад» («Пр. Соб.» 1874, II); «Чтения из истории русск. церкви за царствование Екатерины II» («Пр. Соб.» 1875, I-III); «Основные начала дух. училищной реформы в царств. имп. Александра I» («Прав. Соб.» 1878, I); «Сильвестр, митр. Казанский» («Прав. Обозр.» 1878, апр., май, июнь); «Сергий Шелонин – один из малоизв. писателей XVII в.» («Прав. Обозр.» 1882, февр., апрель); «Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа Москов.» («Прав. Обозр.» 1883, апрель); «Народные верования, относящиеся к пчеловодству» («Странник 1883, июль); «Шестоднев Афанасия Холмогорского» (там же, декабрь); рецензия на сочинение Жмакина – «М. Даниил» («Церк. Вед.» 1883), «На пчельнике», очерк («Сбор. Волжск. Вестн.» 1883); «Нечто о записках архиеп. Василия Лужинского по поводу выхода в свет записок митр. Литовск. Иосифа Семашки» («Пр. Соб.» 1884, I); «Записки архиеп. Василия Лужинского» («Пр. Соб.» 1884 и 1885 гг. и отдельно: Казань 1885 г.); «Чтения из истории русск. церкви за время царствования импер. Александра I» («Пр. Соб.» 1885 и отдельно); «Речь на день 1000-летней памяти святителя Мефодия Словенского» («Прав. Соб.» 1885, I, и отдельно); рецензия на сочинение Голубева – «Петр Могила» («Христ. Чт.» 1887); рецензия на соч. проф. Н. О. Каптерева – «Характер отношений России к православному Востоку», для академии наук («Зап. акад. наук» 1889 г. и отдельно); «Протоиерей М. М. Зефиров», некролог («Пр. Соб.» 1889, I, и отдельно); «Высокопр. Григорий Калужский, как ректор Казан. акад.» («Странник» 1890 г., июнь-август); «И. Я. Порфирьев», биогр. очерк («Пр. Соб.» 1890, III, и отдельно); «На память о покойном архиеп. Никаноре» («Пр. Соб.» 1891); «На память о Ник. Ив. Ильминском», Казань 1892; «Житие Варлаама Керетского» («Сборн. акад. наук. Отд. русск. яз.», т. LV); «О татарских переводах христ. книг» («Русск. Арх.» 1894); «Житие святителя Германа Казанского» («Известия по казан. епархии» 1894); «На открытие памятника имп. Александру III в Казани» («Пр. Соб.» 1895, III); «Некролог В. Т. Тимофеева» («Пр. Соб.» 1896, янв.); «Печальное двадцатипятилетие» («Прав. Соб.» 1896, I); «Участие Н. И. Ильминского в деле народн. образов, в туркестанском крае» («Пр. Соб.» 1900); «Несколько материалов для истории алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского» («Пр. Соб.» 1901) и некотор. др. Кроме того, З. состоял редактором «Описания рукоп. Соловецкой библ. (т. I–III, Казань – 1882, 1885 и 1898), а также участвовал в издании некоторых памятников, напр., писем Н. И. Ильминского. Ученая деятельность проф. Знаменского оценена академией наук, избравшей его в 1893 г. в число членов-корреспондентов. Московский университет в 1892 г. удостоил его степени «доктора русской истории», а родная академия и другие ученые общества (напр., Казанский универс., Спб. дух. акад.) имеют проф. З. своим почетным членом.

А. С.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle