Каноны св. апостолов
Каноны св. апостолов. (Κανόνες τῶν ἁγίων Ἀποστόλων). О происхождении этого сборника канонов сказано раньше («Энц.» I). Здесь нам остается указать в общих чертах содержание этих правил и отношение к ним последующих правил.
Апостольские правила по своему содержанию касаются всех важнейших сторон церковного управления, жизни клира и мирян. Управление епископией принадлежит епископу; ему вверены людие Господни, и он воздает ответ о душах их. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают (пр. 34. 39. 40. 41. 58). Епископ отнюдь не должен вмешиваться в дела чужой епископии без приглашения или соизволения местного епископа (пр. 12. 13. 32. 35), также переходить из одной епископии в другую без распоряжения надлежащей церковной власти (14–16). Высшее управление делами церкви известного народа принадлежит собору епископов под главенством первого из них. Собор должен собираться дважды в год (34. 37. 74). Епископ поставляется двумя или тремя епископами, а пресвитер и диакон и прочие причетники одним епископом (1. 2). Производство на священные степени, полученное за деньги или через мирских начальников, или ради родственных отношений, не действительно (30. 76). В клир не могут быть приняты: новокрещенные и недавно обратившиеся от порочного образа жизни (80), обличенные по суду в любодеянии, прелюбодеянии или в ином каком запрещенном деле (61), обязавшиеся после крещения вторым браком или живущие с наложницей, имеющие в супружестве вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, вступивший в незаконный брак, напр., женившийся на племяннице, или на сестре первой умершей жены (17–19), – скопец, сам себя оскопивший, глухой и слепой (22. 78). Из лиц, вступивших в клир безбрачными, могут вступить в брак только чтецы и певцы (26). А вступившие в клир женатыми не должны изгонять от себя жен своих под видом благочестия, не исключая и епископов (5).
Клирики не должны принимать на себя мирских попечений, быть поручителями за других, вдаваться в народные управления, упражняться в воинском деле (6. 20. 81. 83). Они должны содержаться на средства церкви и на добровольные пожертвования, если не имеют своих средств содержания (4. 38. 40. 41. 59). Из постановлений, касающихся мирян, укажем правила о посещении богослужения и о посте. Прав. 9 требует, чтобы христиане приходили к богослужению в воскресные и праздничные дни, не оставляли церкви до конца службы и приобщались евхаристии, нарушающих этот порядок правило подвергает отлучению. Пр. 69 обязывает всех как клириков, так и мирян поститься в св. Четыредесятницу пред Пасхой, а также в среду и пяток на каждой неделе под страхом церковного наказании. Извинением непощения может служить только немощь телесная. Отношений общественных касаются: правило 82, запрещающее производить в клир рабов без согласия господ и к их огорчению, и правило 84, подвергающее церковному наказанию всякого клирика и мирянина, который досадит царю или князю не по правде.
Сборник Апостольских правил есть опыт кодификации норм церковных, возникших в течение первых трех веков христианства на основании апостольского предания. Он хорошо очерчивает главные стороны управления епископией и митрополией, вообще, управления поместной церкви. Поэтому он вполне справедливо положен в основание кодекса правил древней вселенской церкви. Отсутствие его было бы невознаградимым пробелом в содержании этого кодекса. Соборные постановления IV и последующих веков содержат в себе новые формы только касательно высших инстанций церковного управления и суда, возникших после союза византийского государства с церковью Христовою. Что же касается управления епископией и митрополией, то здесь только повторяются в позднейших правилах нормы, содержащиеся в сборнике Апостольских правил с некоторыми дополнениями и разъяснениями. Естественно поэтому, что в позднейших правилах мы нередко встречаем ссылки на сборник правил Апостольских. Так, уже правила Никейского первого вселенского собора неоднократно ссылаются, как на основание своих постановлений, на правила, прежде существовавшие (пр. 1. 2. 5), и эти древние правила мы находим в составе сборника Апостольских правил (пр. 21. 80. 32). Однажды (пр. 15) Никейский собор прямо указывает, что древние правила, на которые он ссылается, суть именно правила, содержащиеся в сборнике Апостольских правил (пр. 14. 15). Далее: в правилах Антиохийского собора 341 года находится много постановлений, очень сходных с правилами Апостольскими не только по содержанию, но и по изложению, и порядку расположения, и именно:
| Ант. | Апост. |
| 2 | 9–13 |
| 3 | 15–16 |
| 4 | 28 |
| 5 | 31 |
| 6 | 32 |
| 7 | 33 |
| 9 | 34 |
| 13 | 35 |
| 17 | 36 |
| 20 | 37 |
| 21 | 14 |
| 24 | 38. 40 |
| 25 | 41 |
При внимательном чтении и сравнении тех и других правил оказывается, что заимствование должно быть усвоено правилам Антиохинского собора, а не Апостольским. Это видно прежде всего из того, что антиохийские правила, сходные с Апостольскими, не скрывают того, что они позаимствованы из определений прежде существовавших, между тем, как Апостольские правила, если где и делают ссылки, то только на Свящ. Писание В. и Н. Завета (Ант. 3. 21, 23, прав. Апост. 16. 14. 76). Потом, по содержанию своему, Антиохийские правила представляются более точными и подробными сравнительно с правилами Апостольскими (срав. Ант. 1. 4 и 6 с Апост. 7. 28. 32). Не естественно предположить, чтобы правила менее определенные произошли после более определенных, и притом, из этих последних. В числе правил Апостольских, сходных с антиохийскими, есть несколько таких, которые представляют ясные признаки более раннего происхождения сравнительно с последними. Так, 34-е правило Апостольское делит областное церковное управление по народностям (ἔϑνος) и главу епископов народа называет первым из них. Соответствующее ему 9 правило антиохийское имеет уже в виду разделение византийской империи на диоцезы и провинции с митрополиями, введенное при Константине В., и называет главного епископа по провинции митрополитом – термин, который стал употребителен со времени Никейского собора. Другой пример. Правило Апостольское 41 говорит о церковном имуществе неопределенно, не упоминая прямо о недвижимой собственности, и самое управление этим имуществом представляется в простой форме, вверяя одному епископу. Такая редакция правила сообразна с доникейским периодом, когда недвижимая церковная собственность была редкостью и мало известна обществу и правительству светскому, и когда управление делами церковными отличалось патриархальностью. Между тем, соответствующее ему 25 правило антиохийское прямо упоминает о недвижимой церковной собственности, что естественно в четвертом христианском веке; а управлять этим имуществом, по антиохийскому правилу, должен епископ, с ведома и согласия состоящих при нем пресвитеров и диаконов, и под контролем областного собора, чем указывается опять на развитие форм церковного управления, т. е. на четвертый век. Ясно, что в обоих приведенных случаях Апостольские правила древнее антиохийских, им соответствующих, и послужили источником для последних. Далее: ясное указание на сборник Апостольских правил мы находим в актах Константинопольского собора 394 года. Этот собор был созван для решения спорного дела между епископами Вагадием и Агапием из-за епископства города Востры. Вагадий был заочно осужден и свержен с епископской кафедры двумя епископами и на его место был возведен Агапий. По жалобе Вагадия отцы собора решили: «не подобает впредь епископу судимому извергаему быти от священного чина ни двумя, ни даже тремя епископами, но по приговору большого собора и, аще возможно, всех епископов той области, как и Апостольскими правилами постановлено», т. е. 74 правилом, содержащимся в сборнике Апостольских правил. В деяниях Ефесского собора 431 года есть ссылка на Апостольские правила, которая должна относиться к 31 правилу Апостольскому. Равно, в деяниях же соборов Ефесского 431 года, Константинопольского 448 года и Халкидонского 451 года упоминается о требовании правил, – в случае суда над епископом, – предъявлять ему троекратное приглашение на суд. Об этом обычае нет указаний нигде, кроме 74 правила апостольского (Bickell, Geschichte des Kirchenrechts, S. 84–85). Затем прямые или косвенные указания на правила Апостольские встречаются в правилах четвертого вселенского собора (2. 3. 30; ср. Апост. 29. 30. 6), Трулльского шестого вселенского собора (28. 57. 99. 80. 3. 6. 12. 30. 22. 7. 50. 10. 55; срав. Апост. 3. 9. 17. 18. 19. 26. 29. 31. 37. 43. 64), седьмого вселенского (3. 10. 15. 5. 12; ср. Апост. 1. 6. 29. 30 38) и Двукратного собора (8. 9. 13. 15, ср. Апост. 24. 27. 31). Некоторые нормы, содержащиеся в сборнике Апостольских правил, оказались впоследствии несоответствующими обстоятельствам времени и были заменены другими. Так, вместо пятого Апостольского правила, запрещающего священным лицам, – не исключая и епископа, – изгонять от себя жен своих под предлогом благочестия, на Трулльском соборе постановлено, что епископы после рукоположения уже не могут жить в браке с своими женами и потому еще прежде рукоположения должны разлучиться навсегда с ними по взаимному согласию, с тем, чтобы они поступили в монастырь (6 всел. соб. пр. 12. 48). Равным образом, в правилах шестого (пр. 8) и седьмого (пр. 6) вселенских соборов постановлено епископам провинции собираться на собор один раз в году вместо двух раз, как было положено в правилах Апостольских (37) и подтверждено в правилах Халкидонского собора (19).
