Источник

Иосиф I

Иосиф I, болгарский экзарх, в мире Лазарь Иовчев, родился 5 мая 1840 г. в г. Калофер, в южной Болгарии. Первоначальное образование получил в своем родном городе и уже здесь обнаружились его блестящие способности; был некоторое время учителем в своем родном городе, а потом отправился в Константинополь, где при поддержке проживавших здесь богатых соотечественников надеялся удовлетворить свое влечение к дальнейшему образованию. Он начал было хлопоты о получении стипендии для обучения в одной из русских духовных семинарий, но так как осуществление этого дела затянулось, то воспользовался представившимся ему случаем поступить во французское училище в Бебен, в Константинополе, называвшееся College de Веbеn. Курс училища Лазарь Иовчев окончил блестяще, получил даже первую награду на училищном акте, хотя для него, как иностранца, было особенно трудно достигнуть этого отличия, которое привело в восторг соотечественников Иовчева калоферцев, присутствовавших на акте. У них тотчас же явилась мысль собрать совокупными усилиями нужную сумму, чтобы отправить даровитого соотечественника для получения высшего образования на запад. Хотя собранная сумма оказалась незначительной, тем не менее Лазарь Иовчев решил отправиться в Париж. Здесь, несмотря на крайние лишения, которые ему пришлось переносить в течение особенно двух первых лет (впоследствии он стал получать пособие от турецкого правительства), Иовчев с увлечением принялся за изучение сначала словесных, а потом юридических наук в Сорбонне. В 1870 г. он с успехом окончил юридический факультет и тогда же (в ноябре) возвратился в Константинополь с намерением посвятить свои силы и знания на пользу родного народа.

Первоначально он поступил в центральный константинопольский торговый суд, где окончательно рассматривались различные торговые дела. Среди торговцев, особенно в столице турецкой империи, было достаточно и болгар. Но скоро молодой юрист должен был убедиться, что правды в турецком суде нельзя найти, почему он оставил судебную службу и отдался литературным занятиям. Его статьи начали появляться на болгарском и французском языках, напр., в газетах: «Македония», «Право» и др., а с 1871 г. он около года был редактором особого журнала под названием «Читалище». Начало 70 годов было моментом критическим для болгар в их борьбе с греками за церковную самостоятельность. Лучшие силы болгарского народа были сосредоточены тогда на решении церковного вопроса. В 1872 г. была образована особая, независимая от константинопольского патриарха, болгарская экзархия. Способности и литературная деятельность Л. Иовчева не остались незамеченными, и он был назначен главным экзархийским секретарем. Должность эта была очень ответственной. Как экзархийский секретарь, Иовчев должен был составлять наиболее важные акты и письма, вел обширную корреспонденцию от имени экзархии полемизировал (на болгарском и французском языках) с греческой печатью. Кроме того, ему приходилось устранять мелкие препирательства между самими болгарскими деятелями по церковному вопросу (напр., при выборе первого экзарха) для пользы общего дела. Широкое образование, сильный ум, красноречие и близкое знакомство со всем, что касалось церковного вопроса, – эти качества, присущие экзархийскому секретарю, были оценены по достоинству первым болгарским экзархом, блаженнейшим Анфимом I. Желая навсегда приобрести для церкви эту крупную силу, он начал склонять Иовчева к принятию монашества. Предложение не стояло в противоречии и с общей настроенностью Иовчева: кроме того, оно открывало ему широкий простор для деятельности на пользу своего народа, что составляло предмет его всегдашних желаний. При всем том Иовчев попросил 14-ти-дневного срока для размышления, а после того дал свое согласие на пострижение.

23 сентября 1872 г. в экзархийской домовой церкви Лазарь Иовчев был пострижен с именем Иосифа, 24-го в церкви св. Стефана на Фанаре был рукоположен в иеродиакона. Вскоре после того он быстро прошел следующие степени и в сане архимандрита был назначен экзархийским протосингелом. В последней должности о. Иосиф принимал опять ближайшее участие в делах экзархии – сносился с посольствами, защищал болгарское церковное и училищное дело, писал об этом во французских и болгарских газетах. В 1874 г. он был назначен для управления виддинской епархией в качестве, наместника экзарха – виддинского митрополита; спустя некоторое время, он получил назначение на адрианопольскую митрополию, но так как турецкое правительство не было склонно допустить болгарского митрополита в Адрианополь, то архимандрит Иосиф получил вскоре другое назначение – на ловчанскую митрополию. Избрание его на ловчанскую епархию состоялось единогласно 1 февраля 1876 г. архимандрит Иосиф был хиротонисан в митрополита ловчанского и тотчас же отправился в свою епархию. В то время Ловеч был центром болгарского движения против турецкого гнета. Восстание против турок оказалось неудачным, и последние излили всю свою ярость на несчастное болгарское население. Вновь назначенный митрополит своим тактичным и умным обхождением с турецкими властями очень много способствовал улучшению участи своей паствы. В Ловче он находился всего только год и 2 месяца. 1876 г. был несчастным для болгарского народа. Ряд восстаний, произведенных в разных местах против турецкого правительства, имел злополучный исход. Избивались целые болгарские села без различия пола и возраста. Мужественная защита болгарского населения со стороны первого болгарского экзарха, блаж. Анфима, имела следствием его низложение. Болгарским архиереям, находившимся в Константинополе, поручено было избрать нового экзарха. 24 апреля в Ортаквой собрался смешанный совет, состоявший из духовных и мирских лиц. Большинством голосов в экзархи был избран Иосиф, митрополит ловчанский. 15 мая новоизбранный экзарх прибыл в Константинополь.

Иосиф I вступил на экзархийский престол в тяжелые дни. При самом вступлении он был поставлен в сильное затруднение. Порта сделала опыт поставить экзарха в противоречие с народными надеждами и желаниями в намерении доказать, что болгарский народ ничего не имеет против турецкого владычества и что объявляемая Россией война не имеет для себя никаких оснований. Турецкое правительство потребовало от экзархии ряда распоряжений, внутренний смысл которых заключался в протесте экзархии против освободительной войны. Именно, от экзархии требовалось; выслать из Константинополя в епархии тех синодальных владык, которые разделяли идеи низложенного экзарха; составить при экзархии совет из лиц, которых укажет правительство; выразить желание, чтобы низложенный экзарх был заточен на о. Митилене; заменить экзархийских чиновников другими лицами, угодными правительству; назначить новых архиереев в некоторые епархии и проч. Однако новоизбранный экзарх имел мужество отклонить эти требования турецкого правительства, как такие, которые ставили его в противоречие с долгом и обязанностями по отношению к церкви. Положение экзарха в Константинополе становилось все более и более тяжелым. Началась русско-турецкая война. Константинопольские болгары оставляли турецкую столицу. Константинопольские затворы были полны болгарскими узниками. Заступничество за них экзарха встречалось во стороны Порты с неудовольствием и даже укоризной, что он остается безучастен к несчастью, постигшему империю. Но вот, наконец, война кончилась. Болгария была свободна.

Однако берлинский конгресс не дал возможности осуществить первоначальный русский проект, принятый по с.-стефанскому договору с Турцией, о создании «целокунной» Болгарии. Болгария была разделена на части, причем Македония и адрианопольский вилайет по-прежнему остались во власти турок. После берлинского конгресса почти все болгарские деятели были того мнения, чтобы экзархия была перенесена в Софию или Филиппополь и чтобы отсюда производилось управление болгарами, оставшимися под властью Турции. Так думали, надеясь, что реформы, предвиденные берлинским конгрессом для Македонии и адрианольского вилайета, будут приведены в исполнение. Но сам болгарский экзарх был другого мнения. Он но рассчитывал на исполнение реформ и поэтому но поддался общему увлечению, а по-прежнему остался в Константинополе, чтобы непосредственно защищать свою паству, оставшуюся в ведении Турции. В течение 1878–1879 гг. блаж. Иосиф временно только выезжал два раза в Филиппополь, чтобы принять участию в устроении болгарской церкви в свободных епархиях и чтобы обеспечить права за церковью в Восточной Румелии и в Княжестве. Во время второй своей поездки блаж. Иосиф посетил и Софию, чтобы лично представиться первому болгарскому князю Александру I. Здесь он ходатайствовал перед князем, чтобы для экзархии было обеспечено право пользования доходами от венчаний, объяснивши, что только при помощи этих доходов и таких же доходов, получаемых из Восточной Румелии, экзархия может вести свое культурное дело в вилайетах. В Константинополь блаж. Иосиф возвратился 18 января 1880 г. После войны права экзархии в Макодонии и адрианопольском вилайете не сразу были восстановлены. Порта отказывала ей в этих нравах и отказывалась назначить епископов в болгарские епархии. Блаж. Иосиф понимал, что в данную минуту и нельзя на это рассчитывать, когда турецкие власти были крайне озлоблены против болгар и всего болгарского. Нужно было ждать, когда пройдет это озлобление.

А пока он сосредоточил все свое внимание на европейской комиссии, собравшейся в Константинополе для выработки проекта реформ в Македонии. Важно было, чтобы комиссия признала права болгарской народности и церкви в пределах турецкой империи. Цель экзарха была достигнута: в проекте реформ был внесен член, обязывавший турецкое правительство удовлетворить церковные и национальные права болгар, признанные султанским фирманом 1870 г. Чрез некоторое время блаж. Иосиф достиг того, что и турецкое правительство снова признало эти права: в 1888 г. султан объявил ему, что он находит нужным и законным существованио экзархии в империи и что он решил, чтобы экзарх остался в Константинополе. Вместе с тем, блаж. Иосифу было обещано, что в скором времени будут восстановлены и болгарские епархии в империи. И, действительно, в 1890 г. экзархия приобрела две епархии скопскую и охридскую: в 1894 г. к ним присоединяются еще две – неврокопская и велосская. В 1897 г. экзархийских епархий в проделах турецкой империи становится уже семь, к вышепоименованным присоединяются – пелогонийская, струмицкая и дебрьская. Всего в этих семи епархиях считается 1.200.000 болгар, 21 архиерейское наместничество, 20 церковно-училищных общин, 1.180 церквей, 89 домовых церквей и 41 монастырь. Восстановление прав болгарской церкви и народности в пределах турецкой империи, несмотря на крайне стеснительные обстоятельства, среди которых ему приходилось действовать, составляет первую и самую главную заслугу блаж. Иосифа пред болгарским народом. Но сказанным его значение не ограничивается. В минуту искушений, когда была, по-видимому, потеряна всякая надежда на восстановление прав болгарской экзархии в пределах турецкой империи, блаж. Иосиф удержал болгарское население от соблазна увлечься римско-католической пропагандой, обещавшей последнему церковную независимость. В этом состоит его великая заслуга пред православной церковью. Немалую заслугу блаж. Иосифа пред болгарским народам составляет и то, что он очень много сделал для развития училищного дела в болгарских местностях турецкой империи. В 1882 – 83 учебном году болгары имели в пределах турецкой империи 237 училищ, 351 учителя и 16.063 ученика, а в 1899 – 1900 г. – 947 училищ, 1.481 учителя и 47.874 ученика, Экзархия имеет 7 средних учебных заведений: 2 гимназии, мужскую и женскую, в Солуни; одну гимназию в Битоле и одну в Адрианополе; два педагогические училища – одно в Скопье и одно в Сер и одну 6-ти-классную духовную семинарию в Константинополе. Весь этот рост учебного дела обязан главным образом Его Блаженству – экзарху Иосифу. Прилагая главные свои заботы к упрочению экзархийской церкви в пределах Турции, блаж. Иосиф принимал вместе с тем ближайшее участие и в церковных делах свободной Болгарии, защищая церковную независимость от притязаний светского правительства (особенно во времена Стамбулова). В 1902 г. весь болгарский народ в княжестве и во владениях Турции торжественно праздновал 25-ти-летний юбилей своего достойного пастыря.

В. Верюжский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle