Источник

Бонифаций

Бонифаций Винфрид, «апостол Германии» (род. в Киртоне, близ Эксетера, в Англии, между 680 и 683 г.; ум. близ Доккума, во Фрисландии, 754 или 755 г.); саксонец по происхождению; получил воспитание в монастырях Адесканкастрском и Нуцсельском, и уже пользовался славой ученого и благочестивого человека, когда, в 716 г., оставил свою родную страну, и присоединился к миссионеру Виллиброрду, подвизавшемуся во Фрисландии. Политические обстоятельства однако сделали миссионерский труд невозможным в этой области в то время, и Бонифаций возвратился в Англию. Но в 718 г. он опять отправился на континент. На этот раз он отправился во Францию, и оттуда в Рим, и, с папского соизволения, возвратился, в 719 г., в Германию. Его первые опыты, в качестве миссионера, в Баварии и во франкских владениях были неудачны, и он еще раз присоединился к Виллиброрду во Фрисландии. После смерти последнего, Б. возвратился в Германию (722) и в области между Ланом и Заалем ему удалось окончательно утвердиться и образовать базис для своей деятельности. С этого времени до смерти он с большим успехом трудился в Гессе в Баварии, а после смерти Карла Мартела – также во Франкской монархии. В 723 г. он сделан был епископом, в 732 г. – архиепископом. Его последним трудом было путешествие во Фрисландию, где, после смерти Виллиброрда, обнаружилась языческая реакция, и там он был убит, во время совершения конфирмации, фанатическими приверженцами язычества. Его труд состоял, однако, не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма, который в его глазах был тождествен с правильно устроенным христианством и который несомненно не лишен был значения для того века. По большей части, он трудился в странах, которые уже были обращены в христианство ирландско-шотландскими миссионерами, и результатом его труда было просто установление римской иерархии. Он основывал епископии и поставлял епископами таких лиц, которые выражали готовность управлять своими диоцезами в подчинении папе. Обращая язычников в христианство, он, в то же время, старался силой или кознями изгонять независимых христианских миссионеров и заменять их римскими священниками, и этим достиг того, что ко времени его смерти часть Германии, принявшая христианство, была уже прочно связана с римской кафедрой.

Сочинения Бонифация, проповеди, письма, и проч., изданы в Лондоне, 1844,в 2 томах. Жизнь его написана Виллибальдом (Pertz, Monum. II, 33); Мюллером, Амстердам, 1869; Вернером, Лейпциг, 1875. См. также G. Pfahler, St. Bonifacius, Regensb., 1880; О. Fischer, Bonifatius, Leipzig, 1881.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle