Источник

Иоиль Труцевич

Иоиль Труцевич, игумен Кутеенского оршанского (могилевской епархии) монастыря, по справедливости должен быть поставлен в ряду тех замечательных деятелей XVII в. в Западной Руси из среды духовенства, которые с великой пользой и успехом трудились в деле охранения и защиты православия и русской народности от их врагов. И. Т., о месте и времени рождения и первоначальном служении которого, к сожалению, не сохранилось точных сведений, особенно прославился тем, что, при содействии благотворителей из числа западно-русских православных дворян, основал и устроил целую группу Кутеенских монастырей. Он составил для них устав, по образцу общежительного, и так хорошо устроил их, что они сделались лучшей школой западно-русского православного монашества, оказывавшей весьма благотворное влияние на все вообще православно-русское население Белорусского края. Еще составители полемического сочинения под заглавием «Лифос» в 30-х годах ХVІІ века, указывая противнику православия на монастыри, устроенные И. Т., говорили: «посмотри еще и на Белую Русь. Там под Оршей в Кутеенском монастыре найдешь, по крайней мере, 200 братий, (точно также) в теле подражающих ангельскому житию. То же найдешь и в Буйницком монастыре. Не упоминаю о многих других»... Кроме того, И. Т. в главном Кутеенском Богоявленском монастыре собрал целое ученое монашеское братство, открыл школу и устроил типографию, в которой усердно занимался печатанием и распространением церковно – богослужебных, назидательных и от части учебных книг. Наконец, содействуя всем, чем только мог, пробуждению народного русского сознания и распространению духовного просвещения в родном крае, И. Т. много способствовал объединению Западной Руси с Великою Россией в первую войну царя Алексея Михайловича с Польшей.

Сам И. Т. и устроенное им белорусское монашество твердо держались того убеждения, что для западно-русского народа, подвергшегося тогда особенному гонению за веру и народность, единственное спасение заключалось в соединении с единоверным русским государством. Из их монашеских келий лилась непрерывной струей в среду белорусского народа проповедь о православном великом русском царстве, как центре и источнике спасения для Западной Руси. Эта проповедь постепенно подготовляла белорусский народ к воссоединению с Россией. Вот почему, когда, после присоединения Малороссии к Москве (1654 г.), началась война Москвы с Польшей, то белорусские города один за другим, по желанию народа, стали сдаваться под власть московского государя. Сам И. Т. с братией своего монастыря и с прочим православным духовенством Белорусского края принимал живое участие в сдаче городов Москве. Зная, какое важное значение в этом отношении будет иметь пример главного города в крае – Могилева, о котором современники говорили: «все дело – Могилев», И. Т. лично являлся сюда и убеждал могилевцев сдаться русскому государю. Словом божественного писания он убеждал их к этому и со всем православным духовенством молил Бога о том, чтобы могилевцам быть «под высокою рукою царского величества». За такие свои советы И. Т. терпел «немалое озлобление» от противников, но все-таки, благодаря убеждениям его самого и его иноков, Могилев сдался русскому государю, а за Могилевом последовали и другие белорусские города. Впоследствии И. Т. вместе с другими иноками своего Кутеенского монастыря, по приглашению царя Алексея Михайловича, переселился в Россию, в Иверский новгородский монастырь, основанный п. Никоном. На пути в этот монастырь И. Т. и скончался, оставив по себе память святого человека, доблестного борца за православную веру и русскую народность в Западной Руси.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle