Архимандрит Макарий – старец Болховский
Горе же мне есть, аще не благовествую.
Тщанием не лениви, духом горяще,
Господеви работающе.
Оставив Алтайскую миссию 4 июля 1844 года, в Болхов архимандрит Макарий попал только в середине ноября. Из его писем видно, что по пути он останавливался на несколько дней в Бийске, Тобольске, Екатеринбурге и Перми. Особенно же долгим было пребывание в Москве: приехав в Первопрестольную 6 сентября, архимандрит Макарий получил от Святейшего Синода разрешение сделать здесь остановку на три месяца для поправки расстроенного здоровья. Но ему пришлось уехать из Москвы раньше – по всей видимости, из-за неприятностей, связанных с переводом Библии, над которым он продолжал активно работать.
К новому месту своей службы, в болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии, архимандрит Макарий прибыл в ночь с 15 на 16 ноября и сразу же отслужил с братией монастыря молебен. »...С того времени, – писал он через полгода, – нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» [233. С. 502]. Источником этого утешения была пастырско-просветительная, или, что почти то же, миссионерская деятельность, которой он посвятил себя всего, теперь уже – в центральной части России64. «Не излишне быть миссионером и среди православных», – соглашался с архимандритом Макарием митрополит Московский Филарет [244. Ч. 1. С. 136]. Святитель Филарет и впоследствии не изменил своего мнения, в его письмах разных лет есть такие высказывания: «...и правда, что у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры. Но трудно устроить сие»; «что у нас и для православных христиан нужно миссионерское действование, то правда» [236. Ч. IV. С. 231; 249. С. 186–187].
Примечательно, что архимандрит Макарий предвосхитил характер своего будущего служения, еще находясь на Алтае. Он, правда, предполагал иное место приложения своих сил: перед отъездом из миссии, собираясь на богомолье в Палестину, старец писал П. П. Глебовой-Стрешневой: «...умоляю Вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских. Прежде времени не разглашайте ничего обо мне; а когда сделается известным то или другое, без содействия Вашего, тогда не приставайте к тем, которые будут судить и рядить, не зная дела; но молчите, молитесь за меня Богу, и предавайте меня Ему и благодатному Слову Его» [233. С. 402].
Оказавшись вместо Палестины в орловской глубинке, преподобный Макарий обнаружил, что работы для пастыря здесь не меньше, чем на Алтае. Он и раньше считал, что не только не просвещенные светом Христовой истины народы России, но и сам русский народ нуждается в проповеди христианской, но то, чему он стал свидетелем при первой же встрече со служащими ратуши, удивило и до глубины души возмутило его: оказалось, что даже городской голова не знает Символа веры, а знает только «Вотчу», как он называл молитву Господню. Новый игумен болховского монастыря заявил, что будет сам учить их, и попросил объявить всем, чтобы и сами к нему приходили, и детей приводили.
Религиозное невежество болховчан сильно взволновало старца. Ему не давала покоя мысль, что эта непросвещенность отдаляет от Бога целый город. Не теряя времени, он принялся за дело. И вскоре, по свидетельству протоиерея Евфимия Остромысленского, ему удалось «возбудить во всех такую жажду к духовному просвещению», что он смог «в короткое время привлечь к себе умы и сердца целого города» [216. С. 68].
Церковное просвещение народа преподобный Макарий начал с детей. Ему удалось быстро завоевать их расположение. Приводя детей в свои покои, он с отеческой лаской и любовью расспрашивал их: «Знаешь ли ты какую-нибудь молитву? Как молишься Богу, умеешь ли читать?» [216. С. 70–71]. Дети, знавшие молитву Господню и Символ веры , пели их; он и сам пел с ними, подсказывая слова нетвердо знавшим. Затем все вместе пели другие молитвы – псалом пятидесятый, десять заповедей, евангельские блаженства. Так научал старец детей молиться. Прилежных тут же поощрял: хвалил, угощал сластями, награждал книжками. Вскоре он сумел настолько расположить их сердца, что детвора целыми днями стала пропадать в монастыре. Известно, как трудно бывает занять детей чем-либо надолго, но у любимого батюшки они могли распевать церковные песнопения, не замечая времени. Видя это, за детьми в монастырь потянулись и их родители...
Выходя из храма, архимандрит Макарий приглашал к себе в келью детей и объявлял всем, что всякий, кто пожелает быть у него, может приходить каждый день после обедни в любое время. Всех приходивших он принимал с большой любовью. Распознав в новом игумене благодатного старца, народ стал идти к нему со своими нуждами: кто за советом или утешением, кто с телесными немощами. И ни один не уходил разочарованным, для каждого у него находились слова утешения, совета, наставления. «Посмотрите-ка, что теперь у нас в монастыре, – делился своей радостью болховский купец Д. Попов. – В нем с утра до вечера толпится народ: тот за советом, тот за утешением, тот за наставлением к отцу архимандриту. И всех он, родимый, принимает, со всеми беседует: да как сладко, как умно беседует! Заслушаешься! Это нам отца родного послал Господь. А посмотрели бы вы, сколько детей вокруг него! Сами бегут к нему со всего города. И всех он сам учит; иным раздает книжки, иным крестики дает, иных ставит на молитву и учит молиться, других грамоте учить приказывает своим послушникам» [215. С. 14–15].
Вскоре число посетителей настолько возросло, что архимандрит Макарий организовал особый порядок их приема: одни оставались в зале, где послушник или кто-либо из прихожан, умеющих хорошо читать, громко и ясно читал Евангелие и Псалтирь на русском языке (это тогда не было принято, не существовало даже канонического перевода этих книг на русский язык), другие небольшими группами проходили в гостиную, где настоятель беседовал с каждым отдельно. Стены комнаты, в которой шли занятия, были увешаны разного размера картонными листами с библейским текстом, а также небольшими картинами со священными изображениями. На самом видном месте – десять заповедей на огромном листе картона, вокруг – листы поменьше с цитатами из книг Священного Писания. Закончив беседу, все вместе пели молитву Господню и Символ веры и после этого расходились. По прошествии некоторого времени архимандрит Макарий ввел еще и пение нараспев десяти заповедей, заповедей блаженств, псалмов и различных славословий. Некоторые люди благородного сословия порицали архимандрита Макария за то, что он принимал их вместе с простым народом. «Он не умеет различать людей», – говорили они. Старец отвечал на это: «Скажите им: правда, я не могу различать, чья душа честнее пред Богом, ибо всех нас один Спаситель искупил Своими страданиями. Он один и знает, а их честь всегда с ними, а в Царствии Небесном все будут цари и священники Богу и Отцу (Откр.1:6) [212. С. 38].
Важное место в пастырской работе архимандрита Макария занимала проповедь. В храме он проповедовал ежедневно в форме простой отеческой беседы: выходил после литургии на амвон с Евангелием и самыми простыми словами объяснял евангельское, а иногда и апостольское чтение этого дня. Для того чтобы слова его лучше доходили до слушающих, он повторял объяснения по нескольку раз, проверяя выборочно, как его поняли: задавал вопросы, переспрашивал, следя за тем, все ли слушают; обличал рассеянных и напоминал о высоте звания христианина. Угодник Божий умел на редкость доходчиво объяснять самые сложные места из Священного Писания, донося их суть простым, понятным языком и удачно оживляя речь примерами из жизни. Очевидцы сообщают, что проповеди эти оказывали сильнейшее воздействие на слушателей. «После проповеди... у многих видны были на глазах слезы, а некоторые из женщин плакали вслух», – вспоминает один из них [106. С. 171]. «Слова его были так разительны, что все плакали... – пишет другой. – Все говорили: «Это не человек, а ангел». Все доказывало его смирение. С народом он общался очень просто. Все это я хорошо помню, только не могу надлежащим образом выразить его смирение» [185. С. 54].
О том, как архимандрит Макарий учил своих прихожан молиться, рассказывает протоиерей Евфимий Остромысленский. Когда началась всенощная, старец не пошел в алтарь, а остался среди народа. Он подходил к людям и тихо о чем-то говорил с ними. Видно было, что почти каждый богомолец, с которым постоит он, точно оживает, начинает пламеннее и усерднее (а иной и со слезами) молиться Богу. Расспросив после службы одного из тех, к кому подходил архимандрит Макарий, отец Евфимий услышал следующее: «Он подошел ко мне и говорит: «Ну как ты молишься? Станем вместе молиться. Говори за мной: Отец Ты наш Небесный!» Я сказал: «Отец Ты наш Небесный!» – «Нет! Нет! – говорит, – ты поусердней, от души скажи», – и возвысил тон голоса: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил, но уже со вниманием и с чувством. «Нет! Нет! – говорит, – ты еще поусердней и покрепче скажи: Отец Ты наш Небесный!» Сердце забилось в груди моей. Я сам возвысил голос, и из глубины души воззвал: «Отец Ты наш Небесный!» – «Ну, молись так, молись!» – и пошел к другим» [215. С. 19].
Преподобный Макарий учил народ не только в церкви и своих покоях, но и на улицах города65. Как сообщает историк Г. М. Пясецкий, в то время в Болхове существовал суеверный обычай, по которому «девушки до своего замужества считали за стыд ходить в церковь: вместо того чтобы идти в храм, они выносили пред ворота скамьи и садились в полном наряде; тут же являлись молодые люди и «невестились». Такими скамьями, во время всенощного богослужения, уставлялись все улицы города» [274. С. 1108–1109]. Архимандрит Макарий стал с посохом в руках обходить во время службы улицы города и за короткий срок силой любви, молитвы и убеждения сумел искоренить этот обычай.
Дни он проводил в беседах с людьми, которые постоянно шли к нему, а ночи посвящал чтению слова Божия, молитве и библейским переводам. При новом настоятеле болховский Оптин монастырь превратился в школу благочестия, учиться в которую стекались со всех сторон и стар и млад, здоровые и больные, богатые и бедные, знатные и простые.
Как почитали и любили своего старца болховчане, видно из следующего рассказа протоиерея Евфимия Остромысленского: «Однажды ему нужно было поехать в Москву на несколько недель66, и в городе пронесся слух, что он вовсе уезжает из Болхова и не воротится назад. Надо было видеть, как этот ложный слух поразил граждан. Мне рассказывали очевидцы, что тысячи народа шли за ним от монастыря через весь город и громко кричали: «Не покидай нас, батюшка! Воротись к нам, родимый!» Человек до трехсот шли за его повозкой до самого поместья г-жи Жедринской, отстоящего от Болхова в семнадцати верстах» [215. С. 20]. Отец Евфимий, у которого преподобный Макарий останавливался, бывая в Орле, так пишет о своих встречах с ним: «С умилением вспоминаю то счастливое время моей жизни – те отрадные часы дней и ночей, которые провел я в беседе с отцом архимандритом Макарием... С незабвенным батюшкой... я проводил целые ночи в самой искренней, дружеской беседе... Нельзя было не удивляться его любви к слову Божию, его ревности к духовному просвещению. Бывало, бьет уже далеко за полночь; жалко станет лишить его сна: встану и пожелаю ему покойного рассвета. «Что вы, – скажет, – куда вы?» И запоет: «Ночь не светла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих...». Так и просидим до света. И знаете ли, о чем всего больше любил беседовать отец Макарий? Зачем мы, духовные пастыри, так нерадим об образовании духовных овец, от Бога нам вверенных? Зачем не сближаемся с ними, как отцы с детьми, не входим к ним в дома для беседы, не учим их на площадях и улицах, на полях и лугах? Зачем не растолкуем им даже молитвы Господней, не переведем для них по-русски слова Божии? Глупое «вотчу» так больно отзывалось в его памяти, что он с сердечною скорбию повторял о нас слова Христа Спасителя: горе вам законником, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте, и входящим возбранисте» (Лк.11:52) [215. С. 12,15].
Отдавая много сил окормлению своих прихожан, архимандрит Макарий не оставлял без внимания и чисто монастырские дела. По свидетельствам современников, он возложил на себя в Болхове только духовные обязанности, не приняв хозяйственных. Ему при этом удалось не только возродить монастырь духовно, но и «содействовать полному продовольствию братии» [185. С. 14].
«Миссионерствуя» в Болхове, старец не забывал и об Алтайской миссии. Благодаря его поддержке начальником миссии был утвержден священник Стефан Ландышев. Преподобный Макарий убедил поехать на Алтай двух болховчанок, и они отправились туда в 1847 году. Одна из них, приняв монашеский постриг, осталась там до конца своих дней и смогла принести миссии большую пользу. Старец направил в Алтайскую миссию и своего болховского послушника Димитрия Коновалова (впоследствии иеромонаха Дометиана, в схиме – Димитрия). Помогал архимандрит Макарий родной миссии и советом, и молитвой; неоднократно посылал он на Алтай и денежную помощь.
В то же время преподобный Макарий настойчиво трудился над совершенствованием своего перевода на русский язык книг Священного Писания Ветхого Завета. В январе 1845 года он писал протоиерею Ф. А. Голубинскому: «...известите... какие известны Вам на языках латинском, французском и немецком лучшие из новейших переводов Библии... Покорнейше прошу Александра Васильевича (Горского. – С. Н.) прислать мне каталог избранных вкусом и знанием его писаний по Церковной истории и хронологии Библейской...» [158. Л. 12об.]. Работал он в свободное от дел и посетителей время, то есть по ночам, и перевел с масоретского текста почти весь Ветхий Завет.
Не оставлял архимандрит Макарий и своего намерения отправиться в Святую Землю. При этом он не только не просил помощи у своего покровителя митрополита Московского Филарета, но и не открывал ему своих планов. В августе 1846 года святитель Филарет писал архимандриту Макарию: «Вы, кажется, кроете от меня, что проситесь в Иерусалим: но я много раз о сем слышу, и хотя однажды скажу, что, кажется, подвиг Ваш совершен прежде, когда Вы просили о сем начальство, и при его молчании на просьбу хорошо было бы воспользоваться случаем к упражнению в отречении от своей воли» [244. Ч. 2. С. 137].
И все же осенью 1846 года, несмотря на явно неблагосклонное отношение к этому предприятию святителя Филарета, архимандрит Макарий добился желаемого. Возвратившись в ноябре 1846 года из Москвы с разрешением провести годичный отпуск в Иерусалиме, он отложил поездку до весны и стал усиленно заниматься переводческими трудами. Ночами архимандрит Макарий пересматривал свой перевод Ветхого Завета, готовя его, очевидно, к изданию за рубежом. Он вел в это время активную переписку с Е. Ф. Непряхиной, под руководством которой в Тобольске кружок его почитателей переводил комментарии западноевропейских экзегетов к Ветхому Завету и переписывал его переводы.
В середине марта 1847 года архимандрит Макарий сообщал А. П. Жедринской: «Все существо мое вопиет и требует спокойствия, дабы я, с твердым упованием на благость Отца Небесного, вступил в предстоящий мне дальний путь, которого трудности и опасности еще не изведаны мною на опыте, а известны мне только по слуху и книгам» [233. С. 529]. В своем прощальном письме протоиерею Ф. А. Голубинскому он писал: «Буду и я стараться о укреплении союза и общения нашего в Господе воспоминаниями о Вас, особенно же у Гроба Христова, когда великое и всемогущее Провидение благословит мне достигнуть его» [158. Л. 14].
Однако Всевышний рассудил иначе. Вместо Иерусалима земного Он благоволил воззвать Своего верного раба во град Бога живаго, Иерусалим небесный (Евр.12:22).
Келейник архимандрита Макария А. А. Орлов пишет, что с наступлением Великого поста 1847 года преподобный Макарий как бы предзнаменовал свое отшествие в горний Иерусалим, часто заставляя его с благоговением петь вечерний стих: «Свете тихий Святыя Славы, бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, блаженнаго, Иисусе Христе...» – и говорил при этом, что знал одного человека, который перед скончанием своей жизни пел протяжно этот стих [212. С. 41–42].
Закончив приготовления к поездке, архимандрит Макарий начал прощаться со своей паствой. «По наступлении мая он даже не имел покоя от народа, пятого числа он дошел до изнеможения и уходил для отдыха на несколько минут; вечером, отпустив народ, в восемь часов потребовал ужин...» [212. С. 42]. Вкусив яйцо и маленький кусочек рыбы, он сказал келейнику: «Благодарю тебя за услугу; я этот кусочек рыбы съел с большим аппетитом, но не знаю, как он пройдет мне, ибо я чувствовал в желудке сильную боль» [212. С. 43]. Несмотря на то что ему с каждым часом становилось все хуже, он продолжал принимать посетителей, превозмогая недуг, и закончил прием лишь в третьем часу ночи. На следующий день, отслужив раннюю литургию и произнеся проповедь, старец поехал в город прощаться с друзьями. В какой-то момент он почувствовал себя совсем плохо. Преподобного привезли в монастырь; врачи нашли, что у него воспаление легких, печени и желудка, и запретили допускать к нему посетителей.
Истощенный трудами организм легко поддался недугу, болезнь быстро приняла острую форму и перешла в тиф. Девятого мая архимандрит Макарий потребовал духовника; после приобщения Святых Таин над ним было совершено таинство соборования.
По свидетельству очевидцев, Преподобный с удивительным терпением переносил жестокие страдания. Хотя старец и искал помощи у врачей и даже отослал келейника в Москву к своим друзьям и к «какому-нибудь знаменитому доктору» [212. С. 45] (надо заметить, что святитель Филарет сразу же послал в Болхов своего личного врача, который приехал туда, когда земная помощь была уже не нужна). Преподобный Макарий вполне понимал всю серьезность своего положения. Напутствуя келейника, он наказал так отвечать митрополиту Филарету: «Если он только сам об этом спросит, – что по случаю тяжкой болезни не намерен ли он отложить свою поездку в Иерусалим, – что я еду неотложно в Иерусалим, и если он спросит: а по возвращении из Иерусалима где он намерен остаться, то сказать, что я там намерен остаться, где будет угодно Богу: если угодно будет Богу остаться мне в Иерусалиме, я там останусь67; если же угодно будет Богу, чтоб возвратился назад, – я назад возвращусь, и где угодно будет Богу – в Киеве ли мне быть на покое, – там буду, в Москве ли или в Сергиевской лавре, в ските ли лаврском, – мне и там очень нравится; или в Болхов возвратиться, – я и в Болхов возвращусь, – мне болховский народ полюбился и он меня полюбил и почитает; братия здешняя для меня хороша и послушлива, ею я доволен; врагов у меня давно нет, – я со всеми мирен; я умираю спокойно и душа моя полна мира, и ничто меня смертное не смущает» [212. С. 45].
Во время болезни Преподобный отрешился от всего земного и устремился душой в мир горний. Его состояние выразилось в строках, написанных незадолго до смерти:
«Мой Бог! Мой Царь-Отец! Спаситель дорогой!
Пришел желанный день! Паду перед Тобой!
Еще я на земле! Но дух Тобой трепещет!
Зрю! Светит горний луч! Заря бессмертья блещет...»
[15. С. 83; 233. С. 538]
О бодрственной готовности преподобного Макария к смерти свидетельствуют и слова, сказанные им еще до болезни: «Придет время, когда и меня позовет к себе Господь: «Макарий!» – «Я, Господи!» – «Иди сюда!» – и стряхнет гнилую плоть мою» [297. С. 128].
17 мая 1847 года одна из духовных дочерей архимандрита Макария, которая находилась в соседней комнате все время его болезни, задремала от усталости и вдруг почувствовала, «как какая-то невидимая сила толкнула ее, и когда она открыла глаза, то увидела необыкновенно яркий свет и неподалеку стоящего отца Макария, поднимающегося кверху. Приоткрыв тихонько дверь, чтобы посмотреть, лежит ли он на постели, она, по знаку его, подошла к нему. Он приказал братии принести к нему с колокольным звоном икону Тихвинской Божией Матери»68; пал пред нею на колени и долго молился, поддерживаемый братией [342. С. 96–97].
В день своей кончины преподобный Макарий причастился Святых Христовых Таин. Утром 18 мая ему в келью принесли Святые Дары. Старец попросил приподнять его и встал на колени. Он положил на себя крестное знамение и три раза медленно и благоговейно приклонил голову к земле. Поднявшись с помощью братии, он сел в кресло и попросил полотенце и воду. Омыл лицо, взял требник и, прочитав молитвы, с таким благоговением причастился Святых Таин, что присутствовавшие не могли потом без слез вспоминать те благодатные минуты его таинственного общения с Богом. «Видя приближение к... концу, – пишет А. А. Орлов, – братия поспешила ранее отслужить обедню и приобщить его Святых Таин, а по окончании поздней обедни... он того же 18 числа мая в 10 часов 20 минут скончался при собрании многих знатных лиц» [212. С. 47].
Священник Николай Лавров приехал из Москвы по первому известию о болезни старца. Он пишет: «Кончина его была кончина праведника Божия! Предсмертные страдания его были чрезвычайно велики, но глубокий мир в душе, но радость благодатная, небесная радость поглощала чувство страданий телесных и во взорах его сияла невыразимо. Нельзя было смотреть на него без благоговейного страха. Дух его был весь погружен в молитву созерцательную. Он видел, кажется, отверзающееся перед собою Небо, питался откровениями, озарениями из Горнего мира. Он видел Самого Господа, Которого такою нежною, пламенною любовию любил он, и Которому служил он с такою преданностью и самоотвержением» [331. С. 88]. «С умилением смотрели мы, – вспоминает другой очевидец кончины преподобного Макария, – как догорала жизнь в такой дорогой лампаде. Он лежал неподвижно, замолкли и драгоценные уста его; каждую минуту ожидали его последнего вздоха. Но вдруг какой-то внутренней, таинственной силой он быстро поднялся с возглавия, сел, и словно яркий луч озарил тогда его и нас. Он громко и твердо произнес: «Свет Христов просвещает всех!» Склонил тотчас голову – мы бросились поддерживать его, положили на подушку, и в минуту наш батюшка кончился!» [215. С. 23].
«Колокол возвестил всему городу о его отшествии, – пишет келейник старца А. А. Орлов, – и народ со всех сторон стекался; всякий теснился, желая в последний раз взглянуть на него и отдать последний поклон...» [212. С. 47].
Когда тело покойного стали класть на стол, то «не нашли у него и простыни порядочной; постлали толстую, узкую и короткую» [216. С. 78]. Одели его во все старое, потому что лучшего не было... По завещанию Преподобного гроб для него приготовили необитый и неокрашенный, на нем было изображено крестное знамение и приведены слова Спасителя: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин.11:25–26).
Болховчане упросили архиепископа Орловского Смарагда, приехавшего отдать последнее целование своему другу, не спешить с его погребением, и в течение нескольких дней многочисленные почитатели отца Макария прощались в соборном храме с любимым наставником. Преосвященный Смарагд сам совершал погребение преподобного Макария на восьмой день по его кончине. Народу было много, все плакали. Гроб с телом старца внесли в алтарь Царскими вратами и обнесли вокруг престола. Как передают очевидцы, вплоть до погребения «не было обнаружено обычных смертному следов тления» [139. № 20. С. 706].
Похоронили преподобного Макария в монастырском соборном храме, в склепе, расположенном с южной стороны трапезной. При жизни он сам любил спускаться в этот склеп помолиться. Впоследствии почитатели старца расширили трапезную и устроили по обеим сторонам ее два придела, сообразно словам, начертанным на его гробе: справа – придел Воскресения Христова, где под самым престолом находился гроб праведника, и слева – придел Воскрешения праведного Лазаря.
«Сказывают, – пишет П. Бакунина, – что когда отец Макарий был здоров и собирался в Палестину, один юродивый часто приходил к нему. Отец Макарий однажды сказал ему: «Как бы мне хотелось умереть в Иерусалиме!» Юродивый отвечал: «Я знаю один остров: там Тихвинская Божия Матерь; вот там-то хорошо тебе, отец Макарий». А болховский монастырь, в коем находится Тихвинская икона Божией Матери, с двух сторон обогнут промытыми глубокими оврагами, а с третьей стороны – рекой; то есть он стоит как бы на острове» [15. С. 83].
После кончины преподобного Макария жители Болхова по воскресеньям и праздникам, а иногда и в будние дни собирались, нередко целыми семьями, на месте его упокоения и возносили о нем теплые молитвы ко Господу. Вскоре было установлено правило служить панихиду по архимандриту Макарию собором монастырской братии по окончании ранней Божественной литургии. Соборная панихида совершалась в том храме, где совершалась ранняя литургия, а литийная ее часть служилась в пещерке преподобного Макария, где почивали его мощи69.
Прихожане, придя в монастырь, обычно сначала заходили в пещерку своего любимого старца, а затем уже шли в храм. По окончании богослужения они опять спускались в пещерку помолиться о упокоении отца Макария, и многим по их вере подавалось просимое70.
* * *
Примечания
Просветителем Орловского края был, как известно, священномученик Иоанн Кукша, монах Киево-Печерской лавры († 1113); преподобный Макарий, тоже Киево-Печерский монах, стал достойным продолжателем дела своего славного предшественника.
Детей Преподобный учил везде, где бы они ему ни встретились. Житель Болхова А. А. Жаднов рассказывает: «В одно время отец Макарий посадил нас, троих ребятишек, вместе с собою в экипаж и долго возил нас и в это время учил нас, как почитать родителей, также учил разным молитвам» (Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария Глухарева во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни, Орловской епархии. Орел, 1897. С. 32).
В 1846 г. архимандрит Макарий ездил на богомолье в Воронеж, Задонск и Москву.
Д. Д. Филимонов сообщает, что преподобный Макарий не скрывал желания завершить свой земной путь в Святой Земле (см.: Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М. Я. Глухарева). М., 1892. С. 197). Об этом пишет и преосвященный Филарет, митрополит Московский: «У отца Макария были некоторые мысли очень своеобразные, как, например, мысль уйти за границу и где-нибудь умереть в безвестности, что не исполнилось потому, что в ночь пред начатием путешествия он занемог, и вскоре скончался» (цит. по: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию, 1831–1867. Ч. IV. С. 11–12).
Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была главной святыней болховского Троицкого Оптина монастыря.
Точных сведений о том, где сейчас находятся мощи угодника Божия, нет. Была предпринята попытка обретения святых мощей архимандрита Макария на предполагаемом месте его захоронения, но раскопки не дали результатов. Скорее всего, они пребывают под спудом в склепе Троицкого собора и ждут часа, когда Всевышнему будет угодно открыть их.
Рассказы о посмертных чудотворениях преподобного Макария можно найти также в публикациях священников Стефана Ландышева (см., напр.: Миссионер. 1877. № 9. С. 68), Илии Ливанского (см.: Ливанский И., прот. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии. Орел, 1913. С. 11; Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной миссии... С. 62), Евфимия Остромысленского (см.: Странник. 1860. Т. 3, № 8, отд. I. С. 80–83) и в других источниках.
