Источник

Калугин Ф. Г. Калугин Ф. Г. - был сын крестьянина томской губернии. По окончании курса в 1886 г. в Томской духовной семинарии, он был назначен учителем русского языка и закона Божия в младших классах томского епархиального женского училища. В 1888 г. Ф. Г. Калугин уехал в Петербург и здесь он поступил в Духовную Академию, которую и окончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия. В том же году 23 сентября был определен на должность помощника секретаря, а в 1894 г. назначен исправляющим должность секретаря совета и правления Духовной Академии. Занимая означенную должность, Калугин с успехом защитил диссертацию на степень магистра богословия (29 мая 1894 г.). В должности секретаря Калугин оставался недолго (до 6 ноября 1895 г.), ибо перешел преподаватель географии в учительскую семинарию в Новый Буг (херсонской губ. и уезда), где чрез несколько лет и скончался, не задолго до смерти начав страдать душевной болезнию.Калуф

Калужская епархия

I. Исторический очерк. Район нынешней калужской епархии со времени просвещения его христианством (см. о „Начале христианства в пределах нынешней калужской епархии“ в „Калуж. Е. В.“ 1864 г. № 13) входил в состав, разными своими частями, епархий: черниговской, смоленской, суздальской, потом частию – московской митрополии, частию – киевской, затем епархии крутицкой (сарской) и патриаршей, потом синодальной области, наконец, епархий московской, севской и переславль-залесской. Мысль об учреждении самостоятельной калужской епархии принадлежит известному проекту об учреждении новых епархий царя Феодора Иоанновича и обсуждалась на соборе 1681–1682 гг., но не получила тогда осуществления главным образом из-за финансовых затруднений. Мысль эта вторично обсуждалась в синоде в 1781 г., в зависимости от (недавнего) открытия, в 1777 г., калужско-тульского наместничества и стремления правительства распределить границы епархий соответственно границам губерний. В 1798 г. все церкви калужской губернии подчинении были ведению учрежденного в 1788 г. дмитровского викариатства московской губернии (см. И. Цветков, К истории Церкви калужского края до учреждения самостоятельной калужской епархии в „Калужск. Е. В.“ 1899 г. №№ 15–19, 23 и 24; 1900 г. №№ 1 и 3). Наконец, Высочайшим утверждением в 16 дел октября 1799 г. всеподданнейшаго доклада синода от 27 сентября положено было начало самостоятельной калужской епархии. (См. М. Чельцов, К истории открытия калужской епархии – в „Калужск. Е. В.“ 1897 г. №№ 19 и 20 и статьи по поводу столетия епархии – в „Калужск. Е. В.“ 1899 г. №№ 20 и 21). Епархия учреждалась в составе 689 церквей. Первым епископом „калужским и боровским» был назначен викарий дмитровский 1) Серапион (Александровский), бывший епископом дмитровским с 11 июня 1788 г., из архимандритов московского богоявленскаго монастыря; впрочем, фактически он не был калужским епископом, так как уже 21 октября был перемещен в Казань с возведением во архиепископа; впоследствии он быль митрополитом киевским и скончался на покое 14 сентября 1824 г. (о нем см. „Владим. Е. В.“ 1886 г. № 11 и „Энц.“ VII, 713–714). Его место занял 2) Феофилакт (Русанов), хиротонисанный 30 октября 1799 г. из архимандритов новгородского иверского монастыря и создавший впоследствии себе историческое имя деятельностию в комиссии духовных училищ и на грузинском экзархате (о нем см. в очерке грузинского экзархата – „Энц.“ IV, 722–727; „Калуж. Е. В.“ 1901 г. №№ 11–18, 21–24; „Русск. Старина“ 1895 г. III и V); калужскую епархию он оставил в 1809 г., когда, 5 марта, переведен был в Рязань; с 1808 г. Феофилакт возведен в архиепископа, скончался митрополитом. За ним следовали: 3) Евлампий (Введенский), бывший ранее префектом (с 1788 г.) и ректором (с 1795 г.) московской академии, а затем (с 1798 г.) архимандритом московского донского монастыря; в Калугу он был переведен с архангельской кафедры (см. „Энц.“ 1,1090) 16 апреля 1809 г., вынес разорение своей епархии при нашествии французов в 1812 г. и скончался 22 мая 1813 г.; погребен в кафедральном соборе. Оставил по себе память, как об архипастыре, отличавшемся благочестием и святостию жизни; у его могилы, по отзыву епархиального бытописателя, совершаются панихиды; при нем установлен в 1813 г. крестный ход в Калуге в память избавления города от нашествия Наполеона после битвы под Малоярославцем (см. „Калужск. Е. В.“ 1887 г. № 21; 1896 г. № 5–6; 1897 г. № 24; 1898 г. №№ 2, 4, 6, 8, 9). – 4) Евгений (Болховитинов), переведенный с вологодской кафедры 19 июля 1813 г. и 7 февраля 1816 г. переведенный во Псков; скончался он митрополитом киевским, приобретши почетное имя в исторической пауке (о нем см. особый очерк в „Энц.“ III, 712 и V, 188–191). – 5) Антоний (Соколов), перемещенный 7 февраля 1816 г. из Воронежа и 15 марта 1819 г. назначенный архиепископом подольским (о нем см. в „Энц.“ III, 844); в калужской епархии он оставил по себе память своею кротостию и доступностию и устроением архиерейского хора (в “Кал. К. В.“ 1897 г. № 17 напечатан один его указ). – 6) Филарет (Федор Амфитеатров), он был родом из орловской губернии (род. 1778 г.), пострижен в монашество в 1798 г., с 1802 г. был ректором орловской семинарии, с 1804 г. – оренбургской, с 1810 г. – тобольской, с 1814 г. – инспектором петербургской академии, потом московской, с 1816 г. – ректором, с 1817 г. – архимандритом новоиерусалимского монастыря; хиротонисан во епископа калужского 1 июня 1819 г.; с 1814 г. был доктором богословия; 12 января 1825 г. переведен в Рязань; скончался митрополитом киевским в 1857 г., незадолго до смерти принял схиму (см. ниже очерк киевской епархии). Подвижнически настроенный, преосвященный Филарет оставил по себе в епархии память устроением монастырей, в особенности оптиной пустыни (о нем см. „Калуж. Е. В.“ 1884 г. №№ 6–11, 14, 17–19; 1885 г. №№ 4, 18–21; 1886 г. №№ 5, 7, 8, 12–14; 1865 г. № 6). – 7) Григорий (Постников), с 4 января 1826 г. по 3 марта 1828 г., когда был переведен в Рязань; скончался митрополитом с.-петербургским в 1860 г. (о нем см. „Энц.“ IV, 690–692 и V, 127); в калужской епархии оставил по себе память деятельностию по развитию проповедничества и противораскольническаго миссионерства (см. „Калужск. Е. В.“ 1897 г. №№ 1, 2, 6, 7). – 8) Гавриил (Городков), магистр 1– го курса петербургской академии, в 1815 г. был пострижен в монашество, с 1817 г. был ректором орловской семинарии, с 1819 г. – нижегородской; 20 мая 1828 г. – епископ калужский; 26 августа 1831 г. переведен в Могилев, потом. был рязанским, скончался в сане архиепископа на покое в рязанском ольгином монастыре 7 апреля 1862 г. (о нем см. „Странник“ 1863 г., 2. 3; 1864 г., 4). 9) Диканор (Клементьевский), с 5 сентября 1831 года по 5 сентября 1834 года, когда был переведен на минскую кафедру; скончался он митрополитом с.-петербургским 17 сентября 1856 года (о нем см. „Энц.“ III, 774–775; „Христ. Чт.“ 1883 г., 5; 1890 г., 2; 1899 г., 8; „Волынск. Е. В.“ 1871 г., в приложении – в истории Почаевской лавры); в Калуге сохранил память о себе, как о проповеднике и искусном администраторе. – 10) Николай (Иван Поликарпович Соколов), сын священника калужской епархии, по окончании московской славяно-греко-латинской академии был учителем калужской семинарии, смотрителем боровского духовного училища, префектом смоленской семинарии, законоучителем тамбовского кадетского корпуса, ректором семинарии иркутской и тамбовской; хиротонисан во епископа дмитровского в 1831 г.; 20 октября 1834 г. назначен в Калугу; скончался 16 сентября 1851 г.; оставил в епархии по себе память своим добросердечием; погребен в кафедральном соборе (см. „Калужск. Е. В.“ 1887 г. № 17; 1898 г. №№ 17 и 22; 1900 г. № 11). – 11) Григорий II (Миткевич), с 9 декабря 1851 г. по день кончины – 13 апреля 1881 г.; с 1869 г. имел титул архиепископа. Человек строгой правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный образ неизменным в различные до противоположности периоды за время своего долгого служения. Частная его жизнь напоминала собою жизнь древних отшельников. Он почивал на голых досках, которые позволил покрыть суконным войлоком только уже в смертной болезни. Большую часть дня проводил в подвиге и бдении. Питался одним, редко двумя блюдами растительной пищи, рыбу вкушал только по праздникам. Любил церковную службу, свое достояние употреблял на дела милосердия, любил свою паству и паства любила его и в кончине его в светлый день Пасхи видела залог милости к нему Божией. Память его свято чтится в епархии (о нем см. „Энц.“ IV, 692–693 и „Калуж. Е. В.“ 1870 г. 10–16 и 18; 1876 г. №№ 23 и 24; 1877 г. 1 и 2; 1881 г. 8–10; 1883 г. 1, 3–5; 1897 г. №№ 1, 3, 6, 7; 1906 г. №№ 8–10, где помещен портрет и снимок преосв. Григория в гробу; в № 12 напечатано его посмертное послание пастве). – 12) Владимир (Василий Степанович Никольский), сын священника курской епархии, по окончании родной семинарии в 1851 г. был священником бобринецкого уездного училища херсонской епархии, в 1857 г., вдовый, принял монашество, в 1859 г. поступил в петербургскую духовную академию, которую и окончил магистром; затем был профессором и инспектором казанской семинарии, инспектором казанской академии (1867–1869 гг.), ректором самарской семинарии; 16 марта 1875 г. хиротонисан во епископа брестского, викария литовской епархии, в 1877 г. переименован в епископа ковенского, 14 мая 1881 г. назначен калужским, 21 мая 1888 г. переведен в Пермь, скончался на нижегородской кафедре в 1900 г.; известен своею административною епархиальною деятельностью, особенно по благоустройству духовно-учебных заведений и церковных школ (о нем см. „Калуж. Е. В.“ 1881 г. № 13; 1888 г. №№ 12 и 13; 1900 г. № 8; 1901 г. № 3). 13) Анастасий (Добрадин), с 21 мая 1888 г.; 3 июня 1890 г. переведен в Воронеж, где и святительствует доныне (см. „Энц.“ III, 847 и „Калуж. Е. В.“ 1888 г. №№ 11–13 и 1890 г. 12–13). 14) Виталий (Василий Александрович Иосифов), сын священника воронежской епархии, по окончании в 1854 г. воронежской семинарии был народным учителем и священником, в 1861 г. поступил в киевскую академию, по окончании курса принял пострижение, затем был учителем, инспектором и ректором киевской семинарии, с 1866 г. имел степень магистра; 20 февраля 1883 г. хиротонисан во епископа чигиринского, викария киевской митрополии, в 1885 г. назначен тамбовским, 3 июня 1890 г. переведен в Калугу, скончался 15 сентября 1892 г. в Киеве и погребен в киевском троицком монастыре (см. „Калуж. Е. В.» 1890 г. №№ 15 и 16. 1892 г. №№ 13, 17, 24; „Ворон. Е. В.» 1892 г. № 21; „Донск. Е. В.“ 1892 г. № 24). 15) Анатолий (Станкевич), с 29 сентября 1892 г.; 29 января 1894 г. назначен членом московской синодальной конторы и управляющим заиконоспасским монастырем; скончался в 1903 г. (см. „Калужск. Е. В.“ 1894 г. № 4; 1903 г. и „Энц.“ III, 850–851). 16) Александр (Светланов), с 29 января 1894 г.; скончался 8 октября 1895 г. от рака в шее, погребен в лаврентиевом монастыре в нижнем приделе на южной стороне; известен, как автор многих духовно-литературных произведений (о нем см. „Энц. 1, 500–503 и „Калуж. Е. В.“ 1894 г. №№ 3–6, 9; 1895 г. 19 и 20; „Донск. Е. В.“ 1895 г. № 21). 17) Макарий (Троицкий), переведенный с оренбургской кафедры 22 октября 1895 г.; 10 июня 1901 г. вышел на покой в киевопечерскую лавру; ранее он был епископом острогожским (см. „Энц.“ III, 850); известен был заботами о церковно-народном образовании и своими стихосложениями, которые он писал по всякому поводу и которыми наполнял страницы местных „Епархиальных Ведомостей“. С 1902 г. он управлял белевским монастырем тульской епархии, где и скончался 3 июля 1906 г.; погребен в Преображенском храме монастыря позади правого клироса (см. „Кал. Е, В.“ 1895 г. 21–24; 1896 г. №№ 1–4; 1901 г. №№ 13, 14; 1906 г. №№ 14 и 16). Ныне святительствующий на калужской кафедре преосвященный 18) Вениамин (Василий Муратовский), уроженец казанской епархии, по окончании курса в казанской семинарии в 1877 г. был священником, в 1892 г. поступил в казанскую духовную академию; по окончании академического курса принял монашество и был назначен настоятелем череменецкого монастыря с.-петербургской епархии, 6 октября 1897 г. хиротонисан во епископа ямбургского, викария петербургской епархии, в 1898 г. переименован гдовским и в 1901 г. назначен в Калугу (см. „Калуж. Е. В.“ 1901 г. № 15; 1903 г. № 24).

Епархия чтит память 12-и подвижников, просиявших в ней. Из них 3 причислены к лику святых нашей Церкви: преп. Пафнутий боровский чудотворец (пам. 1 мая; см. „Калуж. Е. В.“ 1863 г. № 9 и 1883 г. № 9), преп. Тихон Калужский – медынский чудотворец (пам. 16 июня; о чудесах его см. „Калуж. Е. В.“ 1864 г. №№ 2; 1867 г. №№ 20 и 21; 1871 г. №№ 7, 8, 11; 1872 г. №№ 18, 19; 1874 г. № 2; 1881 г. № 13; 1889 г. №№ 3–5, 8, 9, 11; 1892 г. № 12; 1893 г. №№ 18–20; 1894 г. №№ 1, 5, 7, 11; 1898 г. № 4; 1899 г. № 4) и праведный Лаврентий калужский чудотворец (пам. 10 августа). Не канонизованные: 1) преп. Никифор, ученик преп. Тихона, – изображался на старинных иконах вместе с другими калужскими подвижниками; 2) преп. Никифор, боровский чудотворец; 3) Иоанн юродивый († 1589 г.); 4) старец Феогност Шаровка, основатель перемышльского шаровкина успенского монастыря († 1545 г.); над его могилой у южной алтарной стены соборного храма (ныне приходская церковь) вставлена в стену извнутри плита из белого камня с надписью; 5) препод. Ферапонт, основатель б. мосальского боровенского успенского монастыря, из учеников преп. Сергия (о нем см. „Калуж. Е. В.“ 1880 г. № 21); 6) старец Илия, брат преп. Пафнутия; 7) старец Иннокентий; 8) старец Исаия и 9) старец Евфимий, имевший дар слез (см. „Древние подвижники благочестия Калужского края“... в „Калуж. Е. В.“ 1906 г. № 6–7, где указана и литература о каждом из них). Кроме того, известен молчальник Тит, подвизавшийся в г. Козельске в начале XIX столетия (см. „Калуж. Е. В.“ 1871 г. № 14).

Из святынь калужской епархии достопримечательны: мощи преподобного Пафнутия боровского, почивающие под спудом в рождествобогородичном храме боровского Пафнутьева монастыря, Тихона калужского, почивающие также под спудом в Успенском храме Тихоновой пустыни, и Лаврентия юродивого, почивающие также под спудом в храме Рождества Христова в Лаврентьевом монастыре; чудотворные иконы: калуженская Божией Матери, явленная в 1748 г., в с. Калужне (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1863 г. № 13; 1892 г. № 14; 1893 г. № 16; 1894 г. №№ 22 и 23; 1900 г. № 1); казанская Божией Матери в калужской Преображенско-казанской церкви, открывшаяся около 1627 г. (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1863 г. № 18; 1870 г. № 2; 1876 г. № 11; 1905 г. №№ 19–21); боголюбская Божией Матери в с. Юрьевском, боровского у., открывшаяся в 1771 г. во время моровой язвы (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1865 г. № 20; 1876 г. № 19); „Взыскание погибших“, в с. Боре, тарусского у., открывшаяся в начале XVIII ст. (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1893 г. №№ 5–7). Кроме того, особенно чтимыми в епархии являются иконы: святителя Николая: в калужском Никольском соборе, в церкви с. Никольского, лихвинского у., в перемышльском Успенском соборе, в церкви с. Недоходова, мещовского у., в церкви с. Николо-Гостуня, лихвинского у., в церкви с. Батищева, мосальского у., в церкви с. Железцева, перемышльского у., в с. Ближней Боршовке, калужского у., в никольской церкви с. Чижовки, калужского у. и в калужской остроженской церкви; Успения Пресвятые Богородицы в церкви с. Рышкова, боровского у. (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1867 г. № 19; 1901 г. № 6–7 и по поводу четырехсотлетия со дня ее явления – „Калуж. Е. В.“ 1905 г. № 11), Покрова Божией Матери в лихвинском покровском добром монастыре (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1887 г. № 3), „Утоли болезни“ (Божией Матери) в калужской Георгиевской за верхом церкви, боголюбская Божией Матери в Воскресенской церкви г. Тарусы, владимирская Божией Матери в с. Шемелинках, мосальского у., Божией Матери Скоропослушницы в перемышльском лютиковом монастыре, ахтырская Божией Матери в козельской вознесенской церкви (о ней см. „Калуж. Е. В.“ 1895 г. №№ 8–10), ломовская Божией Матери – в с. Рождестве при Угре, медынского у., владимирская Божией Матери – в с. Бышковичах, мещовского у., Одигитрии – в Людемске, перемышльского у., „Живоносного Источника“ – в церкви с. Копори, мещовского у., „Всех Скорбящих Радости“ – в калужской Христорождественской церкви, Цареградская Божией Матери – в с. Мокром, жиздринского у., „Всех скорбящих радости“ – в мещовском Георгиевском монастыре, св. Иоанна Предтечи – в калужской Предтеченской церкви, Всемилостивейшего Спаса – в с. Субботниках, боровского у., Тихвинская Божией Матери – в с. Захаровском, медынского у., Живоначальной Троицы – в той же церкви а также копия петровской иконы Божией Матери в калужской покровской на рву церкви (см. „Калуж. Е. В.“ 1870 г. №№ 20 и 21). (См. иеремонах Леонид, История церкви в пределах нынешней калужской губернии и калужские иерархи, Калуга, 1876, с интересными воспоминаниями старожилов о первых калужских архиереях и портретами важнейших из них. Историческая записка об учреждении и состоянии калужской епархии за столетний период ее существования, Калуга, 1900; редактированная прот. Д. Лужецким. „Калужские епископы“ – в „Калуж. Е. В.“ 1864 г. № 13. – М. Извеков, „О некоторых древних иконах, местночтимых в калужской епархии» – „Калуж. Е. В.“ 1900 г. № 16).

II. Статистический обзор (к 1904 году). Православного населения в епархии к 1902 г. числилось 1.187.929 душ; в 1902 г. прирост православного населения выразился в цифре 24.448 душ и присоединилось 220. Церквей в епархии 729, в том числе соборных и приходских 609, монастырских 26, домовых 42 и приписных 52. Монастырей 8 мужских и 3 женских; женских общин 3 и 1 общежитие. Духовенства: священников 723, диаконов 226, псаломщиков 712; жалованье из казны получает лишь около половины всего числа, причтов (167.000 р.). Церковных школ: второклассных 9, двухклассных 7, воскресных 2, одноклассных 360 и грамоты 235; учащихся 27.361, в том числе свыше 7.000 девочек. Церковных библиотек 343, окружных-благочиннических 30, и 1 епархиальная. Богаделен при церквах 7. Братств 31, церковно-приходских попечительств 406, обществ трезвости 15. В пределах епархии проживает до 25.000 раскольников, а сектантов до 500; епархиальная миссия: 2 миссионера епархиальных, окружноблагочиннические миссионеры и 5 миссионерских братств; при братстве св. Иоанна Богослова в 1902 г. учрежден миссионерский комитет для объединения миссионерских учреждений.

III. Епархиальное управление. Во главе епархии стоит епархиальный архиерей. Консистория имеет 5 членов. Благочинных над церквами 30, над монастырями 2; кроме того, учреждена должность „благочинного над благочинными» – для церквей, при которых состоять благочинные. При благочинных существуют благочиннические советы из 4-х или 5-и членов каждый; в числе членов обыкновенно 2 духовные следователя, 1 духовник и 1 заведывающий делопроизводством совета. Ведению советов подлежат между прочим маловажные судебные дела, возникающие по взаимным жалобам членов причтов относительно раздела церковных доходов и пользования церковною землей; постановления советов по этим делам представляются на утверждение епархиального начальства. Кроме того, на предварительное рассмотрение советов передаются из консистории некоторые дела, требующие ближайшего знакомства с местными условиями (открытие новых штатов, изменение в составе приходов, о наградах членов причтов). В епархии заведены благочиннические съезды, т. е. собрания священников благочиннического округа; они совещаются о недоразумениях по вопросам собственно пастырской практики, производят выборы должностных лиц округа (духовников, депутатов, следователей и др.), разрешают вопросы о назначении денежных пособий вдовам и сиротам, о мероприятиях к усилению проповеди, о церковно-приходских попечительствах, библиотеках. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания имеет 6 членов. Церковными школами заведывает епархиальный училищный совет с уездными отделениями.

IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. Духовная семинария образована вместе с началом епархии из основанного в Калуге в 1775 г. духовного училища (в 1776 г. оно было переведено в Лаврентиев монастырь, а при учреждении епархии возвратилось в Калугу).

3 декабря 1906 г. при семинарии открыто общество вспомоществования бедным воспитанникам, во имя преп. Тихона калужского (см. „Калуж. Е. В.“ 1906 г. № 24).

Калужское духовное училище открыто 23 декабря 1814 г. При училище в 1903 г. учреждено попечительство св. Гурия для вспомоществования недостаточным ученикам (устав в № 2 „Калужск. Еп. Вед.“ за 1904 г. и дополнение – 1906 г. № 2), имевшее за 1905 г. оборот прихода-расхода до 600 р. и в остатке к 1906 г. свыше 1,600 р. („Кал. Е. В.“ 1906 г. № 5).

Мещовское духовное училище открыто 24 сентября 1816 г. при Георгиевском монастыре; при училище с 1902 г. открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам, состоящее в ведению министерства внутренних дел. В 1905 г. оно имело в расходе до 200 р. и в остатке до 1.800 р. (см. „Калуж. Е. В.“ 1906 г. № 11; 1903 г. №№ 20 и 24; 1902 г. № 1).

Боровское духовное училище, открыто еще в 1810 г., но считающееся формально открытым в сентябре 1820 г. при Пафнутиевском монастыре, в 1867 г. было соединено с калужским (см. „Калуж. Е. В.“ 1867 г. № 17).

Епархиальное женское училище. Начало его относится к 30-м годам XIX в., когда диакон Благовещенской ц. г. Козельска Фед. Вас. Вырский устроил в своем доме небольшую начальную школу для детей духовенства обоего пола. С 1850 г. ему стада помогать в школьных трудах его дочь Александра; около 1860 г. в школе обучалось до 250 детей, в том числе до 120 девочек. Знавший эту школу член хозяйственного управления при Св. Синоде Александр Дим. Ушинский в 1863 г. убедил бывшего в Петербурге преосвящ. Григория воспользоваться школою Вырских для преобразования ее в епархиальное женское училище и указал источник содержания из доходов огорской лесной дачи. Указом консистории 26 мая 1863 г. духовенство уже извещалось об открытии в Козельске училища для девиц духовного звания в доме Вырского; начальницею оставлена была А. Ф. Вырская; торжественное открытие училища состоялось 6 июня 1863 г. Затем 10 ноября 1879 г. открыто было епархиальное женское училище в Калуге, а Вырская осталась в своем доме народною учительницей и в 1902 г., за свыше 50-летнюю педагогическую деятельность, награждена золотою медалью. В 1905 г. воспитанниц в училищном общежитии было 350; содержание училища обошлось в 62.000 р. С 1906 г. открыт 7-й, дополнительный класс. С 1880 г. при училище открыто общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам (см. „Калуж. Е. В.“ 1905 г. №№ 2–5; 1906 г. № 17; 1903 г. №№ 5–8; 1876 г. №№ 20, 23 и 24; 1878 г. № 11; 1879 г. №№ 19 и 20; 1880 г. № 22-устав общества вспомоществования; 1883 г. № 3; 1893 г. № 18).

V. Духовно-просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные епархиальные учреждения. Из братств более значительные следующие:

1) Георгиевское братство в Калуге основано в 1863 г.; в 1903 г. имело на приходе около 1.000 р., в остатке 15 р. Братство имеет школу, для которой выстроило в 1903 г. каменное здание. В течение 40 лет своей деятельности братство израсходовало до 37.000 р. (см. „Калужск. Е. В.“ 1893 г. № 1; 1904 г. №№ 4 и 22).

2) Калужское братство св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, открытое 25 февраля 1879 г., имеет своею задачей утверждение в вере чад православной Церкви и приведение в лоно ее старообрядцев; задача эта достигается религиозным воздействием пастырей на пасомых чрез духовную проповедь и внебогослужебные беседы, а также чрез публичные собеседования со старообрядцами. Братство простирает свою деятельность на уезды калужский, медынский, мещовский, мосальский и козельский и имеет в уездах 13 отделений. Братство имеет свою библиотеку (см. „Калуж. Е. В.“ 1879 г. №№ 5–7 и 1905 г. №№ 1 и 2; устав – см. „Калуж. Е. В.“ 1879 г. № 4 и 1892 г. № 2).

3) Лихвинское благовещенское братство открыто в 1895 г., в 1903 г. имело 39 членов, на приходе свыше 400 р., в расходе свыше 200 р., в остатке свыше 700 р. Цель братства – благотворение нуждающимся (см. „Калужск. Е. В.“ 1904 г. № 20).

4) Боровское пафнутиевское братство – открыто 11 сентября 1883 г. с целию борьбы с сильным в городе Боровске расколом (см. „Калуж. Е. В.“ 1883 г. №№ 19 и 22).

5) Калужское богоявленское братство, открытое в 1873 г., оказывает пособие нуждающимся прихожанам; в 190 4/5 г. приход братства выразился в сумме 189 р., остаток – 1.715 р. (см. „Калуж. Е. В.“ 1905 г. № 20).

6) Александро-невское братство при перемышльском Успенском соборе в 1903 г. имело 76 членов, на приходе до 1.400 р., в расходе свыше 1.000 р., в остатке свыше 1.500 р. Цели братства – просветительная и благотворительная – осуществлялись путем устройства чтений и раздачею пособий бедным (см. „Калужск. Е. В.“ 1904 г. № 17).

7) Жиздринское александро-невское братство открыто в 1893 г. с целию противодействия расколу и религиозно-нравственного просвещения народа в жиздринском уезде – путем публичных чтений и бесед, устройством библиотеки и распространением книг и листков. В 1903 г. имело на приходе до 400 р., в остатке до 300 р. У братства есть отделения: брынское, с особым бюджетом, на половину меньшим, фоминичское, плохинское, уколицкое, кондрыкинское (см. „Калужск. Е. В.“ 1902 г. № 14 и 1904 г. № 9).

8) Братство святые живоначальные Троицы в с. Запрудном, жиздринского у., имеет задачею „разъяснение истин веры и правил благочестия и особенно греха тунеядства и помощь нуждающимся“. Основано в 1898 г. В 1903 г. имело на приходе до 300. р., в остатке 12 руб. (см. „Калужск. Е. В.“ 1904 г. № 8).

9) Николаевское братство в с. Озерске, перемышльского у., кроме денежных пособий приходским бедным и: трем школам, содержит на свой счет богадельню, чайную и читальню, имеет библиотеку и устраивает народные чтения, оказывает пособие церкви в содержании хора; расход в 1905 г. был до 1.100 р. („Кал. Е. В.“ 1906 г. № 12).

Епархиальный отдел Императорского православного палестинского общества учрежден в 1894 г., за 10 лет собрал до 37.000 р., в том числе кружечного сбора свыше 22.000 р. (см. „Калуж. Е. В.“ 1904 г. № 17).

Церковно-приходские попечительства и братства израсходовали в 1902 г. на благотворительные и просветительные свои задачи до 90.000 р., в том числе на благоукрашение храмов около 70.000 р.

Епархиальный свечной завод в 1903 г. имел поступлений 288.000 р.

VI. Монастыри. Епархия издавна известна развитием в ее районе иноческой жизни.

Калужский Лаврентьев монастырь, основанный в половине XVI в. на месте погребения препод. Лаврентия, Христа ради юродивого, калужского чудотворца, с учреждения епархии стал архиерейским домом; в ведении монастыря состоит, как бы его киновия, крестовская в Калуге церковь с богадельнею для священнослужителей. При монастыре имеются странноприимный дом, церковно-приходская школа. В нижней церкви соборного храма, у левого клироса, почивают под спудом мощи преп. Лаврентия. († 1515 г.). На монастырском кладбище чтутся могилы Ермила-юродивого и игуменьи Агнии (см. „Калуж. Е. В.“ 1891 г. № 12; 1896 г. № 24; 1899 г. № 13).

Боровский Пафнутьев первокласный мужской монастырь, основанный преподобным Пафнутием около половины XV в., в 3-х вер. от гор. Боровска, имеет в Москве подворье, приносящее дохода 14.000 р. в год. В монастырском соборе подле иконостаса у южной стороны почивают мощи преп. Пафнутия († 1477 г.) под спудом (см. „Калуж. Е. В.“ 1893 г. №№ 1, 2, 14; 1895 г. №№ 5–6).

Малоярославецкий Николаевский черноострожский третьеклассный мужской монастырь, основанный в XIV в. и упраздненный в 1775 г. с обращением церкви в приходскую, восстановлен с 1800 г. иноками оптиной пустыни и главным образом третьим своим настоятелем о. Макарием (1809–1839 гг.), из иноков оптинских. При монастыре имеется странноприимный дом. Монастырь имеет в Москве подворье, устроенное вдовою д. с. с. Ляминой, стоящее 100.000 и приносящее ежегодного дохода 8.000 р.

Перемышльский Святотроицкий лютиков третьеклассный мужской монастырь, в 5 вер. от гор. Перемышля, существовавший уже в половине XVI в., по разорении литовцами в 1611 г. оставался в запустении, восстановлен в том же столетии; оправился от упадка лишь после прославления в нем иконы Божией Матери Скоропослушницы (в 1872 г.) и устройства в Петербурге, в Лесном, монастырского подворья (в 1897 г.).

Лихвинский Покровский добрый третьеклассный мужской монастырь, в 10 вер. от гор. Лихвина, существовал уже в XV стол. В монастыре особенно чтится икона Покрова Богоматери. При монастыре состоит церковно-приходская школа (см. „Калужск. Е. В.“ 1898 г. №№ 11 и 12).

Мещовский Георгиевский заштатный мужской монастырь, основанный в конце XVII в., имеет чудотворную икону Скорбящей Божией Матери, странноприимный дом, богадельню на 8 человек. При монастыре помещается духовное училище.

Козельская Введенская оптина пустынь, в 3 вер. от гор. Козельска, существовала уже в XV в., в 1724 г. была упразднена, по в 1726 г. восстановлена. В числе своих виднейших благотворителей считает генерала Дмитрия Андреевича Шепелева и его дочь Елизавету. Ко времени открытия епархии имела только одну келлию и трех человек братии; восстановлена была своими игуменами Авраамием (1796–1817 гг.), Даниилом, устроившим скит во имя Иоанна Предтечи (1821 г.), Моисеем (1825–1862 гг., – см. „Калуж. Е. В.“ 1863 г. № 12; 1874 г. №№ 1, 2; 1890 г. № 24; 1891 г. № 1) и Исаакием (1862–1893 гг., – о нем см. „Калуж. Е. В.“ 1893 г. № 19). Наиболее известна оптина пустынь своим старчеством. Первым оптинским старцем был о. Леонид (1829–1841 гг.), в схиме Лев, утвердивший старчество в пустыни и выдержавший сильную борьбу с господствовавшим в ней направлением отшельничества; его ученик и преемник, иеросхимонах Макарий (1841–1860 гг.) создал славу оптинского старчества и начал издание пустынью аскетических творений; „великий старец» оптинский Амвросий (1860–1891 гг.) еще жив в памяти боголюбивого христианского мира. Пустынь имеет больницу на 20 кроватей, странооприимные дома – мужской и женский (Святые Горы и Оптина Пустынь, Спб. 1852, – „Калужск. Е. В.“ 1898 г. №№ 2, 5, 7, 8, 10: Значение оптиной пустыни).

Калужская Тихонова пустынь обязана нынешним благоустройством своим настоятелям из оптинских иноков Геронтию (1837–1857 гг.) и Моисею (1858–1895 гг.). Пустынь привлекает к себе паломников славою о чудесных исцелениях по молитвам преп. основателя своего Тихона († 1492 г.), мощи которого под спудом почивают в успенском храме пустыни; паломники обыкновенно разбирают „святую воду“ из колодца, вырытого, по преданию, угодником. При пустыни имеются школа, странноприимный дом, больница на 10 кроватей. Строй монашеской жизни регулируется, как и в оптиной пустыни, старчеством. Это самая богатая обитель епархии; она имеет денежного капитала свыше 350.000 руб. Пустынь имеет сретенский скит со странноприимным домом (см. «Калуж. Е. В.“ 1898 г. № 4; 1899 г. № 4; 1886 г. № 18; 1891 г. №№ 7, 18; 1892 г. № 12).

Калужский казанский женский монастырь основан в XVII в. При монастыре имеется больница (см. „Калужск. Е. В.“ 1896 г. № 17; 1899 г. № 14).

Казанский мосальский боголюбивый женский монастырь преобразован в 1892 г. из общины, основанной в 1868 г. под влиянием оптинских старцев вдовою помещика А. Е. Белокопытовою (см. „Калуж. Е. В.“ 1893 г. № 4).

Казанская Амвросиевская женская пустынь в перемышльском уезде имеет странноприимный дом, приют для девочек-сирот, обеспеченный капиталом в 25.000 р. купца Перлова, больничный приемный покой, богадельню. Пустынь образовалась из известной духовному миру Шамординской женской общины, основанной А. Н. Ключаеревой под руководством оптинского старца о. Амвросия в 1884 г. В последнее время на средства торгового дома Перловых создан здесь великолепный храм (см. „Калуж. Е. В.“ 1884 г. № 20; 1891 г. № 20; 1892 г. №№ 15, 16).

Святотроицкая тарусская женская община при д. Костомаровке, тарусского у., основанная А. З. Знаменского по благословению о. Иоанна кронштадтского в 1894 г., имеет богадельню, приют для девочек, приемный больничный покой и второклассную школу (см. „Калуж. Е. В.“ 1895 г. №№ 9, 10).

Скорбященская медынская община, при сельце Булгакове, медынского уезда, устроена в 1902 г. на пожертвованной крестьянкою Анастасиею Кудряшевою земле.

Николопечерская женская община при д. Муковинной, в медынском у., устроена иеросхимонахом старцем Герасимом († 1898 г.) (см. „Калужск. Е. В.“ 1899 г. №№ 14 и 15).

Кроме того в ведении епархиального начальства состоит общежитие под названием „Отрада и Утешение» с приютом для детей, в калужском у., при селении Дугненский Завод.

С. Рункевич

Калужские Епархиальные Ведомости начали выходить в 1863 г., по два раза в месяц, в двух частях – официальной и неофициальной, которая до 1895 г. называлась „Прибавлениями“ к „Епархиальным Ведомостям“, по цене 3 р. 70 к. с пересылкой. В 1901 г. цена возвышена до 4 р., а в 1902 г. – до 5 р. Хадатайствуя о разрешении издания, преосвященный Григорин (Миткевич) писал синоду: „семинарии учители кандидаты Михаил Скворцов и Феодор Покровский, на предложение мое об издании Епархиальных Ведомостей, выразили готовность свою на это и представили программу; затем на постоянное участие в сказанном издании изъявили желание калужские священники магистр Иоанн Любимов и кандидат Яков Извеков и секретарь консистории Алексей Воронцов“ (дело Архива Св. Синода 1862 г. № 3854). В течение семи лет Ведомости влачили свое существование, ничем не выделяясь из ряда или в ряду других; редакторской подписи не было.

В № 1 за 1870 г. редакция обратилась с просьбою к духовенству способствовать оживлению епархиального органа; редакторами впервые подписались священники Д. Рождественский и И. Любимов. Священник, потом протоиерей Димитрий Егорович Рождественский был сын священника; два его дяди и тетка по отцу подвизались в монашестве и один дядя скончался архимандритом, другой архиереем. По окончании академического курса в 1852 г. он поступил учителем Свящ. Писания в калужскую семинарию, потом преподавал практическое руководство для пастырей. Будучи еще учителем, он принял священство и состоял потом настоятелем калужской Никитской церкви. Учителем он прослужил 15 лет и священником 18 лет. Скончался в полдень 25 декабря 1880 г. В „Еп. Вед.“, кроме многих мелких статей, им напечатаны крупное исследование об усердии древних христиан к посещению и украшению храмов (1872–1875, 1878–1880 гг.) и статья о социально-коммунистических учениях (1876 г. №№ 9, 10, 14, 18, 21). Надгробное слово о нем с характеристикою его и биографическими чертами напечатано в „Калуж. Е. В.“ 1881 г. № 1. После его смерти редактором остался один – к этому времени уже протоиерей – Иоанн Дмитриевич Любимов; он родился в 1830 г., сын священника калужского уезда; старший брат его скончался архиереем на каменец-подольской кафедре. По окончании курса московской Дух. Академии в 1854 г. со степенью магистра, он служил год преподавателем вологодской семинарии, в 1855 г. перешел в калужскую семинарию, в 1859 г. оставил семинарскую службу и был рукоположен к калужской Иоаннопредтеченской церкви, при которой и оставался до кончины, состоя в то же время законоучителем женской гимназии и реального училища. За 20 лет редакторства он поместил в „Ведомостях» не мало своих поучений и статей. Скончался 31 января 1890 г. Пользовался исключительным уважением города и всей епархии (см. „Калуж. Е. В.“ 1890 г. № 4). С № 3 за 1890 г. редактором стал протоиерей Димитрий Егорович Лужецкий; сын протоиерея калужской Одигитриевской церкви, он, по окончании курса петербургской Дух. Академии в 1861 г., поступил учителем в калужскую семинарию и был затем в ней инспектором и с 1881 г. ректором. Оставив службу в семинарии, он переехал в Петербург, сопровождаемый теплыми проводами и сожалениями об его уходе (см. „Калуж. Е. В.“ 1886 г. №№ 21–24; 1901 г. № 17). С № 16 за 1901 г. редактором стал инспектор семинарии Алексей Александрович Преображенский; сын священника нижегородской епархии, по окончании петербургской Дух. Академии в 1881 г. был преподавателем богословия в калужской семинарии, в 1901 г. назначен инспектором и с 4 .сентября редактором (см. „Калуж. Е. В.“ 1906 г. № 17). „К. Е. В.“ за все время своего существования не выдавались чем-либо из среды своих собратий и в полной мере носили на себе характер, обычный для изданий подобного типа.

В 1881 г. духовенство возбудило на съезде вопрос о закрытии неофициального отдела („Калуж. Е. В.“ 1881 г. №№5 14 и 21), в виду малого его интереса и неудовлетворения с его стороны запросам современности. Редакция ответила духовенству, что от него самого зависит сделать свой журнал интереснее, так как страницы „Е. В.“ вполне открыты для разработки всевозможных вопросов из сферы желании, нужд и местных потребностей духовенства; но никто не присылает статей.

За 40 с лишним лет в „К. Е. В.“ помещено не малое число разнообразных статей по разным отраслям богословского знания.

По библейской и евангельской истории: очерки библейских древностей (1865 г. №№ 15, 19, 21; 1869 г. №№ 7, 17), св. пр. Илия (1902 г., 14), Иоанн Креститель (1893 г. 16; 1901 г., 5) , перепись кесаря Августа (1896 г., 23), избиение младенцев (1902 г., 1), о братьях и сестрах Иисуса Христа по плоти (1905 г., 15, 16), искушение Иисуса Христа (1893 г., 4, 5; 1894 г., 1; 1895 г., 5–7), Иуда предатель (1894 г., 7), суд у первосвященников (1887 г., 7–9. 11–13), на Голгофе (1893 г., 5–6).

Из истории Церкви: Ап. Иаков и иерусалимская Церковь (1892 г., 18, 120), архидиакон Стефан (1894 г., 3; 11899 г., 1, 5, 6, 9), обряды погребения у древних христиан 1882 г., 16; 1883 г., 21; 1884 г., 3–5), о благотворительности древних христиан (1882 г., 5, 6; 1892 г., 11, 12, 14, 15), суд в древнехриcтианской Церкви (1880 г., 20, 23, 24), усердие древних христиан к посещению и украшению храмов (1872–1880 гг.), христианство в Абиссинии (1887 г., 9), св. Григорий Богослов (1891 г., 4–6), св. Василий в. (1906 г., 8) свв. Кирилл и Мефодий (1885 г., 5, 6, 8, 13, 14); за все время помещены четыре святоотеческих слова: Андрея иерусалимского (1903 г. 10), Прокла константинопольского (1903 г., 5).

Из истории русской Церкви: 900-летие крещения России (1888 г., 11, 14, 15) и св. кн. Владимир (1889 г., 10), очерки из истории духовного просвещения в России (1879 г., 16, 18; 1880 г., 9, 10. 12), епархиальные женские училища (1893 г., 15–16), отношение монастырей к Церкви и обществу до XVIII в. (1878 г., 18. 21), русские монахини великокняжеского и царскогорода (1872 г., 10), соловецкий мятеж (1888 г., 22–24; 1889 г., 2. 3. 5. 9. 12. 22–24; 1890 г., 6), о церковных имуществах до Петра I (1889 г., 8. 9. 18. 20), об улучшении быта духовенства при Павле I (1897 г., 16) , родословие Петра в. (1872 г., 23), Двенадцатый год (1868 г., 22), Пасха в древней Руси (1884 г., 7–8), убиение царевича Димитрия (1891 г., 11. 15); по поводу юбилеев – исторические сведения о преп. Агапите печерском (1895 г., 17), преп. Андронике московском (1895 г., 17), преп. Афанасии высотском (1895 г., 24), свв. Гурие и Варсанофие казанских (1896 г., 2), Иоанне устюжском юродивом (1894 г., 22), преп. Савве крыпецком (1895 г., 24), преп. Стефане владимироволынском (1894 г., 14), преп. Феодосие углицком (1895 г., 16), преп. Ферапонте боровенском (1880 г., 21), иконах: Одигитрии в Вильне (1895 г., 16), владимирской (1895 г., 24), Знамения (1895 г., 24). Статьи из местной астории в большей части указаны в очерке епархии – в цитатах. Сверх тех, более значительны следующие: упраздненные монастыри калужской епархии (1863 г., 8–10), боровский Рождественский девичий монастырь (1890 г., 18. 20–22), воротынский Спасский монастырь (1891 г., 8), лихвинский Афанасьевский женский монастырь (1890г., 1), малоярославецкий монастырь (1864 г., 21), медынская Благовещенская пустынь (1891 г., 18, 23, 24), число церквей в калужской епархии (1863 г., 11), соборные церкви г. Лихвина (1894 г., 21), перемышльский Успенский собор (1874 г., 23; 1875 г., 3, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 19, 20), церкви калужские – Георгиевская (1891 г., 13, 14, 16, 22–24), Духосошественская (1863 г., 12), Илиинская (1900 г., 11, 13, 14; 1901 г., 2. 4), Предтеченская (1900 г., 13), козельская Вознесенская (1876 г., 15. 16), перемышльская Рождественская (1888 г., 6, 9, 10, 12), с. Лисино (1874 г., 3, 4, 7, 8), с. Сергиевское (1882 г., 22; 1883 г., 4, 5, 16, 17), с. Черкизово (1882 г., 14), Калуга в XVI в. (1897 г., 12), калужская ученая архивная комиссия (1892 г., 15), разного рода исторические материалы для истории епархии и историко-статистического описания церквей и приходов (1889 г., 1. 2; 1893 г., 9. 19. 23. 24; 1894 г., 19; 1895 г., 2. 3, 15–17, 19; 1897 г., 12, 17, 19–21, 24; 1898 г., 4–7. 9–24; 1899 г.; 1900 г.; 1901 г., 4, 8–10, 19), напечатана одна грамота патриарха Адриана (1900 г., 11), две благословительные грамоты ХVIII в. (1893 г., 7). О множестве лиц сообщены биографические сведения – как из среды местных деятелей – духовных и мирян, так и из среды деятелей иностранных или всероссийских, по поводу назначения, кончины, юбилеев; более значительные статьи вызваны следующими именами: императоры Александр I (1877 г., 24; 1878 г., 1–4), Александр II (1881 г., 5. 6. 11. 12), Александр III (1894 г., 21), иеросхимонах Амвросий (1891 г., 20; 1892 г., 15. 16)), И. И. Антипин (1873 г., 22; 1877 г., 9, 10), архим. Асинкрит (1878 г., 11), Е. Ф. Астреев (1871 г., 1. 3), А. П. и 3. Е. Блистановы (1875 г., 22; 1876 г., 2. 10; 1888 г., 18), П. И. Богословский (1904 г., 3. 4), В. В. Болотов (1905 г., 7–9), А. В. Вадковский (1906 г., 1. 4. 5), иеромонах Варсонофий (1877 г., 19), еп. Викторин Любимов (1882 г., 19), прот. А. Р. Воронцов (1893 г., 9; 1896 г., 21; 1899 г., 20), В. П. и С. В. Всесвятские (1872 г., 21, 1878 г., 6; 1891 г., 23, 24; 1893 г., 12; 1906 г., 6–7), псаломщик С. Г. Гречанинов (1898 г., 13), крестьянин сборщик Гуров (1876 г., 2), иером. Даниил Мусатов (1880 г., 14. 18), прот. Н. С. Демидов (1903 г., 14. 15), архим. боровский Дионисий (1891 г., 22; 1895 г., 5. 6), игуменья калужская Евгения (1896 г., 17), прот. А. П. Елеонский (1901 г., 1. 4. 5), В. А. Жуковский (1902 г., 7–10), свящ. В. Л. Извеков (1891 г., 12–14), О. В. Измайлов (1891 г., 17. 18), арх. Иннокентий Орлов (1870 г., 6), митрополит Исидор Никольский (1875 г., 18; 1884 г., 22; 1892 г., 17), митрополит Иоанникий Руднев (1882 г., 14. 17; 1887 г., 15), митрополит Иона (1865 г., 8; 1869 г., 24), митрополит белокриницкий Кирилл (1865 г., 22. 24), прот. А. П. Колоколов (1906 г., 6–7), прот. А. М. Колыбелин (1903 г., 22–24; 1904 г., 3), свящ. М. М. Колыбелин (1891 г., 20, 21), прот. П. Ф. Комаров (1890 г., 19, 21), свящ. А. И. Лебединский (1875 г., 5; 1877 г., 11), прот. А. К. Лебедев (1904 г., 11–13), митрополит Макарий Булгаков (1882 г., 11, 12), свящ. А. И. Малинин (1906 г., 11. 12), М. и П. Малютины (1870 г., 9), И. и Н. Ф. Мамонтовы (1865 г., 17. 24), свящ. М. Д. Милованов (1884 г., 20. 21), архимандрит Мисаил, ректор семинарии (1904 г., 21), архим. Моисей оптинский (1863 г., 12), H. Н. Молочковский (1893 г., 12–15), император Николай I (1889 г., 18; 1896 г., 13), прот. С. И. Никольский (1900 г., 18. 19), И. П. Пестриков (1877 г., 4; 1878 г., 7), митрополит Платон Городецкий (1889 г., 14; 1891 г., 18; 1905 г., 22), А. П. Победоносцев (1890 г., 11), К. П. Победоносцев (1881 г., 1882 г. – с описанием посещения духовных семинарий), С. П. Покровский (1885 г., 2–4), прот. М. С. Потемкин (1876 г., 12. 13), прот. И. Т. Нушквн (1896 г., 9. 11. 12), прот. А. И. Ростиславов (1889 г., 5. 6), преп. Серафим саровский (1902 г., 16; 1903 г., 12 и след.), прот. Н. Я. Смирнов (1887 г., 17, 18), А. И. Соколов (1882 г., 11–15), В. С. Сорокин (1898 г., 4. 6), свящ. И. М. Субботин (1899 г., 18. 19), прот. И. Н. Февралев (1892 г., 6; 1902 г., 12–14), митрополит Филарет Дроздов (1865 г., 17; 1867 г., 15. 16. 22. 24; 1868 г., 1–4; 1883 г., 2), свящ. Ф. И. Флоров (1880 г., 16, 17), В. А. Храповицкая (1889 г., 9), прот. Е. И. Чертков (1888 г., 23; 1890 г., 1. 2), Я. А. Чистович (1885 г., 25), прот. И. Ф. Чупров (1869 г., 5; 1874 г., 5), протопресвитер И. Л. Янышев (1883 г., 24; 1900 г., 20; 1901 г., 23; 1902 г., 1; 1906 г.), святит. Феодосий углицкий (1896 г., 19. 20), еп. Феофилакт Губин (1873 г., 4–6. 10, 17, 18).

Из статей, имеющих отношение к местному миссионерству, отметим: исторический очерк австрийского священства (1885 г., 5–11. 13–19), о причинах отделения старообрядцев (1897 г., 17), раскол в калужской епархии – исторический очерк (1874 г., 15. 16. 20), раскол в Калуге в XVII и ХVIII вв. (1872 г., 19, 20), беглопоповщина (1886 г., 19–21, 24; 1887 г., 1, 6, 7. 9, 11, 12, 15, 17, 18), протопоп Аввакум в боровском пафнутиевом монастыре (1882 г., 23. 24), О. А. Беляев (1887 г., 6, 7, 9, 11, 12, 15, 17, 18), поп Павел тульский (1886 г., 19–21. 24; 1887 г., 1), беглые священники (1863 г., 17; 1865 г., 11) , брак раскольников (1887 г., 4), из жизни старообрядцев (1869 г., 2, 6), воспоминание о жизни в расколе (1873 г., 7–10. 12), беседы и поездки миссионеров (1883, 1888–1892 гг.), разные сообщения и сведения о расколе (1884 г., 14; 1885 г., 18; 1892 г., 14; 1896 г., 18, 22, 24; 1897 г., 4, 5; 1898 г., 16; 1899 г., 2, 5, 10, 12; 1900 г., 10–12, 15, 17, 18; 1901 г., 21, 22; 1902 г., 12, 13), сказание Мартина (1886 г., 7, 8, 10, 11), рецензия на учебник по расколу И. Стрельбицкого (1890 г., 10–12), калужские сектанты – воздыхающие (1902 г., 15), демовские молоканы (1872 г., 12–17), скопцы (1871 г., 2, 13, 17; 1872 г., 1. 2; 1888 г., 19–22; 1898 г., 19), хлысты (1893 г., 23, 24; 1894 г., 1–4, 20–23; 1895 г., 6. 8. 9; 1896 г., 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20; 1897 г., 1. 2. 4–7, 9–11).

Богословские статьи: догматические вопросы в русской литературе 1886–1890 гг. (1892 г., 4–6, 9, 10, 14, 15, 21, 23; 1893 г., 1), тайна воплощения (1893 г., 5, 6), Церковь Христова на земле (1890 г., 7–10), о Церкви, как хранительнице истины и добра (1902 г., 20–23), учение о Св. Духе (1869 г., 18, 20, 21), о почитании Божией Матери (1895 г., 15, 16), учение о пастырстве в посланиях и поучениях древних русских иерархов (1887 г., 3, 6, 15, 24), пастырь Церкви по Иоанну Златоусту (1895 г., 12, 13), естественная гармония между человеческою душою и христианским духом (1886 г., 9–14), отношение между умственным и нравственным развитием (1869 г., 13 и сл.), здоровая и больная душа (1904 г.), откуда зло и страдания (1890 г., 24; 1891 г., 1), Декартовы доказательства бытия Божия (1896 г., 23. 24), социально-коммунистическое учение в отношении к христианству (1876 г., 9. 10.14. 18. 21), разбор сочинений Вл. С. Соловьева (1882 г., 8–11) и Л. Н. Толстого (1886 г., 9–15), как можем уподобиться Распятому (1877 г., 5, 6), грех и крест (1901 г., 8. 10), мир с вами 1892 г., 7–9), дохристианский и христианский взгляд на взаимоотношение слуг и господ (1894 г., 10. 11), назидательные статейки о посте (1882 г., 15. 16; 1900 г., 4) , молитве (1893 г., 7; 1901 г., 2; 1891 г., 4), благотворительности (1891 г., 20), о заповедях блаженства (1900 г., 10) , о притче о плевелах (1901 г., 10), псалме 50 (1901 г., 2), псалме 38 (1887 г., 9), катехизические поучения (1868 г., 14, 16, 17); 1870 г., 2, 5, 14, 19, 20; 1871 г., 2. 7), статьи о крестном знамении (1864 г., 18), восьмиконечном кресте (1865 г., 13) и обычае носить крест (1884 г., 21), об анафеме (1882 г., 18. 20–22; 1883 г., 6) , о воскресном дне и его провождении (1884 г., 19; 1892 г., 16–20; 1894 г., 8. 9), о праздниках Пасхи (1891 г., 8; 1875 г., 8; 1883 г., 8), Рождества Христова (1883 г., 1; 1892 г., 23; 1894 г., 24; 1900 г., 21–24; 1901 г., 23–24; 1905 г., 24), Преображения (1897 г., 15), Успения (1886 г., 16), Св. Духа (1870 г., 14.15), Петра и Павла (1898 г., 14) , 1 августа (1894 г., 15), нового года (1887 г., 1; 1888 г., 1; 1894 г., 24; 1899 г., 2; 1901 г. 24; 1902 г., 23), о крестопоклонной неделе (1870 г., 5) , „Чертог Твой“ (1887 г., 5), масляница (1893 г., 2), о символах в богослужении (1892 г., 4), о благовесте, звоне и колоколах (1883 г., 18; 1885 г., 23; 1894 г., 2; 1896 г., 8. 15), о погребении умерших (1870 г., 21. 22), о разрешительной молитве (1883 г., 17), о голосниках в старинных церквах (1895 г., 17) , о старообрядческих малинницах (1892 г., 7. 8), оставленных грамотах (1884 г., 21), древние правила о пресвитерах (1881 г., 15, 16, 20, 24), о проступках, подлежащих духовному суду (1868 г., 20), исторический очерк богослужебного пения в древнехристианской церкви (1879 г., 1. 2. 10–12).

Так называемые современные вопросы в жизни духовенства, выступавшие в то или другое время на первый план, также нашли себе отражение в „Е. В.» Об улучшении постановки церковного чтения (1863 г., 23; 1893 г., 21; 1894 г., 1–4; 1902 г., 18) и пения (1863 г., 23; 1864 г., 13; 1882 г., 19; 1889 г., 14; 1892 г., 1. 5. 7), иконописании (1863 г., 19–21), о браке – гражданском (1876 г., 11–13), вдовых священников (1863 г., 16), в духовном звании (1863 г., 8) и между близкими родственниками (1863 г., 4), о содержании духовенства вознаграждением за требы (1863 г., 14), об улучшении быта духовенства (1877 г., 16–19; 1878 г., 8), нужна ли церковная земля духовенству? (1863 г., 6), страхование церковных 8даний (1879 г., 24), о выборах в церковной среде (1864 г., 12) и о съездах духовенства (1864 г., 3), о наградах и правах священников (1864 г., 10, 11), о правах и обязанностях псаломщиков (1903г., 9–11), о просветительной деятельности диакона (1869 г., 12, 9, 23), о сложении священного сана (1863 г., 15), о народном образовании (1869 г., 9, 23), о книгах для народа (1868 г., 3, 4).

Из пастырской практики: заметки новопоставленного священника (1867 г., 3, 13), служение священников без диакона (1874 г., 13. 14, 23), освящение храмов (1895 г., 18), причащение младенцев за преждеосвященной литургией (1876 г., 8), духовные следователи (1874 г., 19. 23), приходские (1878 г., 1) и похоронные обеды (1885 г., 24).

По вопросам воспитания и обучения: попечительность древних христиан о воспитании детей (1870 г., 1. 2. 6. 9. 17. 19. 22; 1871 г., 6, 9, 10, 14, 18), о воспитании детей духовенства (1870 г.), о воспитании детей (1867 г., 23), о религиозном воспитании (1893 г., 22), о воспитательном значении семьи (1902 г., 15) , заметки школьного учителя (1888 г., 10. 15), школьная дисциплина (1867 г., 2, 7–9; 1890 г., 10, 12, 13), содержание духовно-учебных заведений (1864 г., 19), духовная бурса (1864 г., 7), общежития в духовно-учебных заведениях (1882 г., 15, 20, 21), воскресная школа при калужской семинарии (1873–1874 гг.).

Из статей так называемого смешанного содержания можно отметить: об удовольствиях (1876 г., 1), о картежной игре (1875 г., 13; 1876 г., 1), о древних банях (1876 г., 22), о нищих в калужской губернии (1899 г., 3), о восковых свечах (1887 г., 11, 12, 18) и пчелином воске (1891 г., 21–24; 1892 г., 1. 3, 11; 1894 г., 9), о садах в народных школах (1892 г., 15) и садоводстве в калужской губернии (1892 г., 1) , большая рецензия на очерки аскетической литературы архимандрита Никодима (1905 г., 12–18), об уходе за зубами (1901 г., 9), о воде и тепловых свойствах ее, как свидетелях премудрости и благости Творца (1897 г., 9, 10), большое число духовных стихотворений, в особенности в годы пребывания на калужской кафедре епископа Макария, слагавшего стихи по всякому поводу (1888 г., 10; 1889 г., 21; 1891 г., 6. 7. 10. 23; 1892 г., 2. 24; 1893 г., 3; 1895–1901 гг. – почти в каждом №; 1905 г., 7–8).

С. Рункевич

Калугин Ф. Г. Калугин Ф. Г. - был сын крестьянина томской губернии. По окончании курса в 1886 г. в Томской духовной семинарии, он был назначен учителем русского языка и закона Божия в младших классах томского епархиального женского училища. В 1888 г. Ф. Г. Калугин уехал в Петербург и здесь он поступил в Духовную Академию, которую и окончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия. В том же году 23 сентября был определен на должность помощника секретаря, а в 1894 г. назначен исправляющим должность секретаря совета и правления Духовной Академии. Занимая означенную должность, Калугин с успехом защитил диссертацию на степень магистра богословия (29 мая 1894 г.). В должности секретаря Калугин оставался недолго (до 6 ноября 1895 г.), ибо перешел преподаватель географии в учительскую семинарию в Новый Буг (херсонской губ. и уезда), где чрез несколько лет и скончался, не задолго до смерти начав страдать душевной болезнию.Калуф

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle