Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 9 Глава 10 Глава 11

Глава 10

С гл. X начинаются «Притчи Соломона» (Притч 10.1) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей (Притч 1.2-6). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) — исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6; Еккл 2.14).

Притч.10:1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорче­ние для его матери.:

   Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8:15.20, 17.25).

Притч.10:2 Не доставляют по­льзы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Притч.10:3 Не допустит Го­с­по­дь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

Притч.10:4 Ле­нивая рука делает бедным, а рука при­лежных обогащает.

Притч.10:5 Собира­ю­щий во время лета – сын ра­зу­мный, спящий же во время жатвы – сын бес­путный.

Притч.10:6 Благослове­ния – на голове праведника, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:7 Память праведника пре­будет благо­словен­на, а имя нечестивых омерзеет.

   При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) — типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. — «Сокровища неправедные» — нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» — бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника — и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих 3.7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19:36.25), напротив, злым и похотливым желаниям нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4—5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3.19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4—5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6—7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и — бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6; Сир 44.13; сн. Мф 26.13).

Притч.10:8. Мудрый сердцем при­нимает заповеди, а глупый устами пре­ткнет­ся.

Притч.10:9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто пре­вращает пути свои, тот будет нака­за­н.

Притч.10:10. Кто мигает глазами, тот при­чиняет досаду, а глупый устами пре­ткнет­ся.

   Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи — лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит».

Притч.10:11. Уста праведника – источник жизни, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:12. Ненависть воз­буждает раз­доры, но любо­вь по­крывает все грехи.

Притч.10:13. В устах ра­зу­много находит­ся мудрость, но на теле глупого – розга.

Притч.10:14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая по­гибель.

   Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого — в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18.4:20.5), то речь праведного — по ее прямоте и назидательности — называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8; Иак 5.20; 1Кор 13.4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13—14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив — к своей гибели (ст. 14).

Притч.10:15. Имуще­с­т­во богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.

Притч.10:16. Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Притч.10:17. Кто хранит наставле­ние, тот на пути к жизни; а отверга­ю­щий обличе­ние – блуждает.

Притч.10:18. Кто скрывает не­на­висть, у того уста лживые; и кто раз­глашает клевету, тот глуп.

Притч.10:19. При многословии не мино­вать греха, а сдержива­ю­щий уста свои – ра­зу­мен.

Притч.10:20. Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтоже­с­т­во.

Притч.10:21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка ра­зу­ма.

   В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) — факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает — богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих — 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, — а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других (Мф 15.14). В следующих ст. 18—21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3:21.23; Еккл 10.14; Сир 20.7:22.31, 28.25; Мф 12.35), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)

Притч.10:22. Благослове­ние Го­с­по­дне – оно обогащает и печали с собою не при­носит.

Притч.10:23. Для глупого пре­ступное деяние как бы забава, а человеку ра­зу­мному свой­с­т­вен­на мудрость.

Притч.10:24. Чего страшит­ся нечестивый, то и по­стигнет его, а желание праведников исполнит­ся.

Притч.10:25. Как про­носит­ся вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

   Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого — праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого — вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4; Иов 3.25), а конец его — внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27; Иов 1.19).

Притч.10:26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ле­нивый для по­сыла­ю­щих его.

   В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл. ; Притч 12.27:19.24).

Притч.10:27. Страх Го­с­по­день при­бавляет дней, лета же нечестивых сократят­ся.

Притч.10:28. Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых по­гибнет.

Притч.10:29. Путь Го­с­по­день – твердыня для непорочного и страх для дела­ю­щих беззаконие.

Притч.10:30. Праведник во веки не по­колеблет­ся, нечестивые же не по­живут на земле.

   Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2:9.11; сн. Иов 8.13; Пс 109.6).

Притч.10:31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечет­ся.

Притч.10:32. Уста праведного знают бла­го­приятное, а уста нечестивых – раз­вращен­ное.

   Об устах праведного и нечестивого и плодах их.

Глава 9 Глава 10 Глава 11


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов