профессор Александр Павлович Лопухин

Владимирская епархия

1. Исторический очерк. – Владимирская епархия первоначально именовалась суздальской и владимирской и учреждена, из части ростовской епархии, в 1214 г., когда но просьбе владимиро-суздальского великого князя Юрия Всеволодовича II митрополит поставил Суздалю и Владимиру отдельно от Ростова епископа (И. Покровский, «Русские епархии», т. I). Первым епископом был Симон, скончавшийся в 1226 г. Он признан святым. Его мощи почивают во владимирском успенском соборе. Вторым был Митрофан, 7 февраля 1237 г. мученически скончавшийся во время нашеств1я Батые в пламени владимирского собора, в котором он укрылся вместе с княгиней и княжескими детьми. Самый город Владимир основан великим князем Владимиром, – или Равноапостольным, или Мономахом, с точностью это не установлено. Во всяком случае, Мономаху город обязан своим значением и благоустройством. Сын Мономаха Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский, особенно последит, способствовали возвеличению Владимира. Князь Андрей провоз гласил город столицею великого княжества, создал величественный храм Богоматери и перенёс в него в 1160 г. из придворной церкви чудотворную икону Богоматери, взятую из Вышгорода при перенесении в суздальскую землю. При Андрее слава Владимира затмила славу Киева. В 1237 г. город был разрушен полчищами Батыя, но недолго оставался в запустении, скоро обстроился, укрепился и восстановил принадлежавшее ему значение престольного города русской земли. В 1274 г. в нем состоялся известный в истории духовный собор. В 1299 г. во Владимир перенесён был из Киева митрополичий престол, скоро, впрочем (в 1325 г.), перенесённый в Москву. С постепенным возрастанием Москвы Владимир сталь понемногу терять своё значение. В 1395 г. перенесена была в Москву и владимирская чудотворная икона Богоматери. В 1411 г. город вторично был раз- рушен татарами. К ХVIII в. это уже довольно захудалый и обедневший город, но зато он всегда был и до сих пор остался богатейшим историческими памятниками и воспоминаниями. «Здешним князьям первым усвоено наименование благоверных. Отсюда распространилась православная вера и благочестие по всей северо-восточной Руси. Отсюда вышли два великих светила русской церкви – Пётр и Алексий... Здесь, в храме Пречистой, велик князь Дмитрий Донской напутствуем был молитвами церкви на битву с Мамаем. Владимирская икона Богоматери, перенесённая в Москву, спасла первопрестольную столицу от нашествия татар. Из Владимира, наконец, перенесены при Петре Великом в новую столицу почивавшие в нем мощи св. благоверного князя Александра Невского» («Владим. Еп. Вед.», 1868 г., № 14). Вместе с городом, в длинном ряде лет, пережила много перемен и епархия, как в отношения своего района, так и в титуле своих владык. Первые владыки жили при князе во Владимире, хотя Симон и выстроил в Суздале кафедральный собор. После перенесения митрополии из Владимира в Москву в 1325 г. Владимир вошёл в состав московской епархии, и московские архиепископы в ХVIII ст. именовались московскими и владимирскими. Наконец, 16 поля 1744 г., при императрице Елисавете Петровне, была образована особая владимирская епархия. Первые архиереи владимирской епархии именовались владимирскими и яропольскими. Первым был 1) Платон (Петрункевич), хиротонисанный 20 марта 1748 г. из архимандритов владимиро-рождественского монастыря; скончался 16 апреля 1757 г. в Москве и был погребён в московском крестовоздвиженском монастыре, но по синодальному указу, состоявшемуся в декабре того же года, гроб был перенесёшь во Владимир и положен в кафедральном соборе, у южной стены. Этот архипастырь известен в епархии своею исключительною любовно к им лее основанной в 1750 г. семинарии, на которую он затрачивал в значительной части собственный средства («Владим. Еп. Вед.», 1865 и 1867 гг.). Вообще он был архипастырь образованный, деятельный, твёрдой воли и решительного характера. Будучи первым архиереем во Владимире, он устроил архиерейский дом – в рождественском монастыре. Заботился о благоустройстве монастырей и приходов. Памятником такой его заботливости остался указ духовенству 1756 г., напечатанный во «Владим. Е. В.» 1886 г., № 19, о благоустройстве церковной жизни. Родом он был из г. Сосницы, был дворянского происхождения, образование получил в киевской академии, некоторое время состоял при коломенском архиерее, от которого и принял монашество, потом был законоучителем кадетского корпуса в Петербурге, ездил заграницу, с 1740 г. был архимандритом севского монастыря, в 1742 г. переведён в рождественский и назначен членом синода, в каковом звании и остался до самой кончины. На плите его гробницы имеется длинная стихотворная надпись биографического содержания («Владим. Е. В.», 1886 г., № 19). – За ним следовали: 2) Антоний (царевич карталинский), сын царя Иессея карталинского и царицы Елены, рождённой царевны кахетинской, в Грузии был «патриархом» – католикосом, выехал в Россию, по смутным обстоятельствам своей родины, в 1757 г. и 23 ноября того же года назначен архиепископом владимирским; русского языка он не знал, и при нем для управления епархией был администратор-архимандрит; 16 декабря 1762 г. отпущен в Грузии; скончался в 1790 г., 16 декабря. – 3) Павел, хиротонисанный 6 шля 1763 г: из архимандритов тихвинских; монашество он принял в 1762 г., а ранее был ключарём петропавловского собора в Петербурге и духовником придворным; скончался 9 августа 1770 г. или 1769 г.; погребён во владимирском кафедральном соборе. Он был родом великороссиянин, образование получил в московской славяно-греко-латинской академии. Был известен своей добротой. В него начинаются «епископы владимирские и муромские», с 24 мая 1764 г. – 4) Иероним (Формаковский), хиротонисанный 25 декабря 1770 г. и скончавшийся 3 августа 1783 г.; погребён во владимирском кафедральном соборе; до архиерейства он, по окончании курса наук в казанской академии, служил префектом (1765 г.) и ректором (1766 г.) этой академии и архимандритом свияжского монастыря. Известен своими заботами о просвещении духовенства. После него остались две печатных проповеди 1778 г. – 5) Виктор (Онисимов или Анисимов), переведён с олонецкой кафедры 22 сентября 1783 г. В 1788 г. епархия владимирская вместе с переславскою присоединена была к суздальской, и преосвященный Виктора переместился в Суздаль, нов 1798 г. опять вернулся во Владимир, с восстановлением 3 мая этого года владимирской епархии. В 1800 г., 24 февраля, преосвященный Виктор уволен вместе со всею консисторией за крайне жестокое обращение с духовенством, которое немилосердно били плетьми, «на смирение» с пенсией в 1.0 р. и пребыванием сначала в Юрьеве, потом в Хутыне монастыре, где и скончался 29 марта 1817 г. При нем два раза был изменяем титул владимирского архиерея: с 6 мая 1788 г. – епископ суздальский и владимирский, а с 16 октября 1799 г. – епископ владимирский и суздальский. Этот последний титул удерживается доселе. Преосвященный Виктор был родом из Новгорода, образование получил в новгородской семинарии, потом принял монашество я был архимандритом в иверском и юрьеве монастыре, 3 июле 1782 г. хиротонисан во епископа – викария новгородского. – 6) Ксемофонт (Троепольский), с 24 февраля 1800 г.; ранее он был префектом орловской семинарии, с 1796 г. архимандритом свияжского монастыря, с 15 января 1800 г. – епископом свияжским, викарием казанской епархии. 3 июля 1821 г. назначен архиепископом подольским. По воспоминаниям одного из современников, на первых порах он был довольно строг, но скоро переменился и оставил по себе память, как владыка приветливый, милостивый, гостеприимный, общительный; любил сады и привёз с собою в епархию родственников, которые оказывали влияние на дела епархии («Владим. Е. В.», 1874 г., № 8). Им построена величественная соборная колокольня. – 7) Парфений (в мире Павел Васильевич Чертков) принял монашество по окончании московской академии (в 1803 г.), будучи учителем низших классов академии – в 1810 г.; с 1811 г. был префектом московской академии и архимандритом, с 1814 г. – ректором вифанской семинарии, а с 1817 г. – ректором же московской семинарии, с 1819 г. настоятелем донского московского монастыря и членом московской синодальной конторы; 21 августа 1821 г. – епископ владимирский; 25 декабря 1833 г. получил архиепископство; 25 февраля 1850 г. назначен архиепископом воронежским. Первоначальное воспитание он получил в доме Нарышкиной в Москве («Владим. Е. В.», 1876 г., № 5), а родом был сын московского диакона, фамилию имел Васильев, а фамилию Чертков принял в память о лице, на средства которого воспитывался. Печатное его наследство состоит из 57 поучений и нескольких писем («Владим. Е. В.», 1881 г., №№11, 12. 16, 19 – очерк жизни и деятельности, и 1878 – 1881 гг. – письма). Он! оставил по себе в епархии память как примерный администратор. – 8) Иустин (в мире Яков Евдокимович Михайлова), сын диакона орловского уезда с. Альшан, образование получил в орловской семинарии и киевской академии, которую окончил магистром и по окончании которой остался в ней же бакалавром (1823 г.); приняла пострижение 25 февраля 1824 г.; в 1828 г. назначен инспектором академии, а чрез месяц ректором киевской семинарии и настоятелем киево-выдубицкого монастыря, и вскоре был произведён в архимандриты; в 1834 г. назначен настоятелем черниговского елецкого монастыря и ректором черниговской семинарии; в 1841 г. хиротонисан во епископа винницкого, викария подольской епархии, в 1842 г. назначен епископом старо-русским, викарием новгородской епархии, и в том же году назначен епископом ревельских, викарием петербургской епархии; в 1845 г. назначен епископом костромским и 25 февраля 1850 г. – владим1рским; 26 поля 1863 г. уволен на покой в борковскую пустынь, откуда через четыре месяца перешёл в боголюбов монастырь, где и скончался 17 марта 1879 г. на 81 году жизни («Владым. Е. В.», 1879 г., 7. 13. 16. 18. 20). Это был добрейший архипастырь, он обыкновение всем говорил «братец», заботился о духовенства, о сиротах, устроил при владим1рском женском монастыре в 1853 г. приют для девочек-сирот (прекративший своё существование после пожара в 1855 г.), был страстный садовод, оставивший по себе память в аллеях рожествина монастыря, собственноручно им насаженных. Погребён владыка в церкви рожествина монастыря. Памятником его управления епархией осталось новое здание консистории, новое здание храма рождественского монастыря, тёплый храм при успенском соборе. – 9) Феофан (Говоров), с 22 июля 1863 г. по 17 1юня 1866 г., известный впоследств1и затворник вышинской пустыни и богослов, о нем будет особая статья. Расставаясь с владимирскою паствой, он говорил в прощальном слове: «отхожу от вас не ради того, чтоб вынужден был оставить вас... Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего, как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться, не берусь объяснять. Одно скажу, что кроме внешнего течения событий, определяющих наши дела, есть внутреннее изменение расположены, доводящих до известных решимостей. Есть, кроме внешней необходимости, необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречить сердце» («Владим. Еп. Вед.», 1866 г., № 15). С владимирской кафедры владыка уходил в затворничество. – 10) Антоний (Павлинский), архиепископ, перемещён 17 июня 1866 г. с Волыни, скончался на 74 году жизни, 29 апреля 1879 г.; погребён в церкви рожествина монастыря («Владим. Е. В.»,. 1878 г., №№ 10 – 13; 1879 г., № 20); о нем см. в очерке архангельской епархии; во владимирской епархии он оставил по себе память, как «милостивец к бедным». – 11) Феогност (Лебедев), ныне высокопреосвященный митрополит киевский, назначен епископом владимирским из Каменец-Подольска 9 декабря 1878 г., 15 мая 1883 г., при коронации, получил архиепископство, 21 ноября 1892 г. переведён в Новгород; о владыке будет особо сказано. Хотя владимирская епархия и ранее имела деятельных и достойных архипастырей, но время управления ею преосвященным Феогностом выделяется исключительно энергическою деятельностью. В правление преосвященного основано братство си. Александра Невского, с его различными разветвлениями, заведены и обзаведены библиотеки при церквах, установлены внебогослужебные народный собеседования, собирались противораскольнические съезды, улучшен быть духовно-учебных заведений – созданием многих зданий для помещения классов и общежитий (суздальское и переславское училища, семинарское общежитие), основан свечной заводь, ставший скоро обильным источником доходов на епархиальные нужды, учреждена эмеритальная касса духовенства, приют для больных и заштатных священнослужителей, касса ссудосберегательного товарищества с отделением похоронной кассы при консистории, общества вспомоществования недостаточным учащимся в духовных училищах, возобновлён древнейший исторический памятник – успенский собор во Владимире, основано при братстве церковное древлехранилище («Владин. Е. В.», 1889 г., № 1). – 12) Сергий (в мире Иван Спасский), сын священника с. Карпова, костромской епархии, родился в 1830 г., образовало получил в костромской семинарии и киевской духовной академии, по окончании которой, в 1853 г., получил место учителя в родной семинарии; в 1855 г. утверждён в степени магистра; был женат, но овдовел в 1857 г. и принял пострижение 5 июля 1858 г.; в декабре того же года назначен инспектором вифанской семинарии; в 1861 г. произведён в архимандриты и в том же году назначен инспектором и профессором семинарии в Москве; в 1863 г. уволен от должности инспектора и назначен настоятелем московского знаменского монастыря; в 1866 г. назначен ректором вифанской семинарии, в 1874 г. уволен от должности ректора и остался только настоятелем знаменского монастыря; в 1876 г. получил степень доктора богословья; в 1880 г. назначен настоятелем московского спасо-андрониева монастыря; 24 апреля 1882 г. хиротонисан во епископа ковенского, первого викария литовской епархии; в 1885 г. назначен епископом могилёвским, 21 ноября 1892 г. назначен архиепископом владимирским. Имя высокопреосвященного Серия имеет широкую и почётную известность, благодаря его научным трудам в области апологии. Самое капитальное его сочинение – «Полный месяцеслов Востока», в двух томах, изд. 2-е, Владимир, 1901. За это сочиненье владыка удостоен, по защите его, степени доктора богословья. Кроме того, владыка известен и как автор других сочинений. Ему принадлежать: «Исследование библейской хронологии», Киев, 1857, – магистерская диссертация; «Историческое описанье московского спасо-андрониева монастыря», М. 1865; «Историческое описание московского знаменского монастыря», М. 1866; «Несомненная истинность евангельской и апостольской историй», М. 1867; «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки её в России», М. 1879; – «Слова доктора богословия, архимандрита Сергия», М. 1882; «Святый животворящий крест Господень», 1886, 4-е изд. – Спб. 1899; «Православное учёте о почитании свв. икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры», 1887. В ранние ещё годы владыка напечатали» в московских «Чтеньях в Обществе Любителей Духовного Просвещенья» за 1876 г. ответы на возраженья против его «Месяцеслова», а в 1882 г. – «Лавсаик и история египетских монахов;» в «Христ. Чтении» 1879 г. напечатана его статья «О чтении апостола и евангелия в навечерие Рождества Христова – в субботу и воскресенье – и об апостоле и евангелии субботы пред неделею свв. отец». Мелкие статьи и проповеди печатались в «Могилёвских Еп. Вед.» и «Владимирских Еп. Вед.» В последние 10 лет владыка печатает свои труды в «Душеполезном Чтении» и «Страннике». Из них составились отдельный книги: «Беседы об основных истинах святой православной веры», изд. 3-е, Спб. 1899; «Преподобный Феофан Сигрьянский, исповедник», М. 1893; «Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича»; «Святый Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятые Богородицы», Спб. 1898 (из «Странника»); «Годичный круг слов на воскресные и праздничные дни», Владимир 1898; «Избранный житья святых, или доселе не известные в России, или восполненный по неизвестным доселе источникам, или замечательный по несомненности знамений и чудес святых;» «Русская литература об иконах Пресвятые Богородицы в XIX в.», Спб. 1900 (из «Странника»). Владыка состоит почётным членом духовных академий московской, киевской и петербургской. Его имени и оценке его научных трудов будет посвящён особый очерк, теперь же даны только справочный сведения. При преосвященном Антоние, 23 января 1868 г. в епархии учреждено –викариатство. Викарным архиереям присвоен титул епископов муромских. Викариями были: 1) Андрей (в мире Михаил Иванович Поспелов), сын священника тульской епархии, высшее образование получил в московской духовной академии, которую окончил в 1844 г. со степенью магистра. В академии в 1842 г. принял монашество. Начал службу профессором ярославской семинарии, с 1846 г. стал в ней и инспектором, в 1853 г. получил сан архимандрита, в 1855 г. переведён инспектором в тульскую семинарии, здесь получил в 1859 г. ректорство и настоятельство в белевском преображенском монастырь. В 1866 г. вызван был на чреду священнослужения в Петербург, в 1868 г. хиротонисан, 7 апреля, во епископа муромского, прибыл во Владимир 3 мая, а 30 мая скоропостижно скончался; погребён в теплом приделе владимирского кафедрального собора («Владим Еп. Вед.», 1868 г., 12 и 1886 г., №22). – 2) 1аков (в м1ре Алексей Иванович Кротков) хиротонисан 18 января 1870 г., перед арх1ерейством он был настоятелем московского Данилова монастыря и председателем (первым) московского общества любителей духовного просвещения; 28 января 1884 г. опять возвращён в Москву – управляющим донским ставропигальным монастырём. Он был сын волоколамского причетника, по окончании московской семинарии служил диаконом в Москве, но овдовел на первом же году семейной жизни, постригся в монашество и был учителем и инспектором донского духовного училища, затем смотрителем перервинского училища, затем с 1846 г. настоятелем Дмитровского борисоглебского монастыря, в сане архимандрита, и, наконец, с 1855 г. московского Данилова. И в Москве, и во Владимире он много заботился о церковных и епархиальных библиотеках и о церковной проповеди. Скончался 1 декабря 1885 г. на 75-м году жизни и погребён в донском монастырь («Владим. Е. В.», 1885 г., № 24 и 1886 г., № 22; «Моск. Церк. Вед.», 1886 г., № 11). 3) Аркадий (в мире Алексей Филонов), сын причетника смоленской епархии, по окончании курса смоленской семинарии, в 1848 г. поступил послушником в поречскую ордынскую пустынь, здесь 20 декабря 1849 г. принял пострижете, в 1850 г. рукоположен во диакона, в 1851 г. поступил в петербургскую духовную академии, в академии на первом курсе рукоположен во 1еромонаха, по окончании академического курса в 1855 г. назначен смотрителем рославльских училищ и настоятелем рославльского преображенского монастыря, в 1859 г. произведён в игумена, в 1863 г. назначен инспектором владим1рской семинарии, в 1868 г. произведён в архимандрита, в 1869 г. уволен от училищной службы и назначен настоятелем белевского преображенского монастыря, в 1873 г. переведён в витебский марков монастырь, 22 декабря 1885 г. хиротонисан во епископа муромского, а через полтора года, 30 сентября 1887 г., назначен епископом аккерманским. – 4) Александр (в мире Александр Васильевич Богданов), сын священника тульской епархии, родился в 1830 г., образование получил в тульской семинарии и киевской духовной академии, которую окончил со степенью магистра в 1853 г. Начал службу преподавателем орловской семинарии, в 1856 г. принял священство, в 1860 г. был назначен ректором орловского духовного училища, в 1866 г. получил протоиерейство. Оставаясь на духовноучилищной службе, он нёс обязанности сначала соборного священника при кафедральном соборе, потом приходского при покровской церкви. В 1870 г. был избран ректором орловской семинарии и за 19 лет своего ректорства заслужил название «дорогого начальника и отца учащихся». В 1883 г. о. Александр лишился жены, а в 1888 г., 23 октября, подняв всех детей на ноги, принял монашество. 12 февраля 1889 г. был хиротонисан во епископа муромского, и в три года пребывания во Владимире заслужили такую же всеобщую любовь, какую имели ото всех в Орле. 28 марта 1892 г. назначен епископом енисейскими и красноярским. Скончался епископом тамбовским в 1898 г. («Владим. Е. В.», 1898 г., № 19). – 5) Тихон (в мире Павел Клитин), сын священника смоленской епархии, по окончании курса в епархиальных духовно-учебных заведениях в 1855 г., в 1860 г. определён в братство ордынской поречской пустыни и был назначен учителем певчих смоленского арх1ерейского дома; в 1862 г., 13 августа, принял пострижение и был рукоположен в Иеромонаха; в 1863 г. поступил в петербургскую академию и по окончании в ней курса назначен п. д. бакалавра казанской духовной академии, в 1875 г. произведён в архимандрита и назначен ректором самарской семинарии, в 1882 г. назначен настоятелем черниговского елецкого монастыря, в 1885 г. перемещён в домницкий монастырь, в 1888 г. – в новгородсеверский пребраженский, в 1891 г. назначен членом петербургского духовно-цензурного комитета, 26 апреля 1892 г. хиротонисан во епископа муромского, а 30 ноября 1895 г. назначен епископом прилукским, викар1ем полтавской епархии. – 6) Платон (в мире Пётр Сергеевич Грузов), сын священника московской епархии, по окончании вифанской семинарии в 1865 г. был диаконом в Москве; овдовев через 17 лет, он поступил в московскую духовную академию, через год перешёл в петербургскую академию, где и принял монашество. С 4 курса в академии поступил в члены пекинской миссии в 1885 г. В 1893 г. назначен настоятелем спасопреображенского саратовского монастыря с возведением в архимандрита. В 1895 г. вызван в Петербурга на чреду и 21 января 1896 г. хиротонисан во епископа муромского и пребывает во Владимире до настоящего времени. Город Владимир, обладающий, кроме многих исторических достопамятностей, и многими святынями, издавна привлекал к себе, не мало паломников. «Бывали и бывают посетители и из отдалённой Сибири, и из далёкого Урала, и из тёплой Украины, и с холодного Севера. Как только наступает весна, благочестивые путешественники ежедневно притекают целыми толпами».... («Владим. Е. В.», 1882 г., № 2).

Владимирский кафедральный успенский собор, исчисляющий свои годы столетиями, когда-то уподоблялся храму Соломонову, – так был славен. Он освящён долгим пребыванием в нем чудотворной иконы Божией Матери, перенесённой впоследствии в Москву и находящейся ныне в московском успенском соборе; молитвами свв. Петра и Алексия, впоследствии митрополитов московских и чудотворцев всея России; упокоением в нем целого ряда великих князей, начиная с Андрея Боголюбского и Юрия Долгорукого до Калиты, «из коих многие мученически скончали течение своей, жизни, а некоторые прославлены чудо-действенными нетлением» («Владим. Е. В.», 1882 г.,№2). Самый храм построен св. благоверными великим князем Андреем Боголюбским во второй половине XII в. В 1185 г. храм был разрушен пожаром, потом опять возобновлён, в 1237 г. опять разрушен татарами и затем опять возобновлён. В 1645 г. в соборе просеяли мощи св. благ. вел. кн.. Теория, в 1702 г. – св. благов. вел. кн. Андрея Боголюбского и сына его Глеба. Но с упадком Владимира неустранимо падало и велич1е собора, он все более и более приходили в ветхость и запустение, пока в 1891 г. не был блестяще возобновлён архиепископом Феогностом. – Почивающие в соборе мощи «прославлены такими чудными нетлением, что возбуждают священный трепет в сердце каждого верующего: им не только чуждо тление, но и самое окостенение смерти». «Как исторический памятники, как безмолвный свидетель славного минувшего древней Руси, владимирский успенский собор имеет такое же значенье для каждого истинно русского человека, как Св. Софья киевская и новгородская, как непосредственный преемник славы его – московский успенский собор»... («Владим. Е. В.» 1891 г., № 19). Подробная история собора изложена в изданной соборным старостою Васильевым книге: «История владимирского кафедрального Успенского собора», с двумя изображеньями наружного вида «собора, Владимир, 1877.

Архиерейский дом поместился во владимирском рождественском монастыре. Этот монастырь основан был в 1192 г. великим князем Всеволодом Юрьевичем. В 1263 г. здесь погребено было тело св. благоверного великого князя Александра Невского, в 1381 г. отрыты его мощи. Монастырь считался первым среди среднерусских монастырей и только с 1561 г. уступил первое место троицесергиевой лавре («Владим. Е. В.», 1899 г., № 19).

Всех исторических достопримечательностей и святынь Владимира не возможно перечислить в этой статье. Интересующееся могут ознакомиться с ними по книге иеромонаха Иоасафа (Гапонова), «Краткие сведенья о свв. угодниках Божиих и местночтимых подвижниках благочестья, коих св. мощи почивают в церквах владимирской епархии», Владимир, 1860. С 1771 г. установлено перенесёте боголюбской чудотворной иконы Божьей Матери из Москвы во Владимир на время с 21 мая по 17 июня. 1. . Статистический обзор, – Пространство епархии занимает 42,832 кв. в., населения в епархии свыше 1.500,000 душ, православных – до 1.400,000; в 1900 г. родившихся православных было 87,525, браков 15,415, умерших 60,634; присоединившихся от римского католичества 15, лютеранства 2, раскола 92, еврейства 1, магометанства 4. Церквей 1,449, в том числе каменных 1,398, деревянных 51; соборных 18; ври архиерейском доме 3; монастырских 29; общинных 3; приходских одноклирных 921, двухклирных 81, трехклирных 13, четырёх-клирных 3; приписных 69; ружных 2; при учебных, казённых и бтоготворительных учреждениях 32; кладбищенских 25, в том числе 8 с причтами; домовых 3; единоверческих 5, в том числе 1 двухклирная. Часовен. каменных 318 и деревянных 436. Монастырей мужских 18, женских 11, женских общин 3. Духовенства: протоиреев 67, священников 1,173, Диаконов 418, псаломщиков 1,137; по штату положено 15, 1,224, 341, 1,214; за штатом состоит 9 протоиерев, 70 священников, 41 диакон и 116 псаломщиков; казённое жалованье получают до 300 причтов. Монашествующих: 197 монахов, 312 послушников, 346 монахинь и 1,211 послушниц и проживающих на испытании и 88 общежительниц в общинах. По штату положено 265 монахов и 225 монахини. Школ церковных 669 с 25,700 учащихся (в том числе 7,250 девочек). Школы в 1900 г. распределялись следующим образом: 6 второклассных, 8 двухклассных, 466 одноклассных, 3 воскресных, 184 грамоты и 2 образцовых – при семинарии и женском училище. Церковных библиотек при церквах до 1,000, при благочиннических округах до 60, при монастырях около 10. Народных библиотек-читален духовного ведомства 2. Больниц при монастырях 7, в них содержится до 90 лиц. Богаделен при церквах 47, в них до 920 лиц; при монастырях 4, в них до 40 лиц. Приходских попечительств 34. – Старообрядцев и сектантов в епархии свыше 37,000 душ.

3. Епархиальное управление. – Кроме епархиального архиерея, в епархии имеется викарий. Консистория состоит из 4-х штатных и 1-го сверхштатного членов и секретаря. Благочинных 69. Круг деятельности благочинных епархии не исчерпывается одною благочинническою инструкцией, как обычно, но на них возложено наблюдение за преподаванием закона Божия в министерских и земских школах с представлением епархиальному начальству отчётов об успехах преподавания в этих школах и за направлением школ. – Кроме того, благочинные обязаны исполнять разные поручения епархиального начальства, быть сотрудниками попечительства о бедных духовного звания и эмеритальной кассы духовенства, председательствовать в благочиннических советах, заботиться о развитии внебогослужебных религиозно-нравственных собеседований. – В епархии установлены при благочинных благочиннические советы. Эти советы состоят из двух членов, избираемых духовенством округа под председательством благочинного, и вносят в круг деятельности епархиальной власти значительное облегчение, рассматривая и разрешая на месте вопросы, возникающее среди духовенства, и недоразумения между причтами и прихожанами, причём дела важнейшие советы со своим заключением представляют в консисторию, как например по вопросу об отводе места под постройку причтовых домов, о неправильном разделе причтовых доходов по жалобам престарелых родителей на нежелание их детей оказывать им материальную помощь. Советам предоставлены аттестация причтов и представление к наградам. Для надзора за монастырями и монашествующими имеются четыре особых благочинных монастырей из настоятелей монастырей. Для производства следствий назначены особые духовные следователи. Школьным делом завязывает епархиальный училищный совет с 13-ю уездными отделениями.

4. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Духовная семинария во Владимире основана преосвященными Платоном (Петрункевичем) с начала 1750 г. («Владим. Еп. Вед.» 1898 г., № 23; 1899 г., № 22) и переживала затем общую всем семинариям судьбу. В первое время она держалась исключительна заботами своего основателя, который расходовал на неё собственные средства и заставляли в ней учиться даже взрослых монахов. В 1788 г., вместе с перемещением епархиального архиерея в Суздаль, туда же переведена была и семинария, а во Владимире остались только низшие духовные училища, но с возвращением преосвященного во Владимир в 1798 г. возвратилась и семинария. В восьмидесятых годах XVIII ст. в семинарии учился известный впоследствии государственный деятель, граф М. М Сперанский. В 1888 г., по инициативе преосвященного Феогноста, устроено на средства епархиального свечного завода (110,000 р.) и открыто при семинарии общежитие («Владим. Еп. Вед.» 1888 г., № 22), управляемое особым хозяйственным комитетом и расходующее свыше 17,000 р. в год, причём эта сумма получается главным образом от взносов от воспитанников (до 8,500 р.) и субсидии от свечного завода (до 7,000 р.) («Владим. Еп. Вед.» 1901 г., № 11). В настоящее время владимирская семинария принадлежит к числу самых многолюдных. В ней в первых трёх классах имеются по два, параллельных отделения, а в последних трёх но одному, в 1901 г. обучалось 605 воспитанников (в том числе 141 иносословный). Преподавателей 19, не считая ректора и инспектора и учителей пения и гимнастики. В фундаментальной библиотек было свыше 11,500 названий книг, в ученической до 5,000. В память исполнившегося стопятидесятилетия существования семинарии открыто 17 сентября 1900 г. при семинарии общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам. В первый же год общество собрало 443 члена и свыше 10,000 р. и выдало пособий на сумму свыше 750 р. («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., № 6). При семинарии имеется образцовая церковно-приходская школа.

Владимирское духовное училище начало своё самостоятельное, отдельное от семинарии, существование после 1788 г., когда семинария перенесена была вместе с архиерейской кафедрою в Суздаль, а именно с 26 октября 1790 г. («Владим. Еп. Вед.», 1899 г., №№ 17, 19, 21; см. также «Труды владим. учёной архивн. комиссии, вып. III). В 1901 г. учеников было 345; кроме штатных классов, имеются 4 параллельных и приготовительный. Фундаментальная библиотека имела свыше 1,200 названий книг, ученическая до 750. Из всего числа учеников 60 помещается в училищном общежитии, прочие живут или у родных, или на вольных квартирах (до 200), или в архиерейском певческом корпусе, будучи в составе архиерейского хора. В 1888 г. открыто при училище общество вспомоществования нуждающимся ученикам («Владим. Еп. Вед.», 1889 г., № 24). В 1900 г. общество считало у себя 354 члена, имело на приходе до 1,400 р., израсходовало свыше 400 р., в остатке к 1901 г. было свыше 6,500 р. В пользу общества устраиваются концерты архиерейского хора («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., № 8).

Муромское духовное училище считает своё начало 9 сентября 1816 г., хотя ещё с 1791 г. в Муроме была открыта духовная школа, правда, в 1800 г. прекратившая своё существование («Владим. Еп. Вед.», 191 г., № 24; 1892 г., № 18; 1897 г., № 2). Учащихся в 1901 г. было 171, в том числе иносословных 48. В фундаментальной библиотеке свыше 1,700 названий книг, в ученической до 1,200. В училищном общежитии помещалось 88 учеников. В 1880 г., 14 ноября, при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Еп. Вед.», 1881 г., № 2). В 1900 г. общество имело 181 члена, собрало до 700 р., израсходовало близкую к этой же сумму, к 1901 г. имело в остатке до 6,000 р. («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., № 19).

Переславское духовное училище, в г. Переславле Залесском, считает своё начало с 1788 г., 14 декабря, когда, с упразднением переславской епархии и перенесением архиерейской кафедры в г. Суздаль, переведена была туда и семинар1я, и в Переславле местное духовенство на церковный счёт открыло в прежнем помещении семинарии, в даниловом монастыре, духовное училище до риторического класса. В 1883 г. училище обзавелось собственным зданием, построенным на развалинах упраздненного горицкого монастыря на средства от продажи леса флорищевой, лукиановой и солбинской пустыней (до 26,000 р.) и на средства духовенства (до 10,000 р.). Училище устроено с общежитем («Владим. Е. В.», 1888 г., 16 – 21). Учеников в 1901 г. было 135, в том числе 27 иносословных. В фундаментальной библиотеке имеется до 1,100 названий книг, в ученической свыше 600. В общежитии помещалось 80 учеников. 14 декабря 1880 г. при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Е В.», 1881 г., № 3). В 1900 г. общество состояло из 59 членов, имело на приходе до 1,000 р., израсходовало тоже около 1,000 р., в остатке к 1901 г. было свыше 16,500 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., № 20.

Суздальское духовное училище ведёт своё начало с 1723 г., когда, во исполнение требований Духовного Регламента, заведена была в Суздале духовная школа («Владим. Е. В.», 1874 г., № 20). Учеников в 1901 г. было 162, из них 100 помешалось в общежитии. При училище открыто 11 сентября 1884 г. общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Е. В.», 1884 г., № 22).

Шуйское духовное училище открыто 24 сентября 1816 г. преосвященным Ксенофонтом. В 1875 г. духовенство приобрело для училища каменный дом, надстроило на нем новый этаж, и в 1880 г. училище перешло в это новое помещение («Владим. Е. В.» 1880 г., № 12). Учеников в 1901 г. было 155, в том числе 28 иносословных. В общежитии, открытом 15 ноября 1898 г. и устроенном на средства духовенства (свыше 42,000 р.), было 89 учеников. Книг в фундаментальной библиотеке до 3.400 томов, в ученической – 800 названий. 16 декабря 1884 г. при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам («Владим. Е. В.», 1885 г., №Х 4 и 5). В 1900 г. общество имело 185 членов, собрало до 1,000 р., израсходовало до 500 р. и имело в остатке к 1901 г. – свыше 11,500 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., № 12). Подробная история училища изложена в книге свящ. Е. Правдина, «История шуйского владимирской губернии училища со времени основания его по 1886 г.».

Епархиальное училище для девиц духовного звания открыто во Владимире 12 февраля 1865 г. преосвященным Феофаном (Говоровым). Своим возникновением училище обязано, как сказано в одном отчёте, благотворительности епархиального духовенства и его ревности о просвещении своих детей. Приобретённое для училища здание при открытии второго курса в 1867 г. было расширено пристройкой («Влад. Еп. Вед.», 1867 г., № 17 и 1897 г., №№2 и 4). В 1901 г. в училище было 11 преподавателей, 7 воспитательниц, 1 помощница воспитательниц и 385 учениц. Из учениц 45 иносословных и 145 приходящих. 1-й, 4-й и 5-й классы имеют параллельные отделения. При училище имеется образцовая церковноприходская школа. Библиотека училища содержись в себе книг до 1,000 названий. Средства училища слагаются главным образом из следующих сумм: за содержание и обучение воспитанниц – до 15,000 р., сбора по 1 к. с приходской души – до 5,000 р., от причтов из церковнокошельковых сумм – свыше 4,000 р., из епархиального свечного завода – до 4,000 р., из епархиального попечительства 3,000 р., °/о с капитала – свыше 1,000 р., от редакции «Епарх. Ведомостей» 500 р. и пр. Годичный расход по училищу простирается до 36,000 р. 10 октября 1901 г. открыт новый классный корпус училища, выстроенный на средства епархиального свечного завода и обошедшийся до 70,000 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., № 21).

На содержание всех духовноучебных заведений расходуется епархиальных сумм 123,000 р.

Церковные школы вместе с управляющим их советом состоят в ведении братства св. вел. кн. Александра Невского. При 2-х школах заведены сельскохозяйственный занятия, при 5-ти – ремесленный, при 52-х – рукодельные, при 112-ти – религиозно-нравственные народные чтения и при 4-х – с бывшими учениками воскресноповторительные занятия; при 14-ти школах есть общежития, при 69-ти – ночлежные приюты. На содержание школ отпущено в 1900 г. св. синодом до 121,000 р., местных средств поступило до 141,500 р. Местные средства слагаются из кружечных церковных сборов, 5°/о отчисления из остаточных от кружечнокошельковых сумм, тарелочного сбора в Благовещение, субсидий от земских и городских управлений и сельских обществ и % с капиталов (свыше 105,000 р.) у некоторых школ. В каникулярное время обыкновенно устраиваются педагогические курсы для учителей церковных школ. В епархии имеются две школы иконописания, одна в слободе Холуе с 81 учеником, другая в слободе Мстере с 64 учениками. В эти школы большею частью поступают окончившие земскую или церковноприходскую школу. Школы занимаются, кроме обучения, изготовлением икон и росписью храмов. Имеются и постоянные курсы церковного пения, на которых, кроме церковного пения, преподаются: закон Божий в объёме двухклассных церковноприходских школ, церковный устав с изъяснением богослужения, объяснительное чтение богослужебных книг и пчеловодство. В 1899 г. на курсах было 9 человек.

5. Просветительные, благотворительные и взаимновспомогательные епархиальные учреждения. – Братство св. благоверного великого князя Александра Невского заведывает церковными школами, содержит школы иконописания, устраивает курсы церковного пения, борется с расколом и сектантством. Последнюю цель братство осуществляет устройством публичных и частных бесед с раскольниками и сектантами внебогослужебных собеседований и проповедей, направленных к обличение раскола и сектантства и публичных чтений о расколе и сектантстве для православных слушателей, выдачею для чтения книг и раздачею брошюр противораскольнического и противосектантского содержания, привлечением в церковный школы детей раскольников и сектантов для обучения их в духе православной церкви и совершением всенощных бдений накануне воскресных и праздничных дней в удалённых от храма и сильно заражённых расколом и сектантством деревнях. Братство не без скорби отмечает, что от публичных бесед раскольники большею частию уклоняются. В 1899 г. всех публичных бесед миссионерами братства проведено было 433, епархиальным миссионером выполнено в разных местах 11 чтений против хлыстовства. Братство имеет 30 отделений с библиотеками, располагает епархиальным миссионером, миссионером противосектантским духовного звания и тремя миссионерами-крестьянами. Денежные средства братства довольно значительны: к 1900 г. оставалось до 32.0 р. и особого библиотечного капитала, 12.000 р. Открыто братство 18 ноября 1879 г. преосвященным Феогностом («Владим. Е. В.», 1879 г., № 23). У ставь, подписанный 98-ю духовными лицами и 51-м светским, утверждён преосвященным 1 ноября 1879 г. Появление братства вызвано было желанием восполнить недостаток познаний веры и благочестия в пастве и ослабить раскол, имеющий немало последователей в епархии (историческую записку о первом десятилетии братства см. во «Владим. Е. В.», 1889 г., №№ 23 и 24 и 1890 г., № 1). При братстве учреждено церковно-историческое древлехранилище, собравшее в скором времени по учреждении пожертвованных, главным образом, монастырями до 250 древних рукописей и старопечатных книг (описание их в № 8 «Владим. Е. В.» 1888 г.). Это древлехранилище впоследствии слилось с библиотекой.

В 1891 г. братство открыло школу пчеловодства с учебною пасекой, для которой преосвященный Феогност уступил место в «патриаршем» саду, принадлежащем архиерейскому дому. Первыми учениками явились ученики бывшего при братстве училища пения. В школе преподавалось и искусство строить ульи.

Епархиальная библиотека открыта во Владимире 8 февраля 1876 г.; учреждена по мысли архиепископа Антония и заботами викария, епископа Гакова, составилась из пожертвований книгами и денежных («Владим. Еп. Вед.», 1876 г., № 5).

Церковный библиотеки не одинаковы как в количественном, так и в качественном отношении: при более состоятельных церквах библиотеки обильнее, лучше организованы и правильнее пополняются книгами. Главным источником поддержания библиотек служить отчисление из церковных сумм от 5 до 10 р. в год. Из духовных журналов выписываются «Церковный Вестник», «Душеполезное Чтение», «Руководство для сельских пастырей», «Кормчий», в последнее время «Странник».

Внебогослужебным собеседования заведены в епархии с 1879 г. Некоторые священники ведут эти собеседования по воскресным и праздничным дням круглый год, другие с октября до Пасхи, иные только в великом посту. Собеседования ведутся или после литургии, или между утренею и литургией, то между 3 – 5 час. по полудни, то после вечерни: ведутся и в храмах, и в церковных сторожках, в сельских школах, наконец – в домах священников.

Кроме внебогослужебных собеседований, в более просвещённых центрах ведутся публичные религиозно-нравственные чтения, по программам, предварительно рассматриваемым и утверждаемым преосвященным. Лучшие чтения ведутся в самом Владимире.

Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыт 24 мая 1870 г. В 1900 г. комитет состоял из 172 действительных членов (в том числе духовных 111) и собрал до 6,000 р., в том числе членских взносов до 500 р., по подписным листам – свыше 1,100 р., церковнокружечного сбора до 1,000 р. и сбора в неделю православия и в день Рождества Христова до 2,700 р. («Владим. Еп. Вед.», 1901г., № 5).

Епархиальный отдел императорского православного палестинскою общества открыт 9 апреля 1895 г. За время своей деятельности отдел чтениями почти в 300 наиболее многолюдных приходах ознакомил население епархии со Св. Землёй, её святынями и деятельностью общества. Отдел в 1900 г. состоял из 89 членов, собрал членских взносов 730 р., при чтениях 420 р., в церковный кружки 250 р., всего до 1,500 р., не считая обычного сбора в неделю Ваий, давшего 3,258 р. («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., № 9).

Деятельность церковно-приходских попечительств выражается в пожертвованиях на нужды церковно-приходских школ, церквей и причтов. В 1900 г. всех пожертвований от 34 попечительств поступило до 10,0 р., причём на школы и церкви, почти поровну, свыше 4,500 р., и на причты менее 100 р.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания состоит из 4-х членов-священников и 1-го секретаря; в 1899 г. выдано в качестве постоянного пособ1я сиротствующим и заштатным свыше 22,000 р. и единовременных пособий по разным случаям (выход сирот в замужество, погребение, пожары, к праздникам и т. п.) около 1,800 р.; кроме того, попечительство дало на содержание вязниковской богадельни до 800 р. и на содержите епарх1ального женского училища 3,000 р. Попечительство располагаешь капиталом до 320,000 р. Средства попечительства ежегодно слагаются из кружечного сбора – свыше 5.0 р., кошелькового – до 5,000 р., братских доходов – свыше 4,000 р., от сотрудников – до 4,000 р., штрафных – до 500 р., от монастырей – до 500 р. и процентов с капитала – до 10.0 р. Попечительство обязано своим учреждением преосвященному Парфению.

Странноприимный дом при кафедральном успенском соборе во Владимире даёт даровые приют и содержание бедным, прибывающим для поклонения святыням г. Владимира, в нем заведены душеспасительный чтения, служится акафист, совершается поминовение усопших. Содержание дома обеспечивается как процентами с основного капитала, так и пожертвованиями, большею частью на поминовение, а также разными текущими доходами: от продажи просфор, книг и брошюр религиозно-нравственного содержания; поступали и вещевые пожертвования. В 1899 г. всего на приходе было до 2,500 р., в том числе около 1,500 р. на поминовение; в расходе деньгами до 1,400 р.; в остатке к 1900 г. – до 27,000 р. Посетили дом в 1899 г. 4,050 мужчин и 1,921 женщина, обедов отпущено 22,558, ужинов 19,142. Первоначальное основание дому положила в 1864 г. вдова Евдокия Мироновна Платонова, мать купца, бывшего старостою собора, и, устроив дом, сама провела в нем остаток дней. В 1871 г. на средства Федосьи Яковлевны Беляевой построен новый дом, причём и первоначальное назначение дома быть при этом для странников расширено установлением молитвенных поминаний («Владим. Е. В.», 1882 г., № 2) и непрерывного, днём и ночью, чтения псалтири. Сведения об учреждении дома изложены в брошюре: «Странноприимный дом при владимирском кафедральном успенском соборе и первоначальная основательница его», Владимир, 1882.

Епархиальный приют для больных и престарелых священноцерковнослужителей основан в 1881 г. на капитал, собранный духовенством епархии в ознаменование 25-тилетия царствования императора Александра II, по предложению преосвященного Феогноста («Владим. Е. В.», 1882 г.. № 10); управляется советом; даёт призрение до 10-ти старцам-священноцерковнослужителям, расходуя свыше 2.0 р. в год. В 1900 г. приют получил процентов свыше 1,300 р., сборов от причтов и пожертвований до 900 р., а всего имел на приходе до 2,500 р., к 1901 г. в остатке было свыше 31,000р. («Владим. Е. В.», 1901 г., № 10).

В 1869 г. присутствующим в святейшем синоде придворным протоиереем Иоанном Васильевичем Рождественским († 1882 г.) основана на его средства богадельня для призрения священноцерковнослужительских вдов и сирот в г. Вязниках, близ места его родины, причём о. Рождественским приобретён был дом для богадельни и дан впоследствии на её обеспечение капитал свыше 30,000 р. («Владим. Е. В.», 1870 г., № 12 и 1883 г., № 17). При богадельне устроена в 1883 г. церковь. Богадельня рассчитана на 50 человек.

Приходские богадельни при церквах имеют все основного капитала до 300.0 р.

Эмеритальная касса духовенства епархии учреждена в 1884 г. Делами её заведывает правление из трёх членов, избираемых епархиальным съездом на три года. Касса выдаёт пенсии участникам, вышедшим за штат, и вдовам и сиротам участников, приобретшим право на получение пенсии по уставу кассы. Обязательность участия в кассе всех священноцерковнослужителей установлена только новым уставом 1897 г., утверждённым св. синодом. В 1900 г. было участников кассы 2,540 лиц. Кроме % с капитала, средства кассы слагаются из поступлений от участников – до 17,000 р. и 2% сбора с церковных доходов – свыше 5,000 р. в год. Ежегодный приход – до 37.0 р., расход – около 5,000 р. Капитал кассы к 1901 г. был до 425.0 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., № 17). В 1888 г. при духовной консистории открыта касса ссудосберегательного товарищества с отделением похоронной кассы («Владим. Е. В.», 1889 г.,№ 7).

Епархиальный свечной завод в 1899 г. выработал свыше 14,000 п. церковных свечей на сумму свыше 350,000 р.; кроме выделки и продажи свечей, завод продаёт оливковое масло, ладан, кадильный уголь. Свечей в 1899 г. продано до 15,000 п. на сумму свыше 480,000 р., прочих предметов на сумму до 15,000 р.; чистой прибыли получено свыше 70,000 р. Из прибыли выдано пособие духовноучебным заведениям до 17,000 р. и консистории 2.0 р. Завод имеет капитала до 240.0 р., имущества и материалов на сумму до 465,000 р. и долгу свыше 225,000 р. В 1899 г. построено новое здание для завода и установлены новые машины с израсходованием 68.0 р. Завод отчасти обслуживает и посторонние епархии. Во главе завода стоить правление из трёх членов; для постоянного наблюдения за правильностию всех операций завода существует контрольный комитет, тоже из трёх членов. Завод имеет в городах и сёлах епархии 30 складов под наблюдением избранных духовенством особых оо. смотрителей. Устроен завод по инициативе преосвященного Феогноста в 1880 г. («Владим. Е. В.», 1882 г., № 10; 1888 г., № 22).

6. Монастыри. – Монастырей в епархии достаточно для удовлетворения потребности в них; братии в мужских монастырях недостаток, в женских, наоборот, избыток. В виду последнего, в 1899 г. один мужской монастырь (суздальский васильевский) обращён в женский. Средства для своего содержания монастыри получают из казны, от оброчных статей, % с капиталов, иногда от продажи леса с обращением вырученной суммы в неприкосновенный капитал. Десять монастырей (боголюбов, суздальский спасо-евфимиев, муромский благовещенский, переславский данилов, владимирский успенский женский, александровский успенский женский, переславский федоровский, ризположенский и покровский суздальские, флорищева пустынь) признаются вполне обеспеченными, прочие не богаты, по и не бедны. В 1899 г. все монастыри получили пожертвований до 7.000 р. Наиболее многолюдна из мужских монастырей флорищева пустынь с 79 человеками братии, из женских – покровский феодоровский с 350 сёстрами.

Суздальский спасо-евфимеев штатный первоклассный монастырь, на окраине г. Суздаля, основан в 1352 г. преподобным Евфимием, иноком Печёрского нижегородского монастыря, по инициативе великого князя Бориса Константиновича. Сначала именовался спасским или преображенским, а спасо-евфимиевым стал именоваться с 1511 г., после открытия мощей преп. Евфимия (1507 г.). В настоящее время монастырь имеет самую широкую, но печальную известность – по нахождении в нем единственного теперь в России арестантского отделения, где содержатся из светских преступники против вероучения (каждый раз с высочайшего дозволения), а из духовных – отличающиеся неисправимым неблагоповедением.

Боголюбов монастырь, штатный первоклассный, в 10 в. от г. Владимира, основан вел. князем Андреем Юрьевичем Боголюбским на месте проявления чуда от иконы Божией Матери при её перенесении из Киева во Владимир, в 1159 г. В соборном храме находится чудотворная икона Божией Матери. При монастыре имеется странноприимница, гостиница и школа с 20 учащимися.

Персславский данилов штатный второклассный монастырь, в 1 1/2 в. от г. Переяслава, основан в 1508 г. преп. Даниилом († 1539 г.) на месте «убогого дома», или кладбища. В монастыре сохранился колодец, ископанный руками преп. Даниила. В троицком соборном храме покоятся мощи преп. Даниила, обретённый в 1652 г. При монастыре имеется странноприимница и школа с 27 учащимися.

Муромский благовещенский мужской второклассный монастырь, на окраине г. Мурома, в Старом Городище, близ р. Оки, на горе, основан в 1563 г. царём Иоанном Грозным по обещанию при походе на Казань. В монастырском храме открыто почивают мощи св. князя муромского Константина († 1192 г.) и его сыновей Михаила и Феодора, обретённый при копании фундамента на месте стоявшей здесь ранее церкви.

Муромский спасский мужской третьеклассный монастырь, в древности «спасский, что на бору», один из древнейших владимирской епархии, основан в X или XI в. («Владим. Е. В.», 1887 г., № 7), расположен в самом г. Муроме.

Юрьевский архангельский мужской третьеклассный монастырь в г. Юрьеве, несомненно существовал уже в 1238 г., когда был опустошён полчищами Батыя. В соборном храме покоятся под спудом мощи св. кн. Димитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 г. При монастыре имеется богадельня.

Николошартомский мужской третьеклассный монастырь расположен в 15 в. от г. Шуи, основался при явленном на р. Шартоме образе святителя Николая Чудотворца (ныне находящемся в монастырском храме) и несомненно уже существовал в начале ХV в. («Владим. Е. В.», 1899 г., №№ 1 и 2).

Космин мужской третьеклассный монастырь расположен во владимирском уезде, в 40 в. от Владимира, в живописной местности при р. Яхроме; основан в 1494 г. преподобным Космою, уроженцем владимирским. В 1666 – 1675 гг. здесь игуменствовал Митрофан, впоследствии святитель воронежский. В 1863 г. при монастыре заведено училище для крестьянских детей («Владим. Е. В.», 1870 г., № 5 и 1886 г., № 18), в котором в 1900 г. – училось 33 мальчика и 5 девочек. В монастырском храме имеется явленная (в 1482 г.) икона Богоматери и под спудом почивают мощи преп. Космы.

Переславский никитский мужской общежительный монастырь расположен вблизи переславского Клещина озера, среди полей, оврагов и мелкого кустарника, на широком холме. Основание монастыря относят к началу XI в. Обитель прославлена подвижничеством в ней преподобного Никиты Столпника, убитого в 1186 г. («Владим. Е. В.», 1897 г., №№ 12 – 18). В монастыре почивают под спудом мощи пред. Никиты и сохранились его столп, вериги, колодцы. В этом монастырь начал иночество преподобный Даниил, основатель переславского Данилова монастыря. При монастырь имеется школа; в 1900 г. в ней было 17 мальчиков.

Вязниковский благовещенский мужской заштатный монастырь, на берегу р. Клязьмы, при городе Вязниках, основан в 1643 г. по желанно посадских Вязниковской Слободы (ныне город). При монастырь имеется школа, в которой учится 40 мальчиков. О синодиках этого монастыря помещена статья во «Владим. Е. В.», 1885 г., № 2.

Гороховецкий николаевский мужской заштатный монастырь при г. Гороховце и р. Клязьме, на Пужаловой горе, основан в 1644 г. по желанно горожан.

Флорищева мужская пустынь основана в половине XVII в. Иларионом, впоследствии митрополитом суздальским, который устроил обитель в дремучем лесу на месте пустыни, где, впрочем, были уже, когда он пришёл туда, две келии подвижников, славившихся в окрестности. («Владим. Е. В.», 1874 г., № 5). Пустынь расположена в 25 в. от г. Гороховца на левом берегу р. Луха. При пустыни имеется больница и гостиница.

Солбинская пустынь в 40 в. от г. Переславля на берегу р. Солбы, когда основана, не известно, но несомненно существовала уже в XVI ст.; в XVII ст. была разорена поляками, возобновлена в 1711 г. При пустыни имеется гостиница.

Лукганова пустынь в 10 в. от г. Александрова, среди лесов и прудов, на равнине, основана в 1594 г. священником Григорием, в начале XVII ст. разорена поляками, в 1640 г. возобновлена иноком Лукианом († 1655 г.), от которого и получила своё имя. В пустыни есть чудотворная икона Рождества Богородицы, с которою бывает крестный ход на 6-й неделе по Пасхе в александровский успенский монастырь. При пустыни имеется гостиница и церковная школа, в которой в 1900 г. училось 15 мальчиков.

Введенская островская пустынь в 4 в. от г. Покрова, на острове озера Вятского, основана в конце XVII ст. иноками покровской антониевской пустыни Сергием и Тимофеем. В 1727 г. иноки переведены в богословский монастырь богородского уезда, но в 1729 г. снова дозволено открыть пустынь. При пустыни имеется гостиница. Обстоятельный очерк пустыни см. во «Владим. Е. В.», 1897 г., № 24 и 1898 г., №№ 1, 3, 4, и 5.

Золотниковская успенская пустынь, в 34 в. от г. Суздаля при речке Золотоструйке, основана в первой четверти XVII в. иноком старцем Ионою Головцыным, который в 1624 г. был утверждён игуменом. Здесь принял пострижение инок Митрофан, впоследствии святитель воронежский. В пустыни имеется чудотворная казанская икона Божией Матери.

Владимирской княгинин успенский первоклассный женский монастырь основан в 1200 г. великою княгинею Мариею, супругою вел. кн. Всеволода Георгиевича и был последние 18 дней её жизни местом её иноческого подвига. Монастырь сооружён на городской горе над речкою Лыбедью («Владим. Е. В.», 1891 г., № 16). В соборной церкви покоятся мощи св. мученика Авраамия, принесённые при вел. князе Георгии в 1230 г., и местночтимые мощи княгини Александры, первой супруги св. вел. князя Александра Невского, второй его супруги – княгини Вассы и дочери – Евдокии. При монастырь имеются больница и школа. В школе обучается около 115 девочек; по окончании курса девочки ещё в течение трёх лет обучаются полному курсу шитья и кройки, что весьма высоко ставить школу в глазах городских жителей и привлекает в её стены множество учащихся.

Александровский успенский женский первоклассный монастырь, в г. Александрове, основан в половине XVII в. иноком Лукианом («Владим. Е. В.», 1882 г., №№ 18 – 20). В соборном храме имеется чудотворная икона Успения Богоматери. Под алтарём троицкого собора погребён прей. Корнилий, игумен лукиановой пустыни и духовник бывшего ранее успенского монастыря в Александровой Слободе, в урочище на Буграх. При монастыре имеется больница, страннопримница и школа с 58-ю учащимися.

Суздальский покровский женский первоклассный монастырь основан благоверным князем Андреем Константиновичем в 1364 г. («Владим. Е. В.», 1885 г., №№ 4, 5 и 14), расположен на окраине города. В монастыре почивают под спудом мощи св. благоверной княгини схимонахини Софии. В 1888 г., 12 декабря, в монастыре открыта богадельня для престарелых и больных насельниц монастыря, устроенная московским купцом Иваном Васильевичем Шишкиным и его родственницею Анною Александровною Шишкиною, почему и называется шишкинскою («Владим. Е. В.» 1889 г., № 5). В соборном храме покоятся под спудом мощи Соломонии, в иночестве Софии, первой супруги вел. князя Василия Иоанновича. Сюда когда-то была сослана первая супруга Петра I, царица Евдокия (Лопухина).

Суздальский ризположенский женский второклассный монастырь в г. Суздале, основан в 1207 г. Здесь подвизалась и упокоилась преп. Евфросиния суздальская († 1274 г.) – Феодулия, дочь вел. князя черниговского Михаила Всеволодовича, обручённая суздальскому князю Мине и по приезде в Суздаль не заставшая его в живых, её мощи открыты в 1699 г. При монастыре имеется школа с 60-ю учащимися. К монастырю присоединён, прежде мужской, а с 1899 г. женский.

Суздальский васильевский монастырь, расположенный на окраине г. Суздаля, на нагорном берегу речки Каменки, и несомненно существовавши уже в XIII в. В этом монастыре находится гробница блаженной Евдокии, Христа ради юродивой, с её изображением («Владим. Е. В.», 1874 г., №№ 18 и 19).

Переславский феодоровский женский второклассный монастырь расположен в предместье г. Переславля, основан не позднее второй половины ХV ст. и первоначально был мужским, а в женский обращён в 1667 г. для помещения «многих жён и девиц», постригшихся при бывшем моровом поветрии и не имевших монастырского приюта. Древнейший храм во имя св. Феодора Стратилата построен Иоанном Грозным в 1557 г. в ознаменование рождения сына – Феодора («Владим. Е. В.», 1872 г., №№ 7, 10, 11) . В 1887 г. в монастыре открыта общая трапеза для всех сестёр, коих до 300 («Владим. Е. В.», 1889 г., № 9). В церкви Введения находится гробница схимонаха Сергия, местно чтимого угодника. При монастыре имеется больница, странноприимница и школа с 30-ю учащимися.

Муромский троицкий женский третьеклассный монастырь в г. Муроме, основан в 1642 г. торговым человеком муромской гостиной сотни Тарасием Борисовичем Цветковым, на месте древней (XII в.) церкви. В 1724 г. в него переведены инокини воскресенского муромского монастыря.

Юрьевский петропавловский женский третьекласный монастырь в 1 в. от г. Юрьева; несомненно существовал в XVI ст. и первоначально был мужским; в ХVII ст. разорён литовцами; восстановлен в 1874 г., взамен сгоревшего в 1871 г. юрьевского введенского монастыря. При монастыре имеется школа с 37 учащимися и в 1899 г. учреждена богадельня на пожертвование (9,500 р.) крестьянки с. Петровского, юрьевского уезда, Параскевы Карзовой.

Святоезерская женская пустынь в 60 в. от г. Гороховца при оз. Святом, основана в конце ХIV в., в 1764 г. упразднена, с обращением церкви в приходскую; в 1860 г. определено восстановить при этой церкви женский общежительный монастырь. Здесь погребён священномученик Патрикий, ключарь владимирского успенского собора († 1411 г.).

Переславский николаевский женский третьеклассный монастырь при г. Переяславе, основан в ХIV ст.

Воскресенско-феодоровский женский третьеклассный монастырь при с. Воскресенском Сергиеве, в 10 в. от г. Шуи, основан в 1881 г. в качестве женской общины, которая в 1889 г. обращена в общежительный монастырь. При монастыре имеется богадельня, гостиница и школа, в которой учится около 30 мальчиков и девочек.

Кроме всех этих монастырей, в епархии ещё имеются:

Всехсвятский единоверческий женский третьеклассный монастырь, в г. Шуе, со школою, в которой учится 55 детей, обращён из женской общины по определению св. синода 5/17 мая 1889 г., а община была учреждена по определению св. синода 13 января – 7 февраля 1886 г. – при единоверческой церкви.

Владимирская женская община, – в имени муромской купеческой дочери Александры Тагуновой при Дмитриевском погосте, ковровского уезда, учреждена по определению св. синода 30 апреля – 13 мая 1897 г.

Святониколаевская женская община при николаевской церкви близ с. Назарьева, ковровского уезда, учреждена по определению св. синода 17/27 июня 1898 г.

Знаменская женская община в гор. Коврове учреждена по определению св. синода 30 июня – 9 июля 1899 г.

5. Литература о владимирской епархий, в зависимости от древности исторической жизни во владимирском крае и множества сохранившихся здесь исторических памятников, выделяется своим богатством и разнообразием. Есть особая книга: Н. С. Стромилов, «Володимерщина. Роспись печатанного и изданного о владимирской епархии и губернии», Владимир, 1884. Множество материала напечатано в местных епархиальных и губернских «Ведомостях», кое-что также издано в «Трудах владимирской учёной комиссии». Комиссия эта в последнее время озабочена изданием систематического указателя к епархиальным и губернским «Ведомостям» и объявила подписку на это издание.

Рункевич



Источник: Петроград. Бесплатное приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Владимир (в миру Василий Фёдорович Алявдин) профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle