Источник

Глава 27

1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч.27:1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч.27:2. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.

Притч.27:3. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

Притч.27:4. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Притч.27:5. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Притч.27:6. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (Иак 4.13–15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23.

Притч.27:7. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч.27:8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.

Притч.27:9. Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.

Притч.27:10. Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч.27:11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч.27:12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Притч.27:13. Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.

Притч.27:14. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15; ст. 13 с Притч 20.16.

Притч.27:15. Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:

Притч.27:16. кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч.27:17. Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч.27:18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.

Притч.27:19. Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

Притч.27:20. Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.–

Притч.27:20a. –[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

Притч.27:21. Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.–

Притч.27:21a. –[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч.27:22. Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24). В ст. 18–19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее (Притч 15.11) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3. Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч.27:23. Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

Притч.27:24. потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

Притч.27:25. Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

Притч.27:26. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля.

Притч.27:27. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев – скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с.

Комментарии для сайта Cackle