профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 21

1–3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4–8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9–18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19–26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27–31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Притч.21:1. Сердце царя – в руке Го­с­по­да, как по­токи вод: куда захочет, Он направляет его.

Притч.21:2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Го­с­по­дь взвешивает сердца.

Притч.21:3. Соблюде­ние правды и правосудия более угодно Го­с­по­ду, нежели жертва.

Образ "потоков (или каналов) вод" (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи – удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения – посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1.3; Ис 32.2), – мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2, 8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2, 25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49.7 сл.) с пророческими (Мих 6.6–8, Ис 1.11сл. сн. 1Цар 15.22) и составляет предвестие учения Спасителя, что «вящшая закона – суд, милость и вера» – (Мф 23.23).

Притч.21:4. Гордость очей и надмен­ность сердца, отлича­ю­щие нечестивых, – грех.

Притч.21:5. Помышле­ния при­лежного стремят­ся к изобилию, а всякий торопливый терпит лише­ние.

Притч.21:6. Приобрете­ние сокровища лживым языком – мимолетное дунове­ние ищущих смерти.

Притч.21:7. Насилие нечестивых обрушит­ся на них, по­тому что они отреклись соблюдать правду.

Притч.21:8. Превратен путь человека раз­вращен­ного; а кто чист, того действие прямо.

Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод «светило", соответств. греч. λαμπτὴρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие»; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7–8).

Притч.21:9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в про­стран­ном доме.

Притч.21:10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Притч.21:11. Когда наказывает­ся кощун­ник, про­стой делает­ся мудрым; и когда вра­зу­мляет­ся мудрый, то он при­обретает знание.

Притч.21:12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как по­вергают­ся нечестивые в несчастие.

Притч.21:13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услы­шан.

Притч.21:14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость.

Притч.21:15. Соблюде­ние правосудия – радость для праведника и страх для дела­ю­щих зло.

Притч.21:16. Человек, сбив­шийся с пути ра­зу­ма, водворит­ся в собрании мертвецов.

Притч.21:17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не раз­богатеет.

Притч.21:18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного – лукавый.

По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17.1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25.18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25, 9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25.41 сл. Мф 18.23–35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14–15, ср. Притч 17.8, 19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов», у архим. Макария – точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: «в сонмищи исполинов», ср. Быт 6.4; Притч 2.18, 9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).

Притч.21:19. Лучше жить в земле пустын­ной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Притч.21:20. Вожделен­ное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Притч.21:21. Соблюда­ю­щий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Притч.21:22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Притч.21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Притч.21:24. Надмен­ный злодей – кощун­ник имя ему – дей­с­т­ву­ет в пылу гордости.

Притч.21:25. Алчба ле­нивца убьет его, по­тому что руки его отказывают­ся работать;

Притч.21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. Сир 25.21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16. О хранении языка и дара слова – ст. 23 – говорилось выше: Притч 13:3, 19:6; Мф 12.36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5. В ст. 25–26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого – с другой (ср. Пс 36.26).

Притч.21:27. Жертва нечестивых – мерзость, особен­но когда с лукав­с­т­во­м при­носят ее.

Притч.21:28. Лжесвидетель по­гибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Притч.21:29. Человек нечестивый дерзок лицом сво­им, а праведный держит прямо путь свой.

Притч.21:30. Нет мудрости, и нет ра­зу­ма, и нет совета вопреки Го­с­по­ду.

Притч.21:31. Коня при­готовляют на день битвы, но по­беда – от Го­с­по­да.

Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее (Притч 15.6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως, Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34.18 сл. Мал 1.3. Далее – речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23–29, сн. Притч 19.5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28.5; Иов 5.13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы – в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19.8–9, 32.17).



Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника – Глава 5 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкования на Притчи Соломона святитель Иоанн Златоуст

3. Книга Притчей Соломоновых – Глава 21 профессор Павел Александрович Юнгеров

4. Толкование на послание к Евреям – Глава десятая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

5. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа профессор Александр Васильевич Иванов

Комментарии для сайта Cackle