профессор Александр Павлович Лопухин

Вифезда

Вифезда – упоминаемый в Евангелии от Иоанна пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение (Иоан. 5:2), на что указывает и самое название его, означающее по-еврейски «дом милосердия». Собственно название «дома» придавалось тем крытым ходам или галереям, которые воздвигнуты были около пруда для удобства многочисленных больных, собиравшихся тут в ожидании «возмущения воды», периодически происходившего в пруде и обозначавшего момент высшей его целебности. В евангельской истории этот пруд связывается с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал целых 38 лет и, уже совершенно отчаявшись в возможности исцеления, неожиданно получил его от неизвестного ему Галилейского Учителя (Иоан. 5:5–9). Вопрос о местоположении В. доселе не нашёл окончательного разрешения. По свидетельству евангелиста, пруд находился у Овечьих ворот, которые отождествляются иногда с теперешними воротами св. Стефана, в мусульманской части Нового Иерусалима. Там действительно находится высохший водоём, который, по-видимому, содержался некогда в исправности, так как берега его выложены весьма прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырехугольную, продолговатую форму, до 50 саж. в длину п 17 саж. в ширину. У местных жителей арабов он называется «Биркет Израиль», т. е., прудом израильским. У западной стены заметны развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом «крытым хо дам». Есть, впрочем, мнение отождествляющее В. с другим прудом, находящимся близ церкви св. Анны. Этот пруд ещё во времена крестовых походов назывался «Овчей купальней»; там находили следы пяти арок. Некоторые, наконец, видят В. в так называемом «пруде Девы», находящемся в Кедронской долине, особенно вследствие того, что там и доселе от неизвестных причин происходит своеобразное «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три – четыре в неделю. Но местоположение его совсем не соответствует евангельскому рассказу, по своей отдалённости от храма, и потому большинство учёных склоняется в пользу первого из вышеприведённых мнений (См. Энцикл. Слов. Брокгауза и Ефрона т. 12).

А. Л.



Источник: Петроград. Бесплатное приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вифиния профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Бенхаил архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Киев Михаил Владимирович Толстой

4. Послания – Послание 120(308). Не надписанное преподобный Феодор Студит

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Праведники схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Тихон Малинин митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – МИР ДУХОВНЫЙ святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Об исповеди беглого греческого митрополита Амвросия пред беглым раскольническим попом – Иеронимом профессор Николай Иванович Субботин

9. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Мера святитель Димитрий Ростовский

10. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

Комментарии для сайта Cackle