преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 261

Что нахожу сказать вам на главный предмет ваших писаний – цель искания вами спасения, вразумляющу Господу, по вере вашей, пишу: вы желаете приблизить себя к Богу, хотите жить при монастыре, заниматься искусством живописи, потом поступили в обитель, также упражняетесь в этом занятии, за послушание: но скорбите, что мало ходите в церковь, мало имеете время на чтение, желаете уединенной жизни; всего этого не достигая, находитесь в смущении. Надобно читать отеческие книги: святого Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, и проч.; из коих увидите, что ищущим спасения должно полагать в основание веру, потом отвержение себя, т. е. своей воли и разума, и покорить оные по Бозе наставляющей вас духовной матери; к этому надобно иметь благое произволение на всякое дело благое, на терпение, на смирение, на любовь, кротость, воздержание, молитву; чему конечно будет враг противиться, но смирение такое оружие, которое все козни и сети вражии сокрушает; а приобретается оное, по слову святого Иоанна Лествичника, чрез послушание и отвержение своей воли и разума. Вы желаете уединения, чтобы заниматься более чтением книг и молитвою; а, по учению святых отцов, уединение не всем полезно; а паче, кои недугуют душевными страстями: гневом, тщеславием, лукавством и прочим, таковым, учит святой Иоанн Лествичник, ниже след безмолвия видети позволяет. А страстным, более надобно иметь сообщение с ближними, чтобы, чрез оскорбления и досады от них, познали свои немощи, и смирились, и когда получат исцеление от оных страстей, тогда могут и на безмолвие идти с благословением наставляющих; а в безмолвии страсти не исцеляются, по слову святых отцов. Итак, советую вам рассматривать своё устроение и согласно с писанием отеческих книг и с советом наставницы вашей, управляйте свою жизнь со смирением, на которое Господь призирает и ниспосылает Свою помощь. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 7 марта 18959 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Размышления на пути к вере протоиерей Вячеслав Резников

3. Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета Александр Александрович Бронзов

4. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еликонида профессор Александр Павлович Лопухин

6. Устройство христианской церкви в первые два века профессор Василий Никанорович Мышцын

7. История русской словесности. Часть 2. Отдел 3. Литература в царствование Александра I профессор Иван Яковлевич Порфирьев

8. Псевдоникита Пафлагон Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

9. Объяснения ежедневных домашних и некоторых повременных церковных молитв православного христианина, десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей о блаженстве протоиерей Иоанн Бухарев

10. История Санкт-Петербургской духовной академии Иларион Алексеевич Чистович

Комментарии для сайта Cackle