Источник

Воротников П. М.

Воротников Павел Максимович, – (род. в 1806 г., ум. в 1876 г.), бывший учитель придворной капеллы и духовный композитор, один из представителей нового направления в истории церковной музыки, – созданного бывшим директором капеллы А. Ф. Львовым и состоящего в обращении должного внимания на священный текст и несимметричный ритм церковных песнопений и мелодий. В. происходил из дворян эстляндской губернии, образование получил во 2-м кадетском корпусе. Прослужив в военном звании до 1843 г., он, по прошению, Высочайшим приказом был уволен от военной службы и определён в том же году в придворную певческую капеллу учителем пения. В этой должности он состоял до 10 авг. 1848 г., когда по Высочайшему повелению, согласно прошению, уволен был, по болезни, от службы с пенсией из государств. казначейства. Во время службы в капелле, В. был одним из ближайших сотрудников Львова по составлению и изданию «Круга богослужебного пения, при Высочайшем дворе употребляемого». В 1845 г. в дополнение к прежде изданному «кругу простого церковного пения», по распоряжению директора капеллы, В. составил книгу, содержащую пение, употребляемое при дворе, на 4 голоса, в скрипичном ключе, в 2 строки. В 1846 г. он участвовал в переложении древних распевов на 4 голоса, предпринятом капеллою по проекту и под руководством А. Ф. Львова, для чего собраны были отовсюду рукописные переложения древних напевов и изданы в их подлинном несимметричном ритме. За это содействие директору капеллы по изданию «Круга богослужебного пения», В. пожалован был из кабинета Его Величества годовой оклад жалованья (572 рубля).

Кроме означенных трудов по изданию придворного пения, В. принадлежит несколько и оригинальных духовно-музыкальных сочинений, которые все, в количестве 13-ти №№, цензурованы и изданы капеллой, и одобрены к употреблению святейшим синодом. Произведения В. содержат в себе следующие песнопения: «Ныне отпущаеши», «Днесь спасенье» и «Воскрес из гроба», «Ныне силы», «Вкусите и видите», «Благословлю Господа», «Величит душа моя Господа», «Свете тихий» и «Господь воцарися», «На реках Вавилонских», «Вечери Твоея тайныя», «Разбойника благоразумного», «О Тебе радуется», «Приидите поклонимся», «Хвалите Господа с небес», «Творяй ангелы», «Чашу Спасения». Из них лучшими признаются: «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «На реках Вавилонских», «Разбойника благоразумного» и «Величит душа моя» – песнопения, написанные в простой гармонии и несимметричном ритме.

Говоря вообще, музыкальные произведения В., по мнению критиков, являют собою мало индивидуального и самобытного, что придавало бы им своеобразную типичность: они напоминают то произведение Бортнянского, то, в ещё большей мере, Львова. Так, причастные стихи В., все, подобно произведениям Бортнянского, построены на имитации (повторении мелодии в других голосах и интервалах) и представляют собою гармонию, прерывающуюся в отдельных голосах, со многими паузами и солами, с разнообразною модуляциею (переход гармонии из одного строя в другой) и с разновременным произношением, и повторением слов. В отношении же самого голосоведения, совершенства и изящества самой мелодии и гармонии они значительно уступают произведениям Бортнянского. Другие же произведения В., как, напр., «На реках Вавилонских» и «Ныне отпущаеши» напоминают композиции Львова, но с меньшим против них достоинством. Представляя собою разнообразные и нередко богатые гармонические сочетания, они иногда страдают, вследствие некоторой бессвязности этих сочетаний, когда вместо предполагаемой ближайшей известной гармонии, вследствие внезапной модуляции или даже и без неё, неожиданно берётся совершенно отдалённая, несвязанная непосредственно гармония. Это – особенность автора и, вместе, его недостаток сравнительно с Львовым, у которого при живой и разнообразной модуляции наблюдается всегда тесная связь тонов и подготовленность самой модуляции. Автор, как и Львов, не чужд резких, сильно хроматизированных звукосочетаний. К достоинствам произведений В. относится – точное соблюдение просодии и употребление умеренных голосовых регистров, что даёт возможность хору ритмизировать правильно и петь покойно и естественно, без особенных усилий и напряжения.

См. С. М-ва в «Саратовск. Еп. Ведом.», 1891 г., № 10; Меташов В., «Очерк истории прав. церковного пения в России»; Преображенский Л., «Словарь русского церковного пения»; Лисицын свящ., «Обзор духовно-музыкальной литературы».

Свящ. А. Митропольский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle