профессор Александр Павлович Лопухин

Братство св. Петра Митрополита

Братство св. Петра Митрополита в Москве. Некоторые из духовных и светских лиц, желая по мере своих сил послужить на пользу православной церкви к возвращению в лоно православия отпадших чад ее – старообрядцев, возымели намерение учредить в Москве, по примеру существовавших уже в некоторых городах братств, противораскольническое братство, под названием: «Братство Св. Петра Митрополита», первого московского святителя. Так как устав Братства составлен был согласно с Высочайше утвержденными основными правилами православных братств, то и был утвержден епархиальною властью, митрополитом московским Иннокентием, 24 августа 1872 г. Открытие состоялось 21 декабря 1872 г., в день памяти святителя Петра, установленный и днем братского праздника. По уставу, Братство состояло под покровительством московского митрополита и составлялось из членов обоего пола всех званий и состояний православного исповедания. Члены полагались: почетные (оказавшие успехам Братства значительное содействие своим влиянием, трудами или пожертвованиями), учредители, действительные (избираемые посредством закрытой баллотировки большинством голосов) и соревнователи или благотворители (со взносом не менее 3 р. в год, каковой взнос обязателен и для учредителей и действит. членов). Лица, внесшие единовременно 200 р., признавались постоянными членами-благотворителями и освобождались от каждогодного взноса. От последнего освобождались, если заявляли о том свое желание, и те члены, которые изъявляли желание служить братству своим литературным, проповедническим и миссионерским трудом. В своей цели Братство предполагало изыскивать и употреблять возможные и удобные для него способы к разъяснению истин православия и обличению заблуждений раскола не только самим раскольникам, но и живущим среди раскольников православным, дабы эти последние, достаточно уразумев православное учение веры и получив понятие о заблуждениях раскола, имели возможность и самих себя предохранять от обольщения со стороны раскольников, и, при удобном случае, подавать вразумление лицам, совращаемым или совращенным в раскол. Способов к достижению цели устав указывал главных два: 1) составление, печатание и распространение, по самым умеренным ценам или и даром книг, или излагающих положительное учение веры, особенно. в тех частях, которые подвергаются искажению со стороны раскольников, или представляющих собою исторические исследования о существующих в России раскольнических сектах, или полемических против раскола; 2) устную проповедь и беседы с раскольниками. За печатаемые братством книги полагалось выдавать авторам гонорар. Для удобства Братству предоставлялось открыть свою типографию с гражданским и славянским шрифтами и собственную книжную лавку. Устные беседы полагалось вести в церквах после литургии или вечернего богослужения и «не с церковной кафедры или амвона, а с нарочно приготовленного для сей цели места посредине церкви или в так называемой трапезе, если таковая имелась»; каждая беседа непременно «предначиналась духовным лицом», но так как эти собеседования, предполагалось, не будут иметь характера в строгом смысле церковных бесед, то могли «принимать в них участие, с дозволения предначинателя беседы, и светские лица из способных к тому членов братства». Братству предоставлялось открыть библиотеку из «старопечатных и прочих уважаемых старообрядцами книг» и заводить «училища для детей глаголемых старообрядцев, по примеру училища, находящегося в Никольском единоверческом монастыре». Ежегодно, в братский праздник, положено было быть общему собранию братства для выслушания годичного отчета и выбора членов братства и совета. Допускались и чрезвычайные собрания. Дела в собраниях решались по большинству голосов. Для управления текущими делами в братстве состоял совет из председателя, его помощника, казначея, секретаря и 6 членов. Председатель, помощник и не менее 4-х членов полагались из лиц духовных. Состав совета избирался ежегодно в годичных собраниях посредством баллотировки. В совет могли быть избираемы только члены братства почетные, учредители и действительные. В совете дела решались также по большинству голосов; решения совета получали силу, если в совете участвовало не менее 5 членов. Лицо, желавшее выйти из состава совета, обязано было заявить совету о таком своим желании за месяц до его осуществления. Заседания совета полагались однажды в месяц; допускались сверх того и экстренные собрания совета. При секретаре состоял письмоводитель на жалованье. Братские суммы полагалось хранить на текущем счету в одном из банков; казначею выдавалось на руки на расходы не свыше 100 р. Все печатаемые братством книги подвергались предварительному рассмотрению совета или, по его поручению, одного из членов совета. При открытии Братство состояло из покровителя – митрополита, 41 почетного члена, 21 члена-учредителя, 102 действительных и 136 соревнователей. Первый совет составляли: председатель – архимандрит Вениамин, помощник – игумен Павел, казначей – А. И. Хлудов, секретарь – Н. И. Субботин, члены: златоустовский архимандрит Григорий, священник И. Г. Виноградов, иеромонах Пафнутий, И. А. Кононов и Е. С. Шапошников. Первоначально Братству отведена была благовещенская церковь в златоустовском монастыре, потом Братство состояло при церкви Св. Троицы, что в Никитниках, более известной под именем церкви Грузинской Божией Матери, хотя но обстоятельствам, мало пользовалось этой церковию. Лавка была открыта в 1879 г. в Кремле, под Ивановской колокольней, в 1896 г. выведена отсюда, и временно закрылась, а в конце 1898 г. снова открылась под террасою колокольни, вместе с синодальною книжною лавкой. Изданием книг Братство занялось с первых же дней. С 1875 г. Братство стало издавать свой журнал «Братское Слово», прервавшийся в 1876 г. и потом с 1883 г. возобновленный Н. И. Субботиным до окончательного прекращения в 1899 г. С приостановкой журнала Братство занималось изданием «Материалов для первоначальной истории раскола», издало под редакцией Н. И. Субботина 9 томов. За 25 лет Братство издало до 125 названий печатных произведений; распространило до 500,000 экземпляров. Собственные собеседования Братству организовать удалось только в самое последнее время, главным образом за неимением собственной церкви в 1897 г. собеседования происходили в зале средних торговых рядов; в 1898 г. они перенесены в зал городского харитоньевского при работном доме училища. Братство содержит своего миссионера и оказывает покровительство собеседованиям, веденным членами Братства. В Гуслицах Братство завело по деревням 6 своих школ с 344 учащимися в 1898 г., из которых только 8 православных. При открытии Братство имело капитал в 4,658 р., на исходе 25-летия – 45,846 р. По отчету за 1898 г. Братство состояло из 15 почетных членов, 7 членов-учредителей, 10 членов пожизненных и 76 действительных и соревнователей; имело 4,182 кв. с. собственной земли в деревнях московской и владимирской губернии, там же 2 каменных и 6 деревянных домов для помещения школ, миссионера и священно-церковнослужителей; книг у Братства оставалось до 185,000 экз. на сумму до 30,000 р.; на приходе было 500 р. из Хозяйственного Управления при Св. Синоде, 1,0 р. из конторы московской единоверческой типографии, 3,158 р. от продажи книг, 549 р. членских взносов, 250 р. пожертвований; в расходе 7,010 р., в том числе на покупку и издание книг до 4,000 р., на жалованье служащим до 1,500 р., на нужды школ около 1,000 р., на канцелярию около 300 р. и на содержание лошади и кучера 250 р.; в остатке к 1899 г. было 42,270 р. В 1898 г. 22 октября утвержден новый устав Братства. По новому уставу Братство состоит при Высоко-петровском монастыре, настоятели этого монастыря и Никольского единоверческого входят в Братство действительными членами помимо избрания их, для пожизненных членов установлен размер взноса в 100 р. Братству предоставляется для сбора пожертвований выдавать сборные книжки и подписные листы, приобретать и отчуждать недвижимые имущества, состав совета определен из 12 лиц (прибавлены помощники казначея и секретаря и, кроме того, 2 кандидата к членам), помощник председателя наименован товарищем, капиталы Братства подразделены на неприкосновенный, специальный и расходный, хранятся в государственных банковых учреждениях. Братство имеет свой синодик для записи членов. О заслугах Братства и его значении см. под словом Раскол.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология - Бюхнер. - 1901. - VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle