Библиотеке требуются волонтёры

Иоанн: святые русские, дней памяти коих ныне не положено

Иоанн: 1–6 святые русские, дней памяти коих ныне не положено.

1) Иоанн и Мария праведные, начальники града Устюга, жившие во второй половине XIII в. (у Леонида, Св. Русь, стр. 88, ошибочно показано XII в.). «Когда-то, – говорит Голубинский – до второй половины XVII в. было установлено им или само собой вводилось празднование, но потом неизвестно когда в XVIII или XIX в. празднование это само собой прекратилось» (Ист. канон, св., изд. 2, стр. 142). В настоящее время И. и М. праведные в забвении: см. Голубинский, стр. 358–359; ср. Сергий, Полн. месяц. вост. II, прил. 3-е, стр. 561.

2) Иоанн затворник псковский, †24 октября 1616 г. В Псковской летописи по поводу кончины его замечено, что он «в стене жил 22 года, ядь же его рыба, а хлеба не ел, а жил во граде, якоже в пустыни, в молчании великом» (П. С. Р. Л. 4, 332). Проф. Голубинский помещает его в числе только «почитаемых усопших» (Истор. канон, св., изд. 2-е, стр. 328). Нет его и в «Верн. месяц. всех рус. св.» в числе канонизованных святых.

3) Иоанн (в иночестве Иона) Власатый каргопольский, подвизавшийся на том месте, где теперь стоить Успенский женский монастырь около города Каргополя. У преосв. Сергия (Полн. месяц. вост. II, прилож. 3-е, стр. 561) и у проф. Голубинского (Истор. канон, св., изд. 2-е, стр. 327–328) И. каргоп. помещается в числе почитаемых усопших. В «Верн. месяц. всех рус. св.» и у преосв. Филарета (Русские св.) его совсем нет. Кончину его относят к 1622 г. или еще позже. «Из разноречивых показаний об И. каргопольск., о времени и подвигах его жизни можно думать, что двое были в Каргополе местночтимых подвижников, – один из них Иоанн, в иночестве Иона, строитель Успенского монастыря, а другой – Иоанн Христа ради юродивый» (Димитрий, Месяц. св. изд. 2-е, на 17 февраля, стр. 174; ср. на 5 февраля и на 24 июня). См. еще Леонид, Св. Русь, стр. 100; Н. Барсуков, Источ. рус. агиогр., стлб. 244.

4) Иоанн младенец угличский, семилетний отрок-страдалец, убитый после страшных истязаний одним работником его отца по злобе на последнего в 1663 г. 25 июня. Он был сын богатого посадского человека г. Углича Никифора Ченолосова. В память убитого сына родители решили построить каменную церковь во имя И. Предтечи. При копании рва тело отрока найдено было нетленным. По распоряжению ростовского митр. Ионы, которому доложено было о случившемся, после надлежащего освидетельствования, гробь с нетленными останками был поставлен в стене возводимой каменной церкви, где он находится и поныне, закладенный в стену. Память младенца И. свято чтится в Угличе и его окрестностях: у его гроба служат панихиды и совершаются исцеления. – У преосв. Сергия (Полн. месяц. вост. II2, прил. 3-е, стр. 561) и у проф. Голубинского (Истор. канон, св., изд. 2-е, стр. 328) И. млад, углич. находится в числе почитаемых усопших. По Леониду (Св. Русь, 730, стр. 189), «есть житие, писанное старообрядцем в начале XVIII в., в Собр. рук. В. Ундольского, № 319». См. еще Димитрий, Месяц. св. изд. 2-е, на 15 июня, вып. 10-й, стр. 233–234.

5) Иоанн затворник сезеновский, подвизавшийся в селе Сезенове Лебедянского уезда Тамбовской губ., †14 декабря 1839 г. Он был сын крепостного крестьянина, с 15 лет начал подвиг юродства; отпущенный помещиком на волю, некоторое время жил в Задонском монастыре. В селе Сезенове И. затворился в келлии при церкви, предаваясь молитве; приносимую для него пищу принимал через два дня и даже через неделю. В чертах лица отражалось мирное настроение его духа. Скончался в молитвенном положении перед келейною иконой. Голубинский (Ист. канон, св. в рус. Ц;, изд. 2-е, стр. 328) и преосв. Сергий (Полн. месяц. вост. II2, прил. 3-е, стр. 561) помещают И. сезеновского в числе почитаемых усопших. См. еще Димитрий, Месяц. св., изд. 2-е, на 14-е декабря, стр. 120–121; «Поселянин», Русские подвижники XIX в.

6) Иоанн иеросхимонах (1795–1867), затворник Святогорской пустыни, в Изюмском уезде Харьковской губ. Сын простых мещан г. Курска, он с юных лет обнаруживает влечение к монашеской жизни. Однако, исполняя волю родителей, учится печному мастерству, вступает в брак и скоро делается зажиточным хозяином-собственником. Успех в житейских делах не мог заглушить его глубокой склонности к жизни подвижнической. После смерти жены и отца, будучи бездетным, И. пристроил мать у своих сестер и немедленно оставил мир. В 1838 г. он побывал в Киеве и, по совету лаврского духовника, потом поступил в Глинскую Богородицкую пустынь курской епархии. Чрез несколько лет он вместе с несколькими братиями из Глинской пустыни перешел в Святогорский монастырь, бывший в запустении с 1788 г. Здесь И. много потрудился над восстановлением заброшенной обители, исполняя обязанности эконома, гостинника и духовника для приходящих богомольцев. Вскоре по прибытии в Святогорский мон. он принял пострижение с именем Иоанникия и рукоположен сначала в сан иеродиакона, а потом иеромонаха. С особенной любовью Иоанникий заботился о возобновлении в Святогор. монастыре пещер, которые до того были в полном забвении. Скоро осуществилась его заветная мечта – жить в затворе: с благословения настоятеля он затворился в одной из пещерных келлий. Через 1 1/2 года пребывания в затворе принял он схиму с именем Иоанна и всецело предался суровой подвижнической жизни. В его узкой и тесной келлии было холодно и сыро, как в леднике; деревянный гроб служил ложем подвижнику, обрубок дерева был вместо стула; кувшин воды, лампада, нагольный тулуп и епитрахиль удовлетворяли всем его запросам. Семнадцать лет подвизался Иоанн в затворе и еще при жизни Господь прославил его даром чудотворений; слава о его подвигах привлекала толпы богомольцев. И. скончался 11 августа 1867 г.

Aн. Судаков


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle