Калужская епархия
1) Исторический очерк. Район нынешней Калужской епархии со времени просвещения его христианством (см. о «Начале христианства в пределах нынешней Калужской епархии» в «Калуж. Е. В.» 1864 г. № 13) входил в состав, разными своими частями, епархий: Черниговской, Смоленской, Суздальской, потом частью – Московской митрополии, частью – Киевской, затем епархии Крутицкой (Сарской) и патриаршей, потом синодальной области, наконец, епархий Московской, Севской и Переславль-Залесской. Мысль об учреждении самостоятельной Калужской епархии принадлежит известному проекту об учреждении новых епархий царя Феодора Иоанновича и обсуждалась на соборе 1681–1682 гг., но не получила тогда осуществления, главным образом, из-за финансовых затруднений. Мысль эта вторично обсуждалась в синоде в 1781 г., в зависимости от (недавнего) открытия, в 1777 г., Калужско-Тульского наместничества и стремления правительства распределить границы епархий соответственно границам губерний. В 1798 г. все церкви Калужской губернии подчинении были ведению учрежденного в 1788 г. Дмитровского викариатства Московской губернии (см. И. Цветков, К истории Церкви Калужского края до учреждения самостоятельной Калужской епархии в «Калужск. Е. В.» 1899 г. №№ 15–19, 23 и 24; 1900 г. №№ 1 и 3). Наконец, Высочайшим утверждением в 16 дел октября 1799 г. всеподданнейшего доклада синода от 27 сентября положено было начало самостоятельной Калужской епархии. (См. М. Чельцов, К истории открытия Калужской епархии – в «Калужск. Е. В.» 1897 г. №№ 19 и 20 и статьи по поводу столетия епархии – в «Калужск. Е. В.» 1899 г. №№ 20 и 21). Епархия учреждалась в составе 689 церквей. Первым епископом «Калужским и боровским» был назначен викарий Дмитровский
1) Серапион (Александровский), бывший епископом Дмитровским с 11 июня 1788 г., из архимандритов Московского Богоявленскаго монастыря; впрочем, фактически он не был Калужским епископом, так как уже 21 октября был перемещен в Казань с возведением во архиепископа; впоследствии он быль митрополитом Киевским и скончался на покое 14 сентября 1824 г. (о нем см. «Владим. Е. В.» 1886 г. № 11 и «Энц.» VII). Его место занял
2) Феофилакт (Русанов), хиротонисанный 30 октября 1799 г. из архимандритов Новгородского Иверского монастыря и создавший впоследствии себе историческое имя деятельностью в комиссии духовных училищ и на грузинском экзархате (о нем см. в очерке грузинского экзархата – «Энц.» IV; «Калуж. Е. В.» 1901 г. №№ 11–18, 21–24; «Русск. Старина» 1895 г. III и V); Калужскую епархию он оставил в 1809 г., когда, 5 марта, переведен был в Рязань; с 1808 г. Феофилакт возведен в архиепископа, скончался митрополитом. За ним следовали:
3) Евлампий (Введенский), бывший ранее префектом (с 1788 г.) и ректором (с 1795 г.) московской академии, а затем (с 1798 г.) архимандритом Московского Донского монастыря; в Калугу он был переведен с архангельской кафедры (см. «Энц.» 1) 16 апреля 1809 г., вынес разорение своей епархии при нашествии французов в 1812 г. и скончался 22 мая 1813 г.; погребен в кафедральном соборе. Оставил по себе память, как об архипастыре, отличавшемся благочестием и святостью жизни; у его могилы, по отзыву епархиального бытописателя, совершаются панихиды; при нем установлен в 1813 г. крестный ход в Калуге в память избавления города от нашествия Наполеона после битвы под Малоярославцем (см. «Калужск. Е. В.» 1887 г. № 21; 1896 г. № 5–6; 1897 г. № 24; 1898 г. №№ 2, 4, 6, 8, 9). –
4) Евгений (Болховитинов), переведенный с Вологодской кафедры 19 июля 1813 г. и 7 февраля 1816 г. переведенный во Псков; скончался он митрополитом киевским, приобретши почетное имя в исторической пауке (о нем см. особый очерк в «Энц.» III и V).
5) Антоний (Соколов), перемещенный 7 февраля 1816 г. из Воронежа и 15 марта 1819 г., назначенный архиепископом подольским (о нем см. в «Энц.» III); в Калужской епархии он оставил по себе память своею кротостью и доступностью, и устроением архиерейского хора (в «Кал. Е. В.» 1897 г. № 17 напечатан один его указ). –
6) Филарет (Федор Амфитеатров), он был родом из орловской губернии (род. 1778 г.), пострижен в монашество в 1798 г., с 1802 г. был ректором орловской семинарии, с 1804 г. – Оренбургской, с 1810 г. – Тобольской, с 1814 г. – инспектором Петербургской академии, потом Московской, с 1816 г. – ректором, с 1817 г. – архимандритом Новоиерусалимского монастыря; хиротонисан во епископа Калужского 1 июня 1819 г.; с 1814 г. был доктором богословия; 12 января 1825 г. переведен в Рязань; скончался митрополитом киевским в 1857 г., незадолго до смерти принял схиму (см. ниже очерк киевской епархии). Подвижнически настроенный, преосвященный Филарет оставил по себе в епархии память устроением монастырей, в особенности Оптиной пустыни (о нем см. «Калуж. Е. В.» 1884 г. №№ 6–11, 14, 17–19; 1885 г. №№ 4, 18–21; 1886 г. №№ 5, 7, 8, 12–14; 1865 г. № 6). –
7) Григорий (Постников), с 4 января 1826 г. по 3 марта 1828 г., когда был переведен в Рязань; скончался митрополитом С.-Петербургским в 1860 г. (о нем см. «Энц.» IV и V); в Калужской епархии оставил по себе память деятельностью по развитию проповедничества и противораскольнического миссионерства (см. «Калужск. Е. В.» 1897 г. №№ 1, 2, 6, 7). –
8) Гавриил (Городков), магистр 1 курса петербургской академии, в 1815 г. был пострижен в монашество, с 1817 г. был ректором орловской семинарии, с 1819 г. – нижегородской; 20 мая 1828 г. – епископ Калужский; 26 августа 1831 г. переведен в Могилев, потом был рязанским, скончался в сане архиепископа на покое в Рязанском Ольгином монастыре 7 апреля 1862 г. (о нем см. «Странник» 1863 г., 2. 3; 1864 г., 4).
9) Никанор (Клементьевский), с 5 сентября 1831 года по 5 сентября 1834 года, когда был переведен на минскую кафедру; скончался он митрополитом с.-петербургским 17 сентября 1856 года (о нем см. «Энц.» III; «Христ. Чт.» 1883 г., 5; 1890 г., 2; 1899 г., 8; «Волынск. Е. В.» 1871 г., в приложении – в истории Почаевской лавры); в Калуге сохранил память о себе, как о проповеднике и искусном администраторе. –
10) Николай (Иван Поликарпович Соколов), сын священника Калужской епархии, по окончании московской славяно-греко-латинской академии был учителем Калужской семинарии, смотрителем Боровского духовного училища, префектом Смоленской семинарии, законоучителем Тамбовского кадетского корпуса, ректором семинарии Иркутской и Тамбовской; хиротонисан во епископа Дмитровского в 1831 г.; 20 октября 1834 г. назначен в Калугу; скончался 16 сентября 1851 г.; оставил в епархии по себе память своим добросердечием; погребен в кафедральном соборе (см. «Калужск. Е. В.» 1887 г. № 17; 1898 г. №№ 17 и 22; 1900 г. № 11). –
11) Григорий II (Миткевич), с 9 декабря 1851 г. по день кончины – 13 апреля 1881 г.; с 1869 г. имел титул архиепископа. Человек строгой правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный образ неизменным в различные до противоположности периоды за время своего долгого служения. Частная его жизнь напоминала собою жизнь древних отшельников. Он почивал на голых досках, которые позволил покрыть суконным войлоком только уже в смертной болезни. Большую часть дня проводил в подвиге и бдении. Питался одним, редко двумя блюдами растительной пищи, рыбу вкушал только по праздникам. Любил церковную службу, свое достояние употреблял на дела милосердия, любил свою паству и паства любила его, и в кончине его в светлый день Пасхи видела залог милости к нему Божией. Память его свято чтится в епархии (о нем см. «Энц.» IV и «Калуж. Е. В.» 1870 г. 10–16 и 18; 1876 г. №№ 23 и 24; 1877 г. 1 и 2; 1881 г. 8–10; 1883 г. 1, 3–5; 1897 г. №№ 1, 3, 6, 7; 1906 г. №№ 8–10, где помещен портрет и снимок преосв. Григория в гробу; в № 12 напечатано его посмертное послание пастве). –
12) Владимир (Василий Степанович Никольский), сын священника Курской епархии, по окончании родной семинарии в 1851 г. был священником Бобринецкого уездного училища Херсонской епархии, в 1857 г., вдовый, принял монашество, в 1859 г. поступил в Петербургскую духовную академию, которую и окончил магистром; затем был профессором и инспектором Казанской семинарии, инспектором Казанской академии (1867–1869 гг.), ректором Самарской семинарии; 16 марта 1875 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии, в 1877 г. переименован в епископа Ковенского, 14 мая 1881 г. назначен Калужским, 21 мая 1888 г. переведен в Пермь, скончался на нижегородской кафедре в 1900 г.; известен своей административной епархиальной деятельностью, особенно по благоустройству духовно-учебных заведений и церковных школ (о нем см. «Калуж. Е. В.» 1881 г. № 13; 1888 г. №№ 12 и 13; 1900 г. № 8; 1901 г. № 3).
13) Анастасий (Добрадин), с 21 мая 1888 г.; 3 июня 1890 г. переведен в Воронеж, где и святительствует доныне (см. «Энц.» III и «Калуж. Е. В.» 1888 г. №№ 11–13 и 1890 г. 12–13).
14) Виталий (Василий Александрович Иосифов), сын священника Воронежской епархии, по окончании в 1854 г. воронежской семинарии был народным учителем и священником, в 1861 г. поступил в киевскую академию, по окончании курса принял пострижение, затем был учителем, инспектором и ректором киевской семинарии, с 1866 г. имел степень магистра; 20 февраля 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария киевской митрополии, в 1885 г. назначен Тамбовским, 3 июня 1890 г. переведен в Калугу, скончался 15 сентября 1892 г. в Киеве и погребен в киевском Троицком монастыре (см. «Калуж. Е. В.» 1890 г. №№ 15 и 16. 1892 г. №№ 13, 17, 24; «Ворон. Е. В.» 1892 г. № 21; «Донск. Е. В.» 1892 г. № 24).
15) Анатолий (Станкевич), с 29 сентября 1892 г.; 29 января 1894 г. назначен членом московской синодальной конторы и управляющим Заиконоспасским монастырем; скончался в 1903 г. (см. «Калужск. Е. В.» 1894 г. № 4; 1903 г. и «Энц.» III).
16) Александр (Светланов), с 29 января 1894 г.; скончался 8 октября 1895 г. от рака в шее, погребен в Лаврентиевом монастыре в нижнем приделе на южной стороне; известен, как автор многих духовно-литературных произведений (о нем см. «Энц. 1 и «Калуж. Е. В.» 1894 г. №№ 3–6, 9; 1895 г. 19 и 20; «Донск. Е. В.» 1895 г. № 21).
17) Макарий (Троицкий), переведенный с Оренбургской кафедры 22 октября 1895 г.; 10 июня 1901 г. вышел на покой в Киево-Печерскую лавру; ранее он был епископом Острогожским (см. «Энц.» III); известен был заботами о церковно-народном образовании и своими стихосложениями, которые он писал по всякому поводу, и которыми наполнял страницы местных «Епархиальных Ведомостей». С 1902 г. он управлял Белевским монастырем Тульской епархии, где и скончался 3 июля 1906 г.; погребен в Преображенском храме монастыря позади правого клироса (см. «Кал. Е. В.» 1895 г. 21–24; 1896 г. №№ 1–4; 1901 г. №№ 13, 14; 1906 г. №№ 14 и 16). Ныне святительствующий на Калужской кафедре преосвященный
18) Вениамин (Василий Муратовский), уроженец казанской епархии, по окончании курса в казанской семинарии в 1877 г. был священником, в 1892 г. поступил в казанскую духовную академию; по окончании академического курса принял монашество и был назначен настоятелем Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии, 6 октября 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии, в 1898 г. переименован Гдовским и в 1901 г. назначен в Калугу (см. «Калуж. Е. В.» 1901 г. № 15; 1903 г. № 24).
Епархия чтит память 12 подвижников, просиявших в ней. Из них 3 причислены к лику святых нашей Церкви: преп. Пафнутий Боровский чудотворец (пам. 1 мая; см. «Калуж. Е. В.» 1863 г. № 9 и 1883 г. № 9), преп. Тихон Калужский – Медынский чудотворец (пам. 16 июня; о чудесах его см. «Калуж. Е. В.» 1864 г. №№ 2; 1867 г. №№ 20 и 21; 1871 г. №№ 7, 8, 11; 1872 г. №№ 18, 19; 1874 г. № 2; 1881 г. № 13; 1889 г. №№ 3–5, 8, 9, 11; 1892 г. № 12; 1893 г. №№ 18– 20; 1894 г. №№ 1, 5, 7, 11; 1898 г. № 4; 1899 г. № 4) и праведный Лаврентий Калужский чудотворец (пам. 10 августа). Не канонизованные: 1) преп. Никифор, ученик преп. Тихона, – изображался на старинных иконах вместе с другими Калужскими подвижниками; 2) преп. Никифор, Боровский чудотворец; 3) Иоанн юродивый († 1589 г.); 4) старец Феогност Шаровка, основатель Перемышльского Шаровкина Успенского монастыря († 1545 г.); над его могилой у южной алтарной стены соборного храма (ныне приходская церковь) вставлена в стену изнутри плита из белого камня с надписью; 5) препод. Ферапонт, основатель Б. Мосальского Боровенского Успенского монастыря, из учеников преп. Сергия (о нем см. «Калуж. Е. В.» 1880 г. № 21); 6) старец Илия, брат преп. Пафнутия; 7) старец Иннокентий; 8) старец Исаия и 9) старец Евфимий, имевший дар слез (см. «Древние подвижники благочестия Калужского края»... в «Калуж. Е. В.» 1906 г. № 6–7, где указана и литература о каждом из них). Кроме того, известен молчальник Тит, подвизавшийся в г. Козельске в начале XIX столетия (см. «Калуж. Е. В.» 1871 г. № 14).
Из святынь Калужской епархии достопримечательны: мощи преподобного Пафнутия Боровского, почивающие под спудом в Рождество-Богородичном храме Боровского Пафнутьева монастыря, Тихона Калужского, почивающие также под спудом в Успенском храме Тихоновой пустыни, и Лаврентия юродивого, почивающие также под спудом в храме Рождества Христова в Лаврентьевом монастыре; чудотворные иконы: Калуженская Божией Матери, явленная в 1748 г., в с. Калужне (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1863 г. № 13; 1892 г. № 14; 1893 г. № 16; 1894 г. №№ 22 и 23; 1900 г. № 1); Казанская Божией Матери в Калужской Преображенско-казанской церкви, открывшаяся около 1627 г. (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1863 г. № 18; 1870 г. № 2; 1876 г. № 11; 1905 г. №№ 19–21); Боголюбская Божией Матери в с. Юрьевском, Боровского у., открывшаяся в 1771 г. во время моровой язвы (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1865 г. № 20; 1876 г. № 19); «Взыскание погибших», в с. Боре, Тарусского у., открывшаяся в начале XVIII ст. (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1893 г. №№ 5–7). Кроме того, особенно чтимыми в епархии являются иконы: святителя Николая: в Калужском Никольском соборе, в церкви с. Никольского, Лихвинского у., в Перемышльском Успенском соборе, в церкви с. Недоходова, Мещовского у., в церкви с. Николо-Гостуня, Лихвинского у., в церкви с. Батищева, Мосальского у., в церкви с. Железцева, Перемышльского у., в с. Ближней Боршовке, Калужского у., в Никольской церкви с. Чижовки, Калужского у. и в Калужской Остроженской церкви; Успения Пресвятой Богородицы в церкви с. Рышкова, Боровского у. (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1867 г. № 19; 1901 г. № 6–7 и по поводу четырехсотлетия со дня ее явления – «Калуж. Е. В.» 1905 г. № 11), Покрова Божией Матери в Лихвинском покровском добром монастыре (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1887 г. № 3), «Утоли болезни» (Божией Матери) в Калужской Георгиевской за верхом церкви, Боголюбская Божией Матери в Воскресенской церкви г. Тарусы, Владимирская Божией Матери в с. Шемелинках, Мосальского у., Божией Матери Скоропослушницы в Перемышльском Лютиковом монастыре, Ахтырская Божией Матери в Козельской Вознесенской церкви (о ней см. «Калуж. Е. В.» 1895 г. №№ 8–10), Ломовская Божией Матери – в с. Рождестве при Угре, Медынского у., Владимирская Божией Матери – в с. Бышковичах, Мещовского у., Одигитрии – в Людемске, Перемышльского у., «Живоносного Источника» – в церкви с. Копори, Мещовского у., «Всех Скорбящих Радости» – в Калужской Христорождественской церкви, Цареградская Божией Матери – в с. Мокром, Жиздринского у., «Всех скорбящих радости» – в Мещовском Георгиевском монастыре, св. Иоанна Предтечи – в Калужской Предтеченской церкви, Всемилостивейшего Спаса – в с. Субботниках, Боровского у., Тихвинская Божией Матери – в с. Захаровском, Медынского у., Живоначальной Троицы – в той же церкви а также копия Петровской иконы Божией Матери в Калужской Покровской, на рву, церкви (см. «Калуж. Е. В.» 1870 г. №№ 20 и 21). (См. иеромонах Леонид, История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархи, Калуга, 1876, с интересными воспоминаниями старожилов о первых Калужских архиереях и портретами важнейших из них. Историческая записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за столетний период ее существования, Калуга, 1900; редактированная прот. Д. Лужецким. «Калужские епископы» – в «Калуж. Е. В.» 1864 г. № 13 – М. Извеков, «О некоторых древних иконах, местночтимых в Калужской епархии» – «Калуж. Е. В.» 1900 г. № 16).
II. Статистический обзор (к 1904 году). Православного населения в епархии к 1902 г. числилось 1.187.929 душ; в 1902 г. прирост православного населения выразился в цифре 24.448 душ и присоединилось 220. Церквей в епархии 729, в том числе соборных и приходских 609, монастырских 26, домовых 42 и приписных 52. Монастырей 8 мужских и 3 женских; женских общин 3 и 1 общежитие. Духовенства: священников 723, диаконов 226, псаломщиков 712; жалованье из казны получает лишь около половины всего числа, причтов (167.000 р.). Церковных школ: второклассных 9, двухклассных 7, воскресных 2, одноклассных 360 и грамоты 235; учащихся 27.361, в том числе свыше 7.000 девочек. Церковных библиотек 343, окружных-благочиннических 30, и 1 епархиальная. Богаделен при церквах 7. Братств 31, церковно-приходских попечительств 406, обществ трезвости 15. В пределах епархии проживает до 25.000 раскольников, а сектантов до 500; епархиальная миссия: 2 миссионера епархиальных, окружно-благочиннические миссионеры и 5 миссионерских братств; при братстве св. Иоанна Богослова в 1902 г. учрежден миссионерский комитет для объединения миссионерских учреждений.
III. Епархиальное управление. Во главе епархии стоит епархиальный архиерей. Консистория имеет 5 членов. Благочинных над церквами 30, над монастырями 2; кроме того, учреждена должность «благочинного над благочинными» – для церквей, при которых состоят благочинные. При благочинных существуют благочиннические советы из 4-х или 5-и членов каждый; в числе членов, обыкновенно, 2 духовных следователя, 1 духовник и 1 заведующий делопроизводством совета. Ведению советов подлежат, между прочим, маловажные судебные дела, возникающие по взаимным жалобам членов причтов относительно раздела церковных доходов и пользования церковной землей; постановления советов по этим делам представляются на утверждение епархиального начальства. Кроме того, на предварительное рассмотрение советов передаются из консистории некоторые дела, требующие ближайшего знакомства с местными условиями (открытие новых штатов, изменение в составе приходов, о наградах членов причтов). В епархии заведены благочиннические съезды, т. е. собрания священников благочиннического округа; они совещаются о недоразумениях по вопросам, собственно, пастырской практики, производят выборы должностных лиц округа (духовников, депутатов, следователей и др.), разрешают вопросы о назначении денежных пособий вдовам и сиротам, о мероприятиях к усилению проповеди, о церковно-приходских попечительствах, библиотеках. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания имеет 6 членов. Церковными школами заведует епархиальный училищный совет с уездными отделениями.
IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. Духовная семинария образована вместе с началом епархии из основанного в Калуге в 1775 г. духовного училища (в 1776 г. оно было переведено в Лаврентиев монастырь, а при учреждении епархии возвратилось в Калугу).
3 декабря 1906 г. при семинарии открыто общество вспомоществования бедным воспитанникам, во имя преп. Тихона Калужского (см. «Калуж. Е. В.» 1906 г. № 24).
О Калужской Семинарии см. еще «Калужские Епархиальные Ведомости» 1907 г. №№ 1 и 2.
Калужское духовное училище открыто 23 декабря 1814 г. При училище в 1903 г. учреждено попечительство св. Гурия для вспомоществования недостаточным ученикам (устав в № 2 «Калужск. Еп. Вед.» за 1904 г. и дополнение – 1906 г. № 2), имевшее за 1905 г. оборот прихода-расхода до 600 р. и в остатке к 1906 г. свыше 1,600 р. («Кал. Е. В.» 1906 г. № 5).
Мещовское духовное училище открыто 24 сентября 1816 г. при Георгиевском монастыре; при училище с 1902 г. открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам, состоящее в ведении министерства внутренних дел. В 1905 г. оно имело в расходе до 200 р. и в остатке до 1.800 р. (см. «Калуж. Е. В.» 1906 г. № 11; 1903 г. №№ 20 и 24; 1902 г. № 1).
Боровское духовное училище, открыто еще в 1810 г., но считающееся формально открытым в сентябре 1820 г. при Пафнутиевском монастыре, в 1867 г. было соединено с Калужским (см. «Калуж. Е. В.» 1867 г. № 17).
Епархиальное женское училище. Начало его относится к 30-м годам XIX в., когда диакон Благовещенской ц. г. Козельска Фед. Вас. Вырский устроил в своем доме небольшую начальную школу для детей духовенства обоего пола. С 1850 г. ему стала помогать в школьных трудах его дочь Александра; около 1860 г. в школе обучалось до 250 детей, в том числе до 120 девочек. Знавший эту школу, член хозяйственного управления при Св. Синоде Александр Дим. Ушинский в 1863 г. убедил бывшего в Петербурге преосвящ. Григория воспользоваться школою Вырских для преобразования ее в епархиальное женское училище и указал источник содержания из доходов Огорской лесной дачи. Указом консистории 26 мая 1863 г. духовенство уже извещалось об открытии в Козельске училища для девиц духовного звания в доме Вырского; начальницей оставлена была А.Ф. Вырская; торжественное открытие училища состоялось 6 июня 1863 г. Затем 10 ноября 1879 г. открыто было епархиальное женское училище в Калуге, а Вырская осталась в своем доме народной учительницей и в 1902 г., за свыше 50-летнюю педагогическую деятельность, награждена золотою медалью. В 1905 г. воспитанниц в училищном общежитии было 350; содержание училища обошлось в 62.000 р. С 1906 г. открыт 7-й, дополнительный класс. С 1880 г. при училище открыто общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам (см. «Калуж. Е. В.» 1905 г. №№ 2–5; 1906 г. № 17; 1903 г. №№ 5–8; 1876 г. №№ 20, 23 и 24; 1878 г. № 11; 1879 г. №№ 19 и 20; 1880 г. № 22-устав общества вспомоществования; 1883 г. № 3; 1893 г. № 18).
V. Духовно-просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные епархиальные учреждения. Из братств более значительные следующие:
1) Георгиевское братство в Калуге основано в 1863 г.; в 1903 г. имело на приходе около 1.000 р., в остатке 15 р. Братство имеет школу, для которой выстроило в 1903 г. каменное здание. В течение 40 лет своей деятельности братство израсходовало до 37.000 р. (см. «Калужск. Е. В.» 1893 г. № 1; 1904 г. №№ 4 и 22).
2) Калужское братство св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, открытое 25 февраля 1879 г., имеет своею задачей утверждение в вере чад православной Церкви и приведение в лоно ее старообрядцев; задача эта достигается религиозным воздействием пастырей на пасомых через духовную проповедь и внебогослужебные беседы, а также через публичные собеседования со старообрядцами. Братство простирает свою деятельность на уезды Калужский, Медынский, Мещовский, Мосальский и Козельский и имеет в уездах 13 отделений. Братство имеет свою библиотеку (см. «Калуж. Е. В.» 1879 г. №№ 5–7 и 1905 г. №№ 1 и 2; устав – см. «Калуж. Е. В.» 1879 г. № 4 и 1892 г. № 2).
3) Лихвинское Благовещенское братство открыто в 1895 г., в 1903 г. имело 39 членов, на приходе свыше 400 р., в расходе свыше 200 р., в остатке свыше 700 р. Цель братства – благотворение нуждающимся (см. «Калужск. Е. В.» 1904 г. № 20).
4) Боровское Пафнутиевское братство – открыто 11 сентября 1883 г. с целью борьбы с сильным в городе Боровске расколом (см. «Калуж. Е. В.» 1883 г. №№ 19 и 22).
5) Калужское Богоявленское братство, открытое в 1873 г., оказывает пособие нуждающимся прихожанам; в 1904/5 г. приход братства выразился в сумме 189 р., остаток – 1.715 р. (см. «Калуж. Е. В.» 1905 г. № 20).
6) Александро-Невское братство при Перемышльском Успенском соборе в 1903 г. имело 76 членов, на приходе до 1.400 р., в расходе свыше 1.000 р., в остатке свыше 1.500 р. Цели братства – просветительная и благотворительная – осуществлялись путем устройства чтений и раздачею пособий бедным (см. «Калужск. Е. В.» 1904 г. № 17).
7) Жиздринское Александро-Невское братство открыто в 1893 г. с целью противодействия расколу и религиозно-нравственного просвещения народа в Жиздринском уезде – путем публичных чтений и бесед, устройством библиотеки и распространением книг и листков. В 1903 г. имело на приходе до 400 р., в остатке до 300 р. У братства есть отделения: Брынское, с особым бюджетом, наполовину меньшим, Фоминичское, Плохинское, Уколицкое, Кондрыкинское (см. «Калужск. Е. В.» 1902 г. № 14 и 1904 г. № 9).
8) Братство святой живоначальной Троицы в с. Запрудном, Жиздринского у., имеет задачею «разъяснение истин веры и правил благочестия, и особенно греха тунеядства, и помощь нуждающимся». Основано в 1898 г. В 1903 г. имело на приходе до 300 р., в остатке 12 руб. (см. «Калужск. Е. В.» 1904 г. № 8).
9) Николаевское братство в с. Озерске, Перемышльского у., кроме денежных пособий приходским бедным и трем школам, содержит на свой счет богадельню, чайную и читальню, имеет библиотеку и устраивает народные чтения, оказывает пособие церкви в содержании хора; расход в 1905 г. был до 1.100 р. («Кал. Е. В.» 1906 г. № 12).
10) Епархиальный отдел Императорского православного палестинского общества учрежден в 1894 г., за 10 лет собрал до 37.000 р., в том числе кружечного сбора свыше 22.000 р. (см. «Калуж. Е. В.» 1904 г. № 17).
Церковно-приходские попечительства и братства израсходовали в 1902 г. на благотворительные и просветительные свои задачи до 90.000 р., в том числе на благоукрашение храмов около 70.000 р.
Епархиальный свечной завод в 1903 г. имел поступлений 288.000 р.
VI. Монастыри. Епархия издавна известна развитием в ее районе иноческой жизни.
Калужский Лаврентьев монастырь, основанный в половине XVI в. на месте погребения препод. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца, с учреждения епархии стал архиерейским домом; в ведении монастыря состоит, как бы его киновия, Крестовская, в Калуге, церковь с богадельнею для священнослужителей. При монастыре имеются странноприимный дом, церковно-приходская школа. В нижней церкви соборного храма, у левого клироса, почивают под спудом мощи преп. Лаврентия. († 1515 г.). На монастырском кладбище чтутся могилы Ермила-юродивого и игуменьи Агнии (см. «Калуж. Е. В.» 1891 г. № 12; 1896 г. № 24; 1899 г. № 13).
Боровский Пафнутьев первоклассный мужской монастырь, основанный преподобным Пафнутием около половины XV в., в 3-х вер. от гор. Боровска, имеет в Москве подворье, приносящее дохода 14.000 р. в год. В монастырском соборе подле иконостаса у южной стороны почивают мощи преп. Пафнутия († 1477 г.) под спудом (см. «Калуж. Е. В.» 1893 г. №№ 1, 2, 14; 1895 г. №№ 5–6).
Малоярославецкий Николаевский Черноострожский третьеклассный мужской монастырь, основанный в XIV в. и упраздненный в 1775 г. с обращением церкви в приходскую, восстановлен с 1800 г. иноками Оптиной пустыни и, главным образом, третьим своим настоятелем о. Макарием (1809–1839 гг.), из иноков Оптинских. При монастыре имеется странноприимный дом. Монастырь имеет в Москве подворье, устроенное вдовою д. С.С. Ляминой, стоящее 100.000 и приносящее ежегодного дохода 8.000 р.
Перемышльский Святотроицкий Лютиков третьеклассный мужской монастырь, в 5 вер. от гор. Перемышля, существовавший уже в половине XVI в., по разорении литовцами в 1611 г. оставался в запустении, восстановлен в том же столетии; оправился от упадка лишь после прославления в нем иконы Божией Матери Скоропослушницы (в 1872 г.) и устройства в Петербурге, в Лесном, монастырского подворья (в 1897 г.).
Лихвинский Покровский добрый третьеклассный мужской монастырь, в 10 вер. от гор. Лихвина, существовал уже в XV стол. В монастыре особенно чтится икона Покрова Богоматери. При монастыре состоит церковно-приходская школа (см. «Калужск. Е. В.» 1898 г. №№ 11 и 12).
Мещовский Георгиевский заштатный мужской монастырь, основанный в конце XVII в., имеет чудотворную икону Скорбящей Божией Матери, странноприимный дом, богадельню на 8 человек. При монастыре помещается духовное училище.
Козельская Введенская Оптина пустынь, в 3 вер. от гор. Козельска, существовала уже в XV в., в 1724 г. была упразднена, но в 1726 г. восстановлена. В числе своих виднейших благотворителей считает генерала Дмитрия Андреевича Шепелева и его дочь Елизавету. Ко времени открытия епархии имела только одну келлию и трех человек братии; восстановлена была своими игуменами Авраамием (1796–1817 гг.), Даниилом, устроившим скит во имя Иоанна Предтечи (1821 г.), Моисеем (1825–1862 гг., – см. «Калуж. Е. В.» 1863 г. № 12; 1874 г. №№ 1, 2; 1890 г. № 24; 1891 г. № 1) и Исаакием (1862–1893 гг., – о нем см. «Калуж. Е. В.» 1893 г. № 19). Наиболее известна Оптина пустынь своим старчеством. Первым Оптинским старцем был о. Леонид (1829–1841 гг.), в схиме Лев, утвердивший старчество в пустыни и выдержавший сильную борьбу с господствовавшим в ней направлением отшельничества; его ученик и преемник, иеросхимонах Макарий (1841–1860 гг.) создал славу Оптинского старчества и начал издание пустынью аскетических творений; «великий старец» Оптинский Амвросий (1860–1891 гг.) еще жив в памяти боголюбивого христианского мира. Пустынь имеет больницу на 20 кроватей, странооприимные дома – мужской и женский (Святые Горы и Оптина Пустынь, Спб. 1852, – «Калужск. Е. В.» 1898 г. №№ 2, 5, 7, 8, 10: Значение Оптиной пустыни).
Калужская Тихонова пустынь обязана нынешним благоустройством своим настоятелям из Оптинских иноков Геронтию (1837–1857 гг.) и Моисею (1858–1895 гг.). Пустынь привлекает к себе паломников славою о чудесных исцелениях по молитвам преп. основателя своего Тихона († 1492 г.), мощи которого под спудом почивают в Успенском храме пустыни; паломники, обыкновенно, разбирают «святую воду» из колодца, вырытого, по преданию, угодником. При пустыни имеются школа, странноприимный дом, больница на 10 кроватей. Строй монашеской жизни регулируется, как и в Оптиной пустыни, старчеством. Это самая богатая обитель епархии; она имеет денежного капитала свыше 350.000 руб. Пустынь имеет Сретенский скит со странноприимным домом (см. «Калуж. Е. В.» 1898 г. № 4; 1899 г. № 4; 1886 г. № 18; 1891 г. №№ 7, 18; 1892 г. № 12).
Калужский Казанский женский монастырь основан в XVII в. При монастыре имеется больница (см. «Калужск. Е. В.» 1896 г. № 17; 1899 г. № 14).
Казанский Мосальский Боголюбивый женский монастырь преобразован в 1892 г. из общины, основанной в 1868 г. под влиянием Оптинских старцев вдовою помещика А.Е. Белокопытовой (см. «Калуж. Е. В.» 1893 г. № 4).
Казанская Амвросиевская женская пустынь в Перемышльском уезде имеет странноприимный дом, приют для девочек-сирот, обеспеченный капиталом в 25.000 р. купца Перлова, больничный приемный покой, богадельню. Пустынь образовалась из известной духовному миру Шамординской женской общины, основанной А.Н. Ключаеревой под руководством Оптинского старца о. Амвросия в 1884 г. В последнее время на средства торгового дома Перловых создан здесь великолепный храм (см. «Калуж. Е. В.» 1884 г. № 20; 1891 г. № 20; 1892 г. №№ 15, 16).
Святотроицкая Тарусская женская община при д. Костомаровке, Тарусского у., основанная А. З. Знаменской по благословению о. Иоанна Кронштадтского в 1894 г., имеет богадельню, приют для девочек, приемный больничный покой и второклассную школу (см. «Калуж. Е. В.» 1895 г. №№ 9, 10).
Скорбященская Медынская община, при сельце Булгакове, Медынского уезда, устроена в 1902 г. на пожертвованной крестьянкой Анастасией Кудряшевой земле.
Николопечерская женская община при д. Муковинной, в Медынском у., устроена иеросхимонахом старцем Герасимом († 1898 г.) (см. «Калужск. Е. В.» 1899 г. №№ 14 и 15).
Кроме того, в ведении епархиального начальства состоит общежитие под названием «Отрада и Утешение» с приютом для детей, в Калужском у., при селении Дугненский Завод.
С. Рункевич
