преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 164

Ты жалуешься на свою мрачность и скуку, и что-то тяготящее твою душу; сожалеешь о прошедшем радостотворном твоём спокойствии, а между тем, сама сознаешь себя в нерадении и лености, приверженности к миру и удовольствиям его. Как же это сообразить с духовною жизнью? Ты сим самым обретаешь в себе пустоту, и навлекаешь мрак и скуку, притом же оставила молитву и правило, для приобретения от работы. Впрочем, ты должна знать, хотя бы ты проводила и подвижно духовную жизнь, но все не должна искать радости и спокойствия; этим пользуются токмо совершенно умертвившие себя в миру и смирившиеся; а без смирения получение духовных дарований весьма опасно, может обольстить и повредить. Если же ты имела в начале духовную радость и спокойствие, то это благодать Божия тебе подала, как ещё младенцу, требующему млека; а возмужавши требуем и твердой пищи; – отъятие благодати к смирению твоему. И стоящие в чину своем и работающие Богу, и те страждут мрак, скуку, уныние и прочее, к преуспеянию их; а во время и благодать посещает, по мере устроения их; а ты, ничего не видя, уже хотела и наслаждаться плодами мира и спокойствия, которые даруются по многих подвигах и трудах, по победе страстей и стяжании смирения. Читай отеческие книги, то и поймешь это, да особо прочти святого Исаака Сирина в 46 и 79 гл. В сем последнем увидишь, что это попускается за гордость; а врачевание оному – смирение. Да утвердит Господь тебя в жительстве монашеском и вразумит познавать брань духовную, как противиться страстям и побеждать их. Многогрешный И. М. 4 февраля 1855 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle