преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 292

В письмах твоих ты меня ублажаешь, а себя укоряешь – в ничто ставя, – хотя словом; а на деле случится и другое, – и выбранишь и щипаешь, под видом ревности, но буией; все же то, что ты написала укоризненного о себе, должно отнести ко мне; только я, по скудости ума моего, не могу выразить столько моей худости, какова она есть; а твои слова весьма приличны мне, хотя и не совсем достаточны, – как я себя вижу и чувствую; имей же меня не только таким, как ты о себе пишешь, но несравненно хуже; не смиреннословлю, но истинно такой есть. Но при всей моей худости не плачу грехов моих, а вхожу в рассуждение о немощах других; чем и обольщаю всех, подая мнение о себе, будто бы я нечто есмь. Вот и теперь, вместо того, чтобы молчать и внимать себе, а я вдаюсь в рассуждение и суждение, не могу удержать себя; что это? Разве только то ободряет, что готовность послужить ближнему, и ежели обрящут пользу, то, может быть, и мои Господь простит согрешения. Впрочем, и то не мое, а пишу, что Бог вложит в омраченный мой ум, я же токмо рукою движу. Ты пишешь, что при худости твоей не оставляешь входить в положение других, по просьбе их; из них же М. Е... К–ва объясняет тебе свои искушения, страхи, тоску и смущение; хотя ты и не знаешь, может ли быть польза, или отрада в её жалком положении, но принимать участие в скорби других, кажется, должно; а паче, когда ищут от нас оного; ты же, принимая её, говори и давай читать то, что знаешь, и что Бог тебе возвестит; а более всего, как сама о ней возлагайся на Бога, так и ей советуй не упадать духом, но возвергать попечение своё на благость и милосердие Божие, хотящего всем спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4). Посоветуй ей прочитать (когда еще не давала) у св. Исаака Сирина слово 79-е, и получше ей оное растолкуй чтобы она познала, отчего происходят с нею такие явные бесовские искушения и душевные томления; потом врачевство всем сим какое? Смиренномудрие сердца. Может быть и удобрится земля сердца её, и примет семя учения святого и принесет плод; но все это не наше, но Божие дело, подать исцеление и успокоение; невозможная от человек вся возможна суть от Бога (Лк.18:27); и самое наказание бывает виновно душевной пользы, только винить себя, а не других. Представляемые ей бесовские мнения о сумасшествии и бесновании надобно оставлять и не соглашаться с ними. Удаление в другую обитель не думаю, чтобы принесло ей пользу. Касательно О. И... скажу, точно он благочестивый муж и богоугодный, многие пользуются его наставлениями: но он слаб и лишился зрения, мало кого допущает до себя, а даёт ответы чрез живущего с ним брата. – Не знаю А..., не могу об ней и сказать ничего; но только в Е–це, кажется, не найдет пользы, по её болезненному душевному и телесному устроению; ей представляется что её тут у нас не любят; да когда она будет убеждать себя, что хуже всех, то сочтет сама себя недостойною любви от всех; а между тем, я не думаю, чтобы она была нелюбима, но враг ей так представляет и смущает и гонит вон, чтобы ещё в вящие беды ввергнуть; отношения же её к мнимо-духовной матери внешние не мешают иметь по возможности, а внутренних она и не имела; да помилует её Господь.

О другом семействе, к тебе относящемся, сколько можно, принимай любовное участие, когда не видим вреда душевного себе, или окружающим тебя; а паче, когда еще и начальствующие мирствуют к вам и не воспрещают. И паки повторю, как о первой, так и о сих: возлагай упование на милостивый промысел Божий, пекущийся о спасении всех нас. Как тебе, так и всем, окружающим тебя, сёстрам мира, здравия и спасения желаю. Многогрешный И. М. 7 февраля 1850 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle