профессор Александр Павлович Лопухин

Иоанн Лествичник

Иоанн Лествичник (Klіmacus) назван так по своему главному сочинению «Лествица райская» (Κλι’μαξ τοῦ παραδει’σσυ, Scala paradіsi). Отрывочная биография И. Л. написана, вероятно, современником и другом его, монахом раифского монастыря (на берегу Суэцкого залива на расстоянии 30 километров, или 30 верст, к юго-западу от Синая) Даниилом (Migne gr. t. LXXXVIII, col. 585–630). Иоанн родился около 525 г. и 16-ти лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом – в пещеру у подошвы горы Синая. Сорок лет прожил Иоанн отшельником. Из уединения вызвали его синайские монахи, избравшие своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Так произошло название Иоанна «Синаит». Другое название «Схоластик» было дано за его ученость. – В продолжение нескольких лет Иоанн оставался настоятелем Синайского монастыря, а затем снова удалился в уединение, в котором и пробыл до конца своей жизни. В 600 г. И. был еще жив, так как сохранилось письмо Григория Вел. от 1-го сентября сего года, адресованное Иоанну, авве горы Синая. Пямять И. Лествичника церковь празднует 30 марта.

В своей «Лествице» Иоанн дает руководство к иноческой жизни, которая, – по его мысли, – представляет путь непрерывного и трудного восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо. Ступеней самосовершенствования И. насчитываешь 30, сообразно 30 годам жизни Спасителя до выступления Его на общественное служение. По своему содержанию «Лествица» разделяется на 2 части, из коих в 1-й говорится о пороках, противных христианской жизни (гл. 1–23), а вторая раскрывает понятие о нравственных и богословских добродетелях (гл. 24–30). По изображению «Лествицы», христианское совершенствование начинается отвержением «мира» и борьбою со «страстями». От рассеивающих удовольствий и чувственных наслаждений «дух» обращается к покаянию и печали, пребывая в постоянном памятовании смерти. Спасительная печаль смягчает сердце подвижника силою слез, освобождает его от себялюбия и снимает с него греховные наросты. Таким путем покаявшийся достигает состояния «молчания», когда он находит слова только для молитвы, песнопений и выражения «любви». Дух и душа освобождаются от уз грубой чувственности, утончаются, получая действительную способность к общению с миром духовным, небесным, божественным. Блаженное «смирение» ведет по стезям последования Христу и отверзает дверь в небесное царство. – Победивший «страсти» получаешь высшую способность «различения» (ὀια’κρισις), которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и других злые и добрые движения, подавлять первые и развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия п спокойствия (ἠσυχι’α) подвижник вступает уже на земле в прославленное состояние и созерцает, как бы в зеркале, райские блага. – Строгого и точного психологического анализа внутреннего самоусовершенствования «Лествица» не дает, ибо ее автор, конечно, и не ставил себе этой цели. В переходе от одной ступени к другой иногда трудно указать логическую или психологическую последовательность, а самые ступени не всегда ясно разграничены. Цель сочинения не теоретическая, а практическая, – дать руководство в прохождении духовной жизни монашеской, и, как хорошо удовлетворяющее такой цели, оно издревле пользуется вполне заслуженной славой. Изложение «Лествицы» чуждо риторической напыщенности, причем иногда встречаются даже пословицы. Вообще И. предпочитал афористическую форму сентенций и в немногих словах говорил многое. Источником при написании этого произведения, – кроме Свящ. Писания и личного подвижнического опыта, – служили несомненно известные ему труды предшествовавших ему аскетов, из которых он сам называет Евагрия, Кассиана, папу Григория. 1-го или великого и Георгия Арсилаита.

В виде прибавления к «Лествице» И. написал другое небольшое сочинение: «К пастырю» (προ’ς το’ν ποι’μενα), где он рисует идеал настоятеля монастыря, который, – по изображению писателя, – должен быть пастырем, кормчим, врачом, учителем и образцом для подчиненных.

Оба сочинения написаны по просьбе друга И., настоятеля раифского монастыря, также Иоанна, который написал на «Лествицу» комментарии. Такие же комментарии писал впоследствии Илия, архиепископ критский и др.

Оба произведения И. Лествичника сделались любимыми книгами в монастырях: Особым уважением пользовалась «Лествица» и в славянских странах. Уже в X-XI вв. она была переведении на славянский язык в Болгарии. В XIV в. явился другой перевод в Сербии, сделанный под руководством митрополита Савватия. Обе эти редакции распространились и в России.

С. Зарин


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иоанн Мосх профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Кишион архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Письма – 197. Слово Игумении – закон для инокини, ибо в нем воля Божия преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

4. Sermons – Exaltation Of Cross Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle