Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 26 Глава 27 Глава 28

Глава 27

1—6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7—14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15—16. О сварливой жене. 17—32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22—27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч.27:1. Не хвались завтрашним днем, по­тому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч.27:2. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.

Притч.27:3. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обо­их.

Притч.27:4. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто усто­ит про­тив ревности?

Притч.27:5. Лучше открытое обличе­ние, нежели скрытая любо­вь.

Притч.27:6. Искрен­ни укоризны от любящего, и лживы по­целуи не­на­видящего.

   Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (Иак 4.13-15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3—4 явления нравственного мира — гнев и ревность — сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5—6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23.

Притч.27:7. Сытая душа по­пирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч.27:8. Как птица, по­кинув­шая гнездо свое, так человек, по­кинув­ший место свое.

Притч.27:9. Масть и куре­ние радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом сво­им.

Притч.27:10. Не по­кидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч.27:11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч.27:12. Благора­зу­мный видит беду и укрывает­ся; а неопытные идут вперед и наказывают­ся.

Притч.27:13. Возьми у него платье его, по­тому что он по­ручил­ся за чужого, и за сторон­него возьми от него залог.

Притч.27:14. Кто громко хвалит друга своего с ран­него утра, того сочтут за злословящего.

   Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15; ст. 13 с Притч 20.16.

Притч.27:15. Непрестан­ная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:

Притч.27:16. кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, да­ю­щую знать о себе.

   Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч.27:17. Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч.27:18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет го­с­по­дина своего, тот будет в чести.

Притч.27:19. Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

Притч.27:20. Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так не­на­сытимы и глаза человеческие.–

Притч.27:20a. –[Мерзость пред Го­с­по­дом дерзко поднима­ю­щий глаза, и нера­зу­мны невоз­держан­ные языком.]

Притч.27:21. Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.–

Притч.27:21a. –[Сердце беззакон­ника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч.27:22. Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделит­ся от него глупость его.

   Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24). В ст. 18—19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее (Притч 15.11) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3. Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч.27:23. Хорошо наблюдай за скотом тво­им, имей по­пече­ние о стадах;

Притч.27:24. потому что богат­с­т­во­ не навек, да и власть раз­ве из рода в род?

Притч.27:25. Прозябает трава, и являет­ся зелень, и собирают горные травы.

Притч.27:26. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на по­купку по­ля.

Притч.27:27. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним тво­им и на про­доволь­ствие служанкам тво­им.

   В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев — скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).

Глава 26 Глава 27 Глава 28


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов