Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 18 Глава 19 Глава 20

Глава 19

1—15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16—29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч.19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и при­том глупый.

Притч.19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступит­ся.

Притч.19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Го­с­по­да.

Притч.19:4. Богат­с­т­во прибавляет много друзей, а бедный оставляет­ся и другом сво­им.

Притч.19:5. Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, не спасет­ся.

Притч.19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, дела­ю­щему подарки.

Притч.19:7. Бедного не­на­видят все братья его, тем паче друзья его удаляют­ся от него: гонит­ся за ними, чтобы по­говорить, но и этого нет.

Притч.19:8. Кто при­обретает ра­зу­м, тот любит душу свою; кто наблюдает бла­го­ра­зу­мие, тот находит бла­го­.

Притч.19:9. Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, по­гибнет.

Притч.19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу го­с­по­д­с­т­во над князьями.

Притч.19:11. Благора­зу­мие делает человека медлен­ным на гнев, и слава для него – быть снисходи­тель­ным к про­ступкам.

Притч.19:12. Гнев царя – как рев льва, а благо­воле­ние его – как роса на траву.

Притч.19:13. Глупый сын – сокруше­ние для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.

Притч.19:14. Дом и име­ние – наслед­с­т­во от родителей, а ра­зу­мная жена – от Го­с­по­да.

Притч.19:15. Леность по­гружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

   Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 — с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово »богатый« — ашир, а не »глупый« — кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6, почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2—3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6—7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта — факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19:14.5); о том же — и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами — богатства, власти и подобного — необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11—15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

Притч.19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях сво­их по­гибнет.

Притч.19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Го­с­по­ду, и Он воз­даст ему за бла­го­деяние его.

Притч.19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не воз­мущайся криком его.

Притч.19:19. Гневливый пусть терпит нака­за­ние, по­тому что, если по­щадишь его, при­дет­ся тебе еще больше наказы­вать его.

Притч.19:20. Слушайся совета и при­нимай обличе­ние, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч.19:21. Много замыслов в сердце человека, но состо­ит­ся только определен­ное Го­с­по­дом.

Притч.19:22. Радость человеку – бла­го­твори­тель­ность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч.19:23. Страх Го­с­по­день ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не по­стигнет его.

Притч.19:24. Ле­нивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Притч.19:25. Если ты накажешь кощун­ника, то и про­стой сделает­ся бла­го­ра­зу­мным; и если обличишь ра­зу­много, то он поймет наставле­ние.

Притч.19:26. Разоря­ю­щий отца и выгоня­ю­щий мать – сын срамной и бес­чест­ный.

Притч.19:27. Перестань, сын мой, слушать внуше­ния об укло­не­нии от изрече­ний ра­зу­ма.

Притч.19:28. Лукавый свидетель издевает­ся над судом, и уста беззакон­ных глотают неправду.

Притч.19:29. Готовы для кощун­ству­ю­щих суды, и по­бои – н а тело глупых.

   Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31.15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1; Мф 10.42; Мф 25.40). Вторым по важности — после милостыни и благотворения — делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8-20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13.25:23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) — подобным же образом делает это и апостол (Еф 6.4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни — Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения — чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели — страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27) и имеет в виду обычай востока — не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25—29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

Глава 18 Глава 19 Глава 20


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов