профессор Александр Павлович Лопухин

Кефалония

Кефалония (или Кефаллиния ) – один из Ионийских островов, расположенный к югу от других, против входа в Патрский залив. Ныне по количеству населения он занимает второе после о. Корфу место, имея свыше 80.000 человек. Политическая и церковная судьба Кефалонии находилась в тесной связи с историческим прошлым всех Ионийских островов. В частности же можно отметить, что христианство распространилось на Кефалонии из Ахаии в апостольские времена. В конце IV в. (395 г.) остров подпал политическому влиянию Византии. В гражданско-административном отношении он в византийскую эпоху никогда не составлял самостоятельной единицы, а примыкал к феме Пелопоннеса, как свидетельствует император Константин Порфирородный в сочинении «О фемах». В церковном отношении Кефалония во время вселенских соборов выделилась в особую епархию, находившуюся до 732–733 г., как и весь восточный Иллирик, под духовной юрисдикцией римского папы; а потом остров подчинился духовной власти константинопольского патриарха. На седьмом вселенском соборе присутствовал пресвитер Григорий, местоблюститель Кефалонийской епископской кафедры. В эпоху Фотианскую (IX в.) был известен кефалонийский епископ Антоний, присутствовавший на одном из константинопольских соборов этого времени. В каталоге епархий Константинопольского патриархата, известном с именем императора Льва VI Мудрого (886–911 г.), Кефалонйская епископия занимает четвертое (из семи) место в ряду епископий, подчиненных митрополиту Коринфа. Во время латинского господства в Константинополе (1204–1261 г.) и Кефалония, вместе с другими Ионийскими островами оказалась во власти латинян, которые изгнали с острова православного епископа, завладели имуществами православных храмов, силой заставляли духовенство и народ исполнять латинские обряды и признавать главенство папы. Под властью византийских императоров (XIII-XIV в.) церковная жизнь на острове по-прежнему получила нормальное течение и развивалась в строго православном духе. Между прочим, в 1362 г. патриарх Вселенский Филофей, вместе со своим синодом, переместил епископа (неизвестного по имени) Кефалонии на митрополичью кафедру Навпакта, мотивировав этот акт тем, что означенный епископ отличался большою ревностью о благе христиан и усердно защищал церковные права как в своей епархии, так и в митрополии Навпакта, чем и заслужил свое возведение на высшую кафедру (Miklosich et Muller, Acta I, p. 413–415). От 1389 г. имеются сведения, что епископ кефалонийский подчинялся митрополиту Коринфа (ibid., II, 139). В это время остров находился уже под властью рыцарей Токко из Беневента, господство которых продолжаюсь здесь до конца XV века. Положение православного населения острова под этим владычеством постепенно ухудшалось, вследствие водворения здесь латинского духовенства. На Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.), провозгласившем церковную унию между Византией и Римом, было постановлено, чтобы епископ Кефалонийский, управлявший и островом Закинфом, попеременно избирался из латинян и греков, причем епископ-грек должен был жить на Кефалонии, а латинянин – на Закинфе.

Самостоятельность греческой епископии на Кефалонии восстановил Леонард II (из фамилии Токко), изменивший политику этого дома в отношении к православным грекам острова. В 1450 г., на Кефалонийскую кафедру был назначен греческий архиерей Герасим Ловердос, духовной юрисдикции которого были подчинены и острова Закинф и Итака. Под управлением этого иерарха положение церковных дел на Кефалонии немного улучшилось. Он находился в хороших отношениях с Леонардом II, прочно утвердил греческую кафедру на острове, добился возвращения ей отнятых латинянами имуществ и обеспечил за греческим клиром право избрания епископа. Герасим управлял Кефалонийской епархией свыше 40 лет и пережил ужас турецкого завоевания Кефалонии в 1479 году, когда население острова, – по распоряжению султана Магомета II, – частью было перебито, частью (женщины и дети) отправлено в Константинополь. Но турецкое владычество продолжалось здесь недолго: – в конце XV века остров был уже под властью Венеции. На Кефалонии по-прежнему остался греческий православный епископ, находившийся в подчинении Коринфскому митрополиту и Константинопольскому патриарху. Хотя венецианское правительство толерантно относилось к православным грекам, но латинское духовенство питало к ним вражду и ненависть, очень часто давало поводы к пререканиям между православными и католиками и много было повинно в тяжелом положении православных. Между прочим, кефалонийские православные епископы имели горячие и продолжительные споры с латинскими епископами Закинфа по вопросу о смешанных браках. Дело не раз доходило до публичных между ними диспутов, завершавшихся взаимной анафемой. Но в большинстве случаев греки были страдающей стороной. Однако они крепко держались православия и находились в канонических отношениях к Константинопольскому патриарху. Патриарх Кирилл I Лукарис, по ходатайству епископа кефалонийского Никодима Метаксы, освободил остров от подчинения митрополиту Коринфа и возвел Кефалонийскую кафедру на степень архиепископии. В этой степени Кефалонийская кафедра пребывала до 1799 г., когда Вселенский патриарх Неофит VІІ возвел ее (вместе с о. Закинфом) в достоинство митрополии. В это время Кефалония находилась под властью французов. В 1886 г. остров, – несмотря на протест митрополита Спиридона, – вошел в состав епархий церкви королевства Греческого. По административному делению 1900 г., Кефалонийская епископия ныне занимает восьмое место в каталоге епархий новогреческой церкви. Главный город острова – Аргостолион с 9.000 жителей, второй по населению – Ликсури. Близ крепости Ассоса находится монастырь св. Герасима, покровителя острова; здесь почивают его мощи. Из монастырей острова также известны – св. Варвары (построен в XVII в.), св. Евфимии (возобновленный в XIX в. на развалинах древнего храма в Пиларе, ныне имеет в своих стенах богадельню), св. Андрея Милапидьяса и другие. Остров Кефалония был родиной многих выдающихся деятелей греческой церкви и просвещения, как это убедительно показал в своих трудах ученый И. Цицелис.

И. И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle