Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека архиепископ Макарий (Миролюбов) Икона Святителя Николая Чудотворца в Новгородском Николаевском Дворищском соборе
Распечатать

Икона Святителя Николая Чудотворца в Новгородском Николаевском Дворищском соборе

В Николаевском Дворищском Соборе с XII века находится храмовая чудотворная икона святого Николая Чудотворца. В числе местных икон она занимает место по правую сторону царских врат, возле иконы Спасителя. Очертание иконы круглое; мерой она во все стороны по 13 вершков. Святитель изображён с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей, в ризах и омофоре. У правой руки Святителя изображение перстов именословное, с тем только различием, что большой перст несколько не доведён к пригнутым – мизинцу и безымянному. По письму, икона эта должна принадлежать иконописцам не Новгородским, a Киевским или греческим, жившим в Киеве, согласно с чудесным возвещением о ней самого св. Николая. Она сохраняет свой древний колорит, при всей его темноте. На самой иконе надписей никаких нет, и были ли они когда-нибудь, неизвестно. Впрочем, и без надписей, при первом взгляде на икону, лик на ней является не другой чей, как св. Николая Чудотворца. Вокруг иконы остающееся пространство дополнено изображениями в восьми клеймах, относящимися к жизни и чудесам святителя. Изображения эти довольно искусного письма и могут относиться к концу XVII века.

Поводом к обретению и прославлению иконы была болезнь великого князя Новгородского Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха1. Князь, на 32 году от рождения2, при епископе Новгородском Никите († 1108), сделался нездоров расслаблением членов. Болезнь его день ото дня усиливалась. Находясь в тяжкой болезни, он со слезами просил об исцелении своём Господа Бога и призывал в помощь великого угодника Божия Святителя Николая, мощи которого незадолго пред тем были перенесены из Мир Ликийских в Бар-Град3. Молитва больного была услышана. Святитель Христов является князю в сновидении и повелевает ему отправить посольство в Киев за иконой своей, означив место нахождения4, меру и кругловидное очертание. Пробудившийся князь не усомнился в чудесном явлении Святителя и в обещанном ему исцелении. С надеждой на Бога и на Его угодника, он отправляет на ладье за иконой в Киев священника своего с причтом и боярина своего с придворными слугами по озеру Ильменю, дав им меру иконы, указанную во сне Святителем. Но милосердый Господь, сущий, близ всем призывающим Его, ускорил на молитву. Посольство князя, едва успевшее начать путь свой по озеру Ильменю, восставшей бурей удерживается от дальнейшего плавания. От этой бури приплывают к острову Липно и ожидают тут тихой погоды до трёх дней. Наконец, в четвёртый уже день, буря утихает, и обещанная в дальних странах икона нечаянно обретается плавающей в волнах Ильменских, в ту самую меру, какая дана была князем при отправлении посольства. Место обретения иконы находится в 7 вёрстах от Новгорода, близ нынешней каменной церкви упразднённого Николо-Липенского монастыря, построенной в память сего обретения архиепископом Климентом в 1292 году5.

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец6, для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь. Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной7, даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление.

Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи8, после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет9». В 4 Новг. Летописи повторяется та же самая запись, какая находится и во 2 Новг. Летописи, без всякого изменения10. По этим указаниям летописей, годом обретения иконы полагается год 111311, вместе с основанием Николаевского Дворищского храма. Но с этим указанием не согласно сказание рукописного повествования об иконе, по которому князь Мстислав получил исцеление при епископе Никите, управлявшем Новгородской епархией с 1096 до 1108 года12. По этому сказанию, время обретения иконы и последовавшего затем исцеления должно относиться не к 1113, а к последним годам святителя Никиты († 1108). Если принять 32-й год жизни Мстислава, соответствующий 1108 году, за время обретения чудотворной иконы, то год этот будет согласен с обстоятельствами жизни князя и святителя Новгородского. Напротив, 1113-й год не может быть принят за время болезни и чудесного исцеления князя потому, что в продолжение 1111, 1112 и 1113 годов великий князь занят был военными действиями, лично предводительствуя своей дружиной вне пределов Новгородских. Так, например, в 1 и 2 Новг. летописях, под 1113 годом, соединяется и личное поражение Мстиславом Чуди на Бору и заложение Николаевского храма, последовавшее за исцелением князя от болезни. Но такое соединение трёх различных обстоятельств под один год с первого взгляда представляется невероятным. Недоумение же в нашем мнении только одно, именно касательно протекших пяти лет между преставлением св. Никиты в 1108 году и заложением Николаевского храма в 1113 году; но это недоумение разрешается некоторыми обстоятельствами того времени. Хотя получивший исцеление благоверный князь, по усердию своему, не медлил исполнить обет свой и принести благодарность Господу Богу и угоднику Его Святителю Николаю основанием близ своего двора Николаевского храма; но в заложении оного могла произойти медленность от некоторых случайных причин. Первой причиной замедления мог быть недостаток в России художников, которых нужно было вызывать из Греции, тем более, что незадолго пред тем, в 1103 году, им заложена была Благовещенская церковь на Городище13, и приготовляем был материал на построение каменного города (1116)14 и Георгиевского храма в Юрьеве монастыре (1119)15. В таком приготовлении и могло пройти около пяти лет, не говоря уже о том, что в то же время князь занимался войной и был отвлекаем от исполнения своего обета. Что касается до причины, почему опущено в летописях сказание об исцелении князя и указано только о заложении храма в 1113 году в память исцеления, то причина эта заключается в смешении времени заложения храма со временем исцеления Мстиславова от позднейших летописцев, ограничившихся кратким указанием на величественный храм, доселе остающийся ясным памятником усердия князя Мстислава к благолепию храмов. Этим указанием летописцы хотели передать потомству известие и об обстоятельствах, предшествовавших построению Николаевского храма, которые, между тем, переходили из уст в уста и были записаны в позднейших летописях.

Со времени обретения чудотворной иконы св. Николая и построенного в честь его храма, икона эта находится в большом уважении у Новгородцев, прибегающих к милостивому угоднику со своими молитвами. Из письменного устава Софийского Собора16 видно, что в XVII веке, 6 декабря и 9 мая, в Николаевском Дворищском Соборе служил святитель и пред литургией совершал водоосвящение. Сверх того, в 6-й день декабря, после освящения воды, наливались ею вощаники, которые вместе с заздравными запечатанными просфорами были отправляемы в Москву к государю по старине17. Издавна18 Николаевская церковь была в числе градских соборных церквей и имела при себе протоиереев, которые прежде были старостами, что ныне благочинные, над некоторыми посадскими церквами. Ныне в Николаевском Соборе богослужение в оба праздника, зимой и весной, совершается соборно местным архиереем; а 9 мая пред литургией из Софийского Собора совершается крестный ход в Дворищскую церковь, ради храмового при ней праздника.

По этому уважению к чудотворной иконе св. Николая, она издавна обложена была ризой. В описи собора Дворищского за 1748 год икона описывается так: «Чудотворный образ Николая Чудотворца, риза кованая позлащенная, венец серебряной позлащенный, вкруг венца обнизано жемчугом и гранными камешки, и как около ризы, так и по полям обложен серебром басменным позлащенным19. Чудеса Николая Чудотворца, на них седмь венчиков сребреных позлащенных, длиной 3 арш. 3 вершка, шириной 2 арш. 4 вершка»20. После того была риза на иконе сребропозлащенная, украшена разноцветными и разноценными каменьями, финифтью и разной величины жемчугом. На этой ризе, относящейся к концу прошлого столетия, во главе Святителя вычеканен деисус, а на Евангелии, находящемся у Святителя, распятие с предстоящими. Самая риза хранится в ризнице Николаевского Собора, а каменья и жемчуг перенесены на ризу, которая ныне украшает икону. Настоящая риза на Святителе устроена около 12 лет тому назад: она сребропозлащенная с изображением на Евангелии Воскресения Христова и с надписью по сторонам угодника: «Образ Святителя Николая Чудотворца», а на полях: «усердием купца Харлампия Лукина, 5 фунт. 16 зол., а с каменьями весу 5 фунт. 79 золотников».

До Карамзина никто не имел сомнения, как и ныне никто не сомневается, в подлинности чудотворной иконы святителя Николая. Карамзин, в своей Истории Российского Государства21, об этой чудотворной иконе заметил, что будто «царь Иоанн Васильевич перевёз оную в Москву в церковь Благовещения на царском дворе, где сия икона чрез 25 лет сгорела во время пожара», и что повествование это взято им будто бы из одной Новгородской рукописи. Прописанное у него там обстоятельство обретения св. иконы на озере Ильмень находится только в одном летописце Дворищского собора22, где об отвезении в Москву иконы вовсе не упоминается. Действительно, в 1561 году 9 марта, по сказанию 2 Новг. Летописи23, царь Иоанн Васильевич IV взял к себе в Москву из Софийского собора две местные иконы: Спасителя и св. апостол Петра и Павла, и третью икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Юрьева монастыря; но из этих икон две первые возвращены 19 июля 1572 года и опять поставлены на прежнем месте24. Более в то время ни о каких иконах не упоминается. Если же отнести это ко времени разгрома или казни Новгородцев, бывшей в 1570 году, то и тогда утвердить того сказания нельзя. В Новгородской Летописи сказано25, что царь Иоанн Васильевич повелел «снять колокол у святой Софии благовестник большой Пименовский в 500 пудов и свести оный в Москву в Александрову Слободу, также взять и свести к Москве чудотворные иконы и драгоценные сосуды; вместе с тем повелел «из Софийского собора взять ризную казну и прочие драгие освященные вещи церковные и святые Корсунские иконы, ризы и колокола, и по всему Великому Новуграду и около Новаграда, по монастырям и по всем церквам, казну и иконы, и прочие драгие освященные вещи и колокола, повелел такожде имати». Но из всего этого ещё не видно, чтобы именно из Дворищского собора чудотворная икона святителя Николая увезена была в Москву; a между тем видно, что летописные повествования о разгроме Новгорода, на которых только и основывался Карамзин26, писаны с преувеличением усмиряемыми Новгородцами, в горести духа о сокрушении вольности. При казни Новгорода, действовало не злодейское святотатство, как выражается историограф27, но политическая власть самодержца, дабы ослабить силу могущественного города, лишить сокровищ, возбуждавших зависть в соседственных державах, и уничтожить на них Новгородскую надежду, усмирить гордость непокорных и сократить толпы самоуправляющихся. По этим-то причинам не все вообще колокола, которых много осталось в Новгороде28, взяты в Москву, но особенно Софийский, именуемый Пименовским благовестником, частью потому, что архиепископа Пимена царь подозревал в предательстве, a частью, может быть, потому, что этот колокол был для Новгорода то же, что вечевой для Ярославля Дворища, отвезённый в Москву в 1478 году29. Последнее мнение имеет место, потому что в Новгороде было не одно вече, и что некогда Новгородцы повещаемы были для собрания и звоном Софийского колокола30. По тем же причинам и взята казна из Софийской ризницы, где хранилась и общенародная; взяты также некоторые иконы, вероятно, в возмездие подобных, Новгородцами некогда учинённых, поступков31. При этом надлежит принять во внимание, что разъярённой дружиной Иоанна IV, обогащавшейся от грабежа, похищены многие вещи из святых церквей не потому, что они почитались чудотворными, но по причине драгоценности их. Сам Иоанн Васильевич благоговел к святым местам, что видно из оказываемого им почитания, по усмирении града. Он, в 1572 году, при посещении Новгорода32, сопровождал крестный ход, останавливался для богомолья в Дворищском и Знаменском соборах, а также и на Волховском мосту пред чудным крестом, и делал тогда же в разные места пожертвования на богоугодные заведения. Теперь, если пограблен был Николаевский Дворищский храм, то едва ли бы можно было царю входить в оный для поклонения чрез два года, особенно после похищения главной его святыни. Напротив того, известно, что в то время Иоанн IV построил даже свой дворец на площади у Дворищского собора, где бывал дворец Ярославлев, откуда вышло для Новгорода древнее законодательство, где обитали многие владетельные князья Новгородские, куда преимущественно собиралось народное правительство, дабы показать, что, на место всех их, он есть законный государь и как бы прихожанин Николаевского собора.

Наконец, историограф говорит, что святая икона Николая Чудотворца через 25 лет (т. е. в 1595 году) в придворной Благовещенской церкви во время пожара сгорела. Действительно, в то время был в Москве пожар, о котором сам Карамзин пишет следующее33: «В 1595 году, в отсутствие царя Феодора Иоанновича, ездившего в Боровскую обитель св. Пафнутия, сгорел весь Китай-город: чрез несколько месяцев он восстал из пепла с новыми каменными лавками и домами, но едва было снова не сделался жертвой огня и злодейства, которое изумило Москвитян своей безбожной дерзостью… К счастью, правительство узнало о сем заговоре; схватили злодеев и казнили». Из этого видно, что горел в 1595 году не Кремль, а Китай-город. Но придворная Благовещенская церковь, как известно, находится в Кремле. Следовательно, и с этой стороны мнение Карамзина о перевозке в Москву чудотворной иконы св. Николая и о сгорании её в придворной Благовещенской церкви не заслуживает вероятия.

* * *

1

Мстислав Владимирович вступил на Новгородское княжение 12-ти лет в 1088 году (Ист. Гос. Росс. Карамз., т. II, стр. 100), в 1117 году находился в Киеве при отце своём Владимире Мономахе, в 1125 году вступил на великокняжеский престол после отца своего, а в 1132 году 19 апреля скончался.

2

А на 20 году княжения Новгородского. Почему тот, а не другой год назначается болезни князя, решается после, при указании времени обретения иконы.

3

Время перенесения мощей Св. Николая относят к 1096 году; но вернее и согласнее с историей относить оное к 1087 году, как показано у гр. Толстого в Жизни Св. Николая Чудотворца, 1852, стр. 47 и прим. на стр. 80.

4

В Киеве, по сказанию рукописной повести, икона находилась у Св. Софии на полатях (хорах).

5

В 1 Новг. Лет. под 6800 годом сказано: «Заложи архиепископ Новогородский Климент церковь камену святого Николу на Липне»; а в 3 Hовг. Лет. прибавлено: «от Великого Новаграда за 7 поприщ, спустя после приплытия святого образа 180 лет. Оставшаяся от монастыря Липенского церковь приписана к Сковородскому монастырю, где находится храмовая икона св. Николая, писанная в 1294 году, с летописною подписью. Ср. 3 Новг. Лет. под 6802 годом. Впрочем, в 1292 году, как надобно полагать, в Липенском монастыре построена была новая каменная церковь; а первоначальное основание её до́лжно относить ко времени обретения иконы в XII веке.

6

Дворец великокняжеский тогда находился со времён Ярослава I у Николаевского собора, названного по имени Ярославова дворца Дворищским. См. Истор. разгов. о древн. Великого Новгорода, 1808, стр. 12.

7

В рукописном сказании об обретении чудотворной иконы святителя Николая, хранящемся в Николаевском Дворищском соборе и приложенном к гравированной копии образа, благоверная княгиня Анна, содействовавшая князю в построении храма, названа бабою, т. е. бабкой, потому что первой супругой Мстислава была Христина, скончавшаяся в 1122 году (1 Новг. Лет. под 6630 годом), второй – Любовь, с 1122 года (Труды Общ. Ист. и Древн. Росс., кн. I, стр. 21). А в повести рукоп. «Чудо Св. Николы о князе Мстиславе» читаем: «Потом же князь Георгий (Мстислав), по завещанию св. Чюдотворца Николы, стяжая веру к цельбоподательному образу его, сотвори церковь каменну, с бабою своею благоверною княгинею Анною, на дедине Ярославля двора, прекрасну и пространну, во имя великого архиерея, и подписа ю стенным изуграфством, и чюдотворную ону икону тамо постави; тако же и на месте потока Липенского, идеже чюдотворная та икона обретеся, церковь воздвиже в его же святое и многочюдесное имя каменну же, и монастырь возгради, и братию собра, и селы одарова». Ист. Русск. Церкви преосв. Макария, т. II, прим. 172.

8

Летописи указываются по Полному Собранию Русских Летоп., том. III и IV.

9

По вычислении 180 из 6800 лет выходит 6620, или 1112-й, год, в который полагается обретённой икона.

10

Подобное повторяется и в Соф. Летоп., ч. I, стр. 151. Равно и в рукоп. Летописце в 4-ку, составленном в царствование Императрицы Екатерины II и хранящемся в Никол. Дворищском соборе, на л. 6 записано: «В лето 6621 заложи князь Мстислав церковь каменну св. Николая Чудотворца в Ярославля Дворищи, понеже того года приплы из Киева образ, дска круглая, Николая Чудотворца, в Новгород, и пристал на Липне, идеже ныне стоит Николо-Липенский монастырь». А на 37 листе того же летописца: «В лето 6621 приплы образ Николая Чудотворца из Киева в Великий Новград при епископе Иоанне. Того же лета заложи князь Мстислав в Великом Новграде церковь каменную св. Николая Чудотворца на Ярославли Дворища, и образ Николая чудотворца постави в ней».

11

Кроме одного места в 3 Hoвг. Лет. под 6800 годом, где указывается 1112 год, по поводу построения Липенского монастыря.

12

Согласно с рукописным сказанием об иконе, под гравированною её копией, в двух углах, участвующим при крестных ходах изображён святитель Никита, а не Иоанн (Папин) 1-й, управлявший епархией с 1108 до 1130 года. Копия с иконы гравирована с дозволения его высокопреосвященства, Новгородского митрополита Михаила, утвердившего оную в 1818 году 25 ноября. При копиях напечатано и сказание об иконе, обретённой при епископе Никите.

13

1, 2, 3 Новг. Летоп. под 6611 годом.

14

1, 2, 3 Новг. Летоп. под 6624 годом.

15

1, 3, 4 Новг. Летоп. под 6627 годом.

16

Письменный устав хранится при Софийском соборе в двух списках XVII и XVIII века.

17

В Новгородском консисторском архиве старых дел найдена подлинная царская грамота 1620 года на имя митрополита Макария II о том, чтобы протопоп Никольского Дворищского собора ездил в Москву к Государю со святой водой после зимнего праздника по старине. Ср. Акт. Истор., т. IV, стр. 502. Подобной привилегией пользовались только некоторые из древних соборов и монастырей. В расходной книге 1584–1585 г. (Дополн. к Акт. Ист., т. I, № 113, стр. 179) записано: «Генваря в 22 день… дано из Великого Новагорода Ярославля Дворища Николы Чудотворца протопопу Сергию да дьякону Терентью, по сукну по доброму человеку, цена по два рубля сукно, да из большого приходу протопопу три рубли, дьякону рубль; a пожаловал их государь за то, приезжали к государю с праздничною святою водою и с просвирою».

18

По крайней мере, с XVI века и доселе.

19

Басменный на полях иконы оклад от древних времён остаётся на ней доселе под сребропозлащенной ризой.

20

Опись Дворищского собора, в Новгородском консисторском архиве старых дел.

21

Том II, прим. 114, по 2-му изд. В следующих изданиях Истории, после смерти Карамзина, неосмотрительное замечание его об иконе св. Николая уже оставлено.

22

Места из этого летописца об иконе указаны нами прежде в замечании о времени её обретения по летописям.

23

Под 6069 годом, стр. 160. Ср. Ист. Г. Р. Кар. т. IX, прим. 95.

24

2, 3 Новг. Лет., под 7080 годом, стр. 172 и 262. Впрочем, икона Спасителя, как видно из летописи возвращена не в подлиннике, a в списке.

25

3 Новг. Лет. под 1570 г., стр. 254, 257 и 259.

26

Ист. Госуд. Росс., т. IX, стр. 150.

27

Там же.

28

Ист. Гос. Росс., т. IX, прим. 396.

29

Вечевой колокол взят был в Москву Иоанном III в 1478 году 15 января.

30

1 Новг. Лет., под 6798 годом, и 2 Лет., под 6926 годом. Карамз., т. V, стр. 206 и след.

31

Ист. Гос. Росс., т. V, стр. 131 и 157.

32

О двукратном посещении царём Иоанном IV Новгорода и участии его при крестных ходах в 1572 году, см. в 3 Новг. Лет., стр. 167–172 и у Карамз., т. IX, прим. 398 и след. В описи упразднённого Лятского Никольского за 1604 год значится, что царём Иоанном IV дано в монастырь дачи по опальных 600 рублей. О Лятском монастыре близ самого Новгорода, см. в Ист. Росс. Иерарх., ч. V, стр. 34 и 35.

33

Том. X, гл. III, стр. 211.


Источник: О древнем наперсном медном образе, в библиотеке Александроневской лавры; Икона святителя Николая Чудотворца в Новгородском Николаевском дворищском соборе; О возобновлении иконы Знамения божией матери в Новгородском Знаменском соборе, в 1640 г. / [Архим. Макарий]. - [Санкт-Петербург] : тип. Имп. Акад. наук, ценз. 1859. - 25 с. (Авт. указан в конце текста. Извлечено из 1-го тома «Известий Императорского Археологического Общества»). / Икона Святителя Николая Чудотворца в Новгородском Николаевском Дворищском соборе. 9-22 с.

Комментарии для сайта Cackle