Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 21 Глава 22 Глава 23

Глава 22

1—16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17—21. Призыв внимать словам мудрых. 22—29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч.22:1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч.22:2. Богатый и бедный встречают­ся друг с другом: того и другого создал Го­с­по­дь.

Притч.22:3. Благора­зу­мный видит беду, и укрывает­ся; а неопытные идут вперед, и наказывают­ся.

Притч.22:4. За смире­нием следует страх Го­с­по­день, богат­с­т­во и слава и жизнь.

Притч.22:5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч.22:6. Наставь юношу при начале пути его: он не укло­нит­ся от него, когда и состарит­ся.

Притч.22:7. Богатый го­с­по­д­с­т­ву­ет над бедным, и должник делает­ся рабом заимодавца.

Притч.22:8. Сеющий неправду по­жнет беду, и трости гнева его не станет.–

Притч.22:8a. –[Человека, доброхотно да­ю­щего, любит Бог, и недостаток дел его во­с­по­лнит.]

Притч.22:9. Мило­сердый будет благо­словля­ем, по­тому что дает бедному от хлеба своего.–

Притч.22:9a. –[Победу и честь при­обретает да­ю­щий дары, и даже овладевает душею по­луча­ю­щих оные.]

Притч.22:10. Прогони кощун­ника, и удалит­ся раз­дор, и пре­кратят­ся ссора и брань.

Притч.22:11. Кто любит чистоту сердца, у того при­ятность на устах, тому царь – друг.

Притч.22:12. Очи Го­с­по­да охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч.22:13. Ле­нивец говорит: «лев на улице! по­среди площади убьют меня!»

Притч.22:14. Глубокая про­пасть – уста блудниц: на кого про­гневает­ся Го­с­по­дь, тот упадет туда.

Притч.22:15. Глупость при­вязалась к сердцу юноши, но исправи­тель­ная розга удалит ее от него.

Притч.22:16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богат­с­т­во­, и кто дает богатому, тот обеднеет.

   Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле — безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир 41.15, ср. Еккл 7.1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный — равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31:17.5; Иов 31.15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий — с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6—12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? — пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? — пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» — обычный библейский образ: Иов 4.8; Притч 11.18; Ос 10.12), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся — благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).
   Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 — здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16:5.3, 6.24, глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Притч.22:17. Прикло­ни ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч.22:18. потому что утеши­тель­но будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах тво­их.

Притч.22:19. Чтобы упование твое было на Го­с­по­да, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч.22:20. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставле­нии,

Притч.22:21. чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог перед­а­вать слова истины по­сыла­ю­щим тебя?

Притч.22:22. Не будь грабителем бедного, по­тому что он беден, и не при­тесняй несчаст­ного у ворот,

Притч.22:23. потому что Го­с­по­дь вступит­ся в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч.22:24. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч.22:25. чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч.22:26. Не будь из тех, которые дают руки и по­ручают­ся за долги:

Притч.22:27. если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли по­стель твою из-под тебя?

Притч.22:28. Не перед­вигай межи давней, которую про­вели отцы твои.

Притч.22:29. Видел ли ты человека про­ворного в своем деле? Он будет стоять перед­ царями, он не будет стоять перед­ про­стыми.

   Ст. 17—21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23.1-3:6-8, 5 ст. — в Притч.23:31-35, 24:30-34). Во введении, ст. 17—21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение — возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20—21). В ст. 22—29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22—23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24—25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26—27, сн. Притч 6.1 сл. ; Притч 17.18:20.16).
   Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14; Притч 23.10). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай — возвышение до степени ближайшего служения царю.

Глава 21 Глава 22 Глава 23


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов