Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 19 Глава 20 Глава 21

Глава 20

1—5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6—11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12—19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20—23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24—30. Различные увещания к страху Божию и честности.

Притч.20:1. Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлека­ю­щийся ими, нера­зу­мен.

Притч.20:2. Гроза царя – как бы рев льва: кто раз­дражает его, тот грешит про­тив самого себя.

Притч.20:3. Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Притч.20:4. Ле­нивец зимою не пашет: по­ищет летом – и нет ничего.

Притч.20:5. Помыслы­ в сердце человека – глубокие воды, но человек ра­зу­мный вычерпывает их.

   Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23.29 сл.); как и в других местах св. Писания (Ис 28.7; Еф 5.18), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, — как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности — духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19.12:16.14: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости — проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18.4).

Притч.20:6. Многие хвалят человека за мило­сердие, но правдивого человека кто находит?

Притч.20:7. Праведник ходит в своей непорочности: блажен­ны дети его по­сле него!

Притч.20:8. Царь, сидящий на пре­столе суда, раз­гоняет очами сво­ими все злое.

Притч.20:9. Кто может ска­за­ть: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

Притч.20:10. Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Го­с­по­дом.

Притч.20:11. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет по­веде­ние его.

   Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6.2; Лк 18.8): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11.28); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16.10; 3Цар 3.27). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6—11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6.5; 3Цар 8.46; Иов 14.4:15.14; Пс 50.7; Еккл 7.20; Сир 7.5 и др.). Ст. 10 — частный и обыденный пример греховности — нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11.1). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Притч.20:12. Ухо слы­шащее и глаз видящий – и то и другое создал Го­с­по­дь.

Притч.20:13. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

Притч.20:14. «Дурно, дурно», говорит по­купатель, а когда отойдет, хвалит­ся.

Притч.20:15. Есть золото и много жемчуга, но драгоцен­ная утварь – уста ра­зу­мные.

Притч.20:16. Возьми платье его, так как он по­ручил­ся за чужого; и за сторон­него возьми от него залог.

Притч.20:17. Сладок для человека хлеб, приобретен­ный неправдою; но по­сле рот его наполнит­ся дресвою.

Притч.20:18. Предприятия по­лучают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Притч.20:19. Кто ходит пере­носчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

   Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15.5; Пс 93.9). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13—14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще (Притч 3.14-15:8.11). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее (Притч 6.1-6), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11.13:13.3).

Притч.20:20. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник по­гаснет среди глубокой тьмы.

Притч.20:21. Наслед­с­т­во­, по­спешно захвачен­ное вначале, не благо­словит­ся впоследствии.

Притч.20:22. Не говори: «я отплачу за зло»; пре­до­ставь Го­с­по­ду, и Он сохранит тебя.

Притч.20:23. Мерзость пред Го­с­по­дом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро.

   Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, (Исх 20.12:21.17; Лев.20:9), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13.9) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19.26). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу (Притч 24.29 сн. Втор 32.35). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.

Притч.20:24. От Го­с­по­да направляют­ся шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

Притч.20:25. Сеть для человека – поспешно да­вать обет, и по­сле обета обдумы­вать.

Притч.20:26. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.

Притч.20:27. Светильник Го­с­по­день – дух человека, испытыва­ю­щий все глубины сердца.

Притч.20:28. Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает пре­стол свой.

Притч.20:29. Слава юношей – сила их, а украше­ние стариков – седина.

Притч.20:30. Раны от по­боев – врачев­с­т­во против зла, и удары, про­ника­ю­щие во внутрен­ности чрева.

   Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16.9; Пс 36.23), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда — неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).
   Ст. 26 сн. 7 и 28. — Ст. 27 сн. Иов 32.8. Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.

Глава 19 Глава 20 Глава 21


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов