Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 5 Глава 6 Глава 7

Глава 6

Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20—35, и в VII-й. Только в ст. 1—19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1—5. Зло необдуманного поручительства. 6—11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12—19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20—35 распадается на два меньших отдела: 20—24 — увещание к целомудрию, и 25—35 — предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.

Притч.6:1. Сын мой! если ты по­ручил­ся за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –

Притч.6:2. ты опутал себя словами уст тво­их, пойман словами уст тво­их.

Притч.6:3. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты по­пал­ся в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Притч.6:4. не давай сна глазам тво­им и дремания веждам тво­им;

Притч.6:5. спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

   Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства Притч 6.1:11.15, 13.18, 20.16, 22.26) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом (Сир 8.16:29.18-25), но и личной свободой (4Цар 4.1; Мф 18.25. См. у Ewald'a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246).
   Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11.15; Иов 17.3).
   Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1—2), Премудрый далее (ст. 3—5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем — советуется с неослабной бдительностью — не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 — по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11.4), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123.7), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности — чувство самосохранения.

Притч.6:6. Пойди к муравью, ле­нивец, по­смотри на действия его, и будь мудрым.

Притч.6:7. Нет у него ни начальника, ни при­ставника, ни по­велителя;

Притч.6:8. но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

Притч.6:8a. –[Или пойди к пчеле и по­знай, как она трудо­любива, какую по­чтен­ную работу она про­изводит;–

Притч.6:8b. –ее труды употребляют во здравие и цари и про­столюдины; любима же она всеми и славна;–

Притч.6:8c. –хотя силою она слаба, но мудростью по­чтена.]

Притч.6:9. Доколе ты, ле­нивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

Притч.6:10. Немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь:

Притч.6:11. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя, как раз­бойник.–

Притч.6:11a. –[Если же будешь не ле­нив, то, как источник, при­дет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

   То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6—8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LXX ст. 8 — еще и пчела), а в ст. 9—11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению — без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор 1.44; Суд.14:8; Пс 117.12; Ис 7.18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия 4. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл 4.5; сн. Еф 5.14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. Притч 24.33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск. ) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В Притч 24.33-34 повторяются стихи 10—11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Притч.6:12. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

Притч.6:13. мигает глазами сво­ими, говорит ногами сво­ими, дает знаки пальцами сво­ими;

Притч.6:14. ковар­с­т­во в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раз­доры.

Притч.6:15. Зато внезапно при­дет по­гибель его, вдруг будет раз­бит – без исцеле­ния.

Притч.6:16. Вот шесть, чтó не­на­видит Го­с­по­дь, даже семь, чтó мерзость душе Его:

Притч.6:17. глаза гордые, язык лживый и руки, про­лива­ю­щие кровь невин­ную,

Притч.6:18. сердце, ку­ю­щее злые замыслы­, ноги, быстро бегущие к злодей­с­т­ву­,

Притч.6:19. лжесвидетель, наговарива­ю­щий ложь и сеющий раз­дор между братьями.

   В стихах 12—15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16—19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (Притч 4.24-25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику — глаз, ног, пальцев — коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12:14, 3.29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27:3.25, 24.22).
   Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17—19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (Притч 30.13), руки, проливающие кровь (Притч 1.11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Притч.6:20. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставле­ния матери твоей;

Притч.6:21. навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Притч.6:22. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда про­будишься, будут беседо­вать с тобою:

Притч.6:23. ибо заповедь есть светильник, и наставле­ние – свет, и назидатель­ные по­уче­ния – путь к жизни,

Притч.6:24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Притч.6:25. Не по­желай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами тво­ими,] и да не увлечет она тебя ресницами сво­ими;

Притч.6:26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Притч.6:27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не про­горело платье его?

Притч.6:28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног сво­их?

Притч.6:29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто при­коснет­ся к ней, не останет­ся без вины.

Притч.6:30. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

Притч.6:31. но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имуще­с­т­во дома своего.

Притч.6:32. Кто же пре­любо­дей­с­т­ву­ет с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

Притч.6:33. побои и по­зор найдет он, и бес­честие его не изгладит­ся,

Притч.6:34. потому что ревность – ярость мужа, и не по­щадит он в день мще­ния,

Притч.6:35. не при­мет никакого выкупа и не удоволь­ствует­ся, сколько бы ты ни умножал даров.

   Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (Притч 1.8) делает нарочитое увещание к ученику — помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор 6.7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5.1-2, a Притч 7.1-5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему — всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3.3:7.3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23—24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123.105), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2.16:7.5). Теперь, в ст. 25—35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю — психологическую и внешнюю — фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх 20.17; Втор 5.21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф 5.28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29.3; Сир 9.6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27—29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3.4-6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду — при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.
   В ст. 30—32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), — напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх 22.1-2)), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 — круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33—35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

4   Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией.

Глава 5 Глава 6 Глава 7


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов