профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 25 Глава 26 Глава 27

Глава 26

1–12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13–16. Против лености. 17–19. Против неумеренной шутливости 20–28. Против хитрости, лжи и коварства.

Притч.26:1. Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

Притч.26:2. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслужен­ное про­клятие не сбудет­ся.

Притч.26:3. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.

Притч.26:4. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;

Притч.26:5. не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах сво­их.

Притч.26:6. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное по­руче­ние глупцу.

Притч.26:7. Неровно поднимают­ся ноги у хромого, – и притча в устах глупцов.

Притч.26:8. Что влага­ю­щий драгоцен­ный камень в пращу, то воз­да­ю­щий глупому честь.

Притч.26:9. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Притч.26:10. Сильный делает все про­извольно: и глупого награждает, и всякого про­хожего награждает.

Притч.26:11. Как пес воз­вращает­ся на блевотину свою, так глупый по­вторяет глупость свою.

Притч.26:12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены – бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также – необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4–5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), – в ст. 5 – предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны – полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6–9), – незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова – самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2.22.

Притч.26:13. Ле­нивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»

Притч.26:14. Дверь ворочает­ся на крючьях сво­их, а ле­нивец на по­стели своей.

Притч.26:15. Ле­нивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

Притч.26:16. Ле­нивец в глазах сво­их мудрее семерых, отвеча­ю­щих обдуман­но.

В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее высказанные Премудрым, см. ст. 13 и Притч 22.13; ст. 15 и Притч 19.24.

Притч.26:17. Хватает пса за уши, кто, про­ходя мимо, вмешивает­ся в чужую ссору.

Притч.26:18. Как при­творя­ю­щийся по­мешан­ным бросает огонь, стрелы и смерть,

Притч.26:19. так – человек, который коварно вредит другу своему и по­том говорит: «я только по­шутил».

В ст. 18 образно – посредством сравнения – высказывается мысль о крайнем вреде неуместных шуток и забав. h5 Притч.26:20. Где нет больше дров, огонь по­гасает, и где нет наушника, раз­дор утихает.

Притч.26:21. Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для раз­жже­ния ссоры.

Притч.26:22. Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутрен­ность чрева.

Притч.26:23. Что нечистым серебром обложен­ный глиняный сосуд, то пламен­ные уста и сердце злобное.

Притч.26:24. Устами сво­ими при­творяет­ся враг, а в сердце своем замышляет ковар­с­т­во­.

Притч.26:25. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, по­тому что семь мерзостей в сердце его.

Притч.26:26. Если не­на­висть при­крывает­ся наедине, то откроет­ся злоба его в народном собрании.

Притч.26:27. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто по­катит вверх камень, к тому он воротит­ся.

Притч.26:28. Лживый язык не­на­видит уязвля­емых им, и льстивые уста готовят паде­ние.

В образной и прямой речи (ст. 20–21) высказывается вред раздоров и ссор. Ст. 24–25 – предостережение против опасности со стороны лицемерия; в ст. 26 – мотив к воздержанию от злобы и ненависти: неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих наставлений.


Глава 25 Глава 26 Глава 27


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов