Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 12 Глава 13 Глава 14

Глава 13

1—3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4—12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13—17. О благе слова Божия. 18—25. Увещание к послушанию слову Божию.

Притч.13:1. Мудрый сын слушает наставле­ние отца, а буйный не слушает обличе­ния.

Притч.13:2. От плода уст сво­их человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.

Притч.13:3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

   Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости — излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2—3, сн. Притч 12.14:18.21).

Притч.13:4. Душа ле­нивого желает, но тщетно; а душа при­лежных насытит­ся.

Притч.13:5. Праведник не­на­видит ложное слово, а нечестивый срамит и бес­честит себя.

Притч.13:6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Притч.13:7. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

Притч.13:8. Богат­с­т­во­м сво­им человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слы­шит.

Притч.13:9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–

Притч.13:9a. – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Притч.13:10. От высокомерия про­исходит раз­дор, а у совету­ю­щихся – мудрость.

Притч.13:11. Богат­с­т­во от суетности истощает­ся, а собира­ю­щий трудами умножает его.

Притч.13:12. Надежда, долго не сбыва­ю­щаяся, томит сердце, а исполнив­шееся желание – как древо жизни.

   Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7—8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), — то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5—6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις, δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

Притч.13:13. Кто пре­небрегает словом, тот при­чиняет вред себе; а кто бо­ит­ся заповеди, тому воз­дает­ся.

Притч.13:14. [У сына лукавого ничего нет доброго, а у ра­зу­много раба дела бла­го­успешны, и путь его прямой.]

Притч.13:15. Уче­ние мудрого – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Притч.13:16. Добрый ра­зу­м доставляет при­ятность, путь же беззакон­ных жесток.

Притч.13:17. Всякий бла­го­ра­зу­мный дей­с­т­ву­ет с зна­ни­ем, а глупый выставляет напоказ глупость.

   Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о вреде пренебрежения им (ср. Притч 1.24:10.11 и др.).

Притч.13:19. Нищета и по­срамле­ние отверга­ю­щему уче­ние; а кто соблюдает наставле­ние, будет в чести.

Притч.13:20. Желание исполнив­шееся – приятно для души; но несносно для глупых укло­няться от зла.

Притч.13:21. Обща­ю­щийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, раз­вратит­ся.

Притч.13:22. Грешников пре­следует зло, а праведникам воз­дает­ся добром.

Притч.13:23. Добрый оставляет наслед­с­т­во и внукам, а богат­с­т­во грешника сберегает­ся для праведного.

Притч.13:24. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от бес­порядка.

Притч.13:25. Кто жалеет розги своей, тот не­на­видит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Притч.13:26. Праведник ест до сытости, а чрево беззакон­ных терпит лише­ние.

   Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях — внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19—20, евр. 18—19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье — праведника и несчастии — грешника (ст. 22—23, евр. 21—22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24—26, евр. 23—25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже (Притч 23.13), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.

Глава 12 Глава 13 Глава 14


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов