профессор Александр Павлович Лопухин

Иаков (Блонницкий)

Иаков (Блонницкий), иеромонах. Родился 27 января 1711 г., умер 14 апреля 1774 г. В списках воспитанников Киевской духовной академии 1738 г. он значится в школе философии в сане иеродиакона, сыном священника, «малороссом Лубенского полка из города Чигири и Дубровы»; школа философии была шестая по порядку (аналогия, инфима, грамматика, синтаксима, риторика, философия и богословия), следовательно, Иаков в 1738 г. учился в академии или шестой, или двенадцатый год (если считать по 2 года в школе). В 1740 г. Иаков называется «слышателем богословия» и признается способным к занятию учительской должности в школе аналогии. В котором году он принял монашество и какое было его имя до пострижения, открыть не удалось (указываемый 1729-й год кажется сомнительным, так как ему тогда было всего 18 лет от роду). В 1741 г. Иаков из Киева перешел в Тверь, где в семинарии преподавал риторику; через два года испросил себе увольнение и поступил в лубенский Мгарский монастырь, откуда в 1743 г. был вызван в Московскую дух. академию для преподавания греческого языка. К этому времени относится повеление первых его ученых трудов: составленной для слушателей «греческой грамматики» на латинском языке и переведенного на славянский язык «Енхиридиона Епиктета» (1744 г.). С 1745 г. он привлечен был к участию в трудах по «исправлению славянского перевода Библии и более двух лет занимался этим делом, оставаясь иногда один при этой великой ученой работе. В это же время он успел перевести книгу св. И. Златоуста «О священстве». В 1748 г. Иаков поселился в белгородском Николаевском монастыре, где перевел на славянский язык «Постановления Иерусалимского собора 1672 г. против кальвинистов» и книгу Дионисия Ареопагита «О небесной и церковной иерархии». Из сообщения Белгородского епископа Иоасафа видно, что Иаков был прислан Св. Синодом в монастырь «за невоздержное житие с запрещением священнодействия, дóндеже уцеломудрится», занятием ему были назначены «перевод церкви святой благопотребных книг и переписка нуждных скрыптов»; в июне. 1751 г. «за учиненное по духовному делу преступление» отослан был в Святогорский Успенский монастырь «для содержания по жизнь без священнодействия», но 8 августа 1751 г, бежал «безвестно». Св. Синод разослал повсеместно указы о сыске иеромонаха Иакова по следующими приметам: «роста средняго, лицем смугл, круглолик, волосы на голове и на бороде черные, малые, речи тонклявой, мало шепетлив, славенолагинскаго и греческаго языков обучен». Поиски были безуспешны, но в начале 1761 г. иеромонах Иаков прибыл в московский Чудов монастырь и объявил о себе следующее: «В 1752 г. тайно пришел во св. Афонскую году и жил при славено-болгарском Зографском Святогорском монастыре целых восемь лет в трудах, сочинял книги, которыя носил при себе недовершенныя, и сличал переводныя славянския церковныя и учительныя книги с эллпногреческими, оных переводов автентичными (псалтирь, октоих, триодь цветную и постную, 12 миней, прологи, служебник, требник, лествицу Иоаннову, сочинения Григория Богослова, шестодневник Василия Великого, Василиеву ифику, аскетику и слова, Дамаскинову богословию, диалектику, Афаиасиевы – против ариан, слово на Вознесение и синопсис Свящ. Писания, Златоустов маргарит и о священстве, Феофилактово объяснение на 4 Евангелия, Ефрема, Дорофея, Исаака Сирин, Соборник, Кормчую, Библию и Златоустовы беседы на Деяния и Павловы послания)». Кроме того, он составил там «эллино-словенский и словено-эллино-латинский лексикон», заключающий в себе до 80.000 слов, и «грамматику церковно-славянского языка – в регулах и примерах довольную, коигде вси почти из одной Библии выписаны». Прося прощения за свою самовольную и продолжительную отлучку, Иаков надеялся, что ему позволено будет жить в Москве, докончить сочинения, переписать набело и «положити в библитеце московской типографии ради употребления по нужде», но Св. Синод отправил его в Киев, где он начал свою иноческую жизнь. «Надежда окончания многолетних трудов его всячески пресеклася, зане там никакой способности к сему им не усмотрено еще при первобытии в Киеве». Местом жительства иеромонаха Иакова в 1761–1774 гг. были киевские монастыри Пустынно-Николаевский, Златоверхо-Михайловский и Братский училищный, где он и скончался. Такой печальный конец имела долголетняя, кропотливая, усидчивая работа; трудам последних лет жизни этого преданного делу глубокого знатока рукописей и греческой словесности не суждено было появиться в свет: славянская грамматика в рукописи хранится в архиве Св. Синода, а где остальные его труды, неизвестно.

К. Здравомыслов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle