Источник

Иона боббийский или сузский

Иона боббийский или сузский, агиограф VІІ в., † после 659 г. Источниками сведений о жизни Ионы почти исключительно служат отрывочные замечания в составленных им житиях. Он происходил из Сузы, альпийского городка, лежащего в 42 верстах к западу от Турина. Еще в молодости в 618 г. он поступил в основанный Колумбаном Младшим три года тому назад монастырь в Боббио, где он и получил образование. Он был близок к непосредственному преемнику Колумбана аббату Аттиле, а с третьим аббатом Бертульфом путешествовал в Рим просить защиты папы от притязаний тортонского епископа. Это было вскоре после получения Бертульфом сана аббата в 627 году. Так как Иона лично знал второго люксейльского аббата Евстазия (см. «Энц.» V, 234), который умер весной 629 г., то возможно, что он еще в 628 г. пришел в Галлию, где, несомненно, жил довольно долго. Посещая иногда Боббио, Иона, по просьбе братьев, в продолжение трех лет написал свое главное сочинение, разделенное им самим на две части: «Жизнеописание Колумбана и его преемников и учеников».

По предисловию, составленному по окончании труда (V. Col. 4) и обращенному к Вальдеберту люксейльскому и Боболену боббийскому, – «жизнеописание» окончено между 640 и 643 г., а по мнению Круша в 641 г. Около того времени Иона вместе с св. Амандом (см. «Энц.» I, 575–576) обращал в христианство язычников франков на берегах Шельды и Скарпы. Будучи в Аррасе на Скарпе, он написал житие первого франкского епископа Арраса Ведаста. В ноябре 659 г. Иона, бывший уже аббатом неизвестного монастыря, по поручению королевы регентши Балтильды, предпринял путешествие в Саbillonum (Шалон на Саоне), причем он останавливался в монастыре св. Иоанна реоменского (Reimaensis, Reomans), невдалеке от Semur-en-Auxois и, по просьбе братьев, составил житие основателя этого монастыря, умершего около середины VI в. Сведений о дальнейшей жизни Ионы нет. Своей известностью Иона обязан упомянутому главному своему сочинению, особенно первой его части – о жизни Колумбана. Несмотря на неточности, на молчание о таких важных событиях, как пасхальные споры, введение правил Бенедикта в Галлии, на соответствующую духу времени любовь к чудесному, – сочинение это резко выделяется из массы литературных трудов его современников, благодаря стремлению автора личным наблюдением поверять сообщаемое, умелому выделению важных фактов и живой характеристике Колумбана. Слог Ионы, изобилующий выдержками из классической и церковной литературы, не похож на господствовавший грегориано-меровингский и следует правилам галльско-итальянской риторской школы. Благодаря единственно особенностям слога Ионы, Штеберу удалось доказать принадлежность именно ему жития Иоанна реоменского, а Крушу – жития Ведаста аррасского.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle