преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 45

Поздравляю тебя со всеми твоими о Христе сёстрами с наступившим сим новым годом; да подаст вам Господь новые силы к борению противу мысленных врагов наших: мира, плоти и диавола, тоже самое и страстей; и мир Божий да водворяется в вас богатно.

В первых скажу о твоих немощах (коих я и сам преиснолнен). Благо нам, яко смиряет нас Господь (Пс. 118, 71.), не попуская возлетать в высоту мнимых исправлений, да не вознесшеся, низвержение постраждем. Но хоть бы во смирении, зрением наших грехов, и о них болезнованием, посетил нас Господь, и избавил от врагов и страстей наших. Но часто бывает, что как завалится глаз бревном, то и видим сучки с других; пусть, хотя и досаждают они нам, но должно разуметь, что не сами собою, я попущением Божиим, и суть орудия правды и промысла Божия.

Бог действует нам неведомо, в ином по благоволению, а в другом по попущению. Ты же, еще ничего не видя, убоялась будущей скорби, могущей быть чрез N; а не случается ли противное: от кого не чаешь, – получаешь, и на кого надеешься, обманываешься. Все это от нас сокрыто; тогда же, когда надобно чему быть, то Бог тебя и наставит, что делать; только ищи от Него вразумления и помощи; хотя бы что и противное произошло, но может в пользу обратиться; судеб Твоих, Господи, бездна многа (Пс. 35, 7.)!

Я не жалею о том, что не угодил моими письмами мати У. В–не. Она сама виновата; она должна была бы подобно тебе, продиктовать мне, что к ней отвечать, и мне стоило только бы переписать, да подписать, тогда бы и довольна была; а когда о чём с верою вопрошать, то надобно и принимать с тою же вкрою, хотя я сего и недостоин, чему более и приписываю её оскорбление; и за сие, что она не хочет ко мне писать, нимало на неё не оскорбляюсь. На тебя же я не оскорбляюсь, что ты мне диктуешь, как к тебе, или к ней писать о поездке вашей; но исполнить сего не могу, а предоставляю воле Божией; как Ему угодно, так и да сотворит, и устроит; и верно лучше будет наших умствований.

О её же устроении надобно пожалеть, которое, может быть, и переменится на лучшее с течением времени и попущения искушений, что даже видно и из трёх твоих писем: во всех разные устроения. Обыкновенно мы, приходя в монастырь, думаем: иди вдруг возлететь на небо, или найти покой нерушимый; но, не обретая сего от мучительства собственных наших страстей, впадаем в уныние, ища разрешения не там, где должно; и тем худо она делает, что не читает книг, которые должна читать, не сама избирая, а какие ей назначат к пользе. Когда бы помнила и понимала силу слова: иже хощет по Мне, идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой (Марк. 8, 34.), то всячески бы отвращалась своей воли, яко врага; а для неё это непонятно. Она на меня негодует напрасно, будто я пишу, что дал ей благословение, согласно с её волею, поступить в Б–у. Ну что ж бы теперь было, при её теперешнем немирствии? Когда бы я её понуждал, вовсе бы пала на меня вина, и правильно бы роптала: а теперь себя должна винить и благословно; но я сего не нахожу. Кажется, бы самое лучшее для неё время у тебя исправить свою нравственность; я знаю, что ты не попустишь брать форс, а это ей и неприятно: но после бы полюбилось. Надобно, чтобы она увидала, что беспокоит её не отвне окружающее, но внутрь лежащее: и тогда бы конечно постаралась исторгнуть дурные корни, чтобы не произрастали наверх. Я же со своей стороны, как не привлекаю её в С., так и из Б–и не отторгаю: верую, что на всяком месте владычества Господа (Пс. 102, 22.) и много есть спасающихся, – а кого куда Господь призовет. И о ней оставляю на волю Божию, как Ему угодно устроить: у вас ли утвердить, или в С. переведёт; от нас сокрыта польза или вред; только нам святые отцы пишут, что «инок, аще смирит себя, на всяком месте покой обрящет». О матери Н. я ничего не могу сказать высокого; а кто хочет, по вере, пользоваться, получает оную; а по безверию, кто хочет, блазнится; на их воле состоит.

Смущающие тебя помыслы о слышанном тобою, к твоему укорению и о мнении, что я лучше расположен к С–у, нежели к вашей обители, ничтожны. Обители все я уважаю и люблю, яко пристанища спасающихся. Но знаю живущих, более нежели где, только С–х; у вас же твою келлию и отчасти матери игуменьи, а прочих мало. Это не есть особая любовь, а знание. Ежели ж весит и усердие, то не знаю, чём оное узнать? Вряд ли я к кому столько и много пишу, как к тебе: из чего же это? Кажется, нет никаких видов! Многогрешный И. М. 15 января 1844 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Екклесиарх профессор Александр Павлович Лопухин

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

6. Sermons – All Saints Антоний, митрополит Су́рожский

7. Устройство христианской церкви в первые два века профессор Василий Никанорович Мышцын

8. Письма о богослужении восточной Кафолической Церкви Андрей Николаевич Муравьёв

9. Сплоченные Верой, Надеждой, Любовью и Родом протодиакон Сергий Голубцов

10. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

Комментарии для сайта Cackle